Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная область «Речевое развитие»




 

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

МЕСЯЦА — 1 ГОД

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, создавая условия для развития различных способов взаимодействия — вербальных и невербальных — со взрослыми:

· формировать понимание эмоциональной составляющей речи взрослого, обращённой к ребёнку (подготовительные этапы);

· стимулировать голосовые реакции, звуковую, слоговую и начальную речевую активности (недифференцированную голосовую активность, гуление, лепет, звукоподражания и первые лепетные слова).

 

При работе с детьми 2—3 месяцев:

· вызывать стремление прислушиваться к голосу взрослого, вторить издавая звуки;

· стимулировать появление начального гуления (гуканья), протяжно произносить гласные и гортанные согласные звуки;

· способствовать постепенному обогащению гуления новыми звуками.

 

При работе с детьми 3—6 месяцев:

· стимулировать включение в «комплекс оживления» разнообразных голосовых реакций;

· стимулировать появление лепета: обогащение, удлинение цепочек звуков;

· способствовать подражанию интонациям голоса взрослого; учить смеяться, покашливать, чихать, подражая взрослому;

· вызывать стремление наблюдать за движениями губ взрослого;

· учить реагировать на своё имя.

 

При работе с детьми 6—9 месяцев:

· развивать понимание обращённой речи:

o побуждать поворачиваться в ответ на своё имя;

o побуждать реагировать на вопрос «Где...?» поворотом головы в сторону названого близкого человека или знакомого предмета, находящегося всегда в определённом месте;

o учить понимать простые речевые инструкции (просьбы): «Дай», «На», «Возьми др. Учить брать и протягивать взрослому названную несколько раз игрушку(«Дай...»);

o учить понимать назначение отдельных предметов: чашки, ложки, бутылочки, расчёски;

o учить использовать указательный жест;

· побуждать к активному воспроизведению звуков речи:

o стимулировать лепетную активность (сочетания губно-губных и заднеязычных согласных и гласных звуков). Вызывать аутоэхолалии (самоподражания в лепете);

o учить повторять за взрослым звуки и слоги (эхолалия);

o способствовать подражанию (имитации) выразительным звукам — чихать, фыркать, гудеть, лаять, мяукать — и интонациям голоса взрослого;

o побуждать использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

 

При работе с детьми 9—12 месяцев:

· развивать понимание обращённой речи:

o способствовать формированию умения слушать и концентрировать внимание:

o слушать одного человека, сидя на стуле или ковре, смотреть на предметы или картинки в течение нескольких минут вместе со взрослым;

o вызывать смену выражения лица в ответ на тон говорящего взрослого и выражение его лица;

o побуждать оборачиваться в ответ на своё имя;

o вызывать стремление реагировать на имена близких взрослых (смотреть в сторону названного человека);

o побуждать находить знакомые предметы, о которых спрашивают (один из двух-трёх), по просьбе взрослого находить взглядом одну из двух игрушек, стоящих рядом, указывать на одну-две части тела, лица;

· способствовать формированию умения реагировать на жесты и выполнять простые указания (речевые инструкции): выполнять простую просьбу, сначала сопровождаемую жестом, а потом без указательного жеста; прерывать занятие, услышав строгое замечание («Нельзя»); подчиняться слову «можно»; махать рукой («До свидания») или хлопать в ладоши («Ладушки») по словесной инструкции; показывать, как что-то летает (машет руками); разводить руками на слово «нет»; указывать на предмет и давать его по просьбе говорящего;

· развивать активную речь:

o учить произносить отдельные лепетные слова (ма-ма, па-па, ба-ба, ля-ля, би-би, ко-ко);

o учить подражать знакомым звукам и движениям: плакать, смеяться, кашлять,петь; кричать, подражая животным (гусь гогочет «га-га», кошка мяукает «мяу», собака лает «ав-ав», ворона каркает «кар-кар»);

o способствовать умению соотносить облегчённые слова с предметами и действиями;

o поощрять стремление отвечать на вопросы взрослого «Кто это?», «Что это?» облегчёнными словами и звукоподражаниями.

