Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е. М. Позднякова. Противодействие социокультурным угрозам (опыт фреймового анализа). Введение. Концептуализация противодействия




Е. М. Позднякова

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ УГРОЗАМ (ОПЫТ ФРЕЙМОВОГО АНАЛИЗА)

Введение

Окружающая действительность такова, что в мире одновременно сосуществуют и взаимодействуют люди, живые организмы, неодушевленные предметы и явления. Такое постоянное взаимодействие основано, прежде всего, на поддержании баланса, гармонии в мире. Еще в древнекитайской философии задача гармонизации Поднебесной решалась в свете вечного противостояния. Считалось, что во всей живой и неживой природе господствует один закон, обладающий властью, не знающей границ и не признающей никакого сопротивления. И имя ему: закон силы действия и противодействия.

Все в природе, любой неодушевленный или одушевленный предмет - от камня в поле до души человека, если на него оказывают определенное давление с одной стороны, в конце концов, должен подчиниться толчку и двигаться по направлению оказанного на него давления, если не придет с другой стороны нечто, что в физике называется " силой противодействия" - сила, оказывающая сопротивление первой силе и действующая с той же мощью.

Противодействие настолько широко проникло в жизнь человека, что охватило все сферы его деятельности: производственную и профессиональную сферы, эмоциональную, сферу здоровья, семьи, досуга, личных и социальных отношений. Человек противостоит людям, природе, общественным процессам или явлениям, даже сам себе, причем противодействие может варьироваться от небольшого сопротивления течению реки до масштабных войн между государствами. В процессе общения с людьми человек не только говорит о противодействии, обсуждает его, но и осуществляет противодействие в речевойкоммуникации. Такое активное проникновение явления противодействия во всесферы человеческой деятельности и его осознание, концептуализация, категоризация не могло не отразиться в языке.


Концептуализация противодействия

Противодействие выступало в качестве предмета исследования на разных этапах развития как зарубежной, так и отечественной лингвистики.

В период развития структурной и функциональной грамматики семантика противодействия привлекала внимание лингвистов в рамках исследования структурных частей предложений, особенно их предикатов в структурной лингвистике, а также функционально-семантических полей контрарностии контрадикторности в функциональной лингвистике. В падежной и референциально-ролевой грамматике (Ч. Филлмор, Р. Ван Валин, У. Фоли) проблема изучения противодействия сводилась, в основном, к выделению семантической роли " контр-агенс". Вопрос о выделении контр- агенса был поставлен Ч. Филлмором в рамках направления падежной грамматики. В дальнейших работах зарубежных (F. Раlmer, L. Та1my) и отечественных (Е. В. Падучева, Е. М. Позднякова) исследователей проблема контр-агенса ставилась под разным углом зрения: в функционально-семантическом, ономасиологическом икогнитивном аспектах.

Термин " противодействие" предполагает, прежде всего, действие, направленное против какого-либо иного действия с определенной целью. В словаре СИ. Ожегова и Н. Ю. Шведовой противодействие трактуется как " действие, препятствующее другому действию" (Ожегов, Шведова1999).

Представление о противодействии занимает особое место в языковой картине мира. Оно связывает воедино большое количество разрозненных и разнородных явлений, объединяя их вокруг главного элемента - противодействующего актанта, т. е. контр-агенса. Противодействиеобъединяет физический, социальный и ментальный мир человека, самые разнообразные понятия и смыслы, состоящие в тесном семантическом контакте.

Общаясь друг с другом, люди часто говорят о некотором действии, событии в окружающем их мире, а также об объектах, существующих в этом мире или с ним связанных. Язык позволяет людям говорить об этих объектах, предоставляя средства для описания ситуаций. Часть таких средств, как утверждают Р. Ван Валин и У. Фоли, образует то, что называется семантической ролевой структурой элементарного предложения, которая связана с выражением самих ситуаций, ихучастников и тех разнообразных ролей, которые они играют в описываемых ситуациях [Ван Валин, Фоли 1982: 383].

Как правило, при рассмотрении процесса воздействия одного объектана другой выделяют наименования взаимодействующих объектов и сам факт воздействия. Отношения между участниками взаимодействия, а именно агенсом, который совершает действие, и объектом, на который направлено действие, являются классическим примером агентивного


отношения. В то же время, объект воздействия агенса не всегда является пассивным участником. В ситуации противодействия он становится активным участником события, приобретая роль контр-агенса. Соответственно, контр-агенс, т. е. противодействующий актант, находится в непосредственной связи с агенсом.

Так как не всякое действие агенса влечет за собой противодействие, то возникает вопрос о выявлении характера деятельности агенса, т. е. вопрос об определении причины возникновения противодействия.

