Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чела и светские ученики 2 страница




[123]          ... прихоти Иродиады – Марк (VI. 14-29).

[124]          Набатеи – секта, которая в своих верованиях почти идентична с назареями и сабеянами, почитавшими Иоанна Крестителя больше, чем Иисуса.

[125]          Ахамот (гност. ) – согласно Е. П. Блаватской, имя второй, низшей Софии. Эзотерически и у гностиков старшая София была Святым Духом (женского рода), или Шакти Непознаваемого, и Божественным Духом; тогда как София Ахамот есть лишь персонификация женского аспекта созидающей мужской Силы в при­роде; также астральный свет.

[126]          Назареи (евр. ) – согласно Е. П. Блаватской, то же, что и христиане Св. Иоанна, называемые мендеянами или сабеянами. Те назареи, которые покинули Гали­лею (северная часть Палестины во времена Иисуса Христа) и поселились в Сирии, к востоку от Ливанской горы, именуют себя также галилеянами, хотя они называют Христа «лжемессией» и признают лишь Св. Иоанна Крестителя, которого называют «Великим Назореем».

[127]          Шастра (санскр. ) – трактат или книга признан­ного авторитета. Тантрика –церемонии, связанные с культом поклонения женской силе, олицетворенной в Шакти (в оккультизме – венец астрального света. Синтез Силы и шести сил природы. Вселенская энер­гия).

[128]          Магнес – понятие, употреблявшееся Парацельсом и средневековыми теософами и алхимиками для обо­значения духа света, или Акаши.

[129]          Адвайта-веданта (санскр. ) – одно из двух основ­ных направлений веданты (религиозно-философской системы, толкующей смысл Вед), утверждающее монистическую (недуалистическую) природу сущего.

[130]          Неллур, или Неллуру – город на юго-востоке Индии

[131]          Пайса – мелкая индийская медная монета, равная 1/4 анны.

[132]          Анна –индийская монета, равная 1/16 рупии.

[133]          Шудра (санскр. ) – в Индии представитель самой низшей касты.

[134]          Бандикут – сумчатый барсук.

[135]          Фут – английская мера длины, равная 30, 5 см.

[136]          Канжи – рисовый отвар.

[137]          Гуано – залежи высохшего в условиях сухого кли­мата помета диких птиц, применяющиеся как удоб­рение; удобрение из отходов рыбного и зверобойного промысла.

[138]          Азот – от греч. а –отрицательная частица и zoos – «живой»; азот – «неживой».

[139]          Майдан (тюрк. ) – площадь, преимущественно базарная.

[140]          Выражение «психико-материализм», так же, как его до­полнение «спирито-» или «метафизико-материализм», возможно, являются неологизмами, но они очень необходимы в публикациях, появляющихся в журнале «The Theosophist», чей нынешний редактор является выходцем из неанглоязыч­ной страны. Если они недостаточно понятны, мы надеемся, что С. С. М. или какой-нибудь другой наш друг предложит более удачные. Строго говоря, в некотором смысле все буддисты, так же, как все оккультисты и даже большинство образованных спиритуалистов, являются материалистами. Вся проблема заключается в окончательном и научном реше­нии вопроса о природе или сущности силы. Можем ли мы сказать, что сила – это Дух, или что Дух – это некая сила? Является ли последняя физической или духовной, материей или Духом? Если последний является чем-то – он должен быть материальным, иначе это чистая абстракция, ничто. Ничто, способное производить воздействие на любую часть – объективную или субъективную – Космоса может быть отличным от материи. Мозг – чей громадный потенциал выявляется с каждым днем все больше и больше, не мог бы функционировать, не будь он материальным; верящие в персонального Бога сами вынуждены либо согласиться, что божество, совершая свою работу, должно пользоваться материальной силой, чтобы произвести физические следствия, либо – уверовать в чудеса, что явный абсурд. Как совер­шенно справедливо замечает в своем письме А. Дж. Мэнли из Минессоты: «Для меня всегда было непостижимо, как «ничто» может производить действие, требующее движения или силы. Листья в лесу трепещут от легкого дуновения вет­ра, прекращается ветерок и листья замирают. Пока газ выхо­дит из трубки, поднесите зажженную спичку и получите яр­кий свет; перекройте подачу газа и чудесное явление исчез­нет. Поместите магнит около компаса и стрелка притянется к нему; уберите магнит – и стрелка вернется в нормальное положение. Под влиянием силы воли гипнотизера человек совершает необычные поступки, но когда она прекращает воздействовать на него, он вновь становиться нормальным.

