Педагогическое исследование, его логика и методические характеристики. Типы и методы исследований в педагогике.
Пед. исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. ПИ объясняет и предсказывает факты и явления. По своей направленности ПИ делятся на 3 типа: 1). Фундаментальные (их результат – обобщающие концепции, кот. подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на практической основе); 2). Прикладные (направлены на углубленное изучение отдельных сторон пед. процесса); 3). Разработки (направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций). Каждое ПИ предполагает определение общепринятых методологических параметров (проблема, тема, объект и предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения). Основные критерии качества ПИ – актуальность, новизна, теоремы и практич. значимость. Программа В соответствии с целью, объектом и предметом И определяются исследов. задачи, направленные на проверку гипотезы (совокупность теоретич. обоснованных предположений, истинность кот. подлежит проверке). Критерий научной новизны применим для оценки качества завершённых И. Новизна м/иметь теоретическое (создание концепции, метода, подхода и т.д.) и практическое (подготовка предложений, рекомендаций и т.д.) значение. Логика и динамика исследов. поиска предполагают реализацию ряда этапов: 1. Эмпирический (получают представление об объекте иссл., обнаруживают противоречия между реальной образовательной политикой, уровнем знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему и гипотезу И.)2. Гипотетический (направлен на разрешение противоречий между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность; создаёт условия для перехода к следующему уровню)3. Теоретический (экспериментально-теоретический) (преодоление противоречий между функцион. и гипот. представлениями об объекте) создание системных представлений о нём. 4. Прогностический (предсказывание или предвидение развитие объекта в новых условиях)
Методы делятся на 4 группы: 1). Методы изучения педаг. опыта: а) наблюдение б) беседа в) интервью г) анкетирование д) изучение письменных, графических и творческих работ учащихся можно получить сведения об индивидуальности ученика, его отношении к работе, достигнутом уровне умений и навыков)е) изучение пед. документации (личных дел учеников, мед.карт, журналов, дневников) Особую роль в пед. И играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода. 2. Методы теоретического исследования (необходимы для определения проблем, формирования гипотез и оценки собранных фактов) 3. математические (применяются для обработки полученных методами опроса (б,в,г) и эксперимента данных; установления количественных зависимостей между явлениями) 4. Статистические методики применяются при обработке массового материала, при определении средних величин полученных показателей. Результаты позволяют показать колич. зависимость в виде графиков, таблиц и т.д. Творчески работающий педагог-практик должен уметь проводить прикладное (научно-практическое) исследование. Этапы: подготовительный, практич. решение проблемы, кол-венная обработка данных, их интерпретация, формулирование выводов и предположений. Эмоциональная культура педагога. Способы формирования у обучаемых познавательных интересов. Вопрос об эмоц. культуре педагога приобретает особую актуальность в рамках личностно-ориентированного подхода.
После пережитого эмоц. напряжения самочувствие педагога ↓ (головные боли, расстройства пищеварения, заболевания сердечно-сосудистой сист.), а => ↓ работоспособность, что ведет к синдрому «эмоционального выгорания». Он включает три стадии: 1). эмоциональная истощенность (чувство эмоц. опустошенности и усталости, вызванное собственной работой). 2). деперсонализация (цинизм; негативное отношение к своему труду и к ученикам). 3) редукция проф. достижений (возникновение негативного самовосприятия в проф. плане и заниженной самооценки). Для снятия эмоц. напряжения и профилактики «эмоц. выгорания» важное значение имеет системат. работа с психологами по ↑ уровня эмоц. культуры. Важнейшие показатели эмоц. культуры - ↑ уровень развития эмоц. устойчивости, эмпатии и эмоц. гибкости. Эмоц. отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его пед. д-сти и эмоц-ное благополучие школьника в проц. обучения. Взаимоотношения детей в классе соотв. тому эмоц. стилю, кот. характеризуется поведением учителя. У эмоц.-неуравновешенного учителя, кот. то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс будет нервозным. Общие условия формирования ПИ исследователи выводят из анализа его психилогич. структуры. ПИ – активное, избирательно-оценочное и эмоционально-познавательное отношение человека к предмету и процессу познания. Среди психолог. условий формирования ПИ Морозова выделяет: эмоциональное подкрепление занятий радостью познания и непременным успехом после определенных усилий; общественное признание результатов; понимание смысла д-сти; охватом данной д-стью разных сфер жизни, д-сти и самодеятельности. Это 1ый этап формирования ПИ. Условия возникновения ПИ (первого И): 1). подготовка почвы: обеспечение у учащихся хотя бы элементарных знаний; накопление минимал. опыта; создание необходимых внешних условий для д-сти. 2). формирование положит. отношения к действит. как предпосылке интереса: создание положит., эмоционального отношения ко всем ком-там действительности; раскрытие личного и общественного смысла познават. д-сти