Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чела и светские ученики 3 страница




[220]          Теократия – форма правления, при которой духо­венству принадлежит непосредственная политическая власть. Например, Ватикан.

[221]          Левит – книга Ветхого Завета

[222]          «Десатир» –согласно Е. П. Блаватской, древнеперсидское сочинение «Книга Шет»; приписывается Мухсин-Фани; повествует о тринадцати Зороастрах.

[223]          .. хшиных птиц... – В особо отведенном для этого месте тела покойников клали на «дакмы» – невысо­кие башни, где хищники, привыкшие к такого рода добыче, в течение нескольких минут очищали тело от мяса, после чего кости сбрасывались в особую яму.

[224]          «Фаргард» (пехл. ) – раздел или глава стихов в зороастрийском «Вендидаде».

[225]          Вендидад» (пехл. ) – 1-я книга в Зенд-Авесте.

[226]          Ангро-Майнью, Ариман (пехл. ) – зороастрийское имя злого духа.

[227]          Сжигание или уничтожение трупов любым другим спо­собом должно было происходить не ранее 12 часов после смерти человека. Этот древний закон был забыт как брамина­ми, так и зороастрийцами. Запрет был не на само сжигание, а на кремацию без предварительного опустошения трупа, а именно, до того, как внутренние принципы успеют полнос­тью высвободиться из мертвого тела. Поскольку считалось, что aqua fortis обладает оккультными свойствами, дающими нужный эффект – отсюда предварительное обжигание трупа таким способом у ферсендаджийцев.

[228]          «Faigand» VIII, 19 (49).

[229]          Тот, кто изучал «Фрагменты оккультной истины», знает, что нынешняя раса Пятая и что нам предстоит пройти еще через две расы, прежде чем мы перестанем воплощаться на этой планете.

[230]          «В средние века ничего не было известно о маздеизме, кроме имени ее основателя, который из мага был превращен
в заклинателя и учителя тайных наук», – пишет Джеймс Дарместетер (SBE, Introduction to «Vendidad», 2nd ed., Oxford, 1895, p. XV), который знает об оных столько, сколько позво­ляет его экзотерическая наука; но, будучи совершенно не­сведущим в эзотерических науках, он сильно ошибается. Никто не мог стать магом-жрецом, не являясь одновременно тем, кто известен сейчас под вульгарным названием «чаро­дей». Но об этом дальше.

[231]          Джонс Уильям –основатель и первый президент Индийской Академии Наук.

[232]          «Asiatic Researches», Calcutta, 1790, vol. II, pp. 48–49.

[233]          Чарвака – легендарный древний философ, после­дователь локаяты.

[234]          Настика (санскр. ) – атеист или, согласно Е. П. Блаватской, тот, кто не поклоняется богам и идолам и не признает их.

[235]          Хотим уточнить, что мы не говорим о «магах» вообще, независимо от того, рассматриваются ли они некоторыми ориенталистами (например, Дарместетером) как одно из мидийских племен (? ), исходя из туманных высказываний Геродота, или жреческой кастой типа браминов – как считаем мы. Речь идет только об их посвященных представителях. Тайная Доктрина учит, что происхождение браминов и ма­гов уходит через тьму веков к одному источнику. Сначала это была иерархия адептов, людей, обладавших глубочайши­ми познаниями в физических и духовных науках и оккуль­тизме; они были представителями разных национальностей, хранили обет целомудрия и пополняли свои ряды за счет добровольных учеников, которым передавали свои знания. Затем, когда их численность увеличилась настолько, что привела к перенаселению Арйаны Вэджа, адепты разошлись в разные стороны и можно проследить, как они основали во всех частях света свои собственные иерархии по типу перво­начальной; каждая иерархия разрасталась до таких размеров, что вынуждена была вводить ограничения на прием; «полу­адепты» возвращались в мир, женились и закладывали основы «левой» науки, или чародейства, которое пугают со Свя­щенным Знанием. На третьем этапе истинные посвященные с каждым веком становились все малочисленнее и недоступ­нее; ужесточились испытания для учеников. Появились хра­мовые Мистерии. Иерархия подразделилась на две части. Немногие избранные, иерофанты – государство в государ­стве – остались девственниками, а экзотерические жрецы узаконили свои браки и предприняли попытку передать адептство по наследству, но потерпели неудачу. Так появи­лись брамины и мага, египетские жрецы и римские иерархи и авгуры, наслаждающиеся семейной жизнью и измышляю­щие религиозные законы в собственное оправдание. Нет не­обходимости напоминать читателю о том, что он почерпнул из курса истории и своей интуиции. В наши дни существу­ют потомки, наследники древней мудрости, разбросанные по всему миру, живущие в небольших уединенных и неизвест­ных общинах, цели существования которых ложно поняты, а происхождение забыто. И только две религии, возникшие в результате просветительской деятельности жрецов и иерофантов древности. Последних можно увидеть в лице жалких остатков, именуемых, соответственно, браминами и дастурами, или мобедами. Но сохранилось ядро (хотя его наличие упорно отрицается) наследников первоначальных магов, ве­дических magna и греческих magos –древних жрецов и бо­гов, последнее открытое появление которых состоялось в христианскую эпоху в лице Аполлония Тианского