Ситуация противодействия представляет собой ситуацию, состоящую из ситуации воздействия агенса и ситуации противодействия контр- агенса. Цель агенса в ситуации действия заключается в достижении желаемого результата своей деятельности. Если объект воздействия агенсасопротивляется, противодействует, то он приобретает роль контр-агенса.

Целенаправленная деятельность концептуализируется в языке как движение вперед, успешное выполнение действия, продвижение к намеченной цели в физическом, социальном или ментальном пространстве (Ван Валин, Фоли 1982). Все, что встает или возникает на пути, перегораживает его, замедляет, затрудняет, сдерживает, оказывает сопротивление, борется, противостоит, становится помехой, преградой, препятствием, соперником - варьируется в диапазоне от прототипическогодо непрототипическогоконтр-агенса.

Таким образом, основным элементом в ситуации противодействия является контр- агенс. Термин " контр-агенс" предполагает, прежде всего, противодействие одного участника ситуации действию другого участника, нежелание выполнять то или иное действие, несогласие и т. д.

В данной главе мы делаем попытку решения проблемы выделения семантической роли " контр-агенс", выявляя ситуацию противодействия как часть картины мира человека и контр-агенс как один из способов концептуальной репрезентации элементов картины мира.

Поставленная проблема интересна еще и тем, что исследователи разделились во мнениях не только по поводу выделения/невыделенияконтр-агенса, но и по вопросу - если выделение, то в каком качестве: " противо-участника" или " со-участника". Для начала попытаемся рассмотреть мнение относительно выделения семантической роли " контр- агенс".

Итак, контр-агенс в трактовке Ч. Филлмора представляет собой силу или сопротивление,             против            которого            совершается                                       действие. СловарьграмматическихтерминовдаетследующуюинтерпретациюопределенияФиллмора: one of the deep cases recognized in some versions of Case Grammar, representing the force or agency against which an action is carried out[Тгаsk 1993: 66].


На основании данных определений выясняется, что контр-агенспредставляет собой силу, против которой совершается действие агенса, силу, которая оказывает сопротивление агенсу и которая самаявляется агентивной (аgency). Таким образом, контр-агенс можетпредставлять любую силу, способную оказывать сопротивление, как одушевленную, так и неодушевленную. Следовательно, рассматривая контр-агенс как второй, " теневой" агенс [Падучева 2004: 361], мы наделяем его и агентивнымихарактеристиками.

Так как противодействие возникает как реакция на воздействиеагенса, то и контр- агенс может существовать лишь тогда, когда имеетсяпричина для возникновения противодействия или указание на нее.

Противодействие может осуществлять не только человек, но и животные, силы природы, машины и т. д., что свидетельствует о том, чтопротиводействие может быть не только волитивным и контролируемым, но и представлять простое проявление энергии, способное ксамостоятельному осуществлению действия. Такимобразом, в зависимости от ситуации могут активироваться те или иныепризнаки. Выделение противодействия из общей категориидействия способствует формированию особого типа отношений междуэлементами соответствующей ситуации, а, следовательно, и выявлениюцелого ряда средств языкового выражения концептуального содержанияданной ситуации.

В данной главе концепт " противодействие" анализируется через языковые средства его реализации, которые наиболее полно представляют ситуацию противодействия. В основе разграничения понятий " действие" и " противодействие" лежит признак зависимости противодействия контр - агенса от действия агенса, т. е. наличие причинно-следственного компонента, который определяет противодействие как определенный вид действия, представляющий собой реакцию на негативное воздействие агенса и направленный против него.

Концепт " противодействие" представляет собой сложную когнитивную структуру, репрезентирующую знания как языкового, так и неязыкового характера, т. е. в концепте " противодействие" выявляются сведения о его формальной реализации и одновременно определенная неязыковая информация о связи объектов и их признаков в реальной действительности. Структура концепта " противодействие" включает определенное когнитивное основание, базирующееся на представлении о противодействии одного участника ситуации другому участнику Концепт " противодействие", будучи значимым в ментальном пространстве, проецируется в языковую семантику, где получает различные способы языковой представленности. Роль концепта " противодействие" и его место в ментальном пространстве индивида и дискурсе обусловлена, прежде всего, тем, что


противодействие представляет собой определенный вид динамической ситуации, и, следовательно, соотносится с когнитивной моделью глагола (Кубрякова, 1992).

Языковые средства представления ситуации противодействия являются своего рода ключом для доступа к более содержательной информации о явлении противодействия в целом. Данная информация хранится в виде квантов знания (концептов), которые объединяются в концептуальную систему. Образование концептуальных структур зависит в определенной степени от человеческого опыта, в том числе и языкового.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...