Физическое тело и его движение
Иньский подход к телу заключается в том, что человек его переживает. Он ничего с ним не делает и не ставит это своей целью, но, например, в негативном варианте огорчается по поводу кривизны ног, толщины или худобы живота, неправильной формы и расположения грудей и т. п. Янский подход, напротив, воспринимает тело как объект для приложения усилий, как форму, которую необходимо совершенствовать и приводить к желаемому виду. Ведомый янским архетипом человек идет в тренажерный зал, к косметологу, к массажисту, иногда даже к хирургу, садится на жестокую диету, ест полезную еду и т. д. Иньский взгляд на тело воспринимает его как источник наслаждений. Такой человек предпочтет понежиться на пляже, позагорать в солярии, уютно устроиться на диване, будет обращать большое внимание на простыни, на которых он спит, и на удобство одежды, в которой он ходит. Наоборот, янский взгляд на тело рассматривает его как инструмент существования человека в мире. С помощью тела можно делать многое. Например, ноги могут перенести вас в другое место пространства, руками можно взяться за ручку двери и открыть ее, ими же можно дать в зубы своему врагу и обнять любимую женщину. Ведомый иньским архетипом человек больше обращает внимание на ощущения в своем теле и на тело как таковое; ведомый янским архетипом, он обращает внимание на работу, которую исполняет тело, — тащит рюкзак — и результаты этой работы. Тонкий вопрос — это проявление архетипов инь и ян в самом физическом теле. Традиционный взгляд делит тело на переднюю и заднюю части. Лицом, грудью, животом и передней стороной бедер управляет ян, задней частью — затылком, шеей, спиной, ягодицами, задней частью ног управляет инь. С точки зрения внутреннего устройства, ян шествует над органами, которые управляют процессами в организме: головным мозгом, железами внутренней секреции, выделяющими гормоны, поперечно-полосатой мускулатурой (той, которая позволяет человеку двигаться в окружающем пространстве). Инь управляет тканями как таковыми, подчиняющимися воздействию гормонов и нервных сигналов. Нервы, как известно, делятся на эфферентные и афферентные, то есть передающие управляющее воздействие мозга — головного и спинного — и воспринимающие внешние раздражители и передающие соответствующие сигналы в мозг. Первые относятся к архетипу ян, вторые — к инь. Во рту, в желудке и в толстом кишечнике идет интенсивная трансформация пищи, поэтому эти органы относятся к янскому архетипу, а в тонком кишечнике идет всасывание и ассимиляция желудочного сока, поэтому они могут быть отнесены к иньскому архетипу. Кровь сама по себе относится к архетипу инь, но различные путешествующие по ней активные агенты — гормоны, лимфоциты, лейкоциты — им покровительствует ян. Лимфа и жир сами по себе относятся к инь, но лимфатические узлы — к ян. Читатель, знакомый с анатомией и физиологией, может продолжить это описание самостоятельно, возможно, уточнив и скорректировав дилетантские суждения автора по этому вопросу.
Движения тела также довольно четко делятся на иньские и янские. Иньские движения как бы ограничивают тело определенным кругом, например, когда человек защищается, он скрещивает руки на груди — типично иньский жест, сводит колени вместе — тоже типично иньская позиция. Наоборот, открытые движения, раскрывающие грудь человека, поднятие головы, жесты, направленные вперед и вверх, имеют отчетливый янский характер. Когда человек закрывает или прикрывает глаза, он отчетливо активизирует архетип инь; наоборот, когда глаза у него раскрываются и, как говорится, зажигаются огнем, когда голова выдвигается вперед, а жесты направляются в сторону собеседника, очевидно активен ян. Активность иньского или янского архетипа видна по положению ладоней: если кисти расслаблены и повернуты к предплечьям под углом девяносто градусов — это, скорее всего, означает активность инь. Если кисти, наоборот, напряжены и являются продолжением предплечий, активен ян.
И в заключение, коснемся темы одежды. Иньская одежда свободная, ниспадающая, ненатянутая, в которой человеку комфортно находиться и, может быть, не особенно удобно работать. Это длинные платья, свободные восточные халаты с широкими длинными рукавами, вообще изобилующая складками ткань. Иньская одежда может быть очень красива, ей можно долго любоваться, она представляет собой вместе с человеком, ее носящим, некоторую единую картину, которая кажется завершенной, заключенной иногда даже в рамку, так что мысль о том, что она может начать действовать, не приходит человеку даже в голову. Наоборот, янская одежда обычно более экономна, более облегает тело и предполагает его готовность к определенным действиям. Она менее красива, зато более функциональна. Если в качестве примера взять средневекового рыцаря, то кольчуга и щит относятся к инь, а меч относится к ян. Одежда иньского плана формирует некоторую защиту, некоторую границу физического тела, отделяющую его от окружающей среды, и в пределах этой границы телу хорошо и удобно находиться. Янская одежда, наоборот, функциональна, она не предполагает, что на нее будут любоваться, но она должна осуществлять вполне определенную функцию, помогать человеку реализовывать его планы. Такова одежда профессиональных социальных работников и, конечно, звезды эстрады, одежда которой, находясь в гармонии с декорациями сцены, помогает певице произвести должное впечатление на публику, работая вместе с ее голосом, подчеркивая ее движения и смысл песни. Вопросы к читателю. Нравится ли вам ваше физическое тело? Склонны ли вы восхищаться им или его частями? Есть ли люди, которым оно нравится? Верите ли вы им? Насколько выразительны его движения? Пользуетесь ли вы им сознательно, чтобы произвести впечатление на ваших друзей и партнеров? Обращаете ли вы внимание на движения и мимику окружающих людей? Производят ли они на вас какое-либо впечатление? Считаете ли вы мимику важной частью коммуникации, общения? Любите ли вы натянутые улыбки на лицах ваших друзей? Насколько вы зависите от одежды в ненапряженных ситуациях? В ответственных ситуациях? Критических ситуациях? Ощущаете ли вы свою одежду как украшение или она для вас — инструмент воздействия на людей? Считаете ли вы, что мода существенно воздействует на общественное подсознание?
