Технологии реализации содержания
Программы «Радуга» в соответствии С образовательными областями
Социально-коммуникативное развитие
2 МЕСЯЦА — 1 ГОД
C целью создания условий для развития у ребёнка эмоционально-личностного общения и предпосылок эмоционально-делового общения со взрослым взрослые (педагоги): · наклоняются над ребёнком, улыбаются, ласково разговаривают, стараются вызвать у него зрительное сосредоточение и положительный эмоциональный отклик («комплекс оживления»), добиваясь полной структуры комплекса; · подкрепляют появление «комплекса оживления» ласковым прикосновением, поглаживанием ребёнка, берут его на руки, поднимают, прижимают к себе, показывают игрушки, привлекают внимание к ним (зрительное, слуховое) и т. д.; · устанавливают доверительное, тесное общение, используя контакт глаза в глаза, обнимая малыша руками в вертикальном положении, чтобы он мог постепенно обозревать окружающее пространство и привыкать к нему; · заботятся о поддержании положительного эмоционального настроения во время бодрствования.
С целью создания условий для естественного эмоционального общения с детьми взрослые (педагоги): · сопровождают все действия речью, дополняя её естественными жестами, живой мимикой лица, указаниями на предметы. Стремятся к тому, чтобы ребёнок в ситуации понимал слова, простые побуждения, вопросы; · привлекают внимание к своему лицу, мимике, дают возможность потрогать лицо говорящего, стимулируют подражание предметным и речевым движениям, мимике. Поддерживают ответные голосовые реакции, лепетные слоги и слова, повторяя их за ребёнком, сочетая с жестами; · побуждают ребёнка к поискам говорящего взрослого или ребёнка, вместе с ребёнком поворачиваются в его сторону («Посмотри, где тётя»), улыбаются, побуждают смотреть на него, тянуть ручки;
· называют других детей группы по именам, побуждают ребёнка в ответ на имя искать другого ребёнка глазами, смотреть на него; · для предупреждения возникновения у ребёнка состояний эмоционального дискомфорта полностью исключают неожиданные сильные звуки, крик, громкую речь, а также резкие движения, связанные с изменением положения тела ребёнка.
Также взрослые (педагоги): · систематически дают возможность детям манипулировать предметами и осуществлять познавательно-исследовательские действия в отношении объектов ближайшего окружения; · создают условия для восприятия детьми музыки, песен и стихов; · создают условия для двигательной активности детей и тактильно-двигательных игр.
ГОДА С целью создания условий для эмоционально-делового общения ребёнка со взрослым взрослые (педагоги): · организуют эмоционально-деловое и деловое сотрудничество с детьми, раскрывая способы действий с предметами, побуждая и поощряя стремление детей к подражанию; · поощряют (формируют) инициативу детей к совместной деятельности, к играм рядом.
С целью формирования у ребёнка первоначальных представлений о себе взрослые (педагоги): · привлекают внимание ребёнка к его зеркальному отражению, гладят по головке,называют ребёнка и отражение по имени, соотносят жестом («Кто там? Васенька! И тут Васенька!» (показывают); · рассматривают с ребёнком фотографии, побуждают находить себя, других членов семьи, радуются вместе с ним, указывают друг на друга, называют по имени, рисуют ребёнка среди друзей, с мамой и т. п.; · обращают внимание на формирование у ребёнка заинтересованности в признанииего усилий, стремлении к сотрудничеству со взрослым, направленности на получение результата.
С целью развития у детей интереса к сверстникам взрослые (педагоги): · создают условия для привлечения внимания детей к сверстникам, учат выражать расположение путём ласкового дотрагивания, поглаживания, заглядывания в глаза друг другу; · обучают детей взаимодействовать на положительной эмоциональной основе, не причиняя друг другу вреда. Учат обмениваться игрушками, просить их, а не отнимать, отдавать по просьбе другого ребёнка по взаимному соглашению. Создают условия для совместных игр детей и взрослых (игры с мячом, с песком, с водой).
