Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основания когнитивной психологии

Предмет изучения когнитивной психологии — приобре­тение, преобразование, репрезентация, хранение и воспро­изведение знаний, а также влияние знаний на внимание, установки, поведение, эмоционально-ценностные и моти-вационные отношения.

• Психические явления можно рассматривать как множест­
во этапов обработки информации, получаемой человеком
из внешнего мира.

• На каждом из этапов выполняется особая функция, кото­
рая требует своего выявления и исследования.


Анализировать психические процессы можно в двух взаимодополнительных направлениях:

1. Анализ психики по аналогии с этапами переработки ин­
формации в устройствах компьютера — «компьютерная
метафора».

• Человек избирательно извлекает (внимание) информацию
из окружающего мира (восприятие), которая помещается в
кратковременную память.

• Информация трансформируется, перерабатывается, ин­
терпретируется (мышление) в зависимости: а) от имею­
щихся у субъекта целей (и мотивов); б) от накопленного
опыта (долговременная память).

• В процессе переработки информация используется для
принятия решений и планирования действий.

2. Анализ психики по аналогии с особенностями переработ­
ки информации в программном обеспечении — «инфор­
мационная метафора».
Реализуется в двух направлениях:

2.1. Линейно-последовательный подход.

• Психика — это система функциональных блоков, которые
последовательно, линейно перерабатывают информацию
(кодирование, перекодирование, декодирование).

• На каждом этапе переработки взаимодействуют потоки ин­
формации, идущие: а) от органов чувств («входов») к цент­
ральным механизмам хранения и переработки информа­
ции; б) от центра к «входам» и «выходам» — исполнитель­
ным действиям.

• Каждый блок выполняет определенную систему функций:
формирования альтернатив и критериев отбора при обра­
ботке информации, принятия решения о действии на
основе имеющихся альтернатив, прогнозирования и пла­
нирования действий и т. д.

2.2. Структурно-уровневый подход.


 


142


143


 

 


Каждому следующему этапу переработки информации соот­ветствует новый уровень — новая функциональная структура. Функциональные структуры высших уровней интегриру­ют в себе структуры нижележащих.

Культурно - исторический

И системно - деятельностный подходы к анализу

И объяснению психических явлений

Данное направление является результатом исследований отечественных психологов и в настоящее время составляет «мощную» методологическую и теоретическую альтернативу современной американской когнитивной психологии. В числе основоположников этого направления чаще всего указываются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и С. Л. Рубинштейн. В русле этого подхода проводились теоре­тические и экспериментальные исследования множеством выдающихся психологов в СССР и России.

В настоящее время по широте и глубине разработки основных методологических и теоретических вопросов с со­временным отечественным системно-деятельностным под­ходом к объяснению психических явлений не может конку­рировать, пожалуй, ни одно из альтернативных теоретиче­ских направлений мировой психологии.

Л. С. Выготский (1896 — 1934) Культурно - историческая теория развития высших психических функций человека

Вводимые в психологию методологические принципы

1. Объяснить психические явления можно только путем
исследования закономерностей их формирования и разви­
тия. Изучение психики требует использования генетических
методов исследования и объяснения.

2. Для верного объяснения психических явлений требует­
ся их анализ по единицам, а не по элементам. Анализ по еди­
ницам предполагает:

144


• выделение такого целостного объекта или процесса, кото­
рому, в отличие от элементов, присущи все свойства целого

явления;

• представление в таком объекте или процессе всех сущест­
венных связей и существенных для данного объяснения
характеристик объекта;

• возможность наблюдения (опытного изучения) такого
объекта или процесса (операционализируемость).

Объяснительные принципы

1. В чем заключается отличительная особенность разви­тия психики человека от развития психики животных?

Между человеком и миром стоит социальная (культур­ная) среда, через которую преломляются все внешние воз­действия на человека и все формы организации его поведе­ния. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составля­ют единство. Культурное развитие человека представляет со­бой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ).

• ВПФ формируются по мере овладения субъектом культур­
но-историческим опытом путем включения в организа­
цию естественных психических функций орудийных и
знаково-символических средств.

