Связь моторного и речевого ритмов
Связь моторного и речевого ритмов Ритм является компонентом, имеющим отношение к распределению движений во времени. Ритмичные движения легче усваиваются. Ритмичность движений облегчает их автоматизацию, что имеет огромное значение для коррекционной работы. Ритм находится в сложной взаимосвязи и взаимозависимости с темпом. Темп представляет собой, с одной стороны, степень скорости, быстроты движений, а с другой, определенную частоту повторения равномерно выполняемых многократных движений, например, шагов при ходьбе, беге. Темп является средством временной организации движений человека, который имеет свои характерные особенности у каждого индивидуума и находится в зависимости от общего тонуса ЦНС, связанного с темпераментом. Вариации темпа могут быть весьма значительны, но для каждого человека есть свой «излюбленный», или врожденный, темп. Наблюдения за движениями ребенка достаточно для того, чтобы судить, какой темп для него является комфортным. Состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Известно, что мелодика родного языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждой нации. Звуковая, словесная, музыкальная формы речи усвиваются ребенком до восприятия их смыслового значения в виде повторения звуков. Поэтому такие виды речи, как стихотворения, перечисление дней недели и мясяцев быстро запоминаются дошкольниками путем их ритмического повторения. В дошкольном детстве по мере накопления словаря и развития лексико-грамматического структурирования у ребенка появляется способность произносить законченную в смысловом и интонационном плане фразу на едином выдохе, постепенно исчезает физиологическая неритмичность речевого высказывания, приводя к плавности речи.
Речевой ритм относится к наиболее сложным видам ритмической активности ЦНС. Он участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга – восприятии, порождении и воспроизведении речи.
Моторный ритм у детей с нарушеними речи
Согласно исследованиям Ю. О. Филатовой, Н. Н. Гончаровой, Е. В. Прокопенко, у детей старшего дошкольного возраста с разными видами речевой патологии имеются сходные нарушения моторного ритма в виде: - задержки его развития; - трудностей выделения акцента в ритмических рисунках движения
При дизартрии, моторной алалии, неврозоподобном заикании имеется разный уровень возможности воспроизведения моторного ответа на звуковые ритмические стимулы: от низкого при дизартрии и неврозоподобном заикании до нулевого при алалии. двигательные ответы на зрительные стимулы при алалии приближаются по уровню развития к норме, а при дизартрии, неврозоподобном заикании находятся на среднем уровне развития. Одновременное предъявление звуковых и зрительных ритмических стимулов при дизартрии и неврозоподобном заикании мало влияет на результаты воспроизведения ритмического рисунка движения, а при алалии – резко снижает качество моторного ответа.
Речевой ритм у детей с нарушениями речи Нарушения речевого ритма у детей с разными речевыми расстройствами имеют сходные и специфические черты. В старшем дошкольном возрасте сходными для детей с разными нарушениями речи являются задержка созревания ритмических процессов речи по сравнению с нормой, а также дизритмия при восприятии и воспроизведении речевых ритмических стимулов на уровне слога, слова, синтагмы.
Специфические особенности ритмической организации речи при ее расстройстве связаны со структурой речевых нарушений при дизартрии, моторной алалии, заикании. У дошкольников с дизартрией имеется недостаточная сформированность восприятия и воспроизведения речевых ритмов на уровне слога, слова и синтагмы: повторы последних элементов слогового ряда; трудности определения акцентов в последовательностях из трех пар слогов, трехсложных словах, двусложных и трехсложных словах со стечением согласных; трудности перестройки ритма речевых движений; нарушение звуконаполняемости произносимых слов. Для детей с алалией характерно более глубокое расстройство ритмической организации речи на всех уровнях речи. Нарушение слогового, словесного и синтагменного ритмов обнаруживается в виде трудностей определения акцента в слоговом ряду, выделения акцентно-ритмической структуры двусложных, трехсложных слов, слов со стечением согласных, комбинаций разных типов искажений слоговой структуры слова, практической невозможности акцентирования слова в синтагме. Специфическим для них является неполное воспроизведение синтагмы и нарушение последовательности элементов в предложении. В большинстве случаев детям с алалией требуется повторное предъявление заданий, часто не приводящее к правильному выполнению акцента в указанной последовательности. Воспроизводимые речевые ритмические структуры характеризуются нестойкостью. В процессе выполнения заданий у части детей с алалией наблюдается значительный латентный (скрытый) период реагирования, во время которого они беззвучно артикулируют. Для дошкольников с невротической формой заикания помимо экстренной дизритмии в виде «моментов заикания» характерно нарушение «запуска» высказывания в усложненных формах речи (длинные предложения, рассказ), проявляющееся в виде таких показателей неплавности речи, как: повторы частей слов, пролонгации гласных звуков, дыхательные итерации. У незначительной части детей имеются сложности выделения акцента в последовательностях из трех пар слогов, трехсложных словах и постановки логического ударения в синтагме. Эмоционально значимые ситуации речевого общения усиливают и учащают все показатели неплавности речи.
У детей с неврозоподобной формой заикания в дошкольном возрасте «моменты заикания» присутствуют как в усложненных, так и в простых формах речевых заданий. Показатели неплавности речи имеют разную локализацию: на первом гласном или первом слоге слова, в середине и в конце фразы – и мало зависят от эмоционального фактора. Нарушения речевого ритма имеются в слоговых последовательностях из двух и трех пар слогов, в слове на уровне трехсложных слов и слов со стечением согласных, в синтагме – в виде трудностей выделения логического ударения. Наряду с «моментами заикания» и другими показателями неплавности речи, у этих детей наблюдаются артикуляторные трудности при произнесении стечений согласных, при переключении с одной артикуляционной позы на другую, как и у детей с дизартрией. Данные, характеризующие моторные и речевые ритмы у детей с разными нарушениями речи, рекомендуется использовать при формировании подгрупп детей для занятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|