Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В образовательной области «Речевое развитие»




МЕСЯЦА — 1 ГОД

Педагог должен выявлять признаки отклоняющегося развития речи ребёнка:

· наблюдать за детьми и выявлять малейшие отклонения в становлении речевого развития. Наблюдать, является ли крик способом общения, выполняет ли социальную функцию;

· внимательно вслушиваться, имеются ли гласные в крике и плаче ребёнка, есть ли подготовительный этап кряхтенья перед криком. Наличие крика на одной ноте в различных ситуациях, отсутствие музыкальности, бедность интонаций требуют обращения к специалистам;

· внимательно наблюдая за ребёнком 3—4 месяцев, выявлять наличие певучих звуков а-а, э-э, о-о и др., которые возникают на основе зрительного и слухового сосредоточения. Отсутствие этих звуков требует стимулирования со стороны педагога, включения подражания и в случае необходимости обращения к специалисту;

· внимательно наблюдать за подвижностью органов артикуляции ребёнка, выявляя детей с малоподвижной артикуляцией. Играя органами артикуляции, ребёнок производит разнообразные эмоционально окрашенные собственные и подражательные звуковые и слоговые цепи. Малоподвижная артикуляция может являться признаком серьёзных отклонений и требует обращения к специалисту — коррекционному педагогу и врачу;

· внимательно следить за возможностью имитации и повторения слогов, за насыщенностью слогами, разноударностью, возможностью эмоционального произнесения разнообразных слогов с различной интонацией. Отсутствие отражённого лепета после 6 месяцев требует консультации у логопеда и врача;

· наблюдая за манипулированием с предметами, обращать внимание на наличие звукового, слогового, а к 1 году и словесного сопровождения действий ребёнка;

· внимательно следить, понимает и выполняет ли ребёнок простые словесные инструкции, инструкции, дополненные жестами, может ли ребёнок выбирать предмет по словесному указанию взрослого. Важно обратить внимание на возможность слушания потешек, стихов, музыки, на рассматривание крупных картинок.

 

Педагог должен осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на стимуляцию эмоционально-личностного общения со взрослыми, предпосылок развития речи:

· стимулировать речевое развитие, вызывая поисковый, познавательный интерес;

· стимулировать развитие эмоционального общения. Использовать оттенки крика, плача, кряхтенья ребёнка для установления общения. Успокаивать ребёнка, опираясь на слуховое внимание к звучащей речи, интонации, голосу, на зрительное восприятие ребёнком говорящего;

· дополнять речь естественными жестами, мимикой лица, указаниями на предметы;

· учить детей различать интонацию: побуждающую, одобрительную, строгую, запрещающую — подкреплять интонацию соответствующей мимикой лица и естественными жестами;

· следить за развитием понимания высказывания взрослого, опираясь на смысловую завершённость интонации и ритма;

· развивать у ребёнка слуховое восприятие речи — отражённо повторять или называть новые звуки, слоги, слова, связанные с предметом, игрушкой, которая привлекает ребёнка, на которую он направляет свой взгляд (звучащие предметы, музыкальные игрушки и пр.);

· называть различные предметы и предлагать ребёнку показать их, выполнить простые действия с ними («Где зайка? Возьми зайку»);

· комментировать поведение ребёнка, стимулируя его вокализации, мимику лица (на основе подражательной деятельности);

· формировать связь между движением и его словесным обозначением (давать речевой комментарий действиям ребёнка и собственному образцу речи, включая движения и задания: «покажи», «дай»);

· поддерживать интерес ребёнка к ритмическим движениям. Ритмические движения сопровождать песенками, потешками, стихами двусложных размеров, стимулируя ребёнка к подражанию движениям, речи взрослого;

· поощрять речевые реакции детей. При рассматривании предметов, игрушек, картинок имитировать действия, голос, способ общения, «речь» персонажей, животных;

· следить за выполнением простейших инструкций, дополненных жестами;

· комментировать речью все действия ребёнка и свои собственные. Организовывать игровые упражнения с движущимися предметами, игрушками, машинами, мячом, сопровождая действия односложными ритмическими словами типа бах, би-би, ба-ба, тук и т. д.;

· поддерживать и развивать имитационные отражённые слоговые цепи в период развития лепета. Внимательно наблюдать за формированием лепета как этапа речевого развития.

