Условия и средства обучения
Особое значение в содержании педагогической технологии придается следующим условиям обучения: - совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с четким согласованием целей и задач по развитию ритмических процессов; - определенному чередованию проведения занятий музыкального руководителя и учителя-логопеда на каждом этапе формирования моторного и речевого ритмов. Это осуществляется благодаря четкому согласованию задач, поставленных перед учителем-логопедом и музыкальным руководителем, использующими разные приемы ритмической стимуляции моторики и речи. На I, II, III, IV этапах задачи музыкальных занятий предшествуют тем же задачам, которые реализуются на логопедических занятиях. На V этапе, напротив, логопедические занятия по своим задачам предшествуют решению аналогичных задач на музыкальных занятиях. Помимо выше обозначенных условий, используются и другие условия и средства обучения: - учет возраста и речевых возможностей детей; - длительность и регулярность двигательного обучения (по возможности ежедневно в течение учебного года); - методическая систематизация упражнений с учетом последовательности развития моторного ритма (темп движений, координация, выполнение компонентов музыкального ритма); - методическая систематизация упражнений с учетом последовательности развития всех видов речевого ритма (слоговой ритм – словесный ритм – синтагменный ритм); - подбор специальных музыкальных произведений с определенным ритмом (от марша до народных песен) в соответствии с задачей и определенными типами упражнений каждого этапа, осуществляемого музыкальным руководителем;
- подбор речевого материала с определенным ритмом в соответствии с задачей и определенными типами упражнений каждого этапа, осуществляемого учителем-логопедом. Данная технология может применяться начиная со старшего дошкольного возраста. Временные рамки реализации каждого этапа технологии развития ритмических процессов у детей с речевыми расстройствами зависят от следующих факторов: - контингента детей с нарушениями речи, поскольку в ряде случаев существует необходимость дополнительной индивидуальной работы; - уровня подготовки специалистов.
ОБОСНОВАНИЕ:
Адресные методики формирования ритма движений и речи на основе технологии строятся с учетом: - клинико-педагогической формы речевого расстройства (дизартрия, алалия, заикание), где учитываются клинические и психолого-педагогические характеристики разных категорий детей с недоразвитием речи III уровня; - специфических характеристик нарушения моторного и речевого ритма у детей в зависимости от формы речевого нарушения. Анализ клинических и психолого-педагогических характеристик разных категорий детей предполагает учет показателей раннего поражения мозга, наличия признаков церебральных параличей (по данным медицинской документации), особенностей раннего моторного и речевого развития, социальных факторов 9по данным психолого-педагогической документации). Клинико-педагогическая форма речевого расстройства либо указывается в логопедическом заключении, либо логопед самостоятельно обследует ребенка для выявления признаков, свойственных дизартрии, алалии, заиканию. На этом основании дети со сходным уровнем речевого развития подразделяются на подгруппы для проведения занятий по представленной логопедической технологии. Учитель-логопед и музыкальный руководитель учитывают характер нарушений речевого и моторного ритмов у детей, входящих в группу, с которыми проводится коррекционная работа.
Адресные методики состоят из разделов, индентичных этапам технологии развития ритмических процессов у детей с речевыми расстройствами. Временные рамки проведения каждого этапа методики определяются структурой речевого расстройства и спецификой нарушения ритма движений и речи. У детей с дизартрией, у которых наряду с нарушением тонуса мышц имеются такие признаки нарушения моторной сферы, как инертность, плохая переключаемость движений, особое внимание уделяется I этапу, направленному на развитие моторного ритма, который проводится более длительно по сравнению с другими этапами. На этом этапе у детей формируется навык ритмической ходьбы, координация движений рук и ног, способность к смене темпа, а затем ритма движений. Только после этого возможен переход к направленному на развитие ритма моторного ритма, который проводится более длительно по сравнению с другими этапами. На этом этапе у детей формируется навык ритмической ходьбы, координация движений. Только после этого возможен переход к направленному усвоению музыкального ритма (II этап), а далее – к последовательному усвоению всех видов речевого ритма: слогового, словесного, синтагменного (III, IV, V этапы). Процесс формирования ритмически организованной речи у детей с дизартрией требует длительной тренировки. У детей с алалией, для которых характерно упрощение программы при выполнении двигательных заданий, замедленное включение в деятельность, слабость в запоминании материала и сниженная мотивация к занятиям, работа начинается с формирования мотивации к занятиям на доступном двигательном и музыкальном материале с использованием невербальных средств коммуникации. На I и II этапах в большей степени используются подражания детьми образцам движений, разные способы выделения акцента ка в движениях, так и при повторении звуков с преимущественной опорой на их зрительный показ. При развитии речевого ритма значительное внимание уделяется звукоподражательным образцам на слоговом и словесном материале с соответствующим музыкальным подкреплением. Для детей с алалией особое значение имеет многократность повторения однотипных упражнений на всех этапах методики.
Дети с невротической формой заикания достаточно легко усваивают материал начальных этапов методики. Ритм музыки, передаваемый с помощью движения, для этой группы детей является регулятором их эмоционального состояния. Речевые ритмы усваиваются достаточно быстро. Детям с невротической формой заикания необходимо более длительное время для выполнения задач только V этапа в процессе активной коммуникации. Особое внимание в этом периоде уделяется развитию совместных действий с другими детьми. В процессе логоритмических игр дети спонтанно используют усвоенные ранее образцы плавной речи, что способствует развитию общения и нормализации их эмоциональной сферы. При неврозоподобной форме заикания весь цикл этапов двигательного обучения должен занимать больше времени по сравнению с их реализацией при невротической форме заикания. В преддверии работы по методике развития ритма движений и речи, проводимой в единой группе детей с заиканием, детям с неврозоподобной формой заикания нередко требуется индивидуальная работа по двигательному обучению, связанному с усвоением ритмов в движениях: координации и переключаемости движений, формированию разных компонентов музыкального ритма. В работе над речевым ритмом на индивидуальных занятиях закрепляется произнесение слоговых рядов со сменой ритма, словесный и синтагменный ритмы речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|