Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чела и светские ученики 4 страница




 

[310]          Квакеры – христианская протестантская секта, возникшая в XVII веке в Англии, распространена также в Северной Америке.

[311]          Cam (санскр. ) – единая вечносущая Реальность.

[312]          ... такой же опасности, что и Сфинкс... – Ссылка на миф о Сфинкс, которая охраняла вход в Фивы и убивала всех, кто не мог разгадать загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем – на двух, а вече­ром – на трех? ». Эдип распутал эту головоломку, ответив, что это человек, и Сфинкс была побеждена.

[313]          ... трудно объяснимых вопросов. –Имеется в виду комментарий, присланный из Пондишери за подпи­сью С. Т. К. *** Чари, очевидно, челы одного из Махатм.

[314]          Квази (лат. ) – здесь: почти.

[315]          Прозелитизм – здесь: стремление завербовать как можно больше новых приверженцев

[316]          См. «Заметки об эзотерической теософии», пункт 2.

[317]          См. мантру в Ригведе (1, 164, 20). Саяначарья объясняет ее так «Две птицы сидят на одном фиговом дереве; одна на­слаждается его плодами, а другая безразлично взирает на них – это Дживатман и Параматман, или иллюзорная индивиду­альная душа и Высшая Душа; индивидуум идентичен Выс­шей Душе.

[318]          См. The Theosopist, Oct., 1881, p. 19, col. 2.

[319]          Только отжившая личность духовного Эго исчезает в это время, так как для «духовной Индивидуальности», разъединенной с самосознанием, обитающим в манасе, не существует ни дэвакхана, ни авичи.

[320]          Эзотеризм буддистов и ведантистов, несмотря на свою идентичность, немного разнится в терминологии. Например, то, что мы называем линга-шарирой, тонким телом, находя­щимся внутри физического, или сукшмой стхула-шариры, у ведантистов именуется карана-шарирой, или причинным те­лом, эфирным эмбрионом физического тела.

[321]          Саньясш (санскр. ) – в индуизме – странствующий аскет, четвертая, последняя ступень в индуистской системе варна-ашрама-дхарма

[322]          Ничего подобного не говорилось даже во «Фрагменте №1», в котором рассмотрено только личностное сознание. «Духовное Эго», или монада (Атман и Буддхи) не исчезает и не возвращается в космическую первоматерию – это верно для Манаса, Читты, личностной аханкары, но только не для Атмана и Буддхи.

[323]          Мы обращаем внимание наших браминов-адвайтистов и других индусских членов Общества на эту новую хронологию. Трета-юга в результате такого исторического жонглирования превратилась из второй эпохи в третью, а двапараюга сократилась с 864 000 лет до 28 000!

[324]          Так же, как Веды и все остальные священные книги браминов. Но где находится этот кодекс законов? Кто когда-либо слышал о нем? Никогда не было известно о другой " Дхарма-шастре", написанной Гаутамой Риши, за исключением свода законов, сохранившегося наряду с 20 другими, начиная с кодекса Ману и кончая творением Парашары*. И этот небольшой кодекс, хотя и «написан ясным стилем», не содержит ничего оккультного или очень таинственного и считается гораздо хуже не только по сравнению с кодексом Ману, но и некоторыми другими. Все они были напечатаны в Калькутте и сохранились до настоящего времени. О них упоминают Коулбрук и другие, а востоковеды приписывают их авторство «различным мифическим святым». Но кем бы ни были они составлены, в них нет ничего от оккультизма.

Парашара – ведический Риши, повествователь «Вишну-Пураны».

[325]          Бхуты (санскр. ) духи, фантомы.

[326]          Пусть читатель ознакомится с тем, что говорит Ману об общениии с мертвыми (Кн. IV, 123 -24), и с его мнением относительно того, что даже звучание названия Самаведы «нечисто» (asuchi) – ибо, как объясняет Куллука, оно ассо­циируется с мертвыми.

[327]          Иов – библейский персонаж. Чтобы испытать его благочестие, на него были насланы всевозможные несчастья и болезни, но Иов, в конечном итоге, ос­тался верен своим убеждениям.