 

ГОДА

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка:

· создавать условия для развития различных видов детской деятельности в соотвествии с возрастными особенностями:

o предметной деятельности;

o игр с составными и динамическими игрушками;

o экспериментирования с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

o общения со взрослым;

o совместных игр со сверстниками под руководством взрослого;

o самообслуживания;

o действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т. д.);

o восприятия смысла музыки, сказок, стихов;

o рассматривания картинок;

o двигательной активности;

· создавать условия для развития различных способов взаимодействия — вербальных и невербальных — со взрослыми и основы навыков общения со сверстниками:

o развивать понимание обращённой к ребёнку ситуативной речи взрослого;

o формировать речевую активность, учитывая этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из двух-трёх слов, неразвёрнутая (упрощённая) структурно нарушенная фраза, развёрнутая фраза с лексикограмматическими недостатками); активизировать любые доступные ребёнку звукоподражания и речевые высказывания;

o развивать артикуляцию;

o поэтапно развивать и совершенствовать лексическую сторону речи;

o создавать условия для первичного усвоения грамматических категорий;

o развивать потребность в речевом общении, формировать любые невербальные и вербальные средства коммуникации (жестовые, мимические, голосовые, звукоподражательные, речевые).

 

При работе с детьми 1 года — 1 года 6 месяцев:

· развивать понимание обращённой речи:

o учить понимать значение часто употребляемых слов и находить (по слову взрослого) и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды, предметы обихода (мыло, расчёска, носовой платок); называть некоторые части лица и тела (рот, глаза, уши, руки, ноги, голову) и показывать их по просьбе взрослого у себя, у взрослого, у образной игрушки; слова, обозначающие действия и некоторые простые бытовые ситуации (раздеваться, одеваться, умываться, гулять, сидеть, лежать, качать);

o развивать у ребёнка умение различать имена близких взрослых, понимать названия одежды, признаки предметов: цвет (красный, жёлтый), контрастные размеры (большой, маленький), форму (кубик, шар);

o учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает свои действия, показ игрушек («Кукла идёт: топ-топ», «Зайка скачет: прыг-прыг», «Машина гудит: би-би»). Инициировать выполнение разученных ранее действий («Ладушки», «До свидания», «Понюхай цветочек», «Покачай лялю», «Поцелуй маму», «Птички летают»);

o развивать умение выполнять простые речевые инструкции и поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями («Дай», «Найди», «Принеси», «Пей», «Ешь»);

o поддерживать стремление рассматривать отдельные предметные картинки и картинки в книжке, узнавать предметы и персонажи;

o учить слушать и понимать простые потешки, стихи, песенки;

· развивать активную речь:

o учить произносить звукоподражания (имитировать звуки по просьбе взрослого — лаять, пищать, гудеть, каркать);

o побуждать произносить лепетные облегчённые, лёгкие по звуковому составу слова, соотнося их с обозначениями близких взрослых, предметов, действий по подражанию, по просьбе взрослого, в процессе предметно-игровых действий;

o стимулировать соотнесённое употребление слов и звукоподражаний (в индивидуальном произношении): в момент радости, при удивлении, при констатации знакомых явлений, в процессе двигательной активности;

o совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. Побуждать заменять облегчённые слова полными (общеупотребительными);

o пополнять активный словарь детей названиями известных часто выполняемых действий (спи, иди, упал, возьми, катай, качай, подними, беги);

o учить показывать и называть изображённые на картинке знакомые предметы в статическом положении, а также в действии;

o учить детей отвечать на вопросы «Кто это?», «Что это?» (в реальной ситуации и по картинке);

o учить произносить по подражанию простые фразы из двух слов, связывая два облегчённых слова в предложение («Дя пи» — «Дай пить»; «Утя» — «Утка кря-кря»; «Зая пыг-пыг» — «Зайка прыгает»);

o формировать умение выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями из двух, потом трёх слов;

o учить детей сопровождать речь мимикой, жестами, движениями, имеющими значение дополнительного слова;

o развивать речевое общение, побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств;

· знакомить с книжной культурой, детской литературой:

o читать и рассказывать ребёнку художественные произведения;

o приучать детей слушать и понимать короткие, доступные по содержанию стихи, потешки, сказки (до 3 минут), заинтересовывать детей этим процессом;

o сопровождать чтение (рассказывание) показом игрушек, картинок, действий;

o вызывать желание рассматривать книгу вместе со взрослым, показывать изображённое в книжке (хлопать рукой по картинке).