 

Педагог должен проводить консультативную работу и информационно-профилактическую работу с родителями и педагогами.

 

И 2—3 ГОДА

Педагог должен осуществлять диагностику нарушений развития речи ребёнка:выявлять детей с ограниченной речевой активностью. Предлагать игровые варианты моделей общения. При отрицательной динамике обязательны консультация врача и логопеда и коррекционные занятия;

· наблюдать и выявлять детей с нарушенной потребностью в общении, с отставанием формирования диалога как части совместной деятельности;

· выявлять детей с отставанием формирования словарного состава, предметной отнесённостью слов, отсутствием первых словообразовательных моделей, направлять их на консультацию и коррекционные занятия к логопеду. Необходима консультация врача;

· выявлять детей с нарушениями понимания обращённой речи. Определять характер трудностей: содержание, оценка, эмоциональная насыщенность. Необходима консультация логопеда;

· выявлять и внимательно наблюдать детей с трудностями понимания просьб, обращений, указаний. Определять уровень трудностей: понимание обобщений, несформированность словарного состава (по категориям, отношениям, наименованиям, действиям, признакам и т. д.). Необходима консультация логопеда;

· выявлять детей с нарушенным слуховым и речевым вниманием. Проводить индивидуальные игры-занятия. В случае стойких отклонений необходима консультация специалистов — врача, логопеда, сурдопедагога;

· выявлять детей с нарушениями прикуса, артикуляционными проблемами — нарушением строения артикуляционного аппарата, малоподвижностью, повышенным тонусом и т. д. Направлять на консультацию к различным специалистам — детскому неврологу, стоматологу-ортодонту, логопеду;

· выявлять детей с неадекватным речевым поведением и использованием выразительных средств устной речи. Обязательна консультация логопеда;

· наблюдать за детьми, имеющими проблемы голоса, — форсированный голос, чрезмерно тихий, иссякающий голос, голос, лишённый звонкости, бедный обертонами и т. д. В этих случаях необходимо проконсультироваться у специалистов — фониатра, отоларинголога, логопеда, сурдопедагога;

· выявлять детей с проблемами передачи смыслового и эмоционального интонирования, паузирования. Применять педагогические приёмы воздействия. Необходима консультация логопеда;

· выявлять детей с проблемами формирования ритмических структур и темпа речи. При появлении первых запинок необходимы консультация логопеда и коррекционные занятия.

 

Педагог должен осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику и коррекцию замедления темпов речевого развития ребёнка, стимуляцию коммуникативной активности и способов взаимодействия ребёнка со взрослым:

· организовывать, поддерживать и поощрять потребность в речевом общении детей, поощрять и стимулировать речевые проявления детей: обращения, просьбы, требования. Речь начинает выполнять функцию организации действий ре бёнка;

· стимулировать речевую инициативу детей. Сопровождать действия и деятельность речью, побуждая детей к повторению названий предметов и действий;

· помогать детям дополнять речь другими способами общения (мимика лица, его модели, пантомимика, использование зеркала и т. п.), применяя зрительно-тактильное обследование;

· следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре;

· поддерживать и стимулировать интерес детей к совместному чтению потешек, стихотворных форм, сказок, рассказов, песенок и т. д. Обязательно в доступной форме диалога обсуждать и разбирать прочитанное;

· рассматривать с детьми иллюстрации в детских книгах, специально подобранные картинки с близким ребёнку содержанием, называть персонажей, демонстрировать и называть действия;

· стимулировать, развивать и поддерживать игры, развивающие звукоподражание, голос, интонацию. Следить за смысловым единством звукового оформления, выбора лексики, выразительных и эмоциональных средств устной речи;

· внимательно следить за пониманием обращённой речи, лексического значения и грамматических форм;

· создавать условия для развития речевого слуха детей;

· побуждать детей в процессе игр и в быту различать голоса сверстников и взрослых, названия игрушек, правильно понимать вопросы, просьбы, поручения;

· организовывать игры, учить детей различать названия игрушек, выполнять поручения, передавая слова и фразы голосом нормальной громкости и шёпотом на увеличивающемся расстоянии;

· развивать речевой слух детей в процессе чтения и рассказывания. В процессе чтения и рассказывания проверять понимание детьми событий, их последовательность, задавать вопросы, направленные на выявление понимания значения отдельных слов;