[236]          «Ясна» –одна из книг Авесты, содержащая текст зороастрийской литургии.

[237]          Мидийцы – жители Мидии, древнего государства на юго-западном побережье Каспийского моря, что сейчас соответствует, в основном, северо-западной части Ирана.

[238]          Туранцы – племена иранских кочевников, враж­дебные иранцам-земледельцам.

[239]          Аккадийцы – восточные семиты

[240]          Гематрия, нотарикон, тхемара – еврейские ме­тоды исследования тайного смысла манускриптов. Гематриа (евр. ) – показывает числовое значение еврейских слов путем суммирования значений состав­ляющих их букв. Нотарикон (евр. ) – занимается об­разованием слов из начальных и конечных букв слов в каждом предложении, или наоборот – образует предложение из слов, начальные или конечные буквы которых принадлежат какому-нибудь слову.

[241]          Смрити (санскр. ) – предания, передаваемые устно.

[242]          Шрути (санскр. ) – священное предание, получен­ное путем откровения.

[243]          Разумеется, как установлено востоковедами, слово «зенд» неприменимо ни к одному языку, действующему или мертвому, и никогда не относилось ни к какому языку или диалекту древней Персии (См. Faehang-i-Jahengoro в словаре персидского языка). Как правильно отмечено, оно означает «комментарий, или объяснение», но оно также означает то, о чем востоковеды, похоже, не имеют ни малейшего представ­ления, а именно, «перевод эзотерического текста в экзотери­ческий», вуаль, используемую для сокрытия истинного смысла текстов, написанных на сензаре, сокровенном языке. Сейчас его можно встретить в нескольких нерасшифрован­ных надписях; его все еще изучают и применяют в своих тайных общениях восточные адепты, называя его, в зависи­мости от местности сензаром и брахмой или дэва-бхашьей.

[244]          Сравните так называемые «аккадские формулы заклина­ния» самого раннего периода, известного востоковедам (в действительности, очень поздних периодов), к которому от­носятся многие предписания из «Вендидада» («Fargard», XIII), относительно собаки, запечатленные на брелоках и амулетах. Кажется почти невероятным, чтобы даже самые ту­пые специалисты по зенду не смогли понять, что, например, в стихе 49 (163) из того же «Фаргарда», где говорится: «Ибо ни один дом, созданный Ахурой, не смог бы просуществовать на земле, а только дома для двух моих собак: пастушьей и домашней», – речь идет не об этих реальных животных. Комментарий, сделанный на этот стих («Saddar», 31), абсур­ден и смешон. Говорится, что его надо понимать не как то, что «в живых не останутся никакие животные, кроме собак», а что все человечество, наделенное самым высоким интеллек­том в животном мире, под руководством Ангро-Майнью само себя истребит из-за присутствия «собак» – двух выс­ших духовных принципов. Собака Вангхапара (ёж, по мне­нию комментатора! ), «доброе создание из числа творений Светлого Духа, которая с полночи (время нашего невежества) до восхода солнца (духовное просветление) ходит и убивает тысячи порождений злого духа» («Fargard», XIII, 1), являет­ся нашим духовным сознанием. Тот, кто «убивает ее» (заглу­шает в себе ее голос), не перейдет через мост Чинват (веду­щий в рай). Затем сравните эти иносказания с надписями на аккадских талисманах. Даже в искаженном переводе Дж. Смита описаны семь собак – «синяя», «желтая», «в кра­пинку» и т. д., что наводит на мысль о семи человеческих принципах, указанных в оккультизме. Все «формулы заклинания» из так называемой аккадской коллекции изобилуют ссылками на семь злых и семь добрых духов, которые есть не что иное, как наши принципы в их двойственности.