• ВПФ обеспечивают произвольные, рефлексивные и осозна­
ваемые формы организации субъектом поведения и психики.

По мнению Л. С. Выготского, следует условно противо­поставлять эволюционно складывающиеся естественные психические функции, развивающиеся на основе наследуе­мых механизмов их формирования и развития, и высшие психические функции, складывающиеся в процессе истори­ческого развития человечества. Естественные психические функции формируются и развиваются в процессе приспо­собления животных организмов к естественным условиям обитания. Только такие психические функции развиваются

145

10. Заказ№4624.


и у человека, если он после рождения выкармливается и вос­питывается животными (волками, обезьянами).

2. Каков основной источник формирования и развития выс­ ших, психических функций? Что выступает основной причиной психики человека?

Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» — в фиксированных в челове­ческой культуре средствах и способах деятельности и обще­ния, которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в при­своении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо пред­полагает овладение:

• способами использования предметов человеческой куль­
туры;

• приемами использования и изготовления орудий, которые
увеличивают возможности естественных органов и высту­
пают средствами преобразования предметного мира;

• способами активного использования языковых (знако-
во-символических) средств, которые увеличивают воз­
можности естественных психических функций и обеспе­
чивают организацию сознания и произвольное управление
психическими процессами;

• способами произвольной организации собственного пове­
дения и психических процессов на основе использования
орудийных и знаково-символических средств;

• средствами и способами реализации межличностных и со­
циальных отношений.

В этой связи полезно подчеркнуть, что личностно-со-вершенный человек — это человек, который в течение ин­дивидуальной жизни овладел широким спектром умений использовать предметы человеческой культуры, научился ставить самостоятельно цели и произвольно организовы­вать и регулировать свое поведение, а также реализовывать

146


 


и утверждать определенный диапазон межличностных и со­циальных отношений. При этом этической составляющей личностной сферы субъекта выступает внутреннее стремле­ние считаться с интересами других людей и включаться в такие виды деятельности, которые имеют позитивное зна­чение для общества.

Отметим, что об уровне познавательного развития чело­века чаще всего судят по диапазону умений выполнять самые разнообразные предметно-практические и умственные дей­ствия с опорой на орудийные и знаково-символические средства, которые обеспечивают решение различных по сложности и предметной направленности задач.

Овладение таким широким диапазоном средств и способов организации жизни и деятельности в современном человече­ском обществе обеспечивается процессами обучения и воспи­тания. Поэтому познавательное и личностное развитие субъек­та исходно обеспечивается образовательными взаимодействи­ями с другими людьми — «обучение ведет за собой развитие».

3. Как у человека формируются и развиваются высшие пси­ хические функции?

ВПФ производны от внешних форм общения и деятель­ности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разде­ленной с другими людьми деятельности и в общении и лишь затем становятся индивидуальными и внутренними — инте-риоризируются. В развитии ВПФ существуют этапы:

• доречевая фаза развития поведения и психических функ­
ций (внимания, восприятия, памяти, мышления);

• межфункциональное объединение естественных психиче­
ских функций и речевых функций в единую систему:
а) формирование внешнего развернутого речевого плани­
рования поведения и действий; б) формирование внешних
форм речевой организации действий над значениями,
представлениями, обобщениями (эгоцентрическая речь);

• преобразование внешней речи (через эгоцентрическую
речь) во внутреннюю речь с ее последующим сокращением
и автоматизацией. Формирование умственных форм орга-

147

10*


низации и произвольного выполнения умственных дейст­вий над значениями (обобщениями).

Л. С. Выготский специально подчеркивал, что исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром. И чем богаче и насыщеннее разнообразными формами об­щения, поведения, действий условия развития ребенка, тем более интенсивно и всесторонне будет протекать его инди­видуальное психическое развитие.

При этом особое значение в развитии человеческой пси­хики имеет овладение способами и средствами использова­ния знаково-символических средств: сначала это овладение жестами, позднее — способами использования языка, и еще позднее — разнообразными искусственными знаково-сим-волическими системами и способами их применения для ре­шения самых разнообразных задач.