· развивать формирование диалога, стимулировать речевые реакции, побуждения и вопросы детей. Развивать единство содержания вопрос — ответ, отвечать на все детские вопросы;

· поддерживать и развивать активную позицию ребёнка в диалоге. Стимулировать речевое общение, предлагать образцы речи, моделировать диалоги — от реплики до развёрнутой речи;

· поощрять словотворчество детей, проводить речевые игры. При решении проблемных наглядных ситуаций заботиться о расширении словарного запаса детей, называя предмет-цель, предмет-орудие, необходимые действия;

· поддерживать и стимулировать интерес детей к совместному чтению потешек, стихотворных форм, сказок, рассказов, песенок и т. д. Обязательно в доступной форме диалога обсуждать и разбирать прочитанное;

· читать детям потешки, прибаутки, стихи (в двусложном размере), вызывая у них стремление к совместному и отражённому декламированию. Поощрять инициативную речь детей;

· стимулировать, развивать и поддерживать игры, развивающие звукоподражание, голос, интонацию. Следить за смысловым единством звукового оформления, выбора лексики, грамматического оформления выразительных и эмоциональных средств устной речи;

· стимулировать усвоение грамматической системы, моделировать и предлагать образцы формы простого и сложного предложений (после 2,5 лет).

 

Педагог должен проводить консультативную и информационно-профилактическую работу с родителями и педагогами.

 

ГОДА

Педагог должен осуществлять диагностику нарушений развития речевой сферы ребёнка:

· наблюдать за формированием звуковой стороны речи. Проводить первую дифференциацию лёгких и сложных случаев, оказывать адекватную помощь. Выявлять детей с носовым, межзубным, межгубным произнесением, с боковыми вариантами. В этих случаях по возможности проводить подготовительную работу и обязательно направлять к логопеду;

· проверять, может ли ребёнок подражать различным звукам (естественной природы, транспорту, промышленным, языковым, музыкальным и пр.), голосам, может ли изменять высоту и силу голоса. Внимание необходимо направлять не только на правильность имитации (самолёт, медведь, девочка и т. д.), но и на адекватность выбора и соединения звуковых и голосовых реакций с интонацией, жестами, мимикой, пантомимикой — эмоционально-выразительными средствами;

· обращать внимание на возможности выполнения лексико-грамматических упражнений словообразования и формообразования. При стойких отклонениях — признаке речевого недоразвития — определять необходимость консультации и коррекционных занятий с логопедом;

· выявлять детей с трудностями ведения диалога. Внимательно наблюдать за наличием или отсутствием у детей возможности гибко чередовать позиции в диалоге: активную — пассивную. Необходимы консультации у логопеда и психолога и коррекционные занятия с ними;

· выявлять детей с несформированностью связного высказывания (рассказ по увиденному, по услышанному и т. д.). Необходима консультация логопеда;

· выявлять воспитанников с проблемами слуха. Необходима консультация специалиста-сурдопедагога. Координировать деятельность родителей.

 

Педагог должен осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику и преодоление общего недоразвития речи ребёнка, стимуляцию его познавательной и коммуникативной активности:

· формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра, смотреть в глаза партнёру по общению;

· формировать умение детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами;

· побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками («Ляля топ-топ», «Машина би-би», «Паровозик ту-ту», «Дудочка ду-ду»);

· давать детям возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых (рука ребёнка лежит на гортани взрослого, который произносит звукоподражания или поёт песенку, можно класть руки ребёнка на губы взрослого);

· учить детей воспроизводить звукоподражания («ту-ту», «би-би», «му-у», «пи-пи», «с-с-с»);

· учить детей выполнять простейшие инструкции («Где ляля? Дай лялю», «Где зайка? Покажи зайку», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Покажи «ладушки»);

· учить выполнять совместные действия по речевой инструкции сначала со взрослым, затем со сверстником («Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину»);

· учить детей отвечать на вопросы «Как тебя зовут?», «Кто это?», «Что это?»;

· учить понимать простые речевые инструкции («Дай», «На», «Возьми», «Иди», «Сядь», «Сиди»);

· учить детей отвечать на вопросы, связанные с их жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты пил?», «Куда идём?»);

· учить детей понимать действия, изображённые на картинке («Кто что делает? — Девочка пьёт, мальчик идёт, зайчик прыгает...»);

· учить детей инсценировать небольшие рассказы и стихи с использованием игрушек.