[328]          ... миссис Дентон... – Мать профессора Дентона.

[329]          «The Soul of Things, or Psychometric Researches and Discoveries», by William Denton, vol. II, pp. 28 – 29.

[330]          «The Soul of Things, or Psychometric Researches and Discoveries», by William Denton, vol. II, p. 33.

[331]          «The History of the Conflict between Religion and Science», pp. 132-133.

[332]          ... нашим читателям. – Далее следует вышеупомя­нутый доклад.

[333]          Иерософия –по-видимому, неологизм, образован­ный из двух слов: «иеро» – «тайный», «священный»; сравни иероглиф (тайный знак), иерофант (человек, обладающий тайными знаниями) и «софия» (муд­рость).

[334]          Свами (санскр. ) – буквально «хозяин», «влады­ка», индуистский святой, подвижник, монах.

[335]          Лайя (санскр. ) – от корня «лай» – «исчезать», «разлагаться», точка равновесия (нулевая точка) в физике и химии. В оккультизме – точка, в которой вещество становится однородным и неспособным к взаимодействию и дифференциации.

[336]          См. «Indian Wisdom», p. 122, footnote 2.

[337]          См. «Indian Wisdom», p. 123.

[338]          ... двойник другого двойника или тройника... – Это утверждение и некоторые последующие замечания Е. П. Блаватской связаны с ее рассказом под названием «Мистическая история» или «Может ли двойник убить? », который был опубликован в журнале «The Theosophist», т. IV, январь, 1883, с. 99-101. Однако первоначально он был напечатан в «The Sun», 26 декабря 1875 г. На русском языке см. сборник Е. П. Блаватская, У. К. Джадж, М. Коллинз «Кармические видения». М.: Сфера, 1995.

[339] Чайтанья – основатель мистической секты в Индии, считающийся аватарой Кришны.

[340]          Вайшнавы – последователи любой секты, призна­ющей и поклоняющейся Вишну как единому высше­му Богу.

[341]          Кротон – растение из семейства молочайных; деревья, кустарники, иногда травы.

[342]          ... тайных писаниях... напечатанных цилиндрическим способом. –Обнаруженные при археологических рас­копках глиняные или каменные цилиндры, на кото­рые нанесены клинообразные (ассирийские) надписи или выдолблены знаки.

[343]          Шлока (санскр. ) – санскритский эпический раз­мер, состоящий из 32 слогов: стихи из четырех полу­строк по восемь или двух строк по шестнадцать сло­гов каждый.

[344]          Ману (санскр. ) – 1) великий индийский законо­датель; 2) человеческий род; 3) руководитель расового цикла. Слово произошло от санскритского корня «ман» (мыслить). В этой связи интересно проследить разви­тие понятия «человек» в индоевропейских языках (берущих начало из санскрита). В английском языке – это «man» (мыслящее существо), в русском языке – «человек» (чела, ученик, проходящий веками, или вечный ученик).

[345]          Тот факт, что сам Ману вынужден заявить, что он был порожден Вираджем, а затем произвел всех десятерых Праджапати, которые снова создали семь Ману, которые в свой черед дали жизнь семи другим Ману (Законы Ману, I, 33-36), – связан с другими, еще более древними тайнами и в то же время является маскировкой доктрины о семеричной цепи.

Вирадж –индусский Логос в Пуранах; мужской Ману, сотворенный в женской половине тела Брамы.

Праджапати –прародители, жизнедатели всего на этой Земле.

[346]          Девкалион (греч. ) – в греческой мифологии – сын Прометея, родоначальник эллинов. Девкалион и его жена Пирра были единственными, кто спасся после всемирного потопа. После высадки на Парнасе, по указанию бога Зевса, закутав головы и распустив пояса, оба они бросили позади себя «останки Великой Матери», то есть камни. Из камней, брошенных Девкалионом, возникли мужчины, а из камней Пирры – женщины.

[347]          Издубар – имя легендарного халдейского героя, могущественного великана, о котором рассказано на так называемых ассирийских табличках.

