Художественно-эстетическое развитие
МЕСЯЦА — 2 ГОДА С целью развития у детей эстетического отношения к окружающему миру и формирования навыков деятельности с различными изобразительными средствами взрослые (педагоги): · создают условия для осуществления детьми манипулирования с предметами и познавательно-исследовательских действий с различными изобразительными средствами; · организуют наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира, обращают внимание на их красоту; · создают условия для тактильно-двигательных игр детей; · используют наглядно-действенный показ (способ действия, образец выполнения), побуждая детей повторять действия взрослого, пробовать их; · предоставляют детям возможности обследования предметов (зрительного, тактильно-кинестетического, слухового, комбинированного). Показывают образцы такого обследования с проговариванием совершаемых действий и получаемого результата; · рассматривают с детьми предметные и сюжетные картины, иллюстрации в книгах, фотографии; · создают условия для восприятия детьми музыки, песен и стихов; · организуют совместную предметную деятельность взрослого с ребёнком; · создают условия для стимулирующего общения ребёнка со взрослым; · организуют целенаправленное детско-родительское взаимодействие.
ГОДА С целью развития у детей эстетического отношения к окружающему миру и формирования навыков деятельности с различными изобразительными средствами педагоги: · организуют наблюдение детей (неоднократное, отсроченное во времени) за деятельностью воспитателя по созданию рисунков, фигур из пластилина; · создают несложные, знакомые ребёнку конструкции, изображения, комментируя свои действия;
· организуя наблюдения за действиями взрослого, предлагают детям различные изобразительные материалы, привлекают к совместной деятельности по созданиюизображений; · создают изображения совместно с ребёнком, подчёркивая его авторство и успешность его действий; · используют созданные воспитателем или воспитателем совместно с детьми изображения в качестве образца для последующего самостоятельного воспроизведения ребёнком; · задают ребёнку вопросы о содержании его работы и намерениях; · побуждают детей дополнять созданное изображение деталями, задавая вопросы. Помогают детям в дополнении изображения выразительными деталями, конкретизируя его, тем самым поддерживают ребёнка в реализации его замысла; · раскрывают возможности изобразительных материалов; показывают различные приёмы работы с ними; · практикуют специально организованную совместную с детьми образовательную деятельность, занятия четырёх типов: o занятия, на которых воспитатель знакомит детей с изобразительными материалами и на которых он рисует или лепит сам, а дети наблюдают; o занятия, на которых воспитатель создаёт изображение персонально для каждого ребёнка, привлекая к этой деятельности детей, предлагая им действовать самостоятельно, подражая действиям педагога; o занятия, на которых ребёнку предоставляется возможность выразить своё эмоциональное состояние, рисуя или вылепливая то, что он сам хочет и в том количестве, в каком хочет; o занятия, на которых педагог постепенно подводит детей к тому, чтобы они ставили перед собой задачи и добивались их достижения; · создают в течение дня условия для самостоятельной творческой деятельности детей в течение 10—20 минут; · показывают пример пения, музицирования, рисования, лепки, конструирования.
ГОДА С целью развития у детей эстетического отношения к окружающему миру, формирования навыков деятельности с различными изобразительными средствами и развития детского творчества педагоги:
· используют приём одушевления персонажей — различных изобразительных материалов (кистей, красок, пластилина) для развития у детей навыков работы с ними; · используют наглядный показ действий с различными изобразительными средствами, проговаривая, комментируя для детей последовательность действий и их результат; · организуют наблюдение детей за предметами и природными объектами ближайшего окружения, подчёркивая красоту этих объектов — природную или рукотворную; · предоставляют детям возможности самостоятельно экспериментировать с разными изобразительными материалами и средствами; · заражают детей эстетическими эмоциями, искренне выражая восхищение красотой природы, музыки, произведения искусства; · используют «Полочку красоты» — место в группе, хорошо видное детям, на котором воспитатель размещает красивые предметы, изображения, композиции из живых и засушенных растений, на которые он хочет обратить внимание детей. Объекты на «По- · лочке красоты» систематически заменяются, обновляются; · организуют совместное парное партнёрское творчество детей; · используют игровую мотивацию создания продукта (рисунка, аппликации, фигурки из пластилина или глины) для игрушек; · проводят театрализации на настольном театре, с куклами бибабо.