 

Педагог должен проводить консультативную и информационно-профилактическую работу с родителями и педагогами.

 

 

ЛЕТ

Педагог должен осуществлять диагностику нарушений развития речевой сферы ребёнка:

· наблюдать за детьми с недостатками слухового внимания, слухового контроля, речевого внимания, речевого контроля. Недостатки могут отражаться на звукопроизношении, на понимании смысла слов, на понимании грамматических и смысловых отношений. Давать дополнительные индивидуальные задания, подбирать специальные игры и обязательные рекомендации родителям;

· выявлять воспитанников с проблемами слуха. Направлять их к сурдопедагогу. Координировать деятельность родителей;

· внимательно следить за правильностью темпа речи у детей, выявлять и направлять к логопеду детей с резко замедленным, резко убыстрённым темпом речи, детей с запинками. Соблюдать речевой режим, проводить специальные речевые упражнения, игры по развитию речевого дыхания и др. совместно с логопедом. Давать рекомендации родителям по соблюдению речевого режима;

· обращать внимание на возможности выполнения лексико-грамматических упражнений словообразования и формообразования. Стойкие отклонения — признак речевого недоразвития — определяют необходимость консультации и коррекционных занятий с логопедом;

· выявлять у детей трудности словесного и знакового замещения (звука, слова, понятия и т. д.). Необходима консультация логопеда;

· выявлять детей с трудностями ведения диалога. Внимательно наблюдать за возможностью детей гибкого чередования позиций: активной — пассивной. Предлагать разнообразные модели. Необходимы консультации и коррекционные занятия с логопедом и психологом;

· выявлять детей с несформированностью связного высказывания (пересказ, по увиденному, по услышанному и т. д.). Необходима консультация логопеда.

 

Педагог должен осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику и преодоление общего недоразвития речи ребёнка, фонетико-фонематической недостаточности, нарушений звукопроизношения, на стимуляцию познавательной и коммуникативной активности ребёнка, которая складывается из:

· систематических занятий с логопедом;

· индивидуальной образовательной программы, построенной на основе общей, но при необходимости сдвинутой по задачам к более младшему возрасту;

· повышенной речевой активности и инициативы педагога в ситуациях неорганизованной деятельности.

 

Педагог должен проводить консультативную и информационно-профилактическую работу с родителями и педагогами.

 

ЛЕТ

Педагог должен осуществлять диагностику нарушений развития речевой сферы ребёнка:

· наблюдать за детьми с недостатками слухового внимания, слухового контроля, речевого внимания, речевого контроля. Недостатки могут отражаться на звукопроизношении, на понимании смысла слов, грамматических и смысловых отношений. Давать дополнительные индивидуальные задания, подбирать специальные игры и обязательные рекомендации родителям;

· выявлять детей с недостатками формирования фонематических представлений. Фонематическая несформированность может быть причиной недостатков звукового развития, понимания лексического значения, грамматического оформления. Проводить индивидуальную и групповую работу (упражнения, игры, загадки, ребусы и т. д.), подбирая отдельные слова, слова в тексте и т. д., различающиеся по смыслу, но близкие по звуковому оформлению. В случаях стойкого фонематического недоразвития обязательны коррекционные занятия с логопедом;

· выявлять детей с трудностями восприятия и воспроизведения ритмических структур. Проверять ритм на всех типах занятий. В занятия (музыкальные, физкультурные, по изобразительной деятельности, развитию речи и т. д.) включать специальные задания по формированию ритма;

· замечать детей с трудностями подбора категориальных названий, обобщений, точности обозначения предмета, действия, признака, подбора синонимов, антонимов, паронимов, ассоциативных связей и т. д.;

· выявлять детей с трудностями понимания и употребления малых фольклорных форм, образных выражений, метафор, сравнений, многозначных слов и т. д. Предлагать дополнительные задания, игры как на занятиях, так и вне занятий. Необходимо направлять к логопеду;

· выявлять детей с несформированностью связного высказывания (пересказ, рассказ по представлениям, по увиденному, по услышанному и т. д.). Необходимо направлять к логопеду.