[245]          Йима (зенд) – первый человек.

[246]          «Faigard», II, 10.

[247]          Святой Дух маздеистов.

[248]          «Jashts», XV, 3.

[249]          Осмеливаемся спросить у наших европейских санскри­тологов и исследователей зенда, знают ли они, кем была у маздеистов богиня Ардви-Сура Анахита? Мы утверждаем и можем это доказать, что упомянутый персонаж, призванный Ахурой на помощь, и Сарасвати (Sarasvati, браманическая богиня тайной, или оккультной, истины) идентичны. Где логика в том, что Верховный Бог, «всемогущее и всезнаю­щее Все», обращается за помощью к своему собственному созданию?

[250]          «Fargard» II, 3 (7).

[251]          См. «Фрагменты оккультной истины».

[252]           «Faigard», II, 2 (4).

[253]           Чистота речи, чистота поступков, чистота мыслей.

[254]           Гата (санскр. ) – метрическая песня или гимн, составленный из этических афоризмов.

[255]           Сасаниды – династия иранских шахов в 224-651 гг.

[256]           Пехлеви – литературный язык Ирана эпохи Сасанидов.

[257]          См. «Fargard», IX.

[258]          Раи –развалины этого города находятся в ок­рестностях Тегерана.

[259]          Дарий Великий – персидский царь (521-486 до н. э. ).

[260]          Сейчас уже опровергнута теория о том, что царь Вистаспа был последним в кайянской династии, правившей в Бактриане; а Бактриана была завоевана ассирийцами в 1200 г. до н. э. Наши первые исследователи зенда повинны не в одной такой серьезной ошибке. Так, Хистаспес был превра­щен историками в сокрушителя магов и возродителя чистой религии Зороастра – можно подумать, что это были две со­вершенно разные религии; в то время как на могильной плите Дария, или Дарайявуша, написано, что он (сокруши­тель магии! ) сам был «учителем и иерофантом магии! » (См. «Isis Unveiled», vol. II, pp. 141-142).

[261]           Почему в «Бунда-хише» Зороастр предлагает совершить жертвоприношение в «Иран-Веге» (искаженное название Арйаны-Вэджо), и где находится эта страна и что она из себя представляет? Некоторые востоковеды считают ее вы­мышленной, а другие локализуют ее географическое положе­ние бассейном реки Араке, что совершенно неверно. После­дний Заратуштра мог выбрать – и сделал это – берега Аракса для колыбели своей заною возрожденной религии; в этой колыбели младенец вновь родился, а вскормлен был в дру­гом месте, а именно, в Арйане-Вэджо (истинное «семя ариев», которые стали затем носителями всего благородного и правдивого), которая расположена там же, где и Шамбала индусов и архатов, считающаяся сейчас тоже вымыслом. В «Фаргарде» (II, 21(42)) говорится, что Ахура-Мазда созывает «небесных Язатов» и Йиму, первого человека «прекрасных смертных», для встречи в Арйане-Вэджо – «далеко в краю восходящего солнца», как сказано в халдейской «Книге Чисел», написанной на берегах Евфрата. Пусть те парсы, у ко­торых есть уши, услышат и сделают свой вывод; возможно, будет также доказано, что брамины, которые пришли в Ин­дию с севера, принеся с собой учение о тайной мудрости, прибыли из более северных районов, чем озеро Манасаровар.

[262]           Дрейпер Джон Уильям (1811-82) – американский ученый и автор ряда трудов. Окончил Лондонский Университет и Университет в Пенсильвании. Был назначен профессором медицины в Нью-Йоркском Университете, где также многие годы преподавал химию. Основные труды: «Treatise on Chemistry» (1846), «History of the Intellectual Development of Europe» (1863), «History of the Conflict between Religion and Science» (1874) – работа, высоко ценившаяся Е. П. Блаватской.

[263]          «Chips from a German Workshop», vol. I, p. 84 (ed. 1881).

[264]          Ammianus Marcellinus. «History», book XXIII, ch. VI, 32.

