Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
МЕСЯЦА — 1 ГОД Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, создавая условия для развития различных способов взаимодействия — вербальных и невербальных — со взрослыми: · формировать понимание эмоциональной составляющей речи взрослого, обращённой к ребёнку (подготовительные этапы); · стимулировать голосовые реакции, звуковую, слоговую и начальную речевую активности (недифференцированную голосовую активность, гуление, лепет, звукоподражания и первые лепетные слова).
При работе с детьми 2—3 месяцев: · вызывать стремление прислушиваться к голосу взрослого, вторить издавая звуки; · стимулировать появление начального гуления (гуканья), протяжно произносить гласные и гортанные согласные звуки; · способствовать постепенному обогащению гуления новыми звуками.
При работе с детьми 3—6 месяцев: · стимулировать включение в «комплекс оживления» разнообразных голосовых реакций; · стимулировать появление лепета: обогащение, удлинение цепочек звуков; · способствовать подражанию интонациям голоса взрослого; учить смеяться, покашливать, чихать, подражая взрослому;
· вызывать стремление наблюдать за движениями губ взрослого; · учить реагировать на своё имя.
При работе с детьми 6—9 месяцев: · развивать понимание обращённой речи: o побуждать поворачиваться в ответ на своё имя; o побуждать реагировать на вопрос «Где...?» поворотом головы в сторону названого близкого человека или знакомого предмета, находящегося всегда в определённом месте; o учить понимать простые речевые инструкции (просьбы): «Дай», «На», «Возьми др. Учить брать и протягивать взрослому названную несколько раз игрушку(«Дай...»); o учить понимать назначение отдельных предметов: чашки, ложки, бутылочки, расчёски; o учить использовать указательный жест; · побуждать к активному воспроизведению звуков речи: o стимулировать лепетную активность (сочетания губно-губных и заднеязычных согласных и гласных звуков). Вызывать аутоэхолалии (самоподражания в лепете); o учить повторять за взрослым звуки и слоги (эхолалия); o способствовать подражанию (имитации) выразительным звукам — чихать, фыркать, гудеть, лаять, мяукать — и интонациям голоса взрослого; o побуждать использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.
При работе с детьми 9—12 месяцев: · развивать понимание обращённой речи: o способствовать формированию умения слушать и концентрировать внимание: o слушать одного человека, сидя на стуле или ковре, смотреть на предметы или картинки в течение нескольких минут вместе со взрослым; o вызывать смену выражения лица в ответ на тон говорящего взрослого и выражение его лица; o побуждать оборачиваться в ответ на своё имя; o вызывать стремление реагировать на имена близких взрослых (смотреть в сторону названного человека); o побуждать находить знакомые предметы, о которых спрашивают (один из двух-трёх), по просьбе взрослого находить взглядом одну из двух игрушек, стоящих рядом, указывать на одну-две части тела, лица;
· способствовать формированию умения реагировать на жесты и выполнять простые указания (речевые инструкции): выполнять простую просьбу, сначала сопровождаемую жестом, а потом без указательного жеста; прерывать занятие, услышав строгое замечание («Нельзя»); подчиняться слову «можно»; махать рукой («До свидания») или хлопать в ладоши («Ладушки») по словесной инструкции; показывать, как что-то летает (машет руками); разводить руками на слово «нет»; указывать на предмет и давать его по просьбе говорящего; · развивать активную речь: o учить произносить отдельные лепетные слова (ма-ма, па-па, ба-ба, ля-ля, би-би, ко-ко); o учить подражать знакомым звукам и движениям: плакать, смеяться, кашлять,петь; кричать, подражая животным (гусь гогочет «га-га», кошка мяукает «мяу», собака лает «ав-ав», ворона каркает «кар-кар»); o способствовать умению соотносить облегчённые слова с предметами и действиями; o поощрять стремление отвечать на вопросы взрослого «Кто это?», «Что это?» облегчёнными словами и звукоподражаниями.
