Чела и светские ученики 4 страница
⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27
[310] Квакеры – христианская протестантская секта, возникшая в XVII веке в Англии, распространена также в Северной Америке. [311] Cam (санскр. ) – единая вечносущая Реальность. [312] ... такой же опасности, что и Сфинкс... – Ссылка на миф о Сфинкс, которая охраняла вход в Фивы и убивала всех, кто не мог разгадать загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех? ». Эдип распутал эту головоломку, ответив, что это человек, и Сфинкс была побеждена. [313] ... трудно объяснимых вопросов. –Имеется в виду комментарий, присланный из Пондишери за подписью С. Т. К. *** Чари, очевидно, челы одного из Махатм. [314] Квази (лат. ) – здесь: почти. [315] Прозелитизм – здесь: стремление завербовать как можно больше новых приверженцев [316] См. «Заметки об эзотерической теософии», пункт 2. [317] См. мантру в Ригведе (1, 164, 20). Саяначарья объясняет ее так «Две птицы сидят на одном фиговом дереве; одна наслаждается его плодами, а другая безразлично взирает на них – это Дживатман и Параматман, или иллюзорная индивидуальная душа и Высшая Душа; индивидуум идентичен Высшей Душе. [318] См. The Theosopist, Oct., 1881, p. 19, col. 2. [319] Только отжившая личность духовного Эго исчезает в это время, так как для «духовной Индивидуальности», разъединенной с самосознанием, обитающим в манасе, не существует ни дэвакхана, ни авичи. [320] Эзотеризм буддистов и ведантистов, несмотря на свою идентичность, немного разнится в терминологии. Например, то, что мы называем линга-шарирой, тонким телом, находящимся внутри физического, или сукшмой стхула-шариры, у ведантистов именуется карана-шарирой, или причинным телом, эфирным эмбрионом физического тела.
[321] Саньясш (санскр. ) – в индуизме – странствующий аскет, четвертая, последняя ступень в индуистской системе варна-ашрама-дхарма [322] Ничего подобного не говорилось даже во «Фрагменте №1», в котором рассмотрено только личностное сознание. «Духовное Эго», или монада (Атман и Буддхи) не исчезает и не возвращается в космическую первоматерию – это верно для Манаса, Читты, личностной аханкары, но только не для Атмана и Буддхи. [323] Мы обращаем внимание наших браминов-адвайтистов и других индусских членов Общества на эту новую хронологию. Трета-юга в результате такого исторического жонглирования превратилась из второй эпохи в третью, а двапараюга сократилась с 864 000 лет до 28 000! [324] Так же, как Веды и все остальные священные книги браминов. Но где находится этот кодекс законов? Кто когда-либо слышал о нем? Никогда не было известно о другой " Дхарма-шастре", написанной Гаутамой Риши, за исключением свода законов, сохранившегося наряду с 20 другими, начиная с кодекса Ману и кончая творением Парашары*. И этот небольшой кодекс, хотя и «написан ясным стилем», не содержит ничего оккультного или очень таинственного и считается гораздо хуже не только по сравнению с кодексом Ману, но и некоторыми другими. Все они были напечатаны в Калькутте и сохранились до настоящего времени. О них упоминают Коулбрук и другие, а востоковеды приписывают их авторство «различным мифическим святым». Но кем бы ни были они составлены, в них нет ничего от оккультизма. Парашара – ведический Риши, повествователь «Вишну-Пураны». [325] Бхуты (санскр. ) – духи, фантомы. [326] Пусть читатель ознакомится с тем, что говорит Ману об общениии с мертвыми (Кн. IV, 123 -24), и с его мнением относительно того, что даже звучание названия Самаведы «нечисто» (asuchi) – ибо, как объясняет Куллука, оно ассоциируется с мертвыми.
