Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жалость и сострадание




С этими эмоциями также могут быть связаны две модальности, которые окрашивают их совершенно по-разному. Вообще, жалость, это, в первую очередь, состояние души человека, то есть она находится под архетипом инь. С другой стороны, жалость всегда есть жалость к кому-то, и даже если человек жалеет сам себя, то он внутренне разделяет субъект, который жалеет, и объект, на который направлена его жалость. Поэтому янский элемент или субмодальность, в жалости также имеется, и то же относится к состраданию. Здесь, как обычно, важны акценты.

Иньская жалость может быть охарактеризована как тотальное состояние человека, когда его внимание отвлекается от объекта жалости, и человек полностью сосредотачивается на своем состоянии: ему жалко. Он уже забыл, кого или что он жалеет, он сосредоточен на переживании этого чувства. Жалость, как и ярость, может полностью застлать глаза. Некоторое время все силы человека пойдут на то, чтобы справиться с этим переживанием или окончательно нырнуть в его волны. Однако с чем человек вынырнет из этих волн, это еще вопрос.

Янская жалость не есть тотальное эмоциональное переживание. Это эмоция, которая окрашивает то или иное действие. Тогда человек обычно говорит: «Я сделал это из жалости. Я пожалел тонущую женщину и вытащил ее из реки. Я пожалел своего сына и разрешил ему лечь на полчаса позже обычного, дав ему посмотреть любимую передачу». Аналогично, сострадание по янскому типу — это активное действие, направленное на объект сострадания.

Вопросы к читателю. Какая жалость вам более свойственна — активная или пассивная? Замечаете ли вы переходы жалости от модальности инь к модальности ян и обратно у себя, у своих окружающих? Какое чувство приходит к вам первым, меняет ли оно впоследствии свой характер? Ждете ли вы от окружающих жалости и сострадания, и если да, то в какой модальности? Жалость в какой модальности является для вас неприемлемой? Почему? Попытайтесь вспомнить свои первые переживания острой жалости и сострадания — ваши собственные и направленные к вам. Оцените их модальность.

Печаль и траур

Печаль — это состояние, то есть по своей природе находится под архетипом инь. Это состояние человека, не подразумевающее никакой внешней активности, пассивное, возможно, подсознательное сожаление, тихое огорчение, уныние, выражающееся в своеобразном облаке, окружающем человека и наполняющем значительную часть его жизни, если не всю ее. На действия человека печаль бросает темноватый отсвет, во внутренней жизни это может быть основной ее фактор, пропитывающий ее целиком. Печаль может длиться некоторое время, но если она не тает сама по себе, она начинает отравлять психику, и средством для ее избывания является более янски окрашенный траур, то есть ориентированное на конкретные действия состояние души. Эти действия, с одной стороны, внешние, например, ношение одежды соответствующих тонов или определенные ограничения активности человека, но главной целью траура является работа скорби, то есть определенная работа во внутреннем пространстве, целью которой является закрытие прежних сюжетов и восстановление психики для будущей жизни. Когда человек говорит: «Я скорблю», — имеется в виду, что он не просто находится в печали, но и совершает определенные активные действия, например, отдает дань уважения, признательности и любви тем людям и обстоятельствам, которую он не успел отдать тогда, когда это было еще возможным. Скорбь, таким образом, имеет янский оттенок, янскую субмодальность, хотя по основному своему смыслу это состояние человека, то есть она находится под иньским архетипом.

Вопросы к читателю. Как вы ведете себя в печали? Предпочитаете ли вы, чтобы вас оставили в покое или стремитесь распространить свое состояние на окружающих, продемонстрировать им, до какой степени вам плохо? Имеет ли для вас смысл выражение «работа скорби»? Считаете ли вы, что после траура возможно обновление человека и появление в его жизни новых сюжетов? Верите ли вы, что работая над собой или во внешнем мире, человек может уменьшить свою печаль, сократить сроки душевного траура?

ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ

Телесные ощущения

Под архетипом инь идут всевозможные телесные ощущения человека, воспринимаемые им как таковые. Где-то у него кольнуло, где-то сжало, где-то расслабилось, возникла судорога, разошлась теплая волна, возникла вибрация. Если человек не имеет цели управлять своим телом и как-то модифицировать эти телесные ощущения, а лишь пассивно к ним прислушивается, стараясь к ним приспособиться, если в случае, когда у него что-то болит, он ищет положение, при котором боль минимизируется и т. п., то он целиком находится под влиянием иньского архетипа. То же относится и к ощущениям, идущим из внешнего мира, когда человек пассивно к ним приспосабливается: терпит боль от ударов, идет, стараясь не наталкиваться на препятствия и приспосабливая свою походку к рельефу окружающей среды, карабкается на дерево, не ставя это себе специальной целью, но как бы в порядке самопроизвольной игры, так, как это делают дети, — все это происходит под иньским архетипом.

Янский архетип предполагает определенную идею, определенные целенаправленные усилия, например, когда человек не терпит боль, приспосабливаясь к ней, а противопоставляет ей свои психические ресурсы, как бы сражается с нею, говорит ей: «Ах, ты хочешь меня сломать? Нет, я не сдамся! Я тебе не поддамся!» Когда человек, подобно йогам, начинает управлять своими внутренними ощущениями, например, занимается гимнастикой, работает с тренажерами, целенаправленно воздействует на те или иные группы мышц, тянет связки, словом, воздействует на свое тело так, как будто он им не является, а оно является по отношению к нему чем-то внешним, то есть объектом приложения усилий, — тогда им управляет янский архетип.