ГОДА Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка: · создавать условия для развития различных видов детской деятельности в соотвествии с возрастными особенностями: o предметной деятельности; o игр с составными и динамическими игрушками; o экспериментирования с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); o общения со взрослым; o совместных игр со сверстниками под руководством взрослого; o самообслуживания; o действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т. д.); o восприятия смысла музыки, сказок, стихов; o рассматривания картинок; o двигательной активности; · создавать условия для развития различных способов взаимодействия — вербальных и невербальных — со взрослыми и основы навыков общения со сверстниками: o развивать понимание обращённой к ребёнку ситуативной речи взрослого; o формировать речевую активность, учитывая этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из двух-трёх слов, неразвёрнутая (упрощённая) структурно нарушенная фраза, развёрнутая фраза с лексикограмматическими недостатками); активизировать любые доступные ребёнку звукоподражания и речевые высказывания;
o развивать артикуляцию; o поэтапно развивать и совершенствовать лексическую сторону речи; o создавать условия для первичного усвоения грамматических категорий; o развивать потребность в речевом общении, формировать любые невербальные и вербальные средства коммуникации (жестовые, мимические, голосовые, звукоподражательные, речевые).
При работе с детьми 1 года — 1 года 6 месяцев: · развивать понимание обращённой речи: o учить понимать значение часто употребляемых слов и находить (по слову взрослого) и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды, предметы обихода (мыло, расчёска, носовой платок); называть некоторые части лица и тела (рот, глаза, уши, руки, ноги, голову) и показывать их по просьбе взрослого у себя, у взрослого, у образной игрушки; слова, обозначающие действия и некоторые простые бытовые ситуации (раздеваться, одеваться, умываться, гулять, сидеть, лежать, качать); o развивать у ребёнка умение различать имена близких взрослых, понимать названия одежды, признаки предметов: цвет (красный, жёлтый), контрастные размеры (большой, маленький), форму (кубик, шар); o учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает свои действия, показ игрушек («Кукла идёт: топ-топ», «Зайка скачет: прыг-прыг», «Машина гудит: би-би»). Инициировать выполнение разученных ранее действий («Ладушки», «До свидания», «Понюхай цветочек», «Покачай лялю», «Поцелуй маму», «Птички летают»); o развивать умение выполнять простые речевые инструкции и поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями («Дай», «Найди», «Принеси», «Пей», «Ешь»); o поддерживать стремление рассматривать отдельные предметные картинки и картинки в книжке, узнавать предметы и персонажи; o учить слушать и понимать простые потешки, стихи, песенки; · развивать активную речь: o учить произносить звукоподражания (имитировать звуки по просьбе взрослого — лаять, пищать, гудеть, каркать);
o побуждать произносить лепетные облегчённые, лёгкие по звуковому составу слова, соотнося их с обозначениями близких взрослых, предметов, действий по подражанию, по просьбе взрослого, в процессе предметно-игровых действий; o стимулировать соотнесённое употребление слов и звукоподражаний (в индивидуальном произношении): в момент радости, при удивлении, при констатации знакомых явлений, в процессе двигательной активности; o совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. Побуждать заменять облегчённые слова полными (общеупотребительными); o пополнять активный словарь детей названиями известных часто выполняемых действий (спи, иди, упал, возьми, катай, качай, подними, беги); o учить показывать и называть изображённые на картинке знакомые предметы в статическом положении, а также в действии; o учить детей отвечать на вопросы «Кто это?», «Что это?» (в реальной ситуации и по картинке); o учить произносить по подражанию простые фразы из двух слов, связывая два облегчённых слова в предложение («Дя пи» — «Дай пить»; «Утя» — «Утка кря-кря»; «Зая пыг-пыг» — «Зайка прыгает»); o формировать умение выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями из двух, потом трёх слов; o учить детей сопровождать речь мимикой, жестами, движениями, имеющими значение дополнительного слова; o развивать речевое общение, побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств; · знакомить с книжной культурой, детской литературой: o читать и рассказывать ребёнку художественные произведения; o приучать детей слушать и понимать короткие, доступные по содержанию стихи, потешки, сказки (до 3 минут), заинтересовывать детей этим процессом; o сопровождать чтение (рассказывание) показом игрушек, картинок, действий; o вызывать желание рассматривать книгу вместе со взрослым, показывать изображённое в книжке (хлопать рукой по картинке).
