Цели, задачи и формы взаимодействия с семьёй
Цель взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей Задачи дошкольной образовательной организации по работе с семьёй: · постоянно изучать запросы и потребности в дошкольном образовании семей, находящихся в сфере деятельности дошкольной образовательной организации; · повышать психологическую компетентность родителей. Учить родителей общаться с детьми в формах, адекватных их возрасту; нетравмирующим приёмам управления поведением детей; · убеждать родителей в необходимости соблюдения единого с организацией режима дня для ребёнка дошкольного возраста; · учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье; · создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в дошкольной образовательной организации; условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями; · помогать родителям правильно выбрать школу для ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями; · постоянно вести работу по профилактике нарушений и по защите прав и достоинства ребёнка в дошкольной организации и в семье.
Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребёнка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта, мудрости. Как показывают исследования, наиболее сложными являются следующие области построения детско-родительских отношений:
· проблема свободы воли ребёнка и границ необходимого контроля его поведения со стороны взрослого; · способы воздействия на поведение ребёнка (проблема поощрений и наказаний); · проблема самоконтроля взрослого, управления своими эмоциями и рефлексии своего родительского поведения.
В связи с этим можно выделить следующие основные направления взаимодействия дошкольной организации с семьями детей: · обеспечение комфортной адаптации ребёнка и его семьи к условиям детского сада; · формирование здоровья детей (родителями совместно с педагогами групп и специалистами, медицинской и психологической службами), построение индивидуальных программ укрепления здоровья ребёнка; · установление контакта с родителями и согласование с ними целей и ценностей образовательной деятельности; · обеспечение постоянной содержательной информации о жизни детей в детском саду (в группе детского сада); · предоставление родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте; · создание ситуации приятного совместного досуга с участием семей детей; · создание условий для реализации творческого потенциала семьи в организации жизни детей в детском саду.
Перечислим формы сотрудничества с родителями воспитанников дошкольной организации: · общая лекция об особенностях ребёнка соответствующего возраста с общими рекомендациями по созданию дома развивающей среды; · выдача каждой семье печатной памятки, в которой содержится краткое резюме положений лекции; · подбор и размещение соответствующего справочного материала на стенде для родителей; · создание библиотечки для родителей, в том числе периодических изданий — методических и познавательных; · индивидуальные консультации с учётом особенностей каждого ребёнка (подвижность, темперамент, интересы и т. п.);
· семинар-практикум; · мастер-класс; · дискуссионный клуб; · круглый стол.
Наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников с точки зрения повышения родительской компетентности являются: · ролевая игра, направленная на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях; · психологический тренинг общения, обучение умению видеть реакцию партнёра по общению и учитывать её, меняя собственный стиль общения; обучение умению понимать и осознанно использовать невербальные компоненты коммуникации; · тренинг самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции; · рефлексия собственного стиля родительского поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение. Опыт показывает, что современные родители в наибольшей степени заинтересованы в активных формах обучения, таких, как практические занятия и тренинги.
Содержание работы по данным направлениям с учётом предлагаемых форм взаимодействия можно представить следующим образом: · в части обеспечения комфортной адаптации ребёнка и семьи к детскому саду: o формировать доверие родителей и детей к воспитателям группы; o помогать ребёнку и родителям осваивать новое пространство; o помогать родителям осваивать осуществление всех основных режимных моментов — приёма пищи, сна, посещения туалета, прогулки (одевание и раздевание), игры в дошкольной организации с целью синхронизации организации жизни ребёнка в семье и в детском саду; o обеспечивать установление контактов со сверстниками; o обеспечивать снижение общей тревожности родителей; o реализовывать заочное знакомство с группой в семье по фотографиям и в иной форме; o создавать и реализовывать традицию приёма нового ребёнка при его первом приходе; o обеспечивать поддержку инициатив ребёнка и оказывать ему необходимую помощь в режимных моментах по его инициативе; o предоставлять детям возможность привыкать к детскому саду, постепенно увеличивая продолжительность пребывания; o создавать условия для совместного пребывания малыша с родителями; o составлять план приёма детей в группу;