[348]          См. «Историю древнего мира, составленную по истори­ческим памятникам. История Вавилонии» Джорджа Смита, под ред. А. Г. Сейса, Лондон, 1877, с. 36 («Ancient History from the Monuments: the History of Babylonia» by George Smith, edited by A. H. Sayce. London, 1877, p. 36). Здесь снова их количество уменьшено до семи, как в случае с Ману, и десятью Праджапати и десятью Сефиротами из «Книги Чи­сел».

[349]          Рахасья (санскр. ) – название Упанишад. Буквально «сокровенная сущность знания».

[350]          Upa-ni-shad означает, согласно авторитетным браминам, «победу над невежеством посредством раскрытия тайных духовных знаний». По мнению Монье Уильямса, это название, образованное от корня shad и приставок ира и ш, означает «нечто таинственное, лежащее под верхним слоем».

[351]          «Гимн Пране», Атхарваведа, XI, 4.

[352]          Непосвященные часто путают каранашариру с лингаша-рирой, поскольку первая описывается как внутренний заро­дыш, или непроявленный эмбрион тела. Но оккультисты рассматривают ее как жизненное (тело), или дживу, которое исчезает – удаляется – после смерти, оставив 1-й и 3-й принципы распадаться на составные элементы.

[353]          Нъяя (санскр. ) – одна из шести даршан, или школ философии в Индии; система индусской логики, ос­нованная Гаутамой Риши.

[354]          Прамейи (санскр. ) – то, что следует доказать, или доказательства.

[355]          Падартха (санскр. ) – Падартхи; предикаты суще­ствующих вещей, именуемые так в ваишешике, или «атомистической» философской системе, основанной индийским философом Канадой (Kanada). Эта шко­ла – одна из шести даршан

[356]          Предикат – логическая формула.

[357]          Катила –Риши, основавший философскую си­стему аналитической метафизики под названием сан-кхья (одна из шести даршан)

[358]          «Санкхъя-карика» – самый ранний ( IIIв. н. э. ) из дошедших до нас трактатов, посвященных санкхье. Автор – Ишваракришна.

[359]          «М. А. (Оксон)». – Статья была написана У. Стейнтоном Мозесом и опубликована в г. «Light», London, v. Ill, № 121, April 28, 1883, p. 198-199.

[360]          ... на эту же тему. –Эти важные замечания сде­ланы Е. П. Блаватской.

[361]          В действительности – две разные работы: Psychogruphy: a Treutise on one of the objective forms of phychic or spiritual phenomena, London, 1878 & 1882. – Spirit/dentity, London, 1879.

[362]          Зачастую медиум может ничего не знать или никогда не слышать об имени посетившего его «духа». В этом случае его мозг просто выполняет функцию гальванической батареи для тела умирающего или умершего человека.

[363]          Рефаим (евр. ) – призрак, фантом.

[364]          Шеол (евр. ) – в еврейской картине мира ад, об­ласть неподвижности и бездействия, в отличие от Геены.

[365]          Гадес (греч. ) – Аид, «невидимая» страна теней, одной из областей которой является Тартар – место абсолютной тьмы, наподобие области глубокого сна без сновидений в египетской Аменти (разделенной на четырнадцать областей, каждая из которых была пре­дусмотрена для определенного состояния покойника после смерти).

[366]          Агриппа фон Неттесхайм Генри Корнелий (1486-1535) – немецкий астролог, врач и философ.

[367]          Тритхемий, Иоганн Тритхейм (1462-1516) – немец­кий оккультист и мистик.

[368]          Парацельс Филипп Ауреол Теофраст фон Гогенгейм (1493-1541) – немецкий оккультист, врач и естество­испытатель

[369]          Зачастую медиум может ничего не знать или никогда не слышать об имени посетившего его «духа». В этом случае его мозг просто выполняет функцию гальванической батареи для тела умирающего или умершего человека

[370]          ... [монада, Буддхи]... – Выделения квадратными скобками сделаны Е. П. Блаватской

[371]          Генри Морли «Жизнь Генри Корнелия Агриппы фон Неттесхайма, доктора и рыцаря, прослывшего магом», Лон­дон: Чапмен и Холл, 1856, в 2-х томах. (Henry Money. The Life of Henry Cornelius Agrippa von Nettesheim, Doctor and Knight, commonly known as a Magician. London: Chapman and Hall, 1856, Vol. HI, pp. 200-202. ).