При работе с детьми 1 года 6 месяцев — 2 лет: · развивать понимание обращённой речи: o расширять запас понимаемых слов (включая понимание значения предлогов на, под, в); o учить показывать на предметы и игрушки по просьбе взрослого; o закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение. Называть детям цвет предметов (красный, жёлтый, зелёный, синий), размер (большой, маленький), форму (кубик, шар, кирпичик, крыша-призма); o учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает, прыгает), голосовые реакции (мяукает, лает, гогочет), способы передвижения человека (идёт, бежит), его действия (стирает, моет, подметает);
o продолжать учить названия частей лица и тела, показывать их; o учить выполнять более сложные речевые инструкции и знакомые бытовые действия по просьбе взрослого («Помоги маме», «Обними бабушку», «Пожалей папу»), выполнять двухступенчатую инструкцию («Возьми зайку и отнеси маме», «Подними куклу и покачай её», «Нагрузи кубики в машину и отвези их в гараж»); o помогать детям запоминать и выполнять цепочку разворачивающихся действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.); o учить выбирать из нескольких (двух-трёх) предметов или картинок то, что нужно, выполнять просьбу «Дай мне... и...!»; o учить выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояние: «Дай большой мяч», «Возьми красный кубик», «Поставь на стол чистую чашку»; o учить показывать на себя в ответ на вопрос «Где (имя ребёнка)?»; o развивать понимание смысла простых предложений, короткого рассказа о знакомых событиях; o учить различать неречевые звуки и шумы (бубен, колокольчик); · развивать активную речь: o стимулировать и поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (ав-ав — собака, мяу-мяу — киса, га-га — гусь, би-би — машина, ля-ля — кукла), способствовать формированию правильного произношения общеупотребительных слов; o учить детей отвечать простой фразой на понятные вопросы взрослого: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (в реальной ситуации и по картинке); o поощрять подражание часто используемым словам, фразам взрослого, побуждать произносить подражая новые слова, предложения из двух-трёх слов; o побуждать называть словом свои или чьи-либо действия; o продолжать учить использовать в общении простые фразы из двух облегчённых или общеупотребительных слов, развивать потребность детей в речевом общении; o учить договаривать последние слова знакомых стихов и песенок; o расширять активный словарь детей: учить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, глаголы, прилагательные; правильно употреблять местоимения (я, ты, мне), наречия (там, туда), предлоги (в, на, под); o формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинке; узнавать и называть на картинке людей разного пола и возраста, а также их действия; o побуждать обращаться к взрослым и сверстникам («Попроси», «Поблагодари», «Предложи», «Посмотри, кто пришёл, и скажи мне»); · знакомить с книжной культурой, детской литературой: o приучать детей слушать хорошо знакомые художественные произведения с наглядным сопровождением и без него (до 5 минут); o сопровождать чтение и рассказывание показом игрушек и картинок; o учить повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в нём; o продолжать совместно рассматривать книгу, учить указывать пальцем на изображённое в книжке, помогать переворачивать картонную страницу.
ГОДА Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию детей, способствуя развитию коммуникативной деятельности путём создания условий и побуждения ребёнка, с использованием невербальных и вербальных (речевые и языковые) способов общения со взрослыми и сверстниками.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · целенаправленно обогащать словарь за счёт расширения пассивного словаря, перевода слов в активную речь: o побуждать называть реальные предметы, объекты, явления, окружающие ребёнка; их изображения на иллюстрациях; o учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий); o формировать умение обозначать словами свои и чужие действия; соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с предметами и игрушками; понимать действия, изображённые на картинке (кто что делает? — мальчик прыгает, девочка спит, птичка летает); o развивать умение характеризовать посредством слова состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеётся); o побуждать отмечать особенности действий и взаимоотношений окружающих взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает); o расширять словарь, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов (у мышки — голова, ушки, носик, усы, спинка, лапки, хвостик; у кастрюли — ручки, крышка, дно); o поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова; · способствовать развитию грамматического строя речи: o упражнять в понимании и правильном употреблении пространственных предлогов (на, под) и наречий (вперёд, назад, рядом); o поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных наименований (машинка, уточка, собачка); o помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять попытки строить предложения (фразы), состоящие из двух-трёх слов; · развивать произносительную сторону речи: o способствовать развитию речевого слуха; o побуждать проговаривать вслед за воспитателем, а затем самостоятельно звукоподражания животным (ко-ко, му-му, мяу-мяу) и предметам (поезд: у-у-у); o развивать фонематический слух. Различать на слух два-три слова и находить соответствующие картинки (предметы); o дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку — ко-ко; му-му — мур-мур; ха-ха — ах-ах и др.); o развивать слуховое внимание посредством игр и игровых упражнений; · обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средство общения: o создавать условия, при которых ребёнок может добиваться своей цели путём речевого обращения к взрослому или сверстнику; o вводить в жизнь группы простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба) в соответствии с речевыми возможностями детей; o формировать умение выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси мяч», «Возьми ложку», «Брось в корзину» и т.д.); · знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова: o рассказывать народные и авторские сказки; o вводить в повседневную жизнь детей потешки, песенки, небольшие авторские стихи; o вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию как вместе со взрослыми, так и самостоятельно; o привлекать детей к посильному участию в рассказывании взрослого (жесты, мимика, действия, звукоподражания, отдельные слова в соответствии с контекстом).