[327] Иов – библейский персонаж. Чтобы испытать его благочестие, на него были насланы всевозможные несчастья и болезни, но Иов, в конечном итоге, остался верен своим убеждениям. [328] ... миссис Дентон... – Мать профессора Дентона. [329] «The Soul of Things, or Psychometric Researches and Discoveries», by William Denton, vol. II, pp. 28 – 29. [330] «The Soul of Things, or Psychometric Researches and Discoveries», by William Denton, vol. II, p. 33. [331] «The History of the Conflict between Religion and Science», pp. 132-133. [332] ... нашим читателям. – Далее следует вышеупомянутый доклад. [333] Иерософия –по-видимому, неологизм, образованный из двух слов: «иеро» – «тайный», «священный»; сравни иероглиф (тайный знак), иерофант (человек, обладающий тайными знаниями) и «софия» (мудрость). [334] Свами (санскр. ) – буквально «хозяин», «владыка», индуистский святой, подвижник, монах. [335] Лайя (санскр. ) – от корня «лай» – «исчезать», «разлагаться», точка равновесия (нулевая точка) в физике и химии. В оккультизме – точка, в которой вещество становится однородным и неспособным к взаимодействию и дифференциации. [336] См. «Indian Wisdom», p. 122, footnote 2. [337] См. «Indian Wisdom», p. 123. [338] ... двойник другого двойника или тройника... – Это утверждение и некоторые последующие замечания Е. П. Блаватской связаны с ее рассказом под названием «Мистическая история» или «Может ли двойник убить? », который был опубликован в журнале «The Theosophist», т. IV, январь, 1883, с. 99-101. Однако первоначально он был напечатан в «The Sun», 26 декабря 1875 г. На русском языке см. сборник Е. П. Блаватская, У. К. Джадж, М. Коллинз «Кармические видения». М.: Сфера, 1995. [339] Чайтанья – основатель мистической секты в Индии, считающийся аватарой Кришны. [340] Вайшнавы – последователи любой секты, признающей и поклоняющейся Вишну как единому высшему Богу. [341] Кротон – растение из семейства молочайных; деревья, кустарники, иногда травы. [342] ... тайных писаниях... напечатанных цилиндрическим способом. –Обнаруженные при археологических раскопках глиняные или каменные цилиндры, на которые нанесены клинообразные (ассирийские) надписи или выдолблены знаки.
[343] Шлока (санскр. ) – санскритский эпический размер, состоящий из 32 слогов: стихи из четырех полустрок по восемь или двух строк по шестнадцать слогов каждый. [344] Ману (санскр. ) – 1) великий индийский законодатель; 2) человеческий род; 3) руководитель расового цикла. Слово произошло от санскритского корня «ман» (мыслить). В этой связи интересно проследить развитие понятия «человек» в индоевропейских языках (берущих начало из санскрита). В английском языке – это «man» (мыслящее существо), в русском языке – «человек» (чела, ученик, проходящий веками, или вечный ученик). [345] Тот факт, что сам Ману вынужден заявить, что он был порожден Вираджем, а затем произвел всех десятерых Праджапати, которые снова создали семь Ману, которые в свой черед дали жизнь семи другим Ману (Законы Ману, I, 33-36), – связан с другими, еще более древними тайнами и в то же время является маскировкой доктрины о семеричной цепи. Вирадж –индусский Логос в Пуранах; мужской Ману, сотворенный в женской половине тела Брамы. Праджапати –прародители, жизнедатели всего на этой Земле. [346] Девкалион (греч. ) – в греческой мифологии – сын Прометея, родоначальник эллинов. Девкалион и его жена Пирра были единственными, кто спасся после всемирного потопа. После высадки на Парнасе, по указанию бога Зевса, закутав головы и распустив пояса, оба они бросили позади себя «останки Великой Матери», то есть камни. Из камней, брошенных Девкалионом, возникли мужчины, а из камней Пирры – женщины. [347] Издубар – имя легендарного халдейского героя, могущественного великана, о котором рассказано на так называемых ассирийских табличках. [348] См. «Историю древнего мира, составленную по историческим памятникам. История Вавилонии» Джорджа Смита, под ред. А. Г. Сейса, Лондон, 1877, с. 36 («Ancient History from the Monuments: the History of Babylonia» by George Smith, edited by A. H. Sayce. London, 1877, p. 36). Здесь снова их количество уменьшено до семи, как в случае с Ману, и десятью Праджапати и десятью Сефиротами из «Книги Чисел».