Часть 3 Диалектический архетип содержит три частных архетипа, или фазы времени: творение, осуществление и растворение (или развоплощение). Архетипу (или фазе) творения соответствует период жизни объекта или период существования человека, когда этот объект творится, то есть созидается, возникает как бы из ничего или из внешнего пространства. В это время его основная задача еще лишь определяется или проявляется, но в игровой форме. На фазе осуществления объект исполняет свою основную миссию, находится в балансе с окружающей средой и в то же время отделен от нее достаточно четкой границей. На фазе растворения объект исчезает, разрушается, завершает свою жизненную миссию, и выясняются ее тонкости и подробности, которые не были видны на первых двух фазах. Приведенное описание достаточно просто, и читателю на первый взгляд может показаться, что у него уже есть и всегда было (даже до чтения этой книги) достаточно ясное представление о трех фазах развития любого объекта, и столь абстрактное представление неизбежно должно быть примитивным, то есть мало что дающим для понимания идущих во внешнем мире и в психике человека процессах. Вместе с тем, наступающая эпоха, эпоха Водолея, сменяющая эпоху Рыб, по-видимому, будет гораздо более внимательна к мелочам и тонкостям, чем предыдущая, и научится квантованию, дискретизации там, где эпоха Рыб видела непрерывность переходов. Один из важных, с точки зрения автора, примеров этого — отношение человека и социума в целом к модальностям времени. Можно считать, что фаза творения действительно непрерывна и постепенно трансформируется в фазу осуществления, а та непрерывно, постепенно переходит в фазу растворения. Тогда и само деление временного потока на эти три фазы представляется условным, субъективным и малоплодотворным. Если, однако, мы встанем на водолейскую точку зрения и предположим, что если не в объективной реальности, то при субъективном взгляде в каждый момент времени у человека при оценке себя или внешней ситуации активна ровно одна из трех описанных модальностей, и переходы от одной из них к другой происходят мгновенно, то мы будем вынуждены смотреть на психику, не говоря уже о внешней реальности, совершенно иными глазами, в частности, мы становимся более внимательными и учимся видеть скачки и переходы гораздо точнее, чем при непрерывном взгляде. Насколько вообще справедливо выраженное ранее мнение о спонтанности такого рода переходов, судить читателю. Но если он, следуя гипотезе автора, попытается последовать этой идее, то, может быть, откроет для себя много нового и интересного, и получит в руки мощный инструмент для исследования и интерпретации как своего, так и чужого поведения, а также средство тонкого воздействия на людей и ситуации.
Вообще, как автор отмечал уже выше, представление о том, что архетипы (и соответствующие им модальности) меняются в психике дискретным образом, мгновенно уступая место один другому, необходимо приводит нас к представлению о том, что в глубинах человеческого подсознания, в фундаментальных программах, проявляющихся в мироощущении человека, в его мировоззрении и в фундаменте его этики, существует известное расщепление, так что каждому частному архетипу в пределах данного универсального соответствуют свое мировоззрение, свое мироощущение, своя этика и даже некоторые общие принципы конкретного поведения. И лишь человек, находящийся на очень высоком уровне развития, способен к интеграции своей личности и интеграции соответствующих данным частным архетипам вариантов мировоззрения, мироощущения, этики и конкретного поведения. Для того, чтобы эта интеграция произошла, следует тщательно разобраться в том, как человек ведет себя во внутреннем и внешнем мире под влиянием каждого из частных архетипов, составляющих данный универсальный. Для этого нужны многочисленные практические наблюдения и за собой, и за своими реакциями в связи с внешним миром, и ключи к таким наблюдениям предлагаются автором ниже. Читая приведенные автором описания, читатель будет, естественно, относить себя к тому или другому типу, наблюдать у себя склонность к использованию той или другой модальности. Но в то же время он должен помнить, что является микрокосмом, то есть содержит в себе, хотя бы потенциально, возможность вести себя в любой ситуации, используя любой частный архетип, и если у него это не получается, это не значит, что он на это не способен: может быть, даже скорее всего, он не обращал на это никакого внимания и не реализовывал соответствующие свои умения. Таким образом, изучение архетипов есть важный способ расширения своих возможностей: как восприятия мира, так и поведения в нем. Особенно актуально вышесказанное применительно к архетипам творения, осуществления и растворения. Автор надеется, что он покажет это читателю на достаточном количестве соответствующих примеров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|