Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Литература. Авторы: Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В.Прокопенко . Приложение 1.. Методика обследования моторного ритма у детей дошкольного возраста




ЛОГОРИТМИКА

Технология развития моторного и речевого ритмов

у детей с нарушениями речи

 

Авторы: Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова, Е. В. Прокопенко

 

Приложение на сайте www. nbcmedia. ru

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение

2. Теоретические проблемы логопедической

ритмики.

3. Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи.

а) развитие темпа движений и темпа речи, координации движений на музыкальных и логопедических занятиях.

б) развитие чувства музыкального ритма

в) развитие слогового, словесного и синтагменного ритмов на музыкальны занятиях.

г) развитие темпо-ритмических и координаторных способностей в логоритмических играх.

4. Литература

Приложения 1. Методика обследования моторного ритма у детей дошкольного возраста

Приложение 2. Методика обследования речевого ритма у детей дошкольного возраста

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи /Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова; под ред. Л. И. Беляковой. – М., 2005.

2. Белякова Л. И. Логопедия: Заикание. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М., 2016.

3. Белякова Л. И. Ритм речевых и неречевых процессов у детей в норме и при речевой патологии / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова// Вопросы психолингвистики. - 2012. -№2 (16). – С. 84-91.

4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. – М., 2002.

5. Володина В. С. Альбом по развитию речи /В. С. Володина. – М., 2008.

6. Гринер В. А. Цели. Задачи и особенности логопедической ритмики /В. А. Гринер// Логопедия: Заикание: Хрестоматия / сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М., 2003. – С. 214-216.

7. Далькроз Э. Ж. Ритм / Э. ж. Далькроз. – М., 2001.

8. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов / Под ред. В. и. Селиверстова. – М., 1981.

9. Медникова Л. С. Развитие чувства ритма у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. С. Медникова. – Архангельск, 2002.

10. Музыкальные игры и пляски в детском саду / сост. Е. Е. Каява, Л. Н. Кондрашова, С. Д. Руднева. – Л., 1963.

11. Оганесян Е. В. Логопедическая ритмика для занятий с заикающимися подростками и взрослыми / Е. В. Оганесян. – М., 1998.

12. Огонесян Е. В. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе с взрослыми заикающимися / Е. В. Огонесян, Л. И. Белякова // Дефектология. – 1982. - №1. – С. 3-12.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой и др. – М.. 2011.

14. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи: авторы программы Т. Б. филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова; автор-сост. Г. В. Чиркина. – М., 2010. – С. 72-117.

15. Программа логопедической работы с заикающимися детьми // Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

16. Коррекция нарушений речи; автор программы С. А. Миронова; автор-сост. Г. В. Чиркина. – М., 2010. – С. 118-176.

17. Рождественская В. И. Игры и упражнения для исправления заикания / В. и. Рождественская, А. И. Павлова. – М., 1978.

18. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика: Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием: Методические рекомендации /Н. А. Рычкова. – М., 2000.

19. Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика: пособие для работников логопед. Учреждений / Н. С. Самойленко, В. А. Гринер. – М., 1941.

20. Филатова Ю. О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: монография/ Ю. О. Филатова. – М., 2012

21. Филатова Ю. О. Логоритмика: развитие ритма движений и речи у детей с заиканием: учебно-методическое пособие / Ю. О. Филатова. Н. Н. Гончарова, Е. В. Прокопенко. – М., 2011.

22. Флоренская Ю. А. Логопедическая ритмика /Ю. А. Флоренская // Избранные работы по логопедии. – М., 2007. – С. 53-73.

23. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.

 

 

Приложение 1.

Методика обследования моторного ритма у детей дошкольного возраста

(Бланк протокола в электронном приложении)

Методика обследования отдельных структурных компонентов моторного ритма предназначена для детей дошкольного возраста и разработана с учетом приемов, предложенных Л. С. Медниковой.

Моторный ритм изучается по результатам воспроизведения ребенком ритмических звуковых сигналов в виде отстукивания рукой (моторный ответ). В ходе обследования логопед рукой отстукивает ритмический образец карандашом по поверхности стола (рука экранируется).

Обследование состоит из 2 заданий и включает объяснение задания, затем вводные (простые) задания и основные (усложненные), сопровождающиеся аналогичным объяснением. Каждое задание включает от 3 до 5 сигналов, объединенных в пачки и предъявляющихся в порядке усложнения ритмического рисунка от простого (например, ///, / //) к усложненному варианту (например, / ///, // / //). Темп подачи звуковых сигналов во всех пробах оптимальный для восприятия: большие интервалы – около 1 секунды, малые – около 0, 5 секунды.

 

Последовательность предъявления заданий:

Задание 1. Воспроизведение простейших ритмических структур, основанных на равномерном повторе (///, ///), ритме «суммирования» (// /, /// /), ритме «дробления» (/ //, / ///)

Инструкция: послушай внимательно, как я буду отстукивать ритм. Запомни его и простучи так же.

Образцы вводных заданий:

А) ///  б) // /          в) / //

Образцы основных заданий:

А)////                   Б) /// /          В) / ///

Задание 2. Воспроизведение акцентированных неречевых звуков в разных последовательностях (// /, / //, // //, /// /, // / //).

Инструкция: послушай внимательно, как я буду отстукивать, а потом повтори точно так же.

Образцы вводных заданий:

А) // / Б) / //

Образцы основных заданий:

А) // // б) /// / в) // / //

Ответы каждого ребенка логопед фиксирует в протоколе 1 (см. Электронное  приложение).

Отмечается: соответствие моторного ответа предъявленному образцу (+/-), отказ от выполнения заданий обращается внимание на темп выполнения (нормальный, ускоренный или замедленный).

При обработке результатов обследования определяется количество правильных ответов в каждом задании, что в дальнейшем позволяет сравнить качество моторного воспроизведения ритмических сигналов.

  Для количественной обработки результатов изучения моторного ритма используется балльная система оценки:

1 балл – правильный моторный ответ на ритмический образец;

0 баллов – несоответствие моторного ответа предъявленному ритмическому образцу.

При анализе полученных результатов вводится критерий оценки – «Уровень успешности моторного ответа», который оценивается по количеству правильных ответов в каждом задании, полностью соответствующих образцу (6 баллов).

На основании анализа результатов выявляются уровни успешности моторного ответа в каждом задании:

- высокий уровень успешности моторного ответа – точное воспроизведение простых и усложненных ритмических рисунков (4-6 баллов);

- средний уровень успешности моторного ответа – точное воспроизведение простых ритмических рисунков и неточное воспроизведение усложненных ритмических рисунков (2-4 балла);

- низкий уровень успешности моторного ответа – неточное воспроизведение простых и усложненных ритмических рисунков (меньше 2 баллов);

-нулевой уровень успешности моторного ответа – полная невозможность воспроизведения простых ритмических рисунков, отказ от выполнения (0 баллов).

 

  Приложение 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...