[349] Рахасья (санскр. ) – название Упанишад. Буквально «сокровенная сущность знания». [350] Upa-ni-shad означает, согласно авторитетным браминам, «победу над невежеством посредством раскрытия тайных духовных знаний». По мнению Монье Уильямса, это название, образованное от корня shad и приставок ира и ш, означает «нечто таинственное, лежащее под верхним слоем». [351] «Гимн Пране», Атхарваведа, XI, 4. [352] Непосвященные часто путают каранашариру с лингаша-рирой, поскольку первая описывается как внутренний зародыш, или непроявленный эмбрион тела. Но оккультисты рассматривают ее как жизненное (тело), или дживу, которое исчезает – удаляется – после смерти, оставив 1-й и 3-й принципы распадаться на составные элементы. [353] Нъяя (санскр. ) – одна из шести даршан, или школ философии в Индии; система индусской логики, основанная Гаутамой Риши. [354] Прамейи (санскр. ) – то, что следует доказать, или доказательства. [355] Падартха (санскр. ) – Падартхи; предикаты существующих вещей, именуемые так в ваишешике, или «атомистической» философской системе, основанной индийским философом Канадой (Kanada). Эта школа – одна из шести даршан [356] Предикат – логическая формула. [357] Катила –Риши, основавший философскую систему аналитической метафизики под названием сан-кхья (одна из шести даршан) [358] «Санкхъя-карика» – самый ранний ( IIIв. н. э. ) из дошедших до нас трактатов, посвященных санкхье. Автор – Ишваракришна. [359] «М. А. (Оксон)». – Статья была написана У. Стейнтоном Мозесом и опубликована в г. «Light», London, v. Ill, № 121, April 28, 1883, p. 198-199. [360] ... на эту же тему. –Эти важные замечания сделаны Е. П. Блаватской. [361] В действительности – две разные работы: Psychogruphy: a Treutise on one of the objective forms of phychic or spiritual phenomena, London, 1878 & 1882. – Spirit/dentity, London, 1879. [362] Зачастую медиум может ничего не знать или никогда не слышать об имени посетившего его «духа». В этом случае его мозг просто выполняет функцию гальванической батареи для тела умирающего или умершего человека. [363] Рефаим (евр. ) – призрак, фантом. [364] Шеол (евр. ) – в еврейской картине мира ад, область неподвижности и бездействия, в отличие от Геены. [365] Гадес (греч. ) – Аид, «невидимая» страна теней, одной из областей которой является Тартар – место абсолютной тьмы, наподобие области глубокого сна без сновидений в египетской Аменти (разделенной на четырнадцать областей, каждая из которых была предусмотрена для определенного состояния покойника после смерти).