ГОДА Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности: · продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы); · создавать условия для инициативного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе детской игры, различных видов детской деятельности.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · обогащать словарь детей: o расширять пассивный и активный словарь на основе знакомства детей с окружающей действительностью и углубления представлений о ней; o знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты и т. п.); o расширять словарь, обозначающий действия (деятельность и действия людей, движения животных); o упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вид людей и животных, их эмоциональное состояние); · формировать грамматический строй речи: o упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице, падеже; o упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (у, в, под, с, из, к, за, на); o упражнять в употреблении имён существительных в единственном и множественном числе; o закреплять умение называть животных и их детёнышей в единственном и множественном числе (волк — волчонок — волчата); o начать формировать процессы словообразования; o учить распространять предложения за счёт однородных членов предложения; · развивать произносительную сторону речи: o развивать речевой слух; o упражнять речевой аппарат (артикуляционный и дыхательный) для закрепления и появления правильного звукопроизношения; произносить, уточнять и закреплять произношение звуков родного языка (гласных и части согласных); o дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (с опорой на картинки): дом — кот, машина — барабан и др.; o дифференцировать слова, близкие по звучанию (с опорой на картинки): дом — ком, удочка — уточка и др.; o вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса посредством игр-драматизаций, игровых сюжетов, чтения и воспроизведения простейших попевок, потешек, отрывков авторских произведений; · способствовать формированию предпосылок связной речи детей.
Для развития диалогической формы речи необходимо: · упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя фразовую речь; · закреплять простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, знакомство). Для развития монологической формы речи необходимо: · упражнять в воспроизведении простых коротких текстов (повествовательного типа) с помощью воспитателя, с использованием различных театров (настольный плоскостной, пальчиковый, бибабо); · упражнять в дополнении высказываний (описательного типа) перечислительным рядом (определений, существительных, глаголов) с опорой на наглядность: «На полке стоит машина… (кукла, зайчик, книга и пр.). В лесу на полянке зайчик сидел… (прыгал, бегал, слушал и др.)»; · знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова: o рассказывать народные и авторские сказки, художественные произведения; o читать наизусть потешки, песенки, небольшие авторские стихи; o вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно); o организовывать театрализацию хорошо известных детям произведений.
ЛЕТ Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности: · формировать умения отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении; в ролевых диалогах); · упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы; · развивать возможности детей в связном выражении своих мыслей.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · обогащать словарь: o продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов, обобщающими понятиями; o поощрять внимание детей к незнакомым словам и желание узнать, что они обозначают. Начать работу над лексическим значением слов (на примере хорошо знакомых слов); o учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам, объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними; o вводить в словарь детей наречия и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и т. п.); o обращать внимание на слова, противоположные по смыслу (антонимы); o начать знакомить детей с доступными им многозначными словами разных частей речи (ручка, ножка; гладить, ходить; новый, сильный и др.); · формировать грамматический строй речи: o упражнять в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (чего нет?); в употреблении имён существительных во множественном числе; o упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (в, на, из, с, над, под, за, из-за, из-под, около, между и др.); o формировать умение образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени (тонкий, тоньше, более тонкий, самый тонкий); o учить согласовывать прилагательные с существительными (красный шар, красная кофта, красное солнце, красные цветы); o учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении (иди, идите; играй, играйте); o упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов (включая названия животных и их детёнышей); глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных (яблоко — яблочный); o упражнять в составлении и распространении простых предложений за счёт однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых; способствовать появлению в речи предложений сложных конструкций; · развивать произносительную сторону речи: o развивать фонематический слух; o закреплять правильное произношение звуков родного языка (свистящих и шипящих, сонорных, твёрдых и мягких); o отрабатывать артикуляцию звуков и речевое дыхание; o упражнять в выделении заданного звука в словах (в начале слова); в умении подбирать слова на заданный звук (в начале слова); o выбирать из двух предметов тот, в названии которого есть заданный звук (звук [з] — кролик, заяц); o упражнять в умении использовать различные средства речевой выразительности; · способствовать формированию связной речи детей.