[372]          Сиддхи (санскр. ) – 1) святые и мудрецы, ставшие почти божественными; также иерархия Дхиан Кога­нов. 2) Букв, «качества совершенства», феноменаль­ные силы, обретаемые йогами благодаря святости.

[373]       Гомпа (тибетск. ) – храм или монастырь.

[374]          Флуд Роберт (1574-1637) – великий английский натурфилософ (преемник Дхона Ди), теолог, алхи­мик, музыкант, врач и астролог.

[375]       Мирандола Пико Делла (1463-94) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма.

[376]          Авалокитешвара (санскр. ) – «Наблюдающий Вла­дыка», эзотерически – Высшее Я, Логос – как небес­ный, так и человеческий.

[377]          ... «декларированных нами целей». – Имеются ввиду три цели Теософского Общества, провозглашенных при его основании: 1) Образовать ядро Всеобщего Братства Человечества без различий расы или веро­исповедания. 2) Способствовать изучению философии Востока и священных рукописей мировых религий. 3) Исследовать скрытые тайны Природы, а также психические и духовные возможности человека.

[378]          Булъвер-Литтон Эдвард (1803-73) – английский романист, драматург и политик. Автор знаменитого мистического романа «Занони».

 

[379]          «Киратарджунъя Бхарави» (санскр. ) – индийский эпос, прославляющий доблесть Арджуны в борьбе с Шивой, принявшим облик лесовика.

[380]          Тантра (санскр. ) – в индуизме и буддизме бук­вально «закон» или «ритуал». Определенные мисти­ческие и магические труды и обрядовые церемонии, главной особенностью которых является преоблада­ние культа Шакти (божественной силы, или энергии женского начала).

[381]          Гайомарэтан (авест. ) – смертная жизнь. Гайомарт (сред-неиранск., букв. – живой смертный) – в иранской мифоло­гии родоначальник человечества, первый смертный и пер­вый праведник, павший жертвой Ангро-Майнью. – Прим. Е. П. Б.

[382]          В «The History of Babylonia» (p. 49-50) Джордж Смит вы­ражает мнение, что библейский Арарат «означает не гору, называемую ныне Арарат, а горную страну, расположенную к югу от нее, недалеко от озера Ван». Великий ассиролог вряд ли мог слышать об этом предании и, должно бытъ, высказал эту идею в силу некоторых знаний, основанных на более весомых аргументах, нежели народное предание. Но одно под­тверждает другое. – Прим. Е. П. Б.

[383]          Не путать с солнечным божеством Белом и Ваалом – двумя куда более древними богами. – Прим. Е. П. Б.

[384]          Скорее, в тысячелетия, ибо, согласно хронологии, ос­тавленной нам Беросом, царствование этого царя длилось 8 сари –28800 лет. – Прим. Е. П. Б.

[385]          Один из анналов-цилиндров гласит, что это море явля­лось частью великой хаотической глуби, из которой был сформирован наш мир; небесная область, где обитали «боги и духи» (посвященные Маги или Сыны Бога), находилась с ними по соседству, но не в их стране. Прим. Е. П. Б.

[386]          «Иоанн Креститель, ассоциируемый обычно с Водами – просто Петро-Павловское имя и символ еврейского Ионы (проглоченного китом) и первого Посланника, ассирийского Оанна... Рыболовы и ловцы человеков Евангелий своим про­исхождением обязаны именно этому мифу». (Енох, «The Book of God», V. II, p. 80. ) И это представляется еще более вероятным в связи с тем, что мусульманские жители Мосула, находящегося неподалеку от развалин Ниневии, веками считали, что холм, называемый ими «Небби Юнус», хранит на своей вершине гробницу или гроб пророка Ионы; а раскоп­ки Лаярда на соседней горе Куюнджик обнажили колоссаль­ное изваяние Рыбы-Бога Оанна – вероятнее всего, давшего рождение более поздней легенде. – Прим. Е. П. Б.

[387]          Мелкая серебряная монета, распространенная в старину на Кавказе. – Прим. Е. П. Б

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...