o помогать родителям выбрать правильную линию поведения с ребёнком на период адаптации; · в части формирования здоровья детей, построения индивидуальных программ укрепления здоровья ребёнка: o проводить регулярные профилактические медицинские осмотры детей и формировать рекомендации врачей-специалистов для сохранения и укрепления здоровья детей; o организовывать индивидуальное консультирование родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей с привлечением специалистов детской поликлиники, медицинских работников и педагогов дошкольной организации; o формировать индивидуальные информационные листки для родителей с рекомендациями по вопросам физического развития детей; o синхронизировать режим дня в дошкольной организации и в семье ребёнка, согласовывать режим питания, с тем чтобы сохранить здоровье ребёнка; o привлекать родителей к участию в спортивных праздниках, днях здоровья, побуждая их поддерживать двигательную активность детей; · в части установления контакта с родителями и согласования целей и ценностей образовательной деятельности: o рассказывать об образовательной организации и программе её деятельности (руководитель o дошкольной образовательной организации); o использовать наглядную информацию на стенах организации; o создавать печатную информацию об образовательной организации, выдаваемую на руки родителям; o проводить анкетирование родителей с целью определения их потребностей в повышении педагогической компетенции; · в части обеспечения постоянной содержательной информации о жизни детей в группе: o создавать информационные стенды (информационные папки), обеспечивая сменяемость материалов на них. При отборе содержания стендов учитывать родительские интересы; o проводить выставки детских работ; o рассказывать родителям о жизни детей в группе и отвечать на вопросы в рамках временного регламента и равноправия; o создавать фотоальбомы, посвящённые детским праздникам, ежедневной работе с детьми, организации прогулок, иных интересных мероприятий (конкурсов, викторин, встреч детей с интересными людьми, экскурсий и т. д.);
· в части предоставления родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте: o проводить родительский лекторий. Примерные темы лекций, которые проводятся, как правило, в сентябре — октябре: «Адаптация ребёнка и семьи к детскому саду», «Психологические особенности ребёнка 2—3 лет», «Кризис 3 лет. Психологические особенности ребёнка 3—4 лет», «Психологические особенности ребёнка 4—5 (5—6, 6—8) лет»; o организовывать семинары-практикумы, ориентированные не только на сообщение родителям определённой информации, но и на формирование у них определённых навыков (общения с детьми, организации совместной с ребёнком продуктивной деятельности, организации двигательной активности детей и т. д.), на обмен опытом. Примерные темы для семинаров-практикумов: «Как вырастить помощника», «Интерьер детской и жизненное пространство ребёнка дома», «Праздник в семье», «Как развивать речь ребёнка», «Как организовать домашний театр», «Как привлечь ребёнка к художественному творчеству», «Как привить ребёнку любовь к чтению», «Что такое школьная готовность и как её сформировать у ребёнка»,«Подготовка к обучению грамоте», «Дошкольник и мир природы», «Развитие эмоций: почему это важно для ребёнка», «Чем заниматься с ребёнком летом»; o проводить дискуссионные клубы, на которых родители могут задать интересующие их вопросы, высказать своё мнение. Примерные темы для проведения дискуссионных клубов: «Можно» и «нельзя» дома и в детском саду», «Какую музыку мы слушаем с ребёнком», «Телевизор, кино, компьютер», «Есть ли Дед Мороз?», «Выбираем школу»; o организовывать круглые столы с обязательным участием специалистов детского сада, а также приглашённых консультантов (психологов, врачей-педиатров, учителей-логопедов, научных сотрудников и преподавателей педагогических колледжей и вузов). Примерные темы круглых столов: «Сказка в жизни ребёнка», «Игрушка в жизни ребёнка», «Мальчики и девочки», «Познавательная активность и информационное пространство ребёнка», «Сюжетно-ролевая игра и развитие дошкольника», «Одарённый ребёнок: как поддержать и развивать детские таланты», «Агрессивный ребёнок: мифы и реальность»; o организовывать ролевые игры, направленные на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях. Примеры разыгрываемых ситуаций: «Мы в магазине игрушек. Как избежать детских капризов», «Как успокоить гиперактивного ребёнка», «Как помочь ребёнку преодолеть детские страхи», «Как наше слово делом отзовётся: что и как мы говорим в присутствии ребёнка», «Как правильно наказать шалуна», «Наказание и поощрение», «Как создать для ребёнка ситуацию успеха и почему она важна для него»;
o организовывать психологические тренинги родительско-детского общения, тренинги самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции в разных ситуациях; · в части создания ситуаций приятного совместного досуга с участием семей детей обеспечивать условия для привлечения родителей к организации детских праздников, досуга, театральных спектаклей, заседаний «Клубов выходного дня» в качестве не только зрителей или спонсоров, но и активных участников, инициаторов. o Поводы для организации совместного досуга: дни рождения детей, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, сезонные праздники на основе фольклора, профессиональные праздники, международные праздники культурологической направленности — Международный день музыки, Международный день театра, Международный день детской книги, Всемирный день поэзии, Всемирный день улыбки, День славянской письменности и культуры, сезонные праздники в культурах разных стран и т. п.; · в части создания условий для реализации творческого потенциала семьи: o осуществлять постановку кукольных и драматических спектаклей, в которых роли исполняют родители, и показывать их детям; o проводить для родителей мастер-классы по прикладному творчеству, декоративно-прикладному искусству: организовывать выставки совместного творчества детей и родителей, педагогов дошкольной организации; семейных коллекций; o осуществлять творческие проекты с участием семей (театральный, концертный и т. п.); o осуществлять семейные исследовательские проекты.