ГОДА С целью создания развивающей образовательной среды для социально-коммуникативного развития детей педагоги: · целенаправленно создают пространство, приглашающее к разнообразной предметной исследовательской деятельности, сменяемое в течение дня; · подают детям пример желаемых реакций и поведения; · устанавливают чёткие ритуалы режимных моментов, единообразие их исполнения (приветствие и приход в группу утром, прощание вечером, укладывание спать, ритуалы трапезы, празднование дня рождения и т. д.); · вводят добрые традиции жизни группы: «Утро радостных встреч», «Сладкий час»; · вводят нормы жизни группы, обязательные для выполнения всеми членами группы, включая взрослых; · используют игровые персонажи как субъекты оценки продуктов деятельности детей и их поведения; · открывают ребёнку новые стороны предметов, объектов и явлений через комментарии к наблюдаемому объекту или явлению; · используют индивидуальный контакт в качестве основной формы общения с ребёнком данного возраста; · практикуют повторения в реализации содержания образовательных областей для лучшего усвоения этого содержания детьми; · отвлекают и переключают ребёнка с одного состояния на другое в случае, если испытываемая им эмоция слишком сильна и захватила ребёнка, он нуждается в том, чтобы успокоиться, восстановить равновесие; · соблюдают соответствующий возрастным физиологическим особенностям ритм режима для поддержания ровного положительного эмоционального фона; · проводят пальчиковые игры; · проводят артикуляционные звуковые игры.
ГОДА С целью создания развивающей образовательной среды для социально-коммуникативного развития детей педагоги:
· организуют партнёрское сотрудничество в продуктивной деятельности с целью показать детям её различные способы; · выступают партнёрами и организуют совместную трудовую, конструктивную, игровую деятельность с детьми индивидуально, по подгруппам; · используют игровую мотивацию при организации продуктивных видов детской деятельности; · побуждают детей повторно возвращаться к своим работам и совершенствовать их, украшая узором, прорисовывая детали и т. п.; · организуют продуктивную и игровую деятельность детей, побуждают их создавать поделки, обустраивая жизнь игровых персонажей (сделать дом, затем мебель, посуду и т. д.); · обучают на основе подражания взрослому; · рассказывают детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях; · отмечают и публично поддерживают любые успехи детей; · не допускают критику ребёнка, при необходимости осуждают его конкретные действия, поступки. Ограничивают критику исключительно результатами продуктивной деятельности ребёнка; · используют в роли носителей критики только игровых персонажей, для которых создавались эти продукты.
ЛЕТ С целью создания развивающей образовательной среды для социально-коммуникативного развития детей педагоги: · используют одновременно рассказ и показ, соединяя восприятие и речь; · подают образовательный материал сюжетно, сочиняют сказки и истории; · организуют театрализацию, разыгрывают различные реальные и вымышленные социальные ситуации с последующим их обсуждением; · используют в воспитательно-образовательной работе схему: обидчик — пострадавший — носитель справедливости; · внимательно выслушивают рассказы детей об их наблюдениях и размышлениях; · чрезвычайно деликатно относятся к проявлениям детской фантазии, не высказывая подозрений в умышленной лжи; · вносят в группу хорошо иллюстрированную познавательную литературу, обеспечивая её сменяемость; · используют тематические коллекции в работе с детьми;
· эффективно и максимально возможно используют художественное слово, сказки, · образные сравнения для усиления эмоциональной стороны непосредственного восприятия природы; · используют художественную литературу с природоведческим содержанием, в которой применён приём анимации (одушевления) животных, растений, предметов; · показывают личный пример бережного отношения к предметам и заботливого отношения к людям, животным, растениям; · создают в группе ситуации совместного со взрослым посильного для детей и разнообразного по содержанию бытового труда, в котором дети участвуют по желанию. Не принуждают детей к участию в труде, но всемерно отмечают значимость их усилий, их помощь взрослому и реальные положительные последствия и результат труда; · учат детей выполнять простые хозяйственно-бытовые поручения в соответствии с просьбой взрослого и добиваться результата (ухаживать за комнатными растениями, наводить порядок в группе, накрывать на стол и др.); · обеспечивают наличие в группе персональных детских фотоальбомов. Поощряют интерес детей к фотографиям друг друга; · создают фотолетопись жизни группы; · обеспечивают детям возможность руководить в игре действиями воспитателя; · строят педагогический процесс на основе комплексно-тематического принципа; · по возможности совершают с детьми прогулки за пределы детского сада, в тёплое время года устраивают маленькие походы и «пикники»; · расширяют представления детей о труде взрослых: проводят экскурсии (видео-экскурсии) на стройку, в магазин, парикмахерскую, на почту и т. п.