Я заметил, что все физические явления неизменно исче­зают, когда устраняется движущая сила. Из этого я делаю вывод, что причины должны быть материальны, хотя мы их и не видим. Опять же, если эти результаты были произведе­ны «ничем», то тогда невозможно устранить движущую силу, и манифестации никогда бы не прекращались. Дей­ствительно, если бы такие проявления когда-либо имели ме­сто, они неизбежно были бы вечными».

Полностью разделяя вышеизложенные взгляды, мы, та­ким образом, стоим перед необходимостью, вызванной постоянными обвинениями в непоследовательности, если не явных противоречиях, провести четкое разграничение между теми материалистами, которые, признавая, что ничто не может существовать вне материи, в каком бы разреженном состоянии она ни находилась, все же верят в различные субъективные силы, пока не известные науке, только пото­му, что она их еще не открыла; циничными скептиками и теми трансценденталистами, которые, издеваясь над вели­чием истины и факта, бросают им вызов, заявляя, что «нет ничего невозможного для Бога»; что он является сверхкосмическим существом, создающим Вселенную из ничего, ни­когда не подчиняется закону и может совершать чудеса воп­реки всем физическим законам и где ему вздумается и т. д.

[141]          Яегер Густав (1832-1917) – немецкий врач.

[142]          Позитивизм – философское течение XIX-го в. Его сторонники считали, что сняли противоречие между философским идеализмом и материализмом, противопоставив им «положительные» (позитивные) данные опыта как совокупность субъективных ощу­щений или представлений; роль науки ограничивается описанием и систематизацией явлений, но не их объяснением.

[143]          Агностицизм – философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира.

[144]          Дагон – филистимлянский идол с головой и рука­ми человека и туловищем рыбы. Падение и разруше­ние идола произошло, когда Ковчег Божий был вне­сен в храм Дагона (в г. Азоте) и поставлен около идола (согласно Библии). В «Теософском словаре» Е. П. Блаватская пишет: «Дагон был халдейским чело­веком-рыбой Оанном, таинственным существом, которое ежедневно поднималось из морских глубин, чтобы учить людей всем полезным наукам».

[145]          Даниил – пророк при дворе вавилонского царя, известный своим умением растолковывать сны и ви­дения.

[146]          Зельнер Иоганн Карл Фридрих (1834-82) – немецкий ученый.

[147]          Лондонское Королевское Общество – Британская Академия Наук.

[148]          Шарко Жан Мартин (1825-93) – французский врач.

[149]          Хайденхайн (в другой транскрипции Гейденгайн) Рудольф (1834-97) – немецкий врач.