ЛЕТ С целью развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, развития эстетического отношения к окружающему миру, формирования навыков деятельности с различными изобразительными средствами и развития детского творчества педагоги: · развивают интерес детей к цвету и предоставляют им возможности экспериментирования с цветом. Обучают приёмам смешивания красок для получения нужного оттенка, наложения цвета на цвет, размывания цвета; · обучают разным приёмам получения изображений в рисовании: прикладывание кисточки к бумаге плашмя — примакивание; вращение плотно приложенной к бумаге клеевой кисти с жёсткой щетиной; нанесение точек, пятен; отпечатывание; набрызг. Побуждают детей к экспериментированию с сочетанием различных приёмов рисования;
· обучают разным приёмам получения выразительных изображений в аппликации: обрывание, симметричное вырезывание, аппликация из смятых кусочков мягкой бумаги или комочков ваты; · используют «Полочку красоты»; · используют «Гору самоцветов» — панно с заданными контурами изображений, которые дети заполняют коллективно под руководством воспитателя в течение двух-трёх месяцев, используя различные изобразительные средства и материалы. Работу с «Горой самоцветов» воспитатель организует, привлекая к ней детей индивидуально или малыми подгруппами, предлагая детям творчески воплотить те навыки и умения изобразительной деятельности, которые они получили ранее; · организуют освоение детьми новых материалов и изобразительных средств, нетрадиционных способов их использования; · используют игровую мотивацию помощи и защиты игрушек при создании детьми изображений; · проводят театрализации на настольном театре, с куклами бибабо.
ЛЕТ С целью развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, развития эстетического отношения к окружающему миру, формирования навыков деятельности с различными изобразительными средствами и развития детского творчества педагоги: · создают условия для использования детьми известных им приёмов получения изображений для реализации их собственных замыслов; · применяют коллективные формы работы по созданию красочных изображений, панно, скульптурных композиций из глины или пластилина, объединённых общей темой, предоставляя детям возможность самостоятельно распределить работу, выбрать и осуществить свой вклад в общую работу; · практикуют использование иллюстрированных альбомов, каталогов, видеоматериалов, интерактивных наглядных пособий по искусству для ознакомления детей с различными его видами (живопись, скульптура), воспитания эстетического восприятия произведений искусства; · используют «Полочку красоты», применяя в её оформлении иллюстрированные альбомы с репродукциями произведений искусства, видами природы;
· практикуют использование в образовательном процессе самодельных альбомов, в которых размещаются фотографии детей, привезённые из разных путешествий, с дачи (дети в различных природных ландшафтах, на фоне архитектурных памятников и т. п.); · организуют в возрастных группах разные виды театров и поощряют желание детей реализовать себя в театрализованной деятельности, в играх в кукольный театр; · организуют театральные спектакли (театральные фестивали) с большим количеством участников и максимальным охватом детей; · поддерживают и направляют эмоционально-эстетическую декоративную трактовку образов; · знакомят детей с высокохудожественными произведениями литературы (проза, поэзия), музыкального (вокальная, инструментальная музыка) и изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура); · используют музейную педагогику как средство художественно-эстетического развития детей.
ЛЕТ С целью развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, развития эстетического отношения к окружающему миру, формирования у них элементарных представлений о видах искусства, навыков деятельности с различными изобразительными средствами и развития детского творчества педагоги: · практикуют использование иллюстрированных альбомов, каталогов, видеоматериалов, интерактивных наглядных пособий по искусству (живопись, скульптура, архитектура) для ознакомления детей с различными его видами, воспитания эстетического восприятия произведений искусства; · знакомят детей с дизайном как проектно-эстетической деятельностью, целью которой является определение формальных качеств различных объектов, изделий; с разными видами дизайна — художественным, ландшафтным, промышленным, информационным (веб-дизайном), дизайном интерьеров, транспортным, световым, книжным, полиграфическим, другими видами дизайна; · практикуют использование иллюстрированных каталогов модной одежды и обуви, в том числе детской, аксессуаров, каталогов мебели, посуды для воспитания эстетического восприятия окружающего мира в части его бытовой, промышленной составляющей; · используют рисование, лепку, аппликацию по замыслу или заданной теме, сформулированной следующим образом: «Нарисуйте любимого героя сказки», «Попробуйте · изобразить сказочную птицу», — предоставляя детям свободу выбора изобразительных средств, а также приёмов создания изображения; · применяют в образовательном процессе биографический метод: рассказы о выдающихся художниках, писателях, композиторах.