ЛЕТ С целью создания развивающей образовательной среды для социально-коммуникативного развития детей педагоги: · используют различные формы подачи детям информации: текстовую, аудиальную, визуальную; · используют карты, знаковые системы, схемы и планы, глобус; · организуют наблюдение, исследование и экспериментирование; · создают разнообразные ситуации совместной деятельности детей, в ходе которой у них возникнет необходимость согласования намерений и координации действий; · моделируют обобщённые ситуации поступков на игровых персонажах. Используют при этом схему: обидчик — пострадавший — носитель справедливости; · обеспечивают детям возможность руководить в игре действиями воспитателя.
ЛЕТ С целью создания развивающей образовательной среды для социально-коммуникативного развития детей педагоги: · используют правила жизни детей в группе как основу поведения; · на материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций знакомят детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, отношениями товарищества, любви и верности, созидания и труда;
· стараются вызывать в детях чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения; · постепенно формируют у детей ощущение своей возрастающей взрослости и компетентности через организацию ситуаций межвозрастного взаимодействия в рамках детского сада —помощи малышам и их педагогам; · продолжают рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях; · отмечают и публично поддерживают успехи детей; · реализуют традицию «Вечерний круг». Побуждают детей находить положительные черты в каждом члене группы; · организуют опыт поочерёдного выполнения детьми функций ведущего и ведомого в совместной игровой и продуктивной деятельности; · развивают навыки согласования детьми своих действий в совместной продуктивной деятельности в малой группе, состоящей из двух-трёх детей; · поощряют самостоятельное использование нормативных способов разрешения конфликтов; · читают рассказы, якобы сочинённые о данном ребёнке, в котором он совершает правильный моральный выбор; · находят свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о том, что их волнует (о мире человеческих взаимоотношений), об их представлениях о том, кем и какими они станут, когда вырастут (сфера профессиональной деятельности, увлечений, как они будут жить, какая у них будет семья и т. п.). Внимательно и заинтересованно выслушивают каждого ребёнка, уточняя его позицию, взгляды. Не торопятся с педагогической корректировкой жизненных планов ребёнка; · по приглашению детей участвуют в организуемых ими играх на тех ролях, которые предлагают сами дети, уточняя, как они хотели бы, чтобы взрослый исполнял эту роль; · рассказывают детям о событиях из жизни педагога, делятся яркими воспоминаниями и впечатлениями; · систематически проводят познавательные практикумы (экспериментирование, опыты) и развлечения (познавательные вечера «Сейчас узнаем», праздник знаний); · создают развивающую предметно-пространственную среду.
С целью формирования мотивации учения педагоги: · читают и рассказывают истории, в которых подчёркивается необходимость знаний, ума, учения; · приводят примеры из жизни, в том числе и из собственной, как и чему учатся взрослые люди; · делятся с детьми реальными переживаниями, которые обычно сопровождают процесс учения (страх ошибки, огорчение при её совершении, преодоление разочарования, необходимость многократного приложения усилий, настойчивости в достижении цели и, наконец, радость от успеха).
Для развития мелкой моторики руки педагоги: · используют пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом и шариками; · упражняют детей в правильном распределении мышечной нагрузки руки; · используют игры типа «Мозаика», работу со штампами, ручной труд (например, работа с иголкой, ножницами), раскрашивание карандашом одного цвета с разным нажимом, раскрашивание пунктиром и пр. · вводят упражнения и игры на развитие тактильных ощущений, ниткопись, бисерографию, практические работы с бумажными комками и шариками и пр.