[150]          К числу таких «невероятных» фактов относятся феноме­ны гипнотизма, наделавшие много шума в Германии, Рос­сии и Франции, так же, как и явления (принадлежащие к этой категории), производимые и наблюдаемые д-ром Шарко у его истеричных пациентов. К разряду последних нужно причислить и состояния, вызываемые так называемыми металлоскопией и ксилоскопией. Под металлоскопическими фе­номенами подразумеваются ныне неоспоримо доказанные медициной факты характерных изменений в физическом организме под влиянием различных металлов и магнитов при их непосредственном контакте с кожей пациента: каж­дый из аппликаторов производит специфический эффект. Под термином ксилоскопия подразумеваются те же самые воздействия, производимые различными породами древесины, особенно коры хинного дерева. Металлоскопия уже по­родила металлотерапию –науку об использовании металлов в лечебных целях. Упомянутые «невозможности» начинают становиться признанными фактами, хотя Русская медицинс­кая энциклопедия называет их «чудовищами». Та же участь ожидает и другие области оккультного знания древних. От­вергнутые до недавнего времени они начинают – хотя все еще с трудом – получать признание. Проф. Зигглер из Же­невы достоверно доказал влияние металлов, хинина и неко­торых частей живых организмов (почитание цветов у древ­них) на растения и деревья. Растение под названием дрозера, крохотные волоски которого производят еле заметные движе­ния, – Дарвин причислил его к классу насекомоядных, – в экспериментах Зигглера даже на некотором расстоянии реа­гировало на животный магнетизм, так же, как и на металлы через посредство различных проводников. А четверть века назад М. Адольф Дидье, известный французский сомнамбул и писатель, сообщает о значительных успехах, достигнутых одним из его знакомых в экспериментальном воздействии месмерической ауры на цветы и фрукты с целью их роста, цвета, вкуса и запаха. Мисс СЛ. Хант, которая одобрительно отзывается об этом факте в своем «Месмерическом справочни­ке», упоминает (с. 180, сноска), что «есть люди, в руках у ко­торых цветы мгновенно начинают вянуть и сохнуть, как будто держащая их рука отняла у них энергию, вместо того, чтобы поддержать». В подтверждение вышеупомянутых наблюдений западных авторитетов следует напомнить нашим читателям-браминам об обязательных предписаниях в их древних сутрах, если кто-либо поздоровался с брамином, идущим к реке или водоему для совершения своей утренней пуджи (пуджа – обряд поклонения идолу или святыне), последний должен сразу же, согласно религиозному обычаю, выбросить цветы, которые он нес, вернуться домой и взять свежие. Самое простое объяснение заключается в том, что магнитный ток, направленный от поприветствовавшего его человека, портит ауру цветов и делает их непригодными для мистических церемоний, неотъемлемой частью которых они являются.

[151]          Халлер (в другой транскрипции Галлер) Альбрехт фон (1708-77).

[152]          Фосфор – химический элемент, неметалл, встре­чается, главным образом, в виде трех аллотропных модификаций: 1) белый фосфор, химически наиболее активный (самовозгорается при нагревании, трении), белого или желтого (из-за примесей) цвета. Медленное окисление паров сопровождается свечением, чрезвы­чайно ядовит; 2) красный фосфор – аморфный поро­шок; 3) черный фосфор – по виду и строению похож на графит. Аллотропия – свойство некоторых хими­ческих элементов в свободном виде существовать в нескольких видоизменениях, различным по физичес­ким и химическим свойствам, например, углерод существует в виде угля, графита и алмаза.

[153]          Например, такие как длительность реакции сетчатки глаза на воздействие света.

[154]          Дюйм приблизительно равен 2, 5 см.

[155]          ... освещения гомеопатии в целом и особенно... – Похоже, что Е. П. Блаватская так и не осуществила это намерение.

[156]          Тридцать семь лет тому назад... – В 1846 году.

[157]          Эта занимательная книга... –Имеется в виду из­дание Hue Evariste Regis, Abbe. «Souvenirs d'un voyage dans la Tartarie, le Thibet et la Chine pendant les annees 1844, 1845, et 1846». Paris, 1850, 2 vols.

[158]          Kumbum или Kounbum в транскрипции Хука.

[159]          Словолитня –шрифтолитная мастерская.

[160]          ... отчет господина Крайтнера... –Kreitner Gustav. «Im ferner Osten. Reisen des Grafen Bela Szechenyi in Indien, Japan, China, Tibet und Burma in den Sahren 1877-1880». Vienna, 1881, 2 vols.

[161]          Энтомология – отдел зоологии, изучающий на­секомых.

 

[162]          Дхарма (санскр. ) – «священный закон»; доктрина буддистов.

[163]          ... как указано в словаре... –Английское слово «zero» переводится как «нуль».

[164]          Реомюр Рене Антуан (1683-1757) – французский физик и изобретатель. Созданный ism термометр имеет всего 80 градусов, самый высший – соответствует температуре кипения воды

[165]          Экзосмос –процесс просачивания жидкостей и растворенных веществ из клетки во внешнюю среду.

[166]          ... сиамским белым слоном... – Согласно легенде, матери Будды перед рождением сына приснился бе­лый слон, сходящий с небес.

[167]          Аватара (санскр. ) – Божественное воплощение. Нисхождение бога или другого возвышенного Суще­ства на землю в теле обыкновенного смертного. Су­ществует два вида аватар: родившиеся от женщины и лишенные родителей, анупадака.