 

Педагог должен осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику и преодоление общего недоразвития речи ребёнка, фонетико-фонематической недостаточности, нарушений звукопроизношения, на стимуляцию познавательной и коммуникативной активности ребёнка:

· учить детей обмениваться с педагогом и друг с другом своими впечатлениями об эмоционально значимых событиях (праздник, свадьба, день рождения, разлука, болезнь);

· воспитывать у детей потребность и умение выражать свои эмоциональные переживания в речи («Маша огорчилась — мама заболела», «Саша пришёл довольный. У него был день рождения. Ему подарили много подарков», «Осенний лес очень красивый. В нём интересно и весело играть»);

· учить детей выражать свои чувства и мысли от первого лица («Я принёс в группу игрушки. Буду играть с Катей», «Вчера я был у доктора. У меня болел зуб. Доктор полечил зуб. Я уже не плачу»);

· закреплять умение детей задавать вопросы друг другу, отвечая на них спокойно, глядя в глаза друг другу, не перебивая партнёра по общению;

· учить детей образовывать новые слова с помощью суффиксов (мяч — мячик, коза — козлёнок);

· учить детей понимать в тексте скрытый смысл и причинно-следственные отношения;

· закреплять умение детей рассказывать об увиденном («Расскажи, что ты делал дома в выходные дни», «Что ты делал летом, где был?»);

· учить детей планировать в речи свою деятельность (игровую, трудовую);

· продолжать формировать у детей вербальные формы общения со взрослыми и сверстниками (поддерживать беседу, отвечая на вопросы, и самостоятельно задавать вопросы);

· расширять речевые возможности детей, обучая их употреблению творительного падежа (в орудийном действии);

· учить детей употреблять в активных высказываниях предлоги за, перед;

· учить детей образовывать новые слова с помощью приставок (ушёл — пришёл, уехал — приехал, убежал — прибежал, открыл — закрыл);

· продолжать учить детей планировать свою деятельность в речевых высказываниях.

 

Педагог должен проводить консультативную и информационно-профилактическую работу с родителями и педагогами.

 

 

ЛЕТ

Педагог должен осуществлять диагностику нарушений развития речевой сферы ребёнка:

· выявлять детей с недостатками формирования фонематических представлений. Фонематическая несформированность может быть причиной недостатков звукового развития, понимания лексического значения, грамматического оформления. Воспитатели проводят индивидуальную и групповую работу (упражнения, игры, загадки, ребусы и т. д.), подбирая отдельные слова, слова в тексте и т. д., различающиеся по смыслу, но близкие по звуковому оформлению. В случаях стойкого фонематического недоразвития обязательны коррекционные занятия с логопедом;

· замечать детей с трудностями подбора категориальных названий, обобщений, точности обозначения предмета, действия, признака, подбора синонимов, антонимов, паронимов, ассоциативных связей и т. д.;

· выявлять детей с трудностями понимания и употребления малых фольклорных форм, образных выражений, метафор, сравнений, многозначных слов и т. д. Предлагать дополнительные задания, игры как на занятиях, так и вне занятий. Необходимо направлять к логопеду;

· выявлять детей с несформированностью связного высказывания (пересказ, рассказ по представлениям, по увиденному, по услышанному и т. д.). Важно определить, что наиболее пострадало — развёртывание, высказывание, планирование или прогнозирование, и предложить задания, требующие развернуть, продолжить, закончить фразу, текст, воссоздать недостающее содержание, возможно с дополнительной задачей. Необходимо направить к логопеду;

 

Педагог должен осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику и преодоление общего недоразвития речи ребёнка, фонетико-фонематической недостаточности, нарушений звукопроизношения, на стимуляцию познавательной и коммуникативной активности ребёнка:

· продолжать учить детей умению делиться своими впечатлениями от увиденного или услышанного («Как провели выходной день?», «Что видели на экскурсии?»);

· продолжать учить детей рассказывать о давно произошедшем событии или случае с опорой на фотографии, детские рисунки («Что делали летом?», «Куда ходили весной?», «Что понравилось в прошлом году?»);

· закреплять у детей умение вежливо общаться друг с другом, используя диалогические формы взаимодействия;

· уточнять значение предлога из, упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений с этим предлогом;