 

При работе с детьми 1 года 6 месяцев — 2 лет:

· развивать понимание обращённой речи:

o расширять запас понимаемых слов (включая понимание значения предлогов на, под, в);

o учить показывать на предметы и игрушки по просьбе взрослого;

o закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение. Называть детям цвет предметов (красный, жёлтый, зелёный, синий), размер (большой, маленький), форму (кубик, шар, кирпичик, крыша-призма);

o учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает, прыгает), голосовые реакции (мяукает, лает, гогочет), способы передвижения человека (идёт, бежит), его действия (стирает, моет, подметает);

o продолжать учить названия частей лица и тела, показывать их;

o учить выполнять более сложные речевые инструкции и знакомые бытовые действия по просьбе взрослого («Помоги маме», «Обними бабушку», «Пожалей папу»), выполнять двухступенчатую инструкцию («Возьми зайку и отнеси маме», «Подними куклу и покачай её», «Нагрузи кубики в машину и отвези их в гараж»);

o помогать детям запоминать и выполнять цепочку разворачивающихся действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.);

o учить выбирать из нескольких (двух-трёх) предметов или картинок то, что нужно, выполнять просьбу «Дай мне... и...!»;

o учить выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояние: «Дай большой мяч», «Возьми красный кубик», «Поставь на стол чистую чашку»;

o учить показывать на себя в ответ на вопрос «Где (имя ребёнка)?»;

o развивать понимание смысла простых предложений, короткого рассказа о знакомых событиях;

o учить различать неречевые звуки и шумы (бубен, колокольчик);

· развивать активную речь:

o стимулировать и поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (ав-ав — собака, мяу-мяу — киса, га-га — гусь, би-би — машина, ля-ля — кукла), способствовать формированию правильного произношения общеупотребительных слов;

o учить детей отвечать простой фразой на понятные вопросы взрослого: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (в реальной ситуации и по картинке);

o поощрять подражание часто используемым словам, фразам взрослого, побуждать произносить подражая новые слова, предложения из двух-трёх слов;

o побуждать называть словом свои или чьи-либо действия;

o продолжать учить использовать в общении простые фразы из двух облегчённых или общеупотребительных слов, развивать потребность детей в речевом общении;

o учить договаривать последние слова знакомых стихов и песенок;

o расширять активный словарь детей: учить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, глаголы, прилагательные; правильно употреблять местоимения (я, ты, мне), наречия (там, туда), предлоги (в, на, под);

o формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинке; узнавать и называть на картинке людей разного пола и возраста, а также их действия;

o побуждать обращаться к взрослым и сверстникам («Попроси», «Поблагодари», «Предложи», «Посмотри, кто пришёл, и скажи мне»);

· знакомить с книжной культурой, детской литературой:

o приучать детей слушать хорошо знакомые художественные произведения с наглядным сопровождением и без него (до 5 минут);

o сопровождать чтение и рассказывание показом игрушек и картинок;

o учить повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в нём;

o продолжать совместно рассматривать книгу, учить указывать пальцем на изображённое в книжке, помогать переворачивать картонную страницу.

 

ГОДА

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию детей, способствуя развитию коммуникативной деятельности путём создания условий и побуждения ребёнка, с использованием невербальных и вербальных (речевые и языковые) способов общения со взрослыми и сверстниками.

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

· целенаправленно обогащать словарь за счёт расширения пассивного словаря, перевода слов в активную речь:

o побуждать называть реальные предметы, объекты, явления, окружающие ребёнка; их изображения на иллюстрациях;

o учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий);

o формировать умение обозначать словами свои и чужие действия; соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с предметами и игрушками; понимать действия, изображённые на картинке (кто что делает? — мальчик прыгает, девочка спит, птичка летает);

o развивать умение характеризовать посредством слова состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеётся);

o побуждать отмечать особенности действий и взаимоотношений окружающих взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает);

o расширять словарь, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов (у мышки — голова, ушки, носик, усы, спинка, лапки, хвостик; у кастрюли — ручки, крышка, дно);

o поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова;

· способствовать развитию грамматического строя речи:

o упражнять в понимании и правильном употреблении пространственных предлогов (на, под) и наречий (вперёд, назад, рядом);

o поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных наименований (машинка, уточка, собачка);

o помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять попытки строить предложения (фразы), состоящие из двух-трёх слов;

