Педагогическая технология развития моторного и
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РИТМОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Новая технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи, изложенная в данном пособии, основывается на результатах исследований моторного и речевого ритмов у детей с дизартрией, алалией (имеющих недоразвитие речи III уровня) и заиканием (невротическая и неврозоподобная формы). В процессе реализации новой логопедической технологии – технологии двигательногоо обучения – развивается особого рода произвольная двигательная активность, которая выявляется как ритмически сформированные двигательный и речевой навыки. В основе теоретических представлений разработки новой технологии развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи лежат следующие базовые положения: - моторная природа неречевых и речевых ритмических процессов; - рассмотрение общей и речевой моторики в рамках физиологии формирования произвольных движений; - двигательные компоненты речевого навыка (речевое дыхание, голос, артикуляция) и их координация; - возрастная последовательность развития моторного ритма от временных характеристик движений к пространственным; - музыкальный ритм как инструмент формирования ритмических процессов в моторике и речи; - возрастная последовательность развития речевого ритма: слоговой ритм – словесный ритм – синтагменный ритм; - возрастная последовательность развития синтагменных ритмов: хорей – ямб – дактиль; - общие характеристики нарушения моторного и речевого ритмов при разных видах речевой патологии у детей; - специфические признаки расстройств моторного и речевого нарушения.
СРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Цель: развитие моторных и речевых ритмических процессов в тесной взаимосвязи с логопедическими технологиями, используемыми в системе логопедической помощи детям с разными речевыми расстройствами. Задачи: Поэтапное развитие ритма общих движений, музыкального ритма и разных видов речевого ритма у детей на логопедических и музыкальных занятиях по схеме: От формирования базовых моторных ритмических умений к автоматизации ритма неречевых и речевых движений, сначала под музыкальное сопровождение, затем под регулирующий жест учителя-логопеда с одновременной реализацией определенных речевых заданий. Разработанная технология построена на основе традиционных для логопедии общедидактических и специальных принципах обучения. Общедидактическими закономерностями являются: возрастные возможности и особенности моторики и речи детей с речевыми расстройствами, систематичность проведения занятий, закрепление формируемых двигательных навыков, сознательность и активность, персонифицированный подход в условиях коллективной работы, наглядность в обучении, прочность результатов обучения. Специальные принципы обучения в процессе развития моторного и речевого ритмов у детей с речевыми расстройствами связаны с подбором определенного музыкального, речевого материала и учетом этапа логопедической работы. В процессе реализации технологии двигательного обучения применяются наглядный, словесный и практический методы. Каждый метод включает систему методических приемов, выбор которых определяется этапом обучения, конкретными задачами логопедического и музыкального занятия, сложностью речевого и музыкального материала, индивидуальными особенностями детей. Применение наглядного метода позволяет показать детям элементы движений, регулирующий жест педагога, певческие приемы, музыкальные инструменты, символику, картинки и др. Реализация метода практической деятельности предусматривает осуществление систематических упражнений в процессе музыкальных и логопедических занятий (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, выполнение музыкально-ритмических движений и пр. ) Словесный метод предполагает использование разнообразных приемов, направленных на последовательную отработку слогового, словесного, синтагменного ритмов и логоритмических игр.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Содержание технологии развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи представлено пятью разделами, каждый из которых имеет собственные задачи, средства и условия реализации.
СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РИТМОВ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Развитие ритма движений и речи у детей с речевыми расстройствами проводится в течение девяти месяцев и включается в систему логопедической помощи. Занятия с использованием технологии развития моторного и речевого ритмов создают благоприятный фон для оптимизации традиционной логопедической работы по развитию речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|