· закреплять в речевых высказываниях детей употребление существительных в родительном падеже с предлогами у, из;

· закреплять использование детьми в речи изученных грамматических форм;

· учить детей осуществлять планирование своей деятельности в речи при сборах на прогулку, при подготовке к занятиям, в организации игры;

· закреплять умение детей составлять рассказы по последовательности воспроизведённых педагогом событий (педагог действует с игрушками молча, а дети затем составляют рассказ);

· уточнять понимание детьми значения предлога около;

· знакомить детей с использованием однокоренных слов в речи;

· закреплять у детей умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;

· учить строить предложения из трёх-четырёх слов по картинкам с использованием предлогов на, под, в, за, между, около, из;

· учить детей употреблять глаголы с разными приставками и применять их при составлении предложений по картинке («Мальчик закрыл дверь и открыл окно»);

· формировать у детей понимание глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени и учить употреблять их в речи.

 

Педагог должен проводить консультативную и информационно-профилактическую работу с родителями и педагогами.

 

Содержание коррекционной работы

В образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

 

Коррекция по этому направлению образовательной деятельности достигается в результате работы по совершенствованию сенсорного восприятия (см. содержание коррекционной работы в образовательной области «Познавательное развитие») и индивидуального прохождения основной программы по изобразительной деятельности.

 

Содержание коррекционной работы

В образовательной области

«Физическое развитие»

 

Если у вас возникнет необходимость в ведении такой коррекционной работы, рекомендуем обратиться к модульным программам лечебной физкультуры и региональным программам оздоровительной работы с детьми.

 

 


 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

Согласно ФГОС дошкольного образования организационный раздел образовательной программы детского сада должен включать:

· распорядок и /или режим дня;

· описание материально-технического обеспечения Программы;

· описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

· особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

 

Распорядок дня

 

Для дошкольников важно, чтобы в основном распорядок жизни был стабильным, повторяющимся. С ребёнком, который привык к определённому порядку, значительно легче взаимодействовать. Он более уравновешен и чётко представляет себе последовательность занятий и смену деятельности в течение дня, что позволяет ему заранее настраиваться на следующее занятие.

Организация распорядка дня опирается на определённый суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями (табл.).

 

Возраст детей Приём пищи   Бодрствование   В том числе максимально допустимый объём образовательной нагрузки   Сон  
Количесто приёмов   Интервал, ч   Максимальное, длительность, ч   Количество периодов   Количество периодов сна   Длительность каждого периода, ч   Количество часов сна в сутки  
Дневной   Ночной  
От 2 до 6 мес.   3,5 1,5-2   Образовательная деятельность реализуется при непосредствен- ном эмоциональном общении в период бодрствования   2-1,5 11-10 19-16
От 6 до 9 мес.     2-2,5     2-1,5 11-10 17-14,5
От 9 мес. до 1 года   5-4 4,5-3 2,5-3,5     Первый -2,5, второй -2   11-10 15,5-14,5
От 1 года до 1 года 6 мес.       4,5-3 3,5-4   10-14 минут   Первый -2,5—2, второй -1,5—1 11-10 15-13,5
От 1 г.6 мес.до 2 лет     4,5-3 5-5.5   14-16 минут     11-10 14-13  
2-3 года   3,5-4.5 5,5-6,5   20 минут   3-2,5 11-10 14-12,5
3-5 лет   3,5-4.5 6,5-7   30-40 минут   2,5-2 10,5 13-12,5
5-7 лет   3,5-4.5 7-7,5   45 мин-1,5 часа   2,5-2 10,5 13-12,5

 

При организации режима следует учитывать рекомендации СанПиН, направленность групп, которые функционируют в дошкольной организации, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.

Ниже в таблице предлагаются стандартные режимные рекомендации для детей дошкольного возраста.