[168]          Солнце-бог – солярный культ (почитание солн­ца), относится к числу древнейших религий. Человек рано связал пробуждающееся к жизни семя злаков с благодатным солнечным теплом. Соответственно и сакрализация Солнца была связана, в первую очередь, с развитием земледелия. Ярче всего солярный культ отразился в праздниках в честь возрождения приро­ды. Это древнеримские сатурналии, западноевропей­ские карнавалы, русская масленица и красная горка, праздники Ивана Купалы, декабрьские колядования, праздник народов Ближнего и Среднего Востока навруз. Все они сконцентрировались вокруг четырех календарных рубежей: осеннего и весеннего равно­денствий и зимнего и летнего солнцестояний. На эти праздники жгли колеса и костры, символизируя этим приобщение к Солнцу и его теплу, жарили яичницу (яйцо – знак Солнца и природы), пекли блины, ле­пешки и др. Митраистский праздник «Непобедимого солнца», отмечавшийся 25 декабря, христианская церковь превратила в VI веке в праздник рождества Христова. Много вариантов почитания Солнца дают мифология и религиозный культ индейцев Америки. В фольклоре, народном прикладном искусстве и сейчас нередко встречаются солярные символы: солнечное колесо, кольцо, венок, чаша, золото, жар-птица, сва­дебный каравай и т. д.

 

[169]           Епифаний в своей книге против ересей (IV в. ) приводит следующую родословную Иисуса:

                                                                                                                                             Яков, прозванный Пантера

        – Клеофас

        – Иосиф — Мария

                     – Иисус

(См. MrJerald Massey. «Yesus and the Recoida of his Time» в апрельском номере «The Spirityalist», 1878).

[170]           См. Irenaeus Adv. Haer, kh. IL, ni. XXII, 5. Ириней решительно утверждает, что Иоанн (автор 4-го Евангелия) «сам сообщил», а «все старейшины подтвердили информацию», что «Иисус проповедовал с 40- до 50-летнего возраста».

[171]           См. Гемару вавилонского Талмуда, трактаты Санхедрин (гл. ХI, 107 в. ) и Сотах (гл. IХ, 47а).

[172]       См. вавилонскую «Гемару» к «Мишне», трактат «Шаббат», 67-104.

[173]          Эссены, или ессеи (от евр. «аса» – «целитель») – иудейская секта, сведения о которой сохранились у писателей I в. н. э. Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Филона Александрийского. По словам Плиния, ессеи жили вблизи Мертвого моря на протяжении тысяче­летий. Некоторые считают их крайними фарисеями, а другие – назареями. У них было много буддийских идей и обычаев. Ессеи образовывали общины, в кото­рых, как правило, отсутствовала частная собствен­ность, осуждалось рабство, обязательным был физи­ческий труд, а в ряде общин запрещалась торговля. Плиний Старший писал, что ессеи жили уединенно, среди них не было женщин, они отвергали плотскую любовь, не знали денег, общины ессеев носили зам­кнутый характер, попасть в них было трудно. Ессеи принимали активное участие в антиримском восста­нии в Иудее 66-73 гг., за что, по свидетельству Иосифа Флавия, римляне подвергли пленных ессеев жестоким пыткам.

[174]          Терапевты – согласно Е. П. Блаватской, школа эзо­териков, которая являлась внутренней группой в александрийском иудаизме, а не «сектой», как приня­то считать. Они были «целителями» в том же смысле, как некоторые «христиане» и «ментальные» ученые. Члены Теософского Общества являются целителями, в то же время будучи хорошими теософами и иссле­дователями эзотерических наук. Филон (Иудей) Алек­сандрийский называет их «слугами бога» и «созерца­тельными эллинизированными иудеями». Место их расселения – окрестности Мареотидского озера. Они не признавали рабства, отказывались от собственно­сти, проповедовали пацифизм. Основная добродетель, с точки зрения терапевтов – воздержание, в соответ­ствии с этим в общине строго поддерживалось безбра­чие.

