Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К +2А  + 1А  0  – 1А  – 2А  Д




 

Условные обозначения:

- те же (см. выше),

- фигурная скобка обозначает, что все перечисленные диспозиции коммуникативного менасивного конструкта функционируют в рамках типового взаимодействия «предвыборная угроза»;

- цифры 1, 2 и -1, -2 обозначают интенсивность (по степени усиления) прагматического воздействия менасивного высказывания на адресата угрозы при движении по шкале положительных и отрицательных переживаний соответственно.

Примечательно, что каждой выделенной нами диспозиции Я-политика и Я-избирателя коммуникативного менасивного конструкта может быть не только присвоен определенный номер, отражающий иерархический характер диспозиций конструкта, но и название (наименование, признак), содержащее описание эмоционального состояния адресанта и адресата высказывания со значением угрозы. В частности, диспозициям коммуникативного менасивного конструкта +2А, +1А, 0, –1А, –2А могут быть присвоены следующие названия (коммуникативный менасивный конструкт представлен вертикально):

 

К: Комфортное эмоциональное состояние

+2А: Измененное комфортное эмоциональное состояние:

Умиротворение (отсутствие переживаний вообще)

Спокойствие (отсутствие постоянных переживаний)

Осознание (отсутствие кратковременных переживаний)

+1А: Аффицированность (затронутость положительного переживания)

0 - Нейтральность переживаний: Без аффекта (точка отсчета, точка «ноль»)

-1А: Аффицированность (затронутость негативного переживания)

-2А: Близость к дискомфортному эмоциональному состоянию:

Испуг (кратковременное переживание)

Страх (постоянное состояние)

Фобия (безвыходное положение), трепет

Д: Дискомфортное эмоциональное состояние

 

Представленный набор диспозиций эмоционального состояния Я-политика и Я-избирателя менасивного конструкта предвыборной угрозы позволяет утверждать, что рассматриваемый менасивный конструкт являет собой функционально-семантическое пространство угрозы (менасивных регулятивных действий), а также набор (перечень) возможных диспозиций эмоциональных состояний Я-политика и Я-избирателя, в то время как любое менасивное высказывание, реализованное в предвыборной программе кандидата, практически, являет собой одну из возможных диспозиций Я-политика и Я-избирателяна континууме содержания коммуникативного менасивного конструкта предвыборной дискурсии (Новоселова, Романов, 2013; Новоселова, 2012; 2013; 2017). Конечно, реализация политиком предвыборной политической угрозы – это сложная когнитивная ситуация и количество элементов рассматриваемого коммуникативного менасивного конструкта, в частности, степень доминирования положительных или отрицательных эмоциональных состояний, может быть дополнено путем более точной градации оттенков диспозиций эмоциональных состояний политика и избирателя. При этом, однако направления воздействия, создаваемые менасивными дискурсивными практиками, останутся прежними и, конечно, в рамках коммуникативного менасивного конструкта.

Бесспорно, диспозиция эмоционального состояния Я-политика и диспозиция эмоционального состояния Я-избирателя могут находиться как в одной и той же точке коммуникативного менасивного конструкта, так и в разных (практически противоположных) точках этого конструкта. Поэтому при построении коммуникативного менасивного конструкта предвыборной дискурсии необходимо прогностически учитывать то эмоциональное состояние, в котором может находиться политик как автор и инициатор высказывания со значением угрозы, а также эмоциональное состояние избирателя как адресата высказывания с менасивным компонентом. При этом следует иметь в виду, что реализация политиком высказывания со значением угрозы способствует изменению первоначальной (т. е. до момента реализации менасивного высказывания) диспозиции эмоционального состояния Я-избирателя, а также каузирует её перемещение по оси коммуникативного конструкта слева-направо или справа-налево.

Со всей очевидностью можно полагать, что в контенте тематического пространства предвыборной коммуникации диспозиция Я-политика(Я-автора дискурсивных практик со значением угрозы) находится в точке, соответствующей аффицированному эмоциональному состоянию – положительному (+А) или отрицательному (-А). Указанная диспозиция Я-политика определяется сложностью ситуации предвыборной агитации, сложной ситуацией в стране, политической конкуренцией, а также заинтересованностью политика достичь своей цели – победить на выборах. В частности, аффицированное эмоциональное состояние кандидатов на пост Президента Российской Федерации характеризуют, например, следующие их языковые практики, реализованные в программном контенте предвыборного дискурса: «Великая Россия находится перед исторической необходимостью мобилизации национально-патриотических сил на коллективную работу по прекращению реализации в стране неолиберального экономического курса, антироссийского и античеловеческого по своей социальной сущности» (Бабурин); «Дорогие друзья! Ближайшие годы будут решающими для будущего страны. Сегодняшние решения определяют судьбу России на десятилетия вперед» (Путин) и др. Другими словами, политики вербально репрезентируют свое аффицированное эмоциональное состояние или пытаются создать «образ» политика, беспокоящегося за будущее страны и судьбу народа, чтобы подготовить избирателей к восприятию и оценке менасивных практик.

Примечательно, что политик, как правило, не осведомлен о точном эмоциональном состоянии избирателей как получателей менасивных высказываний предвыборной коммуникации. Однако в рассматриваемом предвыборном политическом дискурсе автор менасивных высказываний (политик) направляет прагматическое воздействие в адрес наиболее вероятных избирателей и фокусирует на них свое внимание, предполагая при этом, что потенциальный избиратель находится в аффицированном эмоциональном состоянии (-А или +А).

Как правило, избиратель во время предвыборной кампании и так находится в аффицированном состоянии, так как перед ним стоит задача выбора кандидата на пост Президента Российской Федерации и вместе с тем выбор пути дальнейшего развития страны. В свою очередь, политик-кандидатадресует ему высказывания со значением угрозы, стремясь ввести его в дискомфортное эмоциональное состояние, в котором он, вероятнее всего, совершит каузируемые угрозой действия, т. е. выберет (предпочтет) «нужного» кандидата и проголосует за него. Из этого следует, что политическая угроза предвыборного дискурса преимущественно направлена на поиск:

а) избирателей, недовольных ситуацией в стране, находящихся почти в дискомфортном эмоциональном состоянии (аффицированном отрицательном -А), которых возможно убедить в том, что ситуация в стране изменится в худшую сторону и, следовательно, их эмоциональное состояние ухудшится, если они не проголосуют за определенного кандидата;

б) избирателей, довольных ситуацией в стране и ее руководством (управлением), но находящихся в аффицированном (положительном +А) эмоциональном состоянии перед выборами, так как они опасаются ряда возможных изменений, связанных с ухудшением собственного положения, статуса, достатка;

в) избирателей, не определившихся с выбором кандидата (или не желающих делать свой выбор, но осведомленных о предстоящих выборах Президента Российской Федерации) и, следовательно, находящихся в нулевой точке конструкта или в аффицированном эмоциональном состоянии (отрицательном –А или положительном +А).

Расположение начальных взаимодиспозиций (существующих до момента реализации политиком менасивного высказывания или комплекса менасивных высказываний) эмоционального состояния Я-политика и Я-избирателя можно представить на оси коммуникативного менасивного конструкта предвыборной дискурсии следующим образом:

 

|           Я-политика        |

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...