Познавательное развитие
Познавательное развитие: мир природы и мир человека
МЕСЯЦА — 1 ГОД С целью формирования у детей познавательных действий взрослые (педагоги): · ставят перед детьми практические и познавательные задачи; · многократно повторяют с детьми практические действия; · проводят подражательные упражнения; · организуют манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия; · организуют обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); · организуют наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира; · создают условия для восприятия музыки, песен и стихов; · создают условия для двигательной активности и тактильно-двигательных игр.
ГОДА С целью формирования у детей познавательных действий, развития их любознательности и познавательной мотивации взрослые (педагоги): · ставят перед детьми практические и познавательные задачи; · организуют целенаправленные действия с дидактическими игрушками; · проводят дидактические игры; · многократно повторяют с детьми практические действия; · осуществляют наглядно-действенный показ (способ действия, образец выполнения); · создают условия для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, быту; · организуют обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); · организуют наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира; · организуют рассматривание предметных и сюжетных картин, иллюстраций в книгах, фотографий; · создают условия для восприятия музыки, песен и стихов; · организуют совместную предметную деятельность с ребёнком; · создают условия для стимулирующего общения со взрослым; · способствуют специально организованному, целенаправленному детско-родительскому взаимодействию; · используют словесные педагогические методы.
ГОДА С целью формирования у детей познавательных действий, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации взрослые (педагоги): · создают условия для постижения предметного содержания мира с помощью анализаторов и манипулирования с объектами (по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю»); · создают условия для интенсивного эмоционального освоения окружающего мира; · проводят адаптационные мероприятия; · организуют наблюдения («Мир за окном», прогулки); · организуют экспериментирование; · формируют сочувственное и бережное отношение к миру посредством решения «проблем игрушек» (их ремонта), изготовления подарков и сюрпризов для малышей; · проводят мини-праздники; · проводят педагогические беседы; · проводят регулярные прогулки; · создают каждому ребёнку условия для хранения личных вещей и предметов, вызвавших его интерес («сокровищницы»).
ГОДА С целью формирования у детей познавательных действий, становления сознания, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации педагоги: · используют в работе с детьми способ познания «вижу — действую»; · организуют наблюдения (с применением сказок-пояснений, художественного слова, игровых персонажей); · организуют совместную со взрослыми деятельность; · организуют практическую деятельность, решают проблемные ситуации; · используют в образовательном процессе загадки-движения; · организуют разбор и комментирование путаниц; · организуют экспериментирование; · проводят беседы (коллективные, индивидуальные); · проводят экскурсии; · создают каждому ребёнку условия для хранения личных вещей и предметов, вызвавших его интерес («сокровищницы»); · проводят прогулки по окрестностям; · вводят традицию «Наши гости»; · создают альбом «Наши добрые дела»; · проводят групповые праздники.
ЛЕТ С целью формирования у детей познавательных действий, становления сознания, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности педагоги: · используют новый способ познания — восприятие информации посредством слова (с опорой на наглядность); · придают эмоциональную окрашенность осваиваемым детьми знаниям, опираясь на эмоциональное постижение мира; · используют традиции «Встречи с интересными людьми», «Наши славные дела»; · проводят экскурсии (по детскому саду и за его пределы); · создают и пополняют альбомы «Умелые руки», «Все работы хороши» и др.; · проводят беседы (коллективные и индивидуальные); · организуют наблюдения; · создают панно-коллаж «Лес»; · используют в образовательном процессе познавательные сказки; · активно используют путаницы и загадки; · создают и пополняют детские коллекции; · используют рассказы из личного опыта; · организуют практическую деятельность; · организуют экспериментирование; · проводят выставки; · создают альбомы «Как я провёл лето», «Моя семья».