[265]          «De Diaete», book I, iii.

[266]          Сабеизм – религия древних халдеев, которые, веря в единый безличный универсальный божественный Принцип, никогда не упоминали его, но поклонялись солнечным, лунным и планетарным богам и влады­кам, рассматривая звезды и другие небесные тела в качестве соответствующих символов. Последователи этой религии называются сабеянами или астролатрами.

[267]          Викарий – здесь: заместитель (помощник) като­лического иерарха.

[268]          Ваал, Баал (финик. ) – древнее общесемитское божество, почиталось в Финикии. Считалось власти­телем земли, дождя и грозы и покровителем городов и жизни.

[269]          Веста – в римской мифологии богиня домаш­него очага.

[270]          Минерва – древнеримская богиня мудрости, войны, военного дела и охранительница городов.

[271]          Церера (лат. ) – в древнеримской мифологии бо­гиня земледелия.

[272]          Аполлон (греч. ) – в древнегреческой мифологии бог солнца, покровитель искусств, бог предсказаний.

[273]          Весталки –жрицы богини Весты.

[274]          Diodorus Siculus – вероятно, Диодор Сицилийс­кий (ок. 90-21 до н. э. ) – греческий историк, автор «Исторической библиотеки», в которой синхронно излагается история древнего Востока, Греции и Рима.

[275]          Климент Александрийский (Тит Флавий,? -ок. 217) – один из наиболее выдающихся христианских богословов первых веков. Родился в Афинах, хорошо изу­чил философию Платона и стоиков; до обращения в христианство (в зрелых годах) был посвящен в язы­ческие мистерии. Из любви к знанию он стал изучать иудейство и христианство и, убедившись в превосход­стве последнего, слушал в разных местах лучших хри­стианских учителей и, встретив в Александрии Пантена, остался при нем, а когда Пантен отправился с миссионерскою целью в Индию, был избран вместо него, в 190 г., на должность главного наставника и начальника александрийского огласительного училища с возведением в сан пресвитера. В 202 г., во время гонения Септимия Севера, он удалился в Кагшадокию и неизвестно, возвратился ли в Александрию. В трех сочинениях, образующих как бы трилогию – «Увеще­вании язычников», «Строматах» и «Педагоге», Кли­мент рассматривает язычество, с его наукой и обра­зованностью («Увещевание»), христианство, в его от­ношениях к язычеству и философии («Строматы») и само в себе («Педагог»), создавая, таким образом, те­орию взаимного соглашения веры и знания, религии и науки. Его сочинение «О том, какой богач спасется» составляет толкование двух мест из Евангелия (Марк X, 17-31 и Лука X, 30-37).

[276]          «Строматы», кн. I, гл. 15.

[277]          «The Religion of Zoroaster» // Nineteenth Century, vol. IX, January 1881, p. 156.

[278]          Плиний Старший, «Естественная история», книга XXX.

[279]          Климент Александрийский (Тит Флавий), Строматы, кн. V, xiv.

[280]          Александр Полигистор (ок. 105 -? ) – писатель, уроженец Милета. Привезенный военнопленным в Рим, он был куплен Корнелием Лентулом и состоял учителем его детей. Во время диктатуры Суллы он получил свободу и права римского гражданства и с этих пор назывался Л. Корнелием Александром. Позд­нее он сопровождал Красса в его экспедиции на Во­сток. В своей литературной деятельности примыкал к пергамской школе Кратета и, как все тогдашние ученые, был сведущ во всех областях знания (отсюда его прозвище Полигистор – многознающий).

[281]          Греческие писатели часто называют Зороастра ассирийс­ким Назаратом. Данное слово происходит от Назар и Назир (разделенные, отделенные) – очень древней секты адептов, существовавшей за многие века до Христа. «Они были врача­ми, целителями, лечившими больных наложением рук, и посвященными в Мистерии» – См. «Мишна Назир» в «Тал­муде», девять глав коей излагают предписания, касающиеся Назореев. (М. Джост, «Israelite Indeed», II, 238. ) Они отращивали длинными волосы и бороды, не пили вина и давали обет целомудрия. Иоанн Креститель был Назореем, а также Илия, о ком сказано в Четвертой Книге Царств (i, 8): «чело­век тот весь в волосах».