 

[175]          Филон Александрийский (ок. 20 до н. э. - ок. 50 н. э. ) – иудейско-эллинистский теолог и философ-ми­стик, создатель метода аллегорического толкования Библии с помощью понятий греческой философии. Философско-теологическое учение Филона представ­ляет собой соединение идей греческих стоиков, пла­тоников и пифагорейцев с мифологическими образами Ветхого Завета. Иудейский бог (Яхве) толкуется им как высшее, трансцендентальное бытие. Бог творит и управляет им через своего посредника — логоса. Че­ловек понимается как образ и подобие логоса, но в то же время – как существо греховное. Восстановление духовной чистоты человека осуществляется путем ас­кезы, самопознания, стоической апатии и мистичес­кого экстаза. Представления Филона оказали значи­тельное влияние на формирование христианского ве­роучения.

[176]          Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100) – иудейско-римский историк, автор «Иудейской войны», «Иудей­ских древностей» и других сочинений, имевших целью возбудить у римских властей сочувствие к еврейскому народу, потерпевшему поражение в иудейской войне, защитить и поднять престиж иудаизма. В период вой­ны с Римом Иосиф был военачальником. Видя неизбежность поражения иудеев, сдался в плен, стал при­дворным историографом Флавиев (династии римских императоров). Книги Иосифа являются ценным ис­точником по истории предшествовавшей и современ­ной христианству эпохи.

[177]          Евсевий Памфил (263-340) – христианский теолог и историк, епископ Кесарийский с 311 г.

[178]          Кесария (Цезарея) – столица Палестины при рим­лянах, древний морской порт на северо-западе Изра­иля, к югу от Хайфы. Основан в 20-х гг. до н. э. на месте эллинистического города «Башня Стратона».

[179]          Нибур Бартольд Георг (1776-1831) – немецкий историк античности, сын датского путешественника-ориенталиста Карстена Нибура. Основатель критичес­кого метода в изучении истории. Взгляды Нибура оказали большое влияние на развитие европейской и, в частности, русской историографии. Основной труд – «Римская империя» – остался незавершенным.

[180]          Мишна. – Уже в IV в. до н. э. появились книжники, которые занимались толкованием «Моисеева закона»; они и положили начало той работе, плоды которой впоследствии стали известны под названием «Талмуд». Мишна (повторение закона) существовала сначала устно, потом была записана. Она состоит из 63 трак­татов, сгруппированных в шесть отделов: «Зераим» («Посевы») включает в себя 11 трактатов, рассматри­вающих постановления, молитвы и законы, имеющие отношение, главным образом, к земледелию; «Моэд» («Праздники») (12 трактатов); «Нашим» («Жены»), законы о браке и семье (7 трактатов); «Незикин» («Повреждения»), гражданское и уголовное право (10 трактатов); «Кодашим» («Святыни»), о жертвоприно­шениях (11 трактатов); «Тогорот» («Очищение») (12 трактатов).

[181]       Хиллел (70 до н. э. - 10 н. э. ) – известный и высо­копоставленный вавилонский раввин (1-го л. до н. э. ), был основателем секты фарисеев, ученым и правед­ником.

[182]          Синедрион – совет старейшин в древней Иудее до падения Иерусалима, выполнявший функции не толь­ко высшего религиозного учреждения у евреев, но и правительственного и судебного. Наряду со жречеством в Синедрионе заседали представители светской ари­стократии. Находился под контролем римской проку­ратуры. Заседания проводились в Иерусалимском храме.

[183]          Фарисеи («отделившиеся») – древнеиудейская религиозно-политическая секта, существовавшая наряду с саддукеями (сектой ученых-философов, за­нимавших высокие посты в Иерусалиме, как, напри­мер, первосвященников и судей) с 1-го в до н. э. до конца II в. н. э. и объединявшая представителей сред­них слоев и низшего духовенства. Фарисеи настаивали на строгом соблюдении предписаний религии, зани­мали враждебные позиции в отношении эллинисти­ческой культуры, отличались почти с самого начала показным благочестием. Слово «фарисей» стало на­рицательным и употребляется в качестве синонимов слов «ханжа» и «лицемер».

[184]          Раввин –служитель культа в иудаизме, судья по вопросам религиозной и семейной жизни в еврейс­кой общине. Коллегия раввинов, раввинат, толкует предписания Талмуда. Первоначально раввины были учителями священных мистерий, каббалы, позднее каждый левит жреческой касты становился учителем и раввином.