ЛЕТ С целью формирования у детей познавательных действий, становления сознания, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности педагоги: · используют способ познания «вижу — действую» и восприятие информации посредством слова (с частичной опорой на наглядность); · активно практикуют эмоциональную окрашенность осваиваемых детьми знаний, · опираясь на эмоциональное постижение мира; · проводят беседы (коллективные и индивидуальные); · проводят экскурсии; · организуют наблюдения; · создают макеты; · организуют работу с познавательной литературой («Полочка умных книг»); · организуют экспериментирование; · активно используют в образовательном процессе рассказы педагогов «Знаете ли вы?»; · развивают традиции «Встречи с интересными людьми», «Календарь жизни группы», организуют чтение познавательных книг; · проводят групповые праздники; · используют в расширении кругозора детей познавательные сказки; · осуществляют проектную деятельность (например, «Удивительное место на Земле»); · создают альбомы «Мы их знаем», «Все работы хороши», «Наши любимцы»; · проводят викторины, конкурсы; · организуют практическую деятельность; · создают и пополняют коллекции (предметные), используют их при познании детьми окружающего мира; · проводят итоговые мероприятия (праздники); · организуют познавательные развлечения; · создают панно «Времена года»; · пополняют познавательные копилки (тематические).
ЛЕТ С целью формирования у детей познавательных действий, становления сознания, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности педагоги: · используют способ познания «вижу — действую» и восприятие информации посредством слова (с частичной опорой на наглядность) в разных сочетаниях (с разной доминантой); · проводят беседы (коллективные и индивидуальные); · практикуют проведение познавательных вечеров (досуга) «Сейчас узнаем»; · развивают и обогащают традиции «Встречи с интересными людьми», «Календарь жизни группы»; · используют познавательные рассказы воспитателя «Знаете ли вы?»; · создают макеты и модели; · организуют совместную с детьми проектную деятельность (например, «Кругосветное путешествие под российским флагом», «Мой край (моя республика)»); · организуют практическую деятельность; · создают панно «Времена года» (новый вариант); · создают альбомы «Мы их знаем», «Все работы хороши»; · проводят экскурсии и целевые прогулки; · организуют работу с познавательной литературой («Полочка умных книг»); · проводят итоговые мероприятия (праздники); · организуют познавательные развлечения; · проводят викторины, конкурсы; · организуют экспериментирование; · проводят групповые праздники; · создают и пополняют коллекции (предметные, информационные), используют их содержание в расширении кругозора детей; · пополняют познавательные копилки (тематические).
Познавательное развитие: математические представления
ГОДА С целью формирования у детей первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира педагоги: · создают в группе педагогически целесообразную, сменяемую комфортную развивающую образовательную среду, богатую различными дидактическими материалами, сенсорными эталонами для освоения детьми количественных и качественных признаков окружающих их предметов; · привлекают внимание детей к сенсорному материалу (создают дидактическую сенсорную коробку, содержимое которой формируется по тематическому принципу и обновляется, меняется два-три раза в неделю); · поддерживают и сопровождают детскую деятельность речевыми комментариями, характеризующими признаки окружающих предметов, называет их с использованием прилагательных; · используют в работе фольклор, рассказывают сказки с циклическим сюжетом («Репка», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка»), организуют их прослушивание детьми в аудиозаписи, просмотр мультфильмов, разыгрывание с помощью настольного театра и кукол бибабо; · создают условия и организуют самостоятельную деятельность детей в комфортной развивающей образовательной среде.
Самостоятельная деятельность детей при педагогической поддержке организуется: · ежедневно в утреннее время — в группе или во время прогулки; · индивидуально или с маленькими подгруппами детей по три—пять человек; · кратковременно (5—7 минут). Организация самостоятельной деятельности детей планируется в соответствии с данными обследования, проводимого в начале учебного года (сентябрь) индивидуально по каждому ребёнку; на основании этого педагог определяет группы детей, нуждающихся в особо тщательной проработке тех или иных программных блоков, а затем планирует временной график работы с каждой группой. При организации образовательного процесса педагог уделяет особое внимание детям, отстающим в развитии мышления и речи.
ГОДА С целью формирования у детей первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени) педагоги: · осуществляют персонификацию признака через персонаж (цветные человечки); · организуют коллективную творческую продуктивную деятельность с математическим · содержанием: лепку, аппликацию, рисование, конструирование на математические темы; · организуют обучение в повседневных бытовых ситуациях; · проводят демонстрационные опыты; · проводят сенсорные праздники; · организуют самостоятельную деятельность в развивающей предметной среде; · проводят дидактические игры; · рассказывают и разыгрывают кумулятивные сказки.
