Методика обследования речевого ритма у детей дошкольного возраста
(Бланк протокола в электронном приложении) Методика обследования включает три задания на уровне слога, слова и синтагмы. Методика разработана с учетом некоторых приемов диагностики, предложенных Л. С. Медниковой. Слоговой, словесный и синтагменный ритмы исследуются по результатам воспроизведения ребенком речевой продукции. Ребенку предлагается прослушать речевой ритмический образец и повторить его. При предъявлении речевого ритмического образца логопед голосом выделяет акцентированный звук, слог, слово. Сначала ребенку объясняется задание, затем следуют вводные (простые) и основные (усложненные) пробы, сопровождающиеся аналогичным объяснением. Обследование проводится индивидуально.
Последовательность предъявления заданий. Задание 1. Воспроизведение слогового ритма речи по метрическим признакам (без акцента, с акцентом, с акцентом на разных слогах). Инструкция: я буду по-разному произносить слоги, а ты внимательно слушай и потом повтори. Образцы вводных заданий: а) ба-ба б) ба-ба
Образцы основных заданий: а) па-па-па б) па- па, ба -ба в) ла -ла-ла г) ма- ма -ма д) ба-ба- ба
Задание 2. Воспроизведение словесного ритма речи по метрическим признакам (двусложные, трехсложные слова, двусложные слова со стечением согласных, трехсложные слова со стечением согласных). Инструкция: я буду по-разному произносить слова, а ты внимательно слушай и потом повтори. Образцы вводных заданий: а) мо-ло- ко б) до-ми- но
Образцы основных заданий: а) ва -за, зи- ма, мо- роз б) де -ре-во, ма- ши -на, па-ро- ход в) мар -ка, до- ска, тря -пка г) я -бло-ко, а- вто -бус, кол-ба- са
Задание 3. Воспроизведение синтагменного ритма во фразе. Инструкция: я буду по-разному произносить предложения, а ты внимательно слушай и потом повтори. Образцы вводных заданий: А) Мишка косолапый по лесу идет. Б) Мишка косолапый по лесу идет.
Образцы основный заданий: А) Мама мыла …(имя ребенка) Б) Мама мыла … (имя ребенка) В) Мама мыла … ( имя ребенка ) Г) Мама мыла … (имя ребенка)
Результаты выполнения заданий заносятся в протокол 3 (см. электронное приложение). Отмечается: наличие/ отсутствие акцента, позиция акцента (верная/неверная). Дополнительно отмечаются: повторение слогов, искажения слоговой структуры слова, необходимость повторного разъяснения задания.
В последние годы логопедическая помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста оказывается в детском саду и на логопедическом пункте образовательного учреждения. В дошкольном образовательном учреждении все дети с речевыми нарушениями объединены в общую группу. Основной контингент объединенной группы составляют дети с недоразвитием речи III уровня. Логопедическая работа с ними осуществляется по единой программе и направляется на преодоление недоразвития речи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). В эту программу не включены занятия по ритмическому воспитанию, в то время как дети с недоразвитием речи имеют нарушения ритмической организации речи и движений, что существенно влияет на результаты коррекционной работы и свидетельствует о том, что все они нуждаются в развитии чувства ритма. Инновационная технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи является одной из перспективных областей современной коррекционной педагогики. В ее основе лежит технология двигательного обучения. Включение данной методики в программу коррекционного обучения в качестве нового направления нормализации речи позволяет развивать ритмические качества движений и речи, поэтапно формируя и закрепляя новый ритмически организованный речевой навык, что позволяет отнести ее к здоровьесберегающим.
Данная методика тесно связана по своим задачам с «Методикой развития речевого дыхания у дошкольников с нарушения и речи» (Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. М., 2005), обучение по которой позволяет детям с нарушениями речи сформировать правильный тип физиологического дыхания, навык координированной работы дыхания, голоса и артикуляции в процессе речи.
Известная всему миру система музыкально-ритмического воспитания, разработанная швейцарским педагогом и композитором Ж. Е. Далькрозом, направленная на развитие пластичности движений с помощью ритмичной музыки. Именно Ж. Е. Далькроз формулирует некоторые положения, которые в дальнейшем были развиты в представления о том, что ритм является самостоятельной сущностью биологических систем и оказывает значительное влияние на все жизнеобеспечивающие системы организма, в т. ч. и на высшие психические функции. Работы педагогов начала ХХ века В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Ю. А. Флоренской и других позволили создать логопедическую ритмику, которая представляет собой одну из важных логопедических технологий. Логопедическая ритмика может включаться в коррекционный педагогический процесс при любом виде речевого расстройства. Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, подвижности и активности речевой моторики, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата, а все вместе способствует плавности речевого высказывания. Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций, регулируя эмоциональное состояние. В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логопедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи (Г. А. Волкова, Н. А. Рычкова, Г. Р. Шашкина и др. ) по мнению Г. А. Волковой и др., они направляются на преодоление речевого нарушения путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Авторами отмечается необходимость определенной последовательности применения лоритмических занятий с учетом принципа постепенного усложнения неречевых и речевых задач. В этой связи предлагается схема построения каждого занятия, сочетающая развитие и коррекцию неречевой (слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, оптико-пространственные представления, общая моторика и др. ) и речевой сфер (темп и ритм дыхания и речи, фонематический слух, оральный праксис и др. )
Несмотря на отсутствие в программе для детей дошкольного возраста с недоразвитием речи занятий по логоритмике, согласно Г. А. Волковой, Г. Р. Шашкиной и др., их предлагается проводить один-два раза в неделю, соотнеся с этапом программы по развитию речи. В большинстве методик по логоритмике для детей с недоразвитием речи разработанные критерии оценки развития ритма движений и речи носят преимущественно описательный характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|