[185]          Экклезиология (греч. ) – в католицизме и правосла­вии теологическое учение о церкви как божественном установлении, о ее роли, функциях и прерогативах. Не путать с Екклезиастом (Екклисиастом), книгой из Ветхого Завета, авторство которой приписывается царю Соломону.

[186]          Хануман –бог обезьян в «Рамаяне», генералис­симус армии Рамы; сын Вайю, бога ветра, и доброде­тельной демоницы. Хануман был верным союзником Рамы и своею несравненной смелостью и умом помог аватаре Вишну окончательно сокрушить царя демо­нов Ланки, Равану, который увез прекрасную Ситу, жену Рамы – это оскорбление привело к знаменитой войне, описанной в этой эпической поэме индусов.

[187]          Меру – название горы, якобы находящейся в цен­тре земли, где расположена Сварга, «Олимп» индусов. Она вмещает «города» величайших богов и обители различных дэв. В географическом значении это неиз­вестная гора к северу от Гималаев. По преданию, Меру была «Страной блаженства» самых ранних ведических времен. Оккультные учения помещают ее в самом центре Северного полюса, определяя в качестве ме­стонахождения первого континента на нашей Земле после отвердения этого глобуса.

[188]           Ни один чела не обязан отвечать на такой вопрос, кро­ме редактора. – Д[ругой] и[ндусский] т[еософ].

[189]           Кальпа (санскр. ) – период мирового цикла в 4 320 000 000 земных лет.

[190]           Шанкарачарья (788-812) – один из величайших ин­дуистских философов и подвижников, крупнейший вероучитель шиваизма и главный представитель и классик адвайта-веданты.

[191]           Гуны (санскр. ) – «качества», «свойства»; Тригуны (санскр. ) – три подразделения врожденных качеств дифференцированной материи – то есть полный покой (саттва), деятельность и желание (раджас), за­стой и гниение (тамас). Они соответствуют Вишну, Браме и Шиве, иначе, Тримурти – троице.

[192]           Агни (санскр. ) – бог Огня в Ведах.

[193]           Индра (санскр. ) – бог Небосвода, царь звездных богов, ведическое божество.

[194]           Куллка-Бхатти –в том же томе журнала «The Theosophist» на с. 202 один корреспондент указыва­ет, что «Куллука-Бхатш» – неправильно напечатанное имя Кумарилы-Бхатти, который жил несколько веков назад в южной Индии.

[195]           Патанджали – основатель философии йоги.

[196]           Тартары – историческое название местности (с весьма неопределенными границами) в восточной Ев­ропе и Азии, которой правили татары в средние века.

 

[197]          Тривикрама (санскр. ) – эпитет Вишну, употреб­ляемый в «Ригведе» в связи с «тремя шагами Вишну». Первый шаг он сделал на земле, в форме Агни; вто­рой – в атмосфере, в форме Вайю, бога воздуха; и третий – на небе, в образе Сурьи, Солнца.

[198]          Рама (санскр. ) – седьмой аватара, или воплощение Вишну.

[199]          Ракшасы (санскр. ) – буквально «едоки сырого», а в народном суеверии – злые духи, демоны. Однако эзотерически – это четвертая раса, или атланты, великаны Библии.

[200]           Jennings Hargrave. «The Rosicrucians, their Rites and Mysteries». London, 1870.

[201]          Так, в эзотерическом буддизме семь типов Мудрости часто упоминаются как шесть; семь свойств живых тел так же, как шесть; а о семи состояниях материи эзотерическая доктрина говорит, что «строго говоря, существует только шесть состояний», поскольку седьмое является общей сум­мой, условием или аспектом всех других состояний. Говоря о «шести ореолах», которые «сияют на несравненной личнос­ти Будды», книга Киу-ти объясняет, что следует упоминать только шесть, ибо ученик (Yu-po-sah) должен держать в уме, что седьмой ореол ни в коем случае не может сиять, так как «это самосияние». Последнего объяснения достаточно, чтобы пролить свет на все вышесказанное.