ЛЕТ С целью формирования у детей первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени) педагоги: · включают математическое содержание в творческую продуктивную деятельность детей. Предлагают детям лепку, аппликацию, рисование, конструирование на математические темы (этот приём используется во всех возрастных группах); · используют в качестве овеществлённого понятия числа числовой фриз — последовательность из девяти страниц, расположенных по порядку возрастания представленных на них чисел. Каждая страница представляет собой тематический коллаж. В технике коллективной аппликации дети собирают на лист плотной бумаги или картона все изображения чисел. Числовой фриз помещается на стену в группе и постепенно «наращивается». К концу года все девять страниц фриза будут перед глазами детей; · создают абстрактные геометрические панно с применением аппликации из геометрических форм контрастных размеров и цветов, вырезанных из фольги и картона, ткани и дерматина, газетной и журнальной бумаги. Панно, как и числовой фриз, располагается на стене в группе и не снимается в течение всего учебного года. Его дидактическая цель — сформировать у ребёнка на уровне образа представление об определённом классе фигур; · используют интерактивный математический спектакль с применением проблемных ситуаций в качестве итогового занятия года. В спектакле дети будут играть роли чисел, с которыми они познакомились в течение года. Активно заняты в спектакле не только дети-актёры, но и дети-зрители, которые разрешают проблемные ситуации, возникающие в ходе спектакля; · практикуют приём эстетической подачи знака при знакомстве детей с цифрами. Данный приём предполагает демонстрацию детям изображений цифр в разных шрифтах, по возможности с использованием достижений и возможностей современной компьютерной графики; · инсценируют сказки «Три поросёнка», «Три медведя». Педагоги применяют в образовательном процессе приём одушевления персонажей, в качестве которых выступают числа первого десятка. Числа-персонажи являются содержательными, а не развлекательными. Они жители и представители того мира абстрактных понятий, в который мы погружаем ребёнка. Для этого педагоги: · изготавливают числа-персонажи из картона с использованием аппликации из цветной бумаги; · создают истории о придуманных персонажах — числах первого десятка. В этих историях ожившие числа должны рассказать о себе достоверную информацию; · используют при разыгрывании театрализованных историй «Математический театр в коробке»; · каждую неделю в утреннее время показывают детям театрализованные спектакли на основе этих историй, используя: o праздник-знакомство с новым числом и появление его в качестве персонажа «Математического театра в коробке»; o рассказ о проявлении числа в жизни природы и окружающем мире; o рисование и лепку цифры, рассматривание её в разном графическом исполнении; o создание абстрактного геометрического панно по соответствующему классу геометрических фигур; o итоговое занятие по составлению коллажа на тему изученного числа — страницы числового фриза, который затем помещается на стену в группе и находится там до конца учебного года. В конце года фриз используется как декорация к математическому спектаклю.
ЛЕТ С целью формирования у детей первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме и темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях) педагоги: · используют экспериментально-поисковую деятельность для развития у детей навыков измерения; · практикуют упражнения и выполнение заданий в рабочей тетради как один из этапов (не более 5 минут) специально организованного занятия, с возможностью продолжения в самостоятельной деятельности детей; · проводят игры с правилами (домино, лото); · проводят игры большой и малой подвижности, игры с мячом с использованием считалок, выполнения и повторения определённой последовательности действий (сделать три шага вправо и два прямо, повернуться кругом и т. п.) для освоения детьми пространственных представлений; · организуют коллективное обсуждение и рассуждение; · знакомят детей со сказкой с математическим содержанием, придуманной педагогом; · знакомят детей со стихами, песнями о числах, фигурах и других математических понятиях; · показывают математические спектакли; · рисуют и лепят с детьми цифры, воспроизводят их в технике плоскостного конструирования; · упражняют детей в составлении рассказов по последовательным сюжетным картинкам с целью восстановления в уме цепочки взаимосвязанных событий.