Вопросы к читателю. Предпочитаете ли вы активный или пассивный отдых? Что вы больше любите — загорать на пляже или ходить в туристический поход? Что вам нужно для расслабления — должная концентрация внимания, отсутствие внешних раздражителей, соответствующая музыка, запахи и т. п. или интенсивное напряжение, преодоление тяжелых препятствий, нагрузка, которая внезапно оканчивается, оставляя вас наедине со своим телом на короткое время, и возобновляется снова? Ощущаете ли вы порой свое тело как обладающее независимо от вас волей и сознанием? Различаете ли вы части вашего тела по уровню управляемости ими вашей волей? Любите ли вы, когда вас гладят, массируют, ходят по вам ногами? Умеете ли вы адаптироваться к некоторым видам боли, трансформировать их переживание внутри себя? Верите ли вы, что к холодной воде, например, к купанию в проруби, можно привыкнуть и не испытывать при этом отрицательных чувств?

Еда

По привычкам еды и вообще всей культуре, окружающей ее, можно много понять об акцентуации архетипов в подсознании человека. Вероятно, любая психологическая проблема так или иначе искажает пищевые склонности и диету человека, поэтому, в частности, проблемы коррекции фигуры и веса человека совершенно невозможно решить без тонкого и подробного психологического анализа и изменения психологии, этики и мировосприятия человека. Говорят, что внутри толстого человека живет тонкий и плачет, — но почему он плачет? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться. Йоги говорят, что еду надо пить, а жидкости надо есть (имеется в виду, что пережевывать пищу надо до такой степени, чтобы она, смешиваясь со слюной, становилась практически жидкой, а воду надо пить мелкими глотками, как бы откусывая по небольшому кусочку). Почему такие, на первый взгляд, странные указания? Очевидно, здесь проявляется стремление к балансу инь и ян. Дело в том, что по основной идее, пережевывание — это процесс янский. У него есть определенная цель, которая заключается в трансформации пищи в том виде, как она лежит на тарелке, и превращение ее в вид, приемлемый для желудка. Что же касается процесса питья, то он носит отчетливо иньский оттенок, то есть человек, когда пьет, как бы сливается с напитком, и у него меняется все его состояние, по крайней мере, трансформативной цели здесь нет. Другими словами, когда человек пьет, он принимает объект внутрь себя и начинает его ассимилировать. Пережевывание же — это процесс подготовки к ассимиляции организмом.

Не будем, однако, столь физиологичны, обратимся к более романтичному вопросу. Как человек воспринимает процесс еды? Чисто психологически разные люди относятся к нему совершенно по-разному. Для одних еда — не более чем инструмент, средство для поддержания организма в энергичном состоянии, и для них процесс еды не более романтичен и эмоционально окрашен, чем заправка автомобиля бензином, даже, может быть, гораздо менее романтичен, если говорить об автолюбителях. Таким образом, янский взгляд на еду — это ее представление как целенаправленного процесса с совершенно определенной целью насыщения, определенными средствами кулинарной подготовки, пережевыванием, перевариванием и т. д.

Иньская точка зрения на еду заключается в том, что это процесс, ритуал, который захватывает человека целиком. Это ритуал, который начинается с началом приготовления пищи или даже раньше и не заканчивается практически никогда, потому что, когда пища съедена, начинается приготовление следующей. С иньской точки зрения, еда — это особая церемония, в которой человек проходит определенные фазы: он готовит пищу, он ставит ее на стол, он сам садится за стол или приглашает своих друзей, он входит в интимный контакт с блюдами, когда они еще лежат на тарелках, он их осматривает, обнюхивает, объединяется с ними сначала визуально, потом превращает их из групповой собственности в личную, перекладывая их к себе на тарелку, потом еще более их интериоризует, соединяясь с ними в экстатическом порыве поглощения, и, наконец, пища ложится к нему в желудок, и он начинает переживать процесс ее переваривания и постепенно приходящей сытости и утоления жажды. При этом, находясь в иньской модальности, человек совершенно не воспринимает происходящее как целенаправленный процесс, требующий его усилий, он воспринимает еду как некоторую часть жизни, которая имеет естественное течение и к которой он лучше ли, хуже ли должен приспосабливаться, например, садясь поближе ко вкусному пирогу или комбинируя приправы таким образом, чтобы пища лучше переваривалась, но его целенаправленные усилия являются лишь незначительными деталями, а основное его состояние — это погруженность в сам процесс питания.

Вопросы к читателю. Любите ли вы готовить пищу? Чувствуете ли вы, как процесс готовки вовлекает вас в себя целиком, подчиняя себе вашу волю, или вы вполне управляете им своей волей? Какую пищу вы предпочитаете — однородную, или состоящую из кусочков, которые можно различить на вкус? Верите ли вы в то, что правильным питанием можно существенно влиять на свое здоровье?

Следуете ли вы принципам правильного питания? Помогают ли они вам реально? Чувствуете ли вы, что определенные виды пищи причиняют вред вашему здоровью? Пытаетесь ли вы избегать такой пищи? Удается ли это вам? Когда вы едите пищу, приготовленную не вами, смущает ли вас незнание ее рецепта, незнакомство с поваром? Умеете ли вы с помощью пищи управлять настроением и волей ваших близких?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...