· развивать произносительную сторону речи:

o способствовать развитию речевого слуха;

o побуждать проговаривать вслед за воспитателем, а затем самостоятельно звукоподражания животным (ко-ко, му-му, мяу-мяу) и предметам (поезд: у-у-у);

o развивать фонематический слух. Различать на слух два-три слова и находить соответствующие картинки (предметы);

o дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку — ко-ко; му-му — мур-мур; ха-ха — ах-ах и др.);

o развивать слуховое внимание посредством игр и игровых упражнений;

· обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средство общения:

o создавать условия, при которых ребёнок может добиваться своей цели путём речевого обращения к взрослому или сверстнику;

o вводить в жизнь группы простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба) в соответствии с речевыми возможностями детей;

o формировать умение выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси мяч», «Возьми ложку», «Брось в корзину» и т.д.);

· знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова:

o рассказывать народные и авторские сказки;

o вводить в повседневную жизнь детей потешки, песенки, небольшие авторские стихи;

o вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию как вместе со взрослыми, так и самостоятельно;

o привлекать детей к посильному участию в рассказывании взрослого (жесты, мимика, действия, звукоподражания, отдельные слова в соответствии с контекстом).

 

ГОДА

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности:

· продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы);

· создавать условия для инициативного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе детской игры, различных видов детской деятельности.

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

· обогащать словарь детей:

o расширять пассивный и активный словарь на основе знакомства детей с окружающей действительностью и углубления представлений о ней;

o знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты и т. п.);

o расширять словарь, обозначающий действия (деятельность и действия людей, движения животных);

o упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вид людей и животных, их эмоциональное состояние);

· формировать грамматический строй речи:

o упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице, падеже;

o упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (у, в, под, с, из, к, за, на);

o упражнять в употреблении имён существительных в единственном и множественном числе;

o закреплять умение называть животных и их детёнышей в единственном и множественном числе (волк — волчонок — волчата);

o начать формировать процессы словообразования;

o учить распространять предложения за счёт однородных членов предложения;

· развивать произносительную сторону речи:

o развивать речевой слух;

o упражнять речевой аппарат (артикуляционный и дыхательный) для закрепления и появления правильного звукопроизношения; произносить, уточнять и закреплять произношение звуков родного языка (гласных и части согласных);

o дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (с опорой на картинки): дом — кот, машина — барабан и др.;

o дифференцировать слова, близкие по звучанию (с опорой на картинки): дом — ком, удочка — уточка и др.;

o вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса посредством игр-драматизаций, игровых сюжетов, чтения и воспроизведения простейших попевок, потешек, отрывков авторских произведений;

· способствовать формированию предпосылок связной речи детей.

 

Для развития диалогической формы речи необходимо:

· упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя фразовую речь;

· закреплять простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, знакомство).

Для развития монологической формы речи необходимо:

· упражнять в воспроизведении простых коротких текстов (повествовательного типа) с помощью воспитателя, с использованием различных театров (настольный плоскостной, пальчиковый, бибабо);

· упражнять в дополнении высказываний (описательного типа) перечислительным рядом (определений, существительных, глаголов) с опорой на наглядность: «На полке стоит машина… (кукла, зайчик, книга и пр.). В лесу на полянке зайчик сидел… (прыгал, бегал, слушал и др.)»;

· знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова:

o рассказывать народные и авторские сказки, художественные произведения;

o читать наизусть потешки, песенки, небольшие авторские стихи;

o вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно);

o организовывать театрализацию хорошо известных детям произведений.

 

ЛЕТ

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности:

· формировать умения отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении; в ролевых диалогах);

· упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы;

· развивать возможности детей в связном выражении своих мыслей.

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

· обогащать словарь:

o продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов, обобщающими понятиями;

o поощрять внимание детей к незнакомым словам и желание узнать, что они обозначают. Начать работу над лексическим значением слов (на примере хорошо знакомых слов);

o учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам, объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними;

o вводить в словарь детей наречия и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и т. п.);

o обращать внимание на слова, противоположные по смыслу (антонимы);

o начать знакомить детей с доступными им многозначными словами разных частей речи (ручка, ножка; гладить, ходить; новый, сильный и др.);

· формировать грамматический строй речи:

o упражнять в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (чего нет?); в употреблении имён существительных во множественном числе;

o упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (в, на, из, с, над, под, за, из-за, из-под, около, между и др.);

o формировать умение образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени (тонкий, тоньше, более тонкий, самый тонкий);

o учить согласовывать прилагательные с существительными (красный шар, красная кофта, красное солнце, красные цветы);

o учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении (иди, идите; играй, играйте);

o упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов (включая названия животных и их детёнышей); глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных (яблоко — яблочный);

o упражнять в составлении и распространении простых предложений за счёт однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых; способствовать появлению в речи предложений сложных конструкций;