Для развития диалогической формы речи необходимо: o объяснять, что языковое насыщение диалога (подбор слов, интонации и т. д.) зависит от того, с кем и по какому поводу идёт общение; o учить детей осознанно отбирать языковой материал и пользоваться им в зависимости от языковой ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание); o закреплять навыки речевого этикета. Для развития монологической формы речи необходимо: · готовить детей к обучению монологическим типам речи (повествованию и описанию); · в описании упражнять в умении соотносить объект речи с соответствующим описанием; дополнять готовые описания. Упражнять в умении составлять простые перечисления (предметов, свойств, признаков, действий и др.); · в повествовании упражнять в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках; · упражнять в умении составлять повествовательные высказывания путём изменения знакомых сказок. Поощрять попытки детей составлять собственные повествовательные высказывания (по картинкам, рисункам и т. д.); · знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова: o формировать интерес к книге и художественной литературе; o приобщать к ведущим темам детской литературы, связанным с жизнью детей; o ежедневно читать детям; рассматривать книги, иллюстрации; вести беседы о прочитанном (что понравилось; кто вызывает симпатию; самый интересный момент; мотивация выбора определённого произведения или книги и т. д.); o корректировать перечень литературных произведений на региональном уровне.
И 6—8 ЛЕТ Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности: · развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками путём формирования активной коммуникативной позиции с использованием элементарных правил ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада); · развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа).
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · обогащать словарь: o расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях; o продолжать формировать видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, овощи, игрушки, транспорт, растения, животные и др.) и отвлечённые обобщённые понятия (добро, зло, красота, смелость и т. д.) с их последующей дифференциацией (обувь — летняя, зимняя, демисезонная; транспорт — наземный, воздушный, водный, подземный); o развивать смысловую сторону речи. Для этого необходимо знакомить детей: Ø со значением слов (например, через их определение: ельник — еловый лес; стол — предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на ножках и др.); Ø с антонимами (выраженными разными частями речи: добро — зло, день — ночь, старый — молодой, подниматься — спускаться; весело — грустно, далеко — близко, холодно — жарко и др.); Ø с синонимами (выраженными всеми частями речи: смелость — отвага, храбрость; вежливая — любезная, предупредительная; веселиться — радоваться, смеяться); Ø с многозначностью слов (существительных и глаголов: гребень (для расчёсывания волос, верх волны, на голове петуха); кисть (руки, художника, рябины, украшение для штор); ножка (гриба, стула, жеребёнка, малыша); хвост (лисы, самолёта, поезда, редиски); гореть (дрова горят в камине, ребёнок горит от жара, щёки горят на морозе); бить (в ладоши, по мячу, в барабан, дождь бьёт в стекло); идти (ребёнок идёт по дороге, лёд идёт по реке, дождь идёт из тучи, дым идёт из трубы); играть (ребёнок играет в кубики, дети играют в мяч, девочка играет на скрипке, улыбка играет на лице).