Физическое развитие
МЕСЯЦА — 1 ГОД С целью приобретения детьми опыта в двигательной деятельности взрослые (педагоги): · создают условия для разнообразной двигательной активности ребёнка: o в соответствии с возрастными особенностями стимулируют появление функций удержания головы, поворотов с живота на спину, присаживания, стояния и т. д. посредством игровых упражнений с привлечением разнообразных зрительных и слуховых раздражителей; o стимулируют и поощряют проявление двигательной активности как части «комплекса оживления», увеличивая количество стимулов, усиливая эмоциональную сторону своего общения с ребёнком; · учитывая преемственность и последовательность в развитии двигательных функций, на этапе закрепления одной из них стимулируют развитие более сложных (например, при закреплении функции самостоятельного сидения стимулируют вставание и сохранение равновесия в положении стоя с опорой); · проводят работу по нормализации тонуса мышц (снижение) с помощью введения в период бодрствования элементов массажа (лёгкого поглаживания, вибрации) и пассивной гимнастики (отведение — приведение и сгибание — разгибание конечностей, повороты туловища); · стимулируют появление дифференцированных движений в различных мышечных группах (головы и туловища, головы и глаз, рук и верхней части туловища и т. д.) путём фиксации отдельных из них; · уделяют особое внимание развитию произвольных движений руками: o формируют указательную, хватательную, отталкивающую и другие функции рук в процессе пассивно-активных и активных действий; o помогают детям совершенствовать способы захвата предметов (всей кистью, тремя, двумя пальцами) в процессе бытовых действий и овладения элементарными игровыми действиями (учат действовать с игрушками и предметами, разными по форме, размеру, материалу, вкладывая их в руку и помогая удержать, произвольно отпустить); o проводят игры-забавы для развития движений пальцев («Ладушки», «Пальчик-пальчик»); · на основе имеющихся двигательных возможностей стимулируют овладение доступными навыками самообслуживания (самостоятельное питьё, приём пищи, помощь ребёнка при одевании — поднять ножку, вытянуть ручку и т. д.); · используют движения для удовлетворения познавательной активности ребёнка (создают условия и стимулируют желание ребёнка самостоятельно добраться до нового предмета, повернуться так, чтобы удобнее было рассмотреть, взять и т. д.).
ГОДА С целью приобретения детьми опыта в двигательной деятельности, развития у них основных движений взрослые (педагоги): · проводят утреннюю гимнастику, включая в неё общеразвивающие упражнения, адекватные возрасту; · практикуют закаливание воздухом, водой (умывание лица, рук до локтя прохладной водой); · систематически проводят физкультурные занятия; · практикуют подвижные игры на развитие основных движений; · используют танцевальные движения как средство развития основных групп мышц и удовлетворения потребности в движении; · практикуют многократное повторение движений для их становления, эмоциональную мотивацию правильного их выполнения; · избегают упражнений, связанных с наклонами головы; · используют наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); · создают условия для самостоятельной двигательной активности детей; · практикуют специально организованное детско-родительское взаимодействие, направленное на физическое развитие каждого ребёнка.
ГОДА С целью приобретения детьми опыта в двигательной деятельности, развития у них основных движений, становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере педагоги: · планируют двигательную активность детей с приоритетом на развитие локомоторных движений, связанных с формированием бега, прыжков, бросания; · включают в организацию ежедневной жизни детей в детском саду в обязательном порядке физические упражнения для развития динамического и статического равновесия при перемещении в пространстве, при движении в различных условиях; · обеспечивают при организации двигательной активности детей обязательность учёта упражнений на укрепление различных мышечных групп с целью развития соответствующих нервных центров по управлению их работой и выработки пластичности высшей нервной деятельности; · используют общеразвивающие упражнения в ходе специально организуемых физкультурных занятий с целью развития возможностей ребёнка в управлении движениями; · используют имитацию с целью эмоционального воздействия на ребёнка и достижения точности в выполнении общеразвивающих упражнений; · используют при выполнении общеразвивающих упражнений произнесение слов и звуков на выдохе в согласовании с движениями, чтобы избежать задержки ребёнком дыхания на выдохе; · обеспечивают детям возможность развивать мелкую моторику за счёт укрепления мышц кистей и развития произвольности управления их движениями в разнообразных действиях (прокатывании, продвижении, бросании, ловле) с различными предметами (мячами разных размеров, в том числе массажными, кубиками, шишками и т. д.); · создают условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, поощряют и поддерживают её, оказывая детям необходимую помощь.