 

Время[17]   Режимный момент   Направление развития (образовательная область) Содержание деятельности  
  Приём детей[18]   Социально-коммуника- тивное развитие. Физическое развитие   Индивидуальные приветствия педагога и детей, общегрупповой ритуал «Привет- ствие» и коллективное планирование дня. Самостоятельная деятельность детей; свободная игра. Индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие с родителями (индиви- дуальная работа). Утренняя гимнастика
  Завтрак Физическое развитие (навыки здорового образа жизни). Социально-коммуника-тивное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие   Культурно-гигиенические навыки: мытьё рук, полоскание рта после еды. Навыки самообслуживания: пользование столовыми приборами, культура поведения за столом. Помощь взрослым в подготовке к завтраку и уборке после него. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
  Жизнедеятель- ность сообщества в группе   Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие   Образовательная деятельность, осу- ществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей. Физкультминутки. Уход за растениями, животными в уголке природы. Помощь взрослым в подготовке к совместной деятельности и уборке после неё
  Дневная прогулка[19] Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие   Пребывание на свежем воздухе в соответствии с региональными сезонными рекомендациями медиков. Самообслуживание: навыки одевания и раздевания. Труд в природе (по сезонам) и на участке. Освоение правил безопасного поведения в природе. Освоение правил безопасного поведения на улицах города. Освоение правил безопасного поведения на участке. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: наблюдения, экскурсии, элементарное экспериментиро- вание. Ежедневная динамическая тренировка (ходьба, бег, занятия на мини-стадионе или детской спортивной площадке, элементы спортивных игр и сезонных видов спорта и др.). Подвижные игры. Самостоятельная сюжетная игра. Конструктивные игры с природным материалом в зависимости от времени года — песком, водой, снегом
  Обед Физическое развитие (навыки здорового образа жизни). Социально-коммуника- тивное развитие. Познавательное развитие   Культурно-гигиенические навыки: мытьё рук, полоскание рта после еды. Навыки самообслуживания: пользование столовыми приборами, культура поведения за столом. Помощь взрослым в подготовке к обеду и уборке посуды после еды. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
  Дневной сон   Социально-коммуникативное развитие (навыки самообслуживания). Физическое развитие (навыки здорового образа жизни). Художественно-эстетическое развитие (музыка) Раздевание и подготовка ко сну. Отдых организма. Использование колыбельных при засыпании  
  Пробуждение и подъём, активизация   Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие   Гимнастика в постели. Закаливающие процедуры[20]. Навыки одевания, приведения внешнего вида в порядок. Самостоятельная сюжетная игра  
  Полдник[21] Физическое развитие (навыки здорового образа жизни). Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие   Культурно-гигиенические навыки: мытьё рук, полоскание рта после еды. Навыки самообслуживания: пользование столовыми приборами, культура поведения за столом. Помощь взрослым в подготовке к полднику и уборке после него. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов  
  Жизнедеятель- ность сообщества в группе   Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие   Образовательная деятельность, осу- ществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. Свободная самостоятельная игра. Самостоятельная творческая и познавательная деятельность детей. Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах. Настольно-печатные и дидактические игры с участием взрослого. Общегрупповой ритуал «Прощание», обмен впечатлениями дня и выражение педагогом радости от какого-то поступка каждого из детей. Приведение в порядок группы
  Вечерняя прогулка   Познавательное развитие. Социально коммуникативное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Художественно-эстети- ческое развитие   Самостоятельная познавательная, творческая, двигательная, игровая деятельность детей в конце дня. Индивидуальная работа с детьми. Прощание с педагогом и детьми. Взаимодействие с родителями (индивидуальная работа)

 

Основные режимные моменты

 

Основные режимные моменты — приём пищи, укладывание спать и пробуждение должны проходить без спешки, в спокойном темпе, для них необходимо отвести достаточно времени.

Для маленького ребёнка приём пищи — это важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть что-либо.

Дети имеют право на собственные вкусы, предпочтения в еде, а также не есть то, что они не любят или не хотят в данный момент.

При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании, заботе.

Пробуждение должно происходить естественно. Если ребёнок хочет спать дольше, чем

другие, он должен иметь эту возможность.

Прогулка — главное условие здоровья детей. Поэтому в любое время воспитатель может увеличить продолжительность прогулки за счёт сокращения времени, проведённого на занятиях в группе, но не наоборот. Проведение занятий в помещении за счёт сокращения времени прогулки категорически недопустимо.

Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и к туалету.

Для каждой возрастной группы педагоги составляют распорядок дня, ориентированный во времени в соответствии с режимом пребывания детей в детском саду, рекомендациями местных медиков, особенностями контингента группы и т. д.

 


 

Организация жизни группы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...