· развивать произносительную сторону речи:

o развивать фонематический слух;

o закреплять правильное произношение звуков родного языка (свистящих и шипящих, сонорных, твёрдых и мягких);

o отрабатывать артикуляцию звуков и речевое дыхание;

o упражнять в выделении заданного звука в словах (в начале слова); в умении подбирать слова на заданный звук (в начале слова);

o выбирать из двух предметов тот, в названии которого есть заданный звук (звук [з] — кролик, заяц);

o упражнять в умении использовать различные средства речевой выразительности;

· способствовать формированию связной речи детей.

 

Для развития диалогической формы речи необходимо:

o объяснять, что языковое насыщение диалога (подбор слов, интонации и т. д.) зависит от того, с кем и по какому поводу идёт общение;

o учить детей осознанно отбирать языковой материал и пользоваться им в зависимости от языковой ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание);

o закреплять навыки речевого этикета.

Для развития монологической формы речи необходимо:

· готовить детей к обучению монологическим типам речи (повествованию и описанию);

· в описании упражнять в умении соотносить объект речи с соответствующим описанием; дополнять готовые описания. Упражнять в умении составлять простые перечисления (предметов, свойств, признаков, действий и др.);

· в повествовании упражнять в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках;

· упражнять в умении составлять повествовательные высказывания путём изменения знакомых сказок. Поощрять попытки детей составлять собственные повествовательные высказывания (по картинкам, рисункам и т. д.);

· знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова:

o формировать интерес к книге и художественной литературе;

o приобщать к ведущим темам детской литературы, связанным с жизнью детей;

o ежедневно читать детям; рассматривать книги, иллюстрации; вести беседы о прочитанном (что понравилось; кто вызывает симпатию; самый интересный момент; мотивация выбора определённого произведения или книги и т. д.);

o корректировать перечень литературных произведений на региональном уровне.

 

И 6—8 ЛЕТ

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности:

· развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками путём формирования активной коммуникативной позиции с использованием элементарных правил ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада);

· развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа).

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

· обогащать словарь:

o расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях;

o продолжать формировать видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, овощи, игрушки, транспорт, растения, животные и др.) и отвлечённые обобщённые понятия (добро, зло, красота, смелость и т. д.) с их последующей дифференциацией (обувь — летняя, зимняя, демисезонная; транспорт — наземный, воздушный, водный, подземный);

o развивать смысловую сторону речи.

Для этого необходимо знакомить детей:

Ø со значением слов (например, через их определение: ельник — еловый лес; стол — предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на ножках и др.);

Ø с антонимами (выраженными разными частями речи: добро — зло, день — ночь, старый — молодой, подниматься — спускаться; весело — грустно, далеко — близко, холодно — жарко и др.);

Ø с синонимами (выраженными всеми частями речи: смелость — отвага, храбрость; вежливая — любезная, предупредительная; веселиться — радоваться, смеяться);

Ø с многозначностью слов (существительных и глаголов: гребень (для расчёсывания волос, верх волны, на голове петуха); кисть (руки, художника, рябины, украшение для штор); ножка (гриба, стула, жеребёнка, малыша); хвост (лисы, самолёта, поезда, редиски); гореть (дрова горят в камине, ребёнок горит от жара, щёки горят на морозе); бить (в ладоши, по мячу, в барабан, дождь бьёт в стекло); идти (ребёнок идёт по дороге, лёд идёт по реке, дождь идёт из тучи, дым идёт из трубы); играть (ребёнок играет в кубики, дети играют в мяч, девочка играет на скрипке, улыбка играет на лице).