ГОДА С целью приобретения детьми опыта в двигательной деятельности, развития у них основных движений, становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, ценностей здорового образа жизни педагоги: · используют игровую мотивацию в освоении детьми основных движений; · создают условия для обеспечения потребности детей в двигательной активности, предоставляют детям возможность свободно двигаться и удовлетворять потребность в движении; · исключают излишнюю заорганизованность в реализации двигательной активности детей, чтобы избежать утраты интереса детей к движению; · используют приём имитации движений животных, птиц, людей, образные движения («Прыгать, как зайчик», «Стоять смирно, как оловянный солдатик», «Шагаем, как петушок — золотой гребешок (высоко поднимая колени и держа спину прямо)», «Прогибаем спинку, как котёнок» и т. д.); · проводят специально организованные физкультурные занятия наряду с предоставлением ребёнку свободы в активном движении; · используют физические упражнения как значимое средство освоения детьми основных движений; · применяют не только наглядные (показ), но и словесные (инструкция, объяснение) методы в освоении детьми основных движений; · используют физические упражнения и подвижные игры с движением в разных направлениях для усвоения эталона направления и развития способности к ориентировке в пространстве; · проводят пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики руки; · активно применяют спортивные упражнения (катание на санках с невысокой горки, скольжение по ледяным дорожкам с поддержкой взрослого, катание на трёхколёсном велосипеде, самокате).
ЛЕТ С целью приобретения детьми опыта в двигательной деятельности, развития у них основных движений, становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, ценностей здорового образа жизни педагоги: · развивают у детей возможности осознанного выполнения движений, вырабатывают умение рационально пользоваться движениями для решения двигательных задач с учётом конкретных условий (бытовых, игровых и т. п.); · развивают самостоятельность и эффективность действий через формирование понимания значимости основных элементов физических упражнений; · практикуют словесные инструкции к выполнению движений, физических упражнений, называя способ выполнения упражнения; · используют систематический тренинг выполнения движений, разученных на физкультурных занятиях, в разных ситуациях; · в развитии движений делают акцент на упражнениях, связанных с развитием динамической выносливости, скоростных способностей, гибкости; · активно применяют спортивные упражнения (катание на санках с горки, используя торможение; самостоятельное скольжение по ледяным дорожкам; ходьба на лыжах; катание на трёхколёсном велосипеде с возможностью выполнения поворотов и езды не только по прямой, но и по кругу; катание на самокате).
ЛЕТ С целью приобретения детьми опыта в двигательной деятельности, развития у них основных движений, становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, ценностей здорового образа жизни, формирования начальных представлений о некоторых видах спорта педагоги: · используют разнонаправленные, разноимённые движения руками, руками и ногами с целью развития координации; · создают условия для выработки гибкости двигательного навыка (организуют различные ситуации выполнения движения, обучая детей действовать целесообразно); · практикуют словесные инструкции при выполнении детьми движений, постепенно заменяя ими наглядный показ; · в развитии движений делают акцент на упражнениях, связанных с развитием выносливости, общей физической работоспособности; · создают условия для развития у детей самостоятельности в двигательной активности; · практикуют проведение гимнастики для глаз с целью профилактики снижения остроты зрения в условиях возросшей зрительной нагрузки; · вводят дежурство на физкультурных занятиях, поручая детям самостоятельно подбирать пособия для занятий (нужной величины, в нужном количестве, размещая в нужном месте); · активно используют подвижные игры с элементами соревнования, командные игры, игры с элементами спортивных игр (городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей); · усложняют спортивные упражнения (санки — катание с горки по двое, выполнение поворотов при спуске; скольжение по ледяным дорожкам — с разбега, приседая и вставая во время движения; лыжи — хождение скользящим шагом, с поворотами на месте и в движении; велосипед — езда на двухколёсном велосипеде по прямой и с поворотами, ускоряясь и тормозя).
ЛЕТ С целью развития у детей основных движений, становления у них целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, ценностей здорового образа жизни, формирования начальных представлений о некоторых видах спорта педагоги: · при планировании образовательной работы по физическому развитию делают акцент на формировании у детей навыков самоконтроля точности выполнения движений; · при организации образовательного процесса в обязательном порядке включают в него упражнения, направленные на развитие скоростных и координационных способностей, выносливости; · практикуют самостоятельную организацию детьми подвижных игр; · практикуют выполнение основных движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности с целью овладения детьми различными по характеру движениями (плавными и резкими, грациозными и нарочито неуклюжими, бодрыми и расслабленно-ленивыми и т. д.); · продолжают использовать командные подвижные игры с элементами соревнования, с элементами спортивных игр (городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей, настольный теннис), а также спортивные упражнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|