[282]          Диоген Лаэртский... – имеется в виду его труд «О жизни учениях и изречениях знаменитых философов», кн. VIII, Пифагор.

[283]          Факт, прекрасно доказывающий, что Веды существовали до потопа или того катаклизма, который изменил лик Цент­ральной Азии за 10000 лет до Р. Х. Барон Бунзен помещает Зороастра в Бактрии и относит эмиграцию бактрийцев к Инду за 3784 года до Р. Х., а исторический и геологический потоп – приблизительно за 10555 лет до нашей эры («Egypt's Place in Universal History», том V, стр. 77-78, 88).

[284]          Многие критики (христианские) полагают, что последняя часть книги пророка Исайи (XL-LXVI) была написана
неизвестным автором времен [вавилонского] пленения.

[285]          Кабирам поклонялись в Хевроне, городе Бери-Енака или сынов Енаковых.

[286]          «Не существует еврейского манускрипта древнее кенни-котова манускрипта №154, датируемого 1106 годом н. э. » (Дональдсон). «Массора была записана в 506 г. н. э. » (Элия Левита).

[287]          Навроджи Фаридунджи (1817-85) – индийский просветитель и реформатор. Адьюнкт-профессор Эльфинстонского Института и лидер партии «Моло­дежь Бомбея». Играл ведущую роль в учреждении первой школы для девочек, местной библиотеки, литературного общества, дискуссионного клуба, по­литической ассоциации, общества по улучшению условий жизни местных женщин, ассоциации юрис­тов, института по религиозным и социальным рефор­мам и первых общеобразовательных периодических изданий. Е. П. Блаватская ссылается на его работу «Tareekh-i-Zurtoshte».

[288]          Придо Хзмфри (1648-1724) – английский богослов и ученый-востоковед. Образование получил в Вест­минстерской школе и Церкви Христа в Оксфорде. С 1679 по 1686 гг. читал лекции по еврейскому языку в Церкви Христа, а с 1702 по 1724 гг. – занимал долж­ность декана в Норидже. Важнейшей из его работ яв­ляется «The Old and New Testament connected in the History of the Jews» (1716).

[289]          «An Universal History from the Earliest Accounts of Time to the Present», London, 1747-1754. Vol. V, p. 405.

[290]          О Заратуштре говорят, что он возрождался к жизни. «Я есмь тот, кто живет и умирает» – эта надпись на авестийском и древнебактрийском языках обвивает талию его гиган­тской статуи, веками пребывающей в круглой пещере одной из гор Бухары. Пещера посвящена Митр-Азу – незримому Божеству, рожденному пещерою, выдолбленной в скале...

[291]          Мюллер Макс (1820-1900) – выдающийся англ. филолог-востоковед, крупнейший специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии.

[292]          Еврейское слово «каббала» происходит от корня «полу­чать». Стало быть, это запись доктрин, полученных халдейскими магами и посвященными евреями (Даниил был главою магов) от Заратуштры, чьи доктрины, вследствие их глубочайшей философии, предназначались лишь для избранных, тогда как экзотерические обряды магизма выродились в популярную вульгарную магию, иудаизм, и другие деградиро­вавшие антропоморфические и ритуалистические системы.

[293]          Вернее, Эволюции. Эта книга излагает систему, рассматривающую вселенную с математической точки зрения и показывающую, посредством систематического развертыва­ния «творения» и гармонии, царящей во всех ее законах, что она произошла от Единой Причины – Эйн Софа –Беско­нечного Ничто. Что она никогда не имела начала и никогда не будет иметь конца; отсюда – передача мертвой буквы книги Бытия, непонятной без помощи каббалистического…
[Манускрипт обрывается].

[294]          Смит Джордж (1840-76) – английский ассиролог. По профессии – гравировщик банкнот. Благодаря влиянию Сэра Генри Роулинсона, был назначен ас­систентом в отдел ассирологии Британского Музея. Самой ранней его удачей была находка двух надписей: одна обозначала дату полного затмения солнца в месяце Сиван (май) в 763 г. до Р. Х., другая – дату вторжения еламитян в Вавилон в 2280 г. до Р. Х. По­лучил всемирную известность своим переводом хал­дейского повествования о Потопе. Участвовал в ши­рокомасштабных раскопках Ниневии и Куюнджика. Одним из его лучших трудов является «Ancient History from the Monuments». «The History of Babylonia» издан уже после смерти автора в 1877 г.