ЛЕТ С целью формирования у детей первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме и темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях) педагоги: · используют художественную литературу (стихи, сказки, рассказы) и произведения абстрактного изобразительного искусства для иллюстрации математических понятий; · содействуют широкому самостоятельному использованию детьми полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях, поощряют желание посчитать, решить задачу; · используют игровые приёмы и игровую мотивацию для отработки навыков, требующих монотонных многократных повторений; · используют приём разумного сочетания сюрпризных моментов и конструктивного делового общения при освоении детьми количественных и пространственных отношений; · создают для детей возможность делового общения в процессе освоения математических понятий и действий, практикуя самообучение и взаимообучение детей; · используют проблемные ситуации для открытия детьми нового знания или способа освоения количественных и пространственных отношений, геометрических форм; · проводят дидактические игры; · используют математические спектакли; · проводят викторины; · используют инновационные интерактивные обучающие средства, развивающие компьютерные игры при обучении детей.
Речевое развитие
МЕСЯЦА — 1 ГОД С целью речевого развития детей взрослые (педагоги): · ставят практические и познавательные задачи; · создают условия для речевого развития детей, обеспечивают полноценную речевую среду, используя речь, соответствующую нормам русского языка: говорят голосом нормальной громкости, в нормальном темпе, используют естественную артикуляцию, соблюдают нормы правильного произношения слов; · стимулируют речевое развитие, вызывая поисковый, познавательный интерес; · развивают понимание высказывания взрослого, опираясь на смысловую завершённость интонации и ритма; · многократно повторяют практические действия, сопровождая их комментарием, объяснением; · проводят подражательные упражнения; · организуют наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира, сопровождая его пояснениями; · создают условия для восприятия музыки, песен и стихов; · создают условия для двигательной активности и тактильно-двигательных игр, сопровождаемых речью взрослого.
1—2 ГОДА
С целью речевого развития детей взрослые (педагоги): · ставят практические и познавательные задачи; · применяют словесные педагогические методы (речевая инструкция, беседа, репродуктивные, прямые, подсказывающие вопросы); · организуют целенаправленные действия с дидактическими игрушками; · проводят дидактические игры; · многократно повторяют практические действия, сопровождая их комментарием, объяснением; · осуществляют наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения) с указаниями и объяснениями взрослого; · создают условия для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, в предметной деятельности, в быту; · организуют обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное) с описанием предмета; · организуют наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира, сопровождаемое пояснениями взрослого; · организуют рассматривание предметных и сюжетных картин, иллюстраций в книгах, фотографий, сопровождаемое пояснениями взрослого; · создают условия для восприятия музыки, песен и стихов; · организуют совместную предметную деятельность с ребёнком; · создают условия для стимулирующего общения со взрослым; · осуществляют специально организованное, целенаправленное детско-родительское взаимодействие; · проводят артикуляционные звуковые игры; · проводят пальчиковые игры. реагируют на просьбы детей, их предложения,
ГОДА С целью речевого развития детей, овладения ими речью как средством общения педагоги: · используют в обращении к детям содержательную, эмоциональную речь, соответствующую возрастным возможностям восприятия детей с точки зрения лексики, чёткости артикуляции, выразительности; · приводят речевые образцы; · проводят речевые игры; · рассказывают народные и авторские сказки; · вводят в повседневную жизнь детей потешки, песенки, небольшие авторские стихи; · вызывают у детей интерес к книгам, их рассматриванию как вместе со взрослыми, · так и самостоятельно; · вводят традицию ежедневного чтения детям произведений художественной литературы, рассматривание с детьми детских книг; · применяют приём многократного чтения или рассказывания одного и того же хорошо знакомого детям произведения, не отказывают в его многократном повторении; · привлекают детей к посильному участию в рассказывании взрослого (жесты, мимика, действия, звукоподражания, отдельные слова, короткие предложения в соответствии с контекстом); · проводят сказки-инсценировки; · проводят игры-драматизации; · проводят экскурсии (по группе, по детскому саду); · деятельно вопросы; · используют в работе задания типа «покажи», «принеси», «сделай»; · используют хороводные, дидактические, подвижные игры с текстами.
ГОДА С целью речевого развития детей, овладения ими речью как средством общения педагоги: · проводят работу над арт
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|