Кроме того, необходимо учить детей осмысливать образные выражения и фразеологические обороты (мороз щиплет нос, весна на носу, водить за нос, как белка в колесе, всё в руках горит и т. п.); · формировать грамматический строй речи: o осваивать морфологическую систему русского языка (изменение по родам, числам, лицам, временам): употребление имён существительных во множественном числе (один — много); образование формы родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей — ульев, пень — пней, лоб — лбов, карась — карасей и др.); согласование существительных с числительными, прилагательными и глаголами; o упражнять в правильном употреблении категории рода (женского, мужского, среднего); o практически освоить некоторые способы словообразования; o учить составлению (употреблению правильного порядка слов) и распространению предложений за счёт однородных членов (подлежащих, определений, сказуемых); составлению сложных конструкций предложений (сложносочинённых и сложноподчинённых); o закреплять правильное употребление предлогов, выражающих различные пространственные отношения (в, на, за, из, с, под, над, между, перед, из-за, из-под и др.); · развивать произносительную сторону речи: o развивать речевой слух: фонематический и фонетический; o уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка, используя анализ артикуляции (по пяти позициям: положение губ, зубов, языка, вибрация голосовых связок и прохождение воздушной струи) в игровых упражнениях, речевых играх и т. д.; o совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих [с — ш], [з — ж], [ц — с]; звонких и глухих [ж — ш], [з — с], [б — п], [д — т], [г — к], [в — ф]; соноров [р — л]; твёрдых и мягких [с — с’], [з — з’], [п — п’], [б — б’], [т — т’], [д — д’], [к — к’], [г — г’], [в — в’], [ф — ф’], [р — р’], [л — л’]; o упражнять в умении дифференцировать звуки (гласные — согласные, мягкие — твёрдые); o работать со словами-паронимами, объяснять их лексическое значение; o предлагать задания на подбор слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине и конце слова); определять последовательность звуков в словах; o упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах); o упражнять в умении производить анализ и синтез предложения по словам; короткого высказывания по предложениям; o развивать умение передавать разнообразные интонации через изменение высоты голоса, силы его звучания, ритма и темпа речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и упражнениях и т. д.; o развивать контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих; · развивать и совершенствовать связную речь.
Для развития диалогической формы речи необходимо: · вырабатывать активную диалогическую позицию в общении со сверстниками (активная коммуникативная позиция); · приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным); · закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада); · развивать навыки ведения диалога со сверстниками и взрослыми; · работать над речевым оформлением реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ); · отрабатывать умение вежливо и тактично вести диалог со взрослыми и другими детьми; · закреплять и совершенствовать навыки речевого этикета.
Для развития монологической формы речи необходимо: · обучать основам построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа). При построении высказываний описательного типа развивать умения выделять и называть объект речи при описании; соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счёт дополнительных характеристик; видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов (определение двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); выбор последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях). При построении высказываний повествовательного типа развивать умения восстанавливать последовательность событий в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия); давать определение и словесное обозначение главной темы повествования (через цель высказывания, заголовок); выделять структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка; воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований; · учить составлению комбинированных связных высказываний (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов); составлению плана (смысловой последовательности) собственных высказываний и выдерживанию его в процессе рассказывания; · осуществлять подготовку к полноценному освоению письменных форм речи (чтению и письму).
Для подготовки к обучению чтению (реализуется в рамках развития устной речи) необходимо: · упражнять в умении проводить звуковой анализ слов: узнавать, различать и выделять в словах отдельные звуки; определять их позицию (начало, середина, конец); определять последовательность звуков в слове; · развивать умение дифференцировать звуки на согласные и гласные, согласные на твёрдые и мягкие; близкие по звучанию и произношению; · формировать представление о слоге и ударении; упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов; · формировать первоначальное представление о предложении и слове: составлении нераспространённых и распространённых предложений; правильном и отчётливом их произношении; умении слышать отдельные предложения в потоке речи; разделении предложений на слова, последовательном выделении их из предложений; определении количества слов.
Для подготовки к обучению письму необходимо: · готовить руку к обучению письму: формировать правильный захват орудия письма (щепоть); упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки; развивать мелкую моторику рук; · начать подготовку к технике письма: развивать пространственную ориентировку; знакомить и учить ориентироваться в разлиновке «линейка»; развивать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости; · формировать элементарные графические умения; · упражнять в анализе и синтезе (в аналитико-синтетической деятельности) условных изображений предметов, заданных с помощью линий или геометрических фигур;
· знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир худо- жественного слова: o поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе; o обсуждать с детьми смысл прочитанного, воспринимать богатство литературного языка; o учить анализировать тексты на доступном уровн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|