[366] Агриппа фон Неттесхайм Генри Корнелий (1486-1535) – немецкий астролог, врач и философ. [367] Тритхемий, Иоганн Тритхейм (1462-1516) – немецкий оккультист и мистик. [368] Парацельс Филипп Ауреол Теофраст фон Гогенгейм (1493-1541) – немецкий оккультист, врач и естествоиспытатель [369] Зачастую медиум может ничего не знать или никогда не слышать об имени посетившего его «духа». В этом случае его мозг просто выполняет функцию гальванической батареи для тела умирающего или умершего человека [370] ... [монада, Буддхи]... – Выделения квадратными скобками сделаны Е. П. Блаватской [371] Генри Морли «Жизнь Генри Корнелия Агриппы фон Неттесхайма, доктора и рыцаря, прослывшего магом», Лондон: Чапмен и Холл, 1856, в 2-х томах. (Henry Money. The Life of Henry Cornelius Agrippa von Nettesheim, Doctor and Knight, commonly known as a Magician. London: Chapman and Hall, 1856, Vol. HI, pp. 200-202. ). [372] Сиддхи (санскр. ) – 1) святые и мудрецы, ставшие почти божественными; также иерархия Дхиан Коганов. 2) Букв, «качества совершенства», феноменальные силы, обретаемые йогами благодаря святости. [373] Гомпа (тибетск. ) – храм или монастырь. [374] Флуд Роберт (1574-1637) – великий английский натурфилософ (преемник Дхона Ди), теолог, алхимик, музыкант, врач и астролог. [375] Мирандола Пико Делла (1463-94) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. [376] Авалокитешвара (санскр. ) – «Наблюдающий Владыка», эзотерически – Высшее Я, Логос – как небесный, так и человеческий. [377] ... «декларированных нами целей». – Имеются ввиду три цели Теософского Общества, провозглашенных при его основании: 1) Образовать ядро Всеобщего Братства Человечества без различий расы или вероисповедания. 2) Способствовать изучению философии Востока и священных рукописей мировых религий. 3) Исследовать скрытые тайны Природы, а также психические и духовные возможности человека. [378] Булъвер-Литтон Эдвард (1803-73) – английский романист, драматург и политик. Автор знаменитого мистического романа «Занони».
[379] «Киратарджунъя Бхарави» (санскр. ) – индийский эпос, прославляющий доблесть Арджуны в борьбе с Шивой, принявшим облик лесовика. [380] Тантра (санскр. ) – в индуизме и буддизме буквально «закон» или «ритуал». Определенные мистические и магические труды и обрядовые церемонии, главной особенностью которых является преобладание культа Шакти (божественной силы, или энергии женского начала). [381] Гайомарэтан (авест. ) – смертная жизнь. Гайомарт (сред-неиранск., букв. – живой смертный) – в иранской мифологии родоначальник человечества, первый смертный и первый праведник, павший жертвой Ангро-Майнью. – Прим. Е. П. Б. [382] В «The History of Babylonia» (p. 49-50) Джордж Смит выражает мнение, что библейский Арарат «означает не гору, называемую ныне Арарат, а горную страну, расположенную к югу от нее, недалеко от озера Ван». Великий ассиролог вряд ли мог слышать об этом предании и, должно бытъ, высказал эту идею в силу некоторых знаний, основанных на более весомых аргументах, нежели народное предание. Но одно подтверждает другое. – Прим. Е. П. Б. [383] Не путать с солнечным божеством Белом и Ваалом – двумя куда более древними богами. – Прим. Е. П. Б. [384] Скорее, в тысячелетия, ибо, согласно хронологии, оставленной нам Беросом, царствование этого царя длилось 8 сари –28800 лет. – Прим. Е. П. Б. [385] Один из анналов-цилиндров гласит, что это море являлось частью великой хаотической глуби, из которой был сформирован наш мир; небесная область, где обитали «боги и духи» (посвященные Маги или Сыны Бога), находилась с ними по соседству, но не в их стране. – Прим. Е. П. Б. [386] «Иоанн Креститель, ассоциируемый обычно с Водами – просто Петро-Павловское имя и символ еврейского Ионы (проглоченного китом) и первого Посланника, ассирийского Оанна... Рыболовы и ловцы человеков Евангелий своим происхождением обязаны именно этому мифу». (Енох, «The Book of God», V. II, p. 80. ) И это представляется еще более вероятным в связи с тем, что мусульманские жители Мосула, находящегося неподалеку от развалин Ниневии, веками считали, что холм, называемый ими «Небби Юнус», хранит на своей вершине гробницу или гроб пророка Ионы; а раскопки Лаярда на соседней горе Куюнджик обнажили колоссальное изваяние Рыбы-Бога Оанна – вероятнее всего, давшего рождение более поздней легенде. – Прим. Е. П. Б. [387] Мелкая серебряная монета, распространенная в старину на Кавказе. – Прим. Е. П. Б
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|