[202]          «The Modern Bethesda, or The Gift of Healing Restored» («Современная Вифеза, или Возвращение целительного дара»), Изд. A. E. Newton New York: Newton Pub. Co. 1879.

[203]          Кюре д'Ар, Вианни Жан-Батист-Мари (1786-1859) – французский священник-целитель. Канонизирован в 1925 году Папой Пием XI.

[204]          La Magie au XIX me Siecle, p. 327, Paris, 1864, Henri Plon.

[205]           Прекрасный журнал «The Times of Ceylon» в номере от 7. 02 опубликовал факты, иллюстрирующие целительное воздействие силы воображения: «Недавно я прочел отчет о так называемом «исцелении верой», произошедшем со знаменитым сэром Хамфри Дейви в молодости. Дейви уже собирался воздействовать на паралитика газообразным кислородом, «но прежде чем начать ингаляцию, положил под язык больного термометр, чтобы измерить температуру. На пациента это произвело очень сильное впечатление, и он сообщил с боль­шим энтузиазмом, что ему уже стало намного лучше. Видя необычное влияние воображения больного, Дейви только и делал, что ежедневно с серьезным видом клал ему под язык термометр, и очень скоро констатировал его выздоровление». Я могу рассказать об идеальном случае излечения верой тяжелой формы дизентерии в одном из наших растениеводчес­ких районов практикующим медиком, хорошо известным в то время до-ром Бейлисом, имевшим частную практику в долине Каллибокке и округе Кнуклес. Он только что вер­нулся из поездки в Индию, во время которой его замещал помощник, и был очень огорчен известием, что одна из его любимых пациенток – жена управляющего одного из име­ний – тяжело заболела дизентерией и находилась при смер­ти. Ужасная болезнь постепенно подтачивала ее силы, и не оставалось ни одного известного средства, которое бы ни ис­пробовали до приезда доктора. Желая повидаться с больной перед ее смертью, он фазу же отправился к ней; увидев док­тора, женщина очень обрадовалась, сказав слабым голосом, что теперь, когда он пришел, она уж точно выздоровеет, так как верит в него безгранично. По ее просьбе он остался в их доме, и хотя курс лечения не изменился, но больная сразу же начала поправляться, а к концу недели уже могла прогу­ливаться в саду. На доктора происшедшее произвело такое сильное впечатление, что он утратил веру в действенность медицины, забросил аллопатию, как заблуждение, и начал заниматься гомеопатией, как единственно верной методи­кой, в результате чего потерял многих пациентов и в конеч­ном итоге уехал и обосновался фермером в Калифорнии. Покойный доктор Бейлис был удивительно разносторонне одаренным человеком, но, подобно другим умным людям, очень импульсивным. Он предпочел христианству буддизм и одного из своих детей назвал Буддой.

[206]          Шакъя Муки (Шакьямуни) – эпитет Будды, озна­чающий «святой из рода Шакья».

[207]          Сингальцы – коренные жители Цейлона (ныне Шри Ланки).

[208]          «... сняла покров... и тьму рассеяла серебряным пла­щом». – Из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай», кн. IV, I.

[209]          Фессалия –историко-географическая область в Древней Греции.

[210]          Бактрия – древняя страна в западной Азии, рас­полагавшаяся между рекой Оксу и горами Гиндукуш

[211]          Эйн-Соф (евр. ) – абсолютный божественный принцип.

[212]          Сефироты (евр. ) – эманации Божества.

[213]          Сефира (евр. ) – первая эманация из Эйн-Софа.

[214]          Шраддха – поминальный обряд, призванный обеспечить и поддерживать благополучное существо­вание умерших предков в загробном мире.

[215]          Чандала – в настоящее время – одно из обобща­ющих названий для неприкасаемых (членов низших каст в Индии, не входящих в систему четырех варн).

[216]          Такое наказание, даже если поверить в него, не кажется столь ужасным в наш просвещенный век, когда выравнива­ются социальные и образовательные уровни всех каст.

[217]          Наверняка такая угроза не может исходить от посвященного Риши.

[218]          Мобед (зенд) зороастрийский жрец, маг.

[219]          Авгур – в древнем Риме жрец, толкователь воли богов по пению и полету птиц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...