 

Кроме того, необходимо учить детей осмысливать образные выражения и фразеологические обороты (мороз щиплет нос, весна на носу, водить за нос, как белка в колесе, всё в руках горит и т. п.);

· формировать грамматический строй речи:

o осваивать морфологическую систему русского языка (изменение по родам, числам, лицам, временам): употребление имён существительных во множественном числе (один — много); образование формы родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей — ульев, пень — пней, лоб — лбов, карась — карасей и др.); согласование существительных с числительными, прилагательными и глаголами;

o упражнять в правильном употреблении категории рода (женского, мужского, среднего);

o практически освоить некоторые способы словообразования;

o учить составлению (употреблению правильного порядка слов) и распространению предложений за счёт однородных членов (подлежащих, определений, сказуемых); составлению сложных конструкций предложений (сложносочинённых и сложноподчинённых);

o закреплять правильное употребление предлогов, выражающих различные пространственные отношения (в, на, за, из, с, под, над, между, перед, из-за, из-под и др.);

· развивать произносительную сторону речи:

o развивать речевой слух: фонематический и фонетический;

o уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка, используя анализ артикуляции (по пяти позициям: положение губ, зубов, языка, вибрация голосовых связок и прохождение воздушной струи) в игровых упражнениях, речевых играх и т. д.;

o совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих [с — ш], [з — ж], [ц — с]; звонких и глухих [ж — ш], [з — с], [б — п], [д — т], [г — к], [в — ф]; соноров [р — л]; твёрдых и мягких [с — с’], [з — з’], [п — п’], [б — б’], [т — т’], [д — д’], [к — к’], [г — г’], [в — в’], [ф — ф’], [р — р’], [л — л’];

o упражнять в умении дифференцировать звуки (гласные — согласные, мягкие — твёрдые);

o работать со словами-паронимами, объяснять их лексическое значение;

o предлагать задания на подбор слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине и конце слова); определять последовательность звуков в словах;

o упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);

o упражнять в умении производить анализ и синтез предложения по словам; короткого высказывания по предложениям;

o развивать умение передавать разнообразные интонации через изменение высоты голоса, силы его звучания, ритма и темпа речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и упражнениях и т. д.;

o развивать контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих;

· развивать и совершенствовать связную речь.

 

Для развития диалогической формы речи необходимо:

· вырабатывать активную диалогическую позицию в общении со сверстниками (активная коммуникативная позиция);

· приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным);

· закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада);

· развивать навыки ведения диалога со сверстниками и взрослыми;

· работать над речевым оформлением реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ);

· отрабатывать умение вежливо и тактично вести диалог со взрослыми и другими детьми;

· закреплять и совершенствовать навыки речевого этикета.

 

Для развития монологической формы речи необходимо:

· обучать основам построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа). При построении высказываний описательного типа развивать умения выделять и называть объект речи при описании; соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счёт дополнительных характеристик; видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов (определение двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); выбор последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях). При построении высказываний повествовательного типа развивать умения восстанавливать последовательность событий в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия); давать определение и словесное обозначение главной темы повествования (через цель высказывания, заголовок); выделять структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка; воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований;

· учить составлению комбинированных связных высказываний (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов); составлению плана (смысловой последовательности) собственных высказываний и выдерживанию его в процессе рассказывания;

· осуществлять подготовку к полноценному освоению письменных форм речи (чтению и письму).

 

Для подготовки к обучению чтению (реализуется в рамках развития устной речи) необходимо:

· упражнять в умении проводить звуковой анализ слов: узнавать, различать и выделять в словах отдельные звуки; определять их позицию (начало, середина, конец); определять последовательность звуков в слове;

· развивать умение дифференцировать звуки на согласные и гласные, согласные на твёрдые и мягкие; близкие по звучанию и произношению;

· формировать представление о слоге и ударении; упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов;

· формировать первоначальное представление о предложении и слове: составлении нераспространённых и распространённых предложений; правильном и отчётливом их произношении; умении слышать отдельные предложения в потоке речи; разделении предложений на слова, последовательном выделении их из предложений; определении количества слов.

 

Для подготовки к обучению письму необходимо:

· готовить руку к обучению письму: формировать правильный захват орудия письма (щепоть); упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки; развивать мелкую моторику рук;

· начать подготовку к технике письма: развивать пространственную ориентировку; знакомить и учить ориентироваться в разлиновке «линейка»; развивать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости;

· формировать элементарные графические умения;

· упражнять в анализе и синтезе (в аналитико-синтетической деятельности) условных изображений предметов, заданных с помощью линий или геометрических фигур;

 

· знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир худо-

жественного слова:

o поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе;

o обсуждать с детьми смысл прочитанного, воспринимать богатство литературного языка;

o учить анализировать тексты на доступном уровн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...