Упоминаемый здесь «Брат» – Адепт, известный под именем Илларион Смердис.

[295]          Анкетилъ-Дюперрон Гиасент (1731-1805) – востоко­вед. В 1755 г. отправился в Индию с целью изучения языков санскритского и так называемого зендского. Вернувшись в Париж, он был назначен переводчиком восточных языков при Королевской библиотеке. Его главный труд – издание перевода Зенд-Авесты (П., 1771).

[296]          Месроп Маштоц (361-440) – армянский просве­титель, ученый-монах, создатель армянского алфавита (405-406).

[297]          ... в журнал «The Theosophist». – Имеется в виду публикация в «The Theosophist», vol. II, July, 1881, pp. 213-215, где напечатана большая часть письма Учи­теля Иллариона. Оно было озаглавлено «Письмо из монастыря Сурб Ованес» (см. приложение к настоя­щему сборнику).

[298]          Плиний Старший (23-79) – Под этим именем известен Гай Плиний Секунд (Cajus Plinius Secundus), знаменитый своею разнообразною ученостью рим­ский писатель. Старшим он называется в отличие от своего племянника, Плиния Младшего. Родился в 23 г. по Р. Х. в Коме (ныне Комо). В юности он ревно­стно служил в коннице, участвуя в разных походах, между прочим, против хавков – германского народа, жившего у Северного моря между реками Эмсом и Эльбой и описанного им в начале XVI книги его «Естественной Истории». Побывал он и на Дунае (XXXI, 19, 25), и в Бельгии (VII, 17, 76), где был прокуратором римский всадник Корнелий Тацит, отец или дядя знаменитого историка. Продолжительное пребывание в заальпийских странах дало ему возмож­ность собрать о них немало сведений и написать большое сочинение о войнах римлян с германцами («Bellorum Germaniae lib. XX), послужившее главным источником Тациту для его «Германии». Впоследствии он был прокуратором в нарбонской Галлии и в Ис­пании. Близость его к Веспасиану, с сыном которого, Титом, он вместе служил в Германии, выдвинула его на один из важнейших постов государственной служ­бы: он был назначен начальником мизенского флота. Во время его пребывания в этой должности произош­ло в 79 г. по Р. Х. известное извержение Везувия.

Подъехав на судне слишком близко к месту катаст­рофы, чтобы лучше наблюдать грозное явление при­роды, он пал жертвою своей любознательности. Под­робности этого события изложены его племянником, Плинием Младшим, в длинном письме к Тациту (Epist. VI, 16). В одном из своих писем (Epist. III, 5) Плиний Младший перечисляет и ряд сочинений дяди: «De jaculatione equestri» (О кавалерийском метании), «De vita Pomponii Secundi» (Биография Помпония Секунда), три книги риторических сочинений («Studiosi III»), восемь книг по грамматике («Dubii Sermonis VIII»), тридцать одна книга истории, начинав­шейся с того пункта, где кончил свою историю Ауфидий Басе («A fine Aufidii Bassi XXXI), вышеупомяну­тое сочинение о Германии и, наконец, тридцать семь книг «Естественной Истории» («Naturalis Historiae XXXVII). После его смерти осталось 160 книг мель­чайшего письма, с выписками или заметками, какие он делал при чтении. Из всех его сочинений до нас дошла только «Естественная История».

[299]          Абуль-Фарадж (Бар-Эбрей, 1226-86) – мафриян или католикос яковитской (монофизитской) церкви, написавший на сирийском и арабском языках много­численные трактаты по теологии, философии, науке и истории. Сын врача-еврея, он родился в Малатии, что в верховьях Евфрата. В 1246 г. стал яковитским священником в Гюбазе, а в 1253 г. – в Алеппо. В 1264 году был возведен в сан мафрияна – звание, на один ранг ниже патриарха. Его величайший исторический труд, написанный по-сирийски – «Chronicle», первая часть которого представляет собой историю светских событий. Бар-Эбрей составил из нее компендиум на арабском языке и озаглавил его «Al-Mukhtasar fi'd-Duwal» («Сжатая История Династий»). Вторая и тре­тья часть этого величайшего труда излагают историю церкви.

