Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Физиология дыхания. Этапы и регуляция дыхания. Основные показатели дыхательных объемов.




2. Физиология дыхания. Этапы и регуляция дыхания. Основные показатели дыхательных объемов.

Поглощение живыми организмами кислорода и выделение углекислого газа составляет сущность дыхания. Кислород находится в окружающем нас воздухе, а клеточное дыхание происходит в митохондриях внутри клетки. Перенос кислорода из окружающей среды к клеткам происходит через ряд этапов:

6. Проникновение воздуха с кислородом в альвеолы легких.

7. Диффузия из альвеол в кровь кислорода.

8. Перенос кислорода кровью от легких к тканям.

9. Диффузия кислорода из крови к тканям.

10. Образование энергии в митохондриях.

1-2 – легочное дыхание; 3 – транспорт газов кровью; 4-5 – тканевое дыхание.

 

Мышцы, осуществляющие дыхательный акт. Их три группы:

· Инспираторы – основная инспираторная мышца – диафрагма и наружные межреберные мышцы.

· Экспираторные – внутренние межреберные мышцы передней брюшной стенки.

· Вспомогательные респираторные мышцы – мышцы шеи, спины, груди.

Дыхательный акт. С момента рождения легкие всегда находятся в растянутом состоянии. Это происходит за счет отрицательного давления в плевральной полости. Вдох вызывается сокращением мышц-инспираторов – увеличивается объем грудной полости – растет отрицательное давление плевральной полости – возникают адгезивные силы, возникающие между двумя плевральными листками – растяжение легких – растет отрицательное внутрилегочное давление в альвеолах – всасывание воздуха через дыхательные пути.

Как только инспирательная мускулатура расслабляется, легкие возвращаются в исходное состояние, при этом повышается объем в альвеолах и воздух выходит наружу. В спокойном состоянии выдох происходит пассивно, а вдох – активно.

Дыхательный цикл. Вдох – инспирация, выдох – экспирация. Вдох короче выдоха (1: 1, 3).

Сурфактант – поверхностно-активные вещества, выстилающие изнутри альвеолы. Они предотвращают спадение альвеол при выдохе и перерастяжение их при вдохе. А также сохраняют сферическую форму альвеол.

1. Дыхательный объем – количество воздуха, который человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании.

2.  Резервный объем вдоха – это то количество воздуха, которое человек может дополнительно вдохнуть после нормального вдоха.

3. Резервный объем выдоха – количество воздуха, которое человек может дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха.

4. Остаточный объем – то количество воздуха, остающееся в легких после максимального выдоха.

5. Жизненная емкость легких – наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха.

6. Емкость вдоха – максимальное количество воздуха, которое можно вдохнуть после спокойного выдоха.

7. Функциональная остаточная емкость легких – количество воздуха, оставшееся в легких после спокойного выдоха.

8. Общая емкость легких – количество воздуха, содержащееся в легких на высоте максимального вдоха.

Вентиляция легких зависит от глубины дыхания и частоты дыхательных движений. В покое дыхательный объем мал по сравнению с общим объемом воздуха в легких. Человек может вдохнуть и выдохнуть большой дополнительный объем воздуха. Даже при самом глубоком выдохе весь воздух из легких выдохнуть нельзя и в легких останется некоторое количество воздуха. Для того чтобы количественно описать все эти взаимоотношения, общий легочный объем делят на несколько компонентов.

Измерение легочных объемов проводят с помощью прибора – спирометра.

Анатомическое мертвое пространство – объем легочных путей, в которых не происходит газообмен.

Газообмен в легких. Вдыхаемый воздух – кислород-21%; углекислый газ-0, 03%. Выдыхаемый воздух – кислород-16%; углекислый газ-0, 4%.

Дыхательные движения грудной клетки и диафрагмы управляются ритмической активностью особых нейронов, расположенных в центральной нервной системе в продолговатом мозге. Существует две группы нейронов: а) участвует во вдохе; б) участвует в фазе выдоха.

Влияние механических факторов на дыхание. Рефлекс Геринга. Если раздуть легкие, то вдох рефлекторно тормозится и начинается выдох. Если уменьшить объем легких, произойдет вдох.

Значение – ограничение дыхательных движений.

Химические факторы. Основным химическим веществом, которое регулирует процесс дыхания, является углекислый газ. Увеличение концентрации углекислого газа в крови приводит к повышению минутного объема легких. У некоторых людей после длительного интенсивного дыхания наблюдается временная остановка дыхания (апноэ), так как отсутствует физиологический стимулятор дыхания углекислого газа. Пониженная концентрация кислорода учащает частоту и глубину дыхательных движений.

3. По сухожилию какой мышцы определяется коленный рефлекс? Нарисуйте рефлекторную дугу коленного рефлекса.

Четырехглавой мышцы бедра, в результате голень разгибается. (? )

4. Лихорадка, гипертермия. Пирогенные вещества. Виды лихорадки. Центры терморегуляции. Отличия лихорадки от гипертермии. Положительные и отрицательные свойства лихорадки. Состояние теплового баланса при лихорадке.

Лихорадка и гипертермия - это типовые патологические процессы, которые характеризуются повышением температуры тела. Лихорадка является важнейшим феноменом неспецифического иммунитета.

Лихорадка - это регулируемое повышение температуры ядра гомоетермных организмов, связанное с появлением в крови пирогенных веществ. Это защитно-приспособительная реакция, в процессе которой происходит активация важнейших систем жизнеобеспечения: дыхания, кровообращения, иммунной системы. Лихорадка, как правило, на приводит к замыканию порочного круга и вторичному повреждению и служит механизмом саногенеза. Она приводит к повышению резистентности организма.

Гипертермия - это типовой патологический процесс, характеризуется нерегулируемым повышением температуры тела, что обусловлено недостаточностью или повреждением систем регуляции. Гипертермия сочетается с нарушением функций ЦНС, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, дыхательной системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...