Информационная политика образовательной организации, работающей по Программе «Радуга»
Информация, которую родители должны получить на бумажном носителе:
· визитка руководителя с эмблемой, названием организации, контактной информацией, адресом сайта; · памятка для родителей — листовка с описанием корпоративной культуры; · перечень необходимых документов для поступления ребёнка в детский сад; · перечень вещей, необходимых ребёнку в детском саду; · рекламный буклет и иная сувенирная продукция, если таковая имеется (возможно, изготовленная детьми).
Текущая «обратная связь» о жизни группы. Работа воспитателей с семьёй может быть подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную и разовую.
Ежедневная работа складывается из: · непосредственных коммуникаций с родителями, приуроченных к определённым режимным моментам в начале и в конце дня; · обеспечения систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду. Прежде всего этой цели служит информационный стенд для родителей. Примерное содержание постоянного информационного стенда в группе: · программа медицинских мероприятий на месяц: текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т. п.; перечень необходимой одежды для мальчика/девочки по сезону; · характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы; · план мероприятий для родителей на месяц; · модель дня жизни группы; · фамилии, имена, отчества воспитателей группы, заведующей и методиста, психолога и медицинских работников; время приёма родителей; · фамилии, имена, отчества педагогов дополнительного образования, специалистов, их профессиональный портрет: образование, стаж, сфера творческих интересов (если есть).
В практику работы входит также обеспечение родителей памяткой об общих правилах жизни группы, а также размещение на информационном стенде (мини-стенде) ежедневного отчёта «Как мы провели день». Еженедельно каждый родитель должен получить возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребёнка. Для того чтобы этот процесс перестал носить спонтанный и стихийный характер, нужно составить график бесед с родителями о детях. С родителями проблемных детей такие беседы при необходимости могут проводиться даже ежедневно в течение какого-то периода времени (но не более двух недель). Как показать семье образовательную работу в группе. Желательно, чтобы огромную, инновационную и разностороннюю работу педагогов было видно сразу каждому входящему в образовательную организацию. Достижению этой цели с успехом послужат: · выставки детских работ в группах, а также тематические вернисажи в коридорах и холлах (для лепки и прикладного художественного творчества желательно оборудовать витрины); · тематические стенды в коридорах с обилием содержательных фотографий большого формата; фотогалереи; · презентации на экране или в электронных фоторамках; · выставка публикаций о дошкольной организации; · информация на сайте, в социальных сетях, на форуме; · различного рода рекламная продукция.
Реклама образовательной организации. Реклама — часть маркетинговой деятельности организации. Она подразделяется на информационную и стимули рующую. Дошкольная образовательная организация может использовать все существующие виды рекламы. Наиболее распространены в настоящее время следующие: · публикация информации об организации в адресных справочниках. Эффективна и необходима в первую очередь в больших городах, с разветвлённой, сложной сетью организаций — для всех категорий организаций; · создание сайта в Интернете; · установка рекламных щитов — возле детского сада круглогодично, а также на оживлённых трассах города в период активного выбора родителями детского сада: март—май, август. Эффективна в силу новизны: дошкольные организации ещё достаточно редко пользуются данной формой рекламы; · публикация информации, содержательных статей в местной печати; · содержательная информация и рекламные ролики по местному или кабельному · телевидению; · разработка рекламных буклетов организации; · разработка рекламно-информационных плакатов, листовок для размещения в детских поликлиниках, женских консультациях, жилых домах; · подготовка адресных информационных писем для рассылки в семьи, имеющие детей дошкольного возраста; · выпуск сувениров — предметов с символикой детского сада (майки, значки, конверты).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|