[300]          Павзаний (Павсаний) – путешественник и писатель II в. по Р. Х., ученик Ирода Аттика. Местом его рож­дения и первых лет жизни была, вероятнее всего, Лидия, в Малой Азии. Сочинение Павзания «Описание Эллады» состоит из 10 книг, называемых по име­нам областей Эллады.

[301]          Ашвамедха (санскр. ) – жертвоприношение коня, как символа жизненной силы, божественному суще­ствованию; один из самых древних и торжественных ведических ритуалов; предписывался царям, претен­дующим на завоевание мира.

[302]          «Джавидан-Хирад» – В журнале «The Theosophist» (vol. Ill, April, 1882, pp. 180-181) опубликован аноним­ный обзор работы под заглавием «" Джавидан Хирад", или " Вечная Мудрость", практическое руководство по философии магии», написанной на персидском и дарованной Теософскому Обществу редактором, уче­ным парсом из Тегерана, мистером Манекджи Лим-джи Хушангом Хатуриа. Предание гласит, что «Джа­видан Хирад» была написана царем Хушангом – од­ним из персидских царей династии Пещдадидов. Она была погребена во дворце короля Наширвана в Баг­даде и извлечена по просьбе философа Зубана, полу­чившего на это дозволение от Мамуна аль-Рашида, сына Харуна аль-Рашида. Зубан позволил одному из ученых того времени прочесть и перевести лишь ма­лую толику этого труда. Это и есть фрагмент, дошед­ший до нас под названием «Джавидан Хирад». Перво­начально он был переведен на арабский, с добавле­нием различных учений других древних философов. Книга, подаренная Т. О., представляет собой персид­ский перевод этой арабской компиляции. В конце обзора истории возникновения этой книги есть замет­ка, которая, если судить по ее стилю, могла быть на­писана Е. П. Блаватской, хотя автор ее не установлен. Цитируем: «Что касается содержания данной книги, то лишь для краткого комментария потребовался бы целый том. Прежде всего, скрытый смысл оригинала был полностью проигнорирован позднейшими пере­водчиками. Но даже внешний смысл слов полон на­ставлений, нравственных и философских. Во всей этой компиляции нет ни единого предложения, кото­рое можно было бы счесть менее значимым, нежели остальные. Если бы позволяло место, мы привели бы многочисленные цитаты, которые могут читать с пользой для себя даже самые ярые моралисты и те­ологи сегодняшнего дня. Одной этой книги достаточ­но, чтобы показать ученость и достижения многократ­но оклеветанных древних. Если те, кого нас учат счи­тать примитивными, полуварварскими людьми, могли писать такие книги по теологии, нравственности и даже политике, что с ними вряд ли могут сравниться труды нынешнего, так называемого века прогресса и цивилизации, то должно признать, что мы хотели бы следовать по стопам подобных полуварваров и оста­вить эту хваленую цивилизацию ее собственным оду­раченным последователям».

[303]          Гайд Томас (1636-1703) – английский востоковед. Изучал восточные языки в Кембридже. Занимал раз­личные научные должности, после чего, в 1691 г., был назначен профессором арабского языка, а в 1697 – королевским профессором еврейского языка и кано­ником церкви Христа. В своем главном труде «Historia religionis veterum Persarum» (1700) он сделал первую попытку исправить, на основании восточных источ­ников, ошибки греческих и римских историков, опи­сывавших религию древних персов.

[304]          Оливер Джордж (1782-1867) – английский топо­граф, автор большого количества трудов о франкма­сонстве.

[305]          «The History of Initiation», London, 184], pp. 94-95.

[306]          ... поиска и достижений. См. статью «Смерть и бессмертие» в данном томе, где Е. П. Б. дает обстоя­тельное объяснение к письму Н. Д. К. к редактору.

[307]          ... «Фрагменту» о дэвакхане. – Этот «Фрагмент» является, по сути, пересказом учений, изложенных в Письме № 25 из «Писем Махатм к А. П. Синнетгу».

[308]         . .. химическому сродству... В химических процессах притягиваются разнородно заряженные элементы. Это еще одно подтверждение зеркальности отражения тонкого мира в плотном.

[309]                                                                                                                                                                                                                          Универсалии (филос. ) – общие понятия. Спор, возникший в средние века, о первичности или вторичности универсалий привел к образованию двух фило­софских течений – материализма и идеализма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...