Как показали многочисленные исследования и экспе­рименты, проведенные психологами в нашей стране, без овладения определенными способами использования язы­ка, знаков, символов формирование ВПФ просто невоз­можно. Формирование новых психических функций чело­века из внешних, разделенных с другими людьми действий и форм общения получило название «механизм (процесс) интериоризации». Благодаря включению в организацию ВПФ языковых, а позднее и других знаково-символических средств поведение и психические функции человека приоб­ретают произвольность в организации, рефлексивность и осознаваемость.

4. Каковы этапы и содержание механизма интериориза­ ции? Как формируются произвольные, преднамеренные формы организации поведения и психических функций?

Механизм интериоризации имеет два взаимосвязанных на­правления формирования и развития произвольных, предна­меренных действий (внешних практических и умственных).

148


Первое направление развития ВПФ'. от разделенного (со­вместного) действия к действию произвольному и индиви­дуальному.

• Развитие умений подчинять свои действия, поступки, пси­
хические процессы (внимание, восприятие, память, мыш­
ление) речевым указаниям другого человека (взрослого).

• Развитие умений организовывать с помощью речи проте­
кание психических процессов и поведения у других людей.

• Межфункциональное объединение таких умений в одну
функцию, которая позволяет на основе использования
речи самостоятельно планировать собственные действия и
подчинять таким планам собственное поведение (овладе­
ние своим поведением и психическими функциями).

Второе направление развития ВПФ'. переход от внешних материальных форм действий к внутренним, «идеальным» действиям над значениями.

• Доречевая фаза развития психических функций (внима­
ния, восприятия, памяти, мышления) и «доинтеллектуаль-
ная» фаза развития звуковой коммуникации.

• Межфункциональное объединение естественных психи­
ческих и речевых функций — формирование внешнего
развернутого речевого планирования и организации пове­
дения (эгоцентрическая речь).

• Переход от действий с материальными предметами к дей­
ствиям над значениями (представлениями, обобщениями)
с опорой на использование внешних материальных знаков
и символов.

• Переход от действий над значениями с опорой на внеш­
ние материальные знаки и символы к внутренним дейст­
виям над значениями с опорой на внутренние способы
использования знаков и символов.

У младенца нет готовых форм человеческих психических функций и человеческих форм произвольно-преднамеренно организуемого поведения в обществе. Ими человек должен овладеть путем включения в конкретно-исторические формы

149


взаимодействий с людьми. При этом только такие формы по­ведения, которые ребенок во внешних предметных взаимо­действиях со взрослыми научится обозначать, планировать и организовывать их выполнение с помощью языка, могут стать в последующем предметом осознания и предметом самостоя­тельной произвольной регуляции. Так, на протяжении жизни ребенок овладевает произвольными способами преобразова­ния предметов, организации собственных действий с предме­тами, способностями контролировать свои поступки во взаи­модействиях с людьми и прогнозировать их возможные по­следствия, способами регуляции собственных психических функций — внимания, памяти, мышления и т. д.

Отсюда вытекает и знаменитое следствие из теории Л. С. Выготского: обучение и воспитание — это необходи­мые детерминанты развития ВПФ; «обучение ведет за со­бой развитие». То, что ребенку доступно в совместных со взрослым предметно-практических действиях («зоны ак­туального развития»), то в ближайшем времени может пре­образоваться в самостоятельные формы организации по­ведения и деятельности («зоны ближайшего развития»).

5. Как в организацию высших психических функций включа­ ются языковые и другие знаково-символические средства?

Знаки языка (а также другие знаки и символы) по мере овладения ими субъектом приобретают две важнейшие ха­рактеристики: а) предметную отнесенность — обозначают и замещают объективно существующие предметы и явления; б) значение — актуализируют фиксированные в психике лю­дей сходные представления, обобщения, понятия.

• Значение исходно существует вне субъекта — в предметах,
вовлеченных человечеством в сферу своей деятельности.

• Знак напоминает человеку о необходимости выполнить
определенную систему операций, в которых могут в опреде­
ленном сочетании участвовать все психические функции.

• Структура значений (обобщений) развивается и совер­
шенствуется в онтогенезе: сначала преимущественно через
непосредственное знакомство с предметами и явлениями,

150


значения которых фиксируются в знаково-символических средствах; позднее — еще и через овладение способами ис­пользования языка и других знаково-символических средств, которые позволяют выстраивать новые значения (представления, понятия) в сознании субъекта.

• Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации
включаются в одну структурную систему с символически
организованными представлениями из прошлого и пред­
полагаемого будущего.

Верное использование языковых и других знаково-символи­ческих средств выступает необходимым условием для формиро­вания и развития познавательных психических функций чело­века, а также для овладения современными научными знания­ми. Именно различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают человеку возможности произвольно и преднамеренно фиксировать в умственном плане различные представления и понятия, выполнять над ними всевозможные преобразования и фиксировать получаемые результаты.

6. Что такое сознание человека?Как формируется челове­ческое сознание?

Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования языка, знаков и симво­лов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями и их последующей интерио-ризацией.

• Единица сознания есть значение, которое имеет социаль­
ное происхождение и представляет собой: а) единство
мышления и речи; б) единство общения и обобщения.

• Слова (знаки) замещают предметные характеристики яв­
лений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, что
позволяет выполнять действия над значениями во внут­
реннем умственном плане.

• Сознание есть обратимые процессы выражения мыслей в
словесных значениях и построения мыслей на основе изв­
лечения значений из слов — это обратимые процессы пе-

151


рехода от смысла к значениям и словам и от слов — к значе­ниям и смыслу.

• Главная функция значения — смыслообразование, которое
обеспечивает индивидуальное смысловое строение сознания.

• Сознание субъекта — это динамическая смысловая систе­
ма, представляющая собой единство аффективных и ин­
теллектуальных процессов.

Таким образом, сознательный уровень организации по­ведения, действий и психических функций заключается в том, что, опираясь на всевозможные способы использования знаково-символических средств, субъект приобретает ряд возможностей. Во-первых, фиксировать и актуализировать в собственной психике и психике других людей различные значения в форме двигательных и образных представлений, а позднее и в форме понятий. Во-вторых, преобразовывать такие значения, использовать их в целях ориентировки в мире и организации поведения у других людей, а также в це­лях самостоятельной ориентировки и организации собст­венного поведения. Такие способности у человека формиру­ются и развиваются на протяжении всей жизни по мере овла­дения субъектом новыми способами использования языка и разнообразных знаково-символических средств.

Так, Л. С. Выготский реализовал ряд исследований, в ко­торых показал, какие существуют основные этапы в форми­ровании и развитии значений у детей. Овладевая способами использования знаков языка, ребенок постепенно устанав­ливает их предметную отнесенность и овладевает соответст­вующими этим знакам значениями. За способами использо­вания знаков скрываются различные типы значений (спосо­бы обобщений):

• синкреты — объединения предметов с помощью слова без
достаточного основания, по случайному впечатлению, эмо­
ционально-оценочному сходству, по внешней близости, яр­
кости;

• комплексы — объединения предметов с помощью слова
согласно фактическим связям при равенстве всех при-

152


знаков в своем функциональном значении. Характерно постоянное изменение оснований для объединения и соскальзывание с одного признака на другой в практиче­ской ситуации обобщения;

• псевдопонятия (житейские понятия) — объединения
предметов с помощью слова, которые основаны на житей­
ском опыте действий и опыте непосредственного восприя­
тия, тождественны с истинными понятиями по предмет­
ной отнесенности, но различны по интеллектуальным опе­
рациям, ведущим к обобщению;

• понятия — объединения предметов с помощью слова на
основе абстрактного синтеза, которые формируются в ходе
работы над самими понятиями: осознание значений слов и
терминов, а также своей собственной мыслительной дея­
тельности; установление зависимостей и связей между си­
стемой понятий путем определения одного понятия по­
средством других понятий; произвольность использова­
ния обобщений.

Формирование научных понятий обеспечивается, во-первых, переходом от использования знаков только «для других» (общение) к знакам «для себя» (организация собст­венного мышления); во-вторых, переходом от накопления опыта внешней речевой организации памяти и мышления во взаимодействиях с другими людьми к активной внутренней организации памяти и мышления с опорой на самостоятель­ную внутреннюю речь.

7. Что представляет собой личность человека как психиче­ ское образование?

Интериоризированные способы и средства организации и реализации межличностных и социальных отношений об­разуют структуру личности, которая представляет собой иерархически организованную систему ВПФ.

Личностные качества человека представляют собой пси­хические функции, которые формируются и развиваются на протяжении жизни, приобретают относительно устойчивый характер и обеспечивают субъекту организацию и реализа-

153


 


цию: а) непосредственных межличностных взаимодействий с людьми; б) всевозможных опосредствованных социальных отношений и связей с другими людьми и общественными институтами. Такие взаимодействия могут подчиняться уз­коэгоистичным или широко социально значимым задачам.

8, Каковы основные этапы формирования высших психиче­ ских функций в онтогенезе?

Периодизация психического развития человека зависит от уровня культурно-исторического развития человеческого общества и определяется закономерностями формирования и развития высших психических функций. При этом на каж­дом этапе психического развития человека наблюдаются:

а) появление характерных для каждого возраста психических
новообразований в личностной и познавательной сферах;

б) изменения «социальной ситуации развития» — условий,
которые предоставляет общество для развития ребенка, а
также требований и ожиданий, которые предъявляются к ре­
бенку со стороны других людей и общества.

В формировании и развитии ВПФ можно обобщенно указать ряд этапов, которые намечаются и частично анали­зируются в работах Л. С. Выготского (см.: Глотова, 1990).

Этап формирования натуральных форм поведения (младенче­
ство): выделение из единых форм жизнедеятельности «мла­
денец — взрослый» индивидуальных форм познавательной
активности, поведения и аффективного отношения к раз­
личным явлениям.

Этап зарождения высших психических функций (1—3 года):
функциональное включение знаково-символических
средств во взаимодействия между ребенком и взрослым.

Этап «переходных психологических систем» (3—12 лет): пе­
реход от символической деятельности, выполняемой со­
вместно с другими людьми, к индивидуальным формам
символической деятельности.

Этап высших психических функций, опосредствованных внеш­
ними знаками
(от 6 до 12—14 лет): формирование умений по-

154


вышать эффективность своей деятельности с помощью внешних вспомогательных знаково-символических средств.

Этап «вращивания» внешних знаково-символических опера­
ций
(с 7—8 лет и далее на протяжении всей жизни): преоб­
разования ВПФ из опосредствованных внешними знаками
в опосредствованные внутренними знаковыми операция­
ми.

Зрелая умственная деятельность взрослого человека, про­
текающая во внутреннем умственном плане сознания.

В свою очередь, развитие ВПФ во многом определяется социальной ситуацией развития, которая изменяется на протяжении индивидуального развития каждого человека. Теоретическая конкретизация и обоснование закономерно­стей онтогенетического развития психики человека в после­дующем была реализована в исследованиях А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.

9. Какова психофизиологическая функциональная структу­ ра и организация высших психических функций человека?

В процессе развития человека структура психики изменя­ется по мере установления новых межфункциональных свя­зей и отношений между естественными и высшими психиче­скими функциями путем включения в их организацию зна­ково-символических средств. При этом:

• ВПФ задаются и формируются во внешних формах дея­
тельности и общения с людьми на протяжении индиви­
дуальной жизни;

• ВПФ каждого человека имеют сложные формы иерархиче­
ской функциональной организации (функциональные сис­
темы), в которых в зависимости от решаемых задач присутст­
вуют восприятие, память, мышление, мотивы, эмоции;

• нейрофизиологические процессы, функции мозга высту­
пают необходимым условием (но не причиной!) формиро­
вания ВПФ. Мозговые функции приспосабливаются к ре­
ализации новых ВПФ и способов взаимодействий с внеш­
ним миром, которые приобретаются человеком.

155


 


психология личности: развитие человека от индивида к лич­
ности; формирование различных индивидуально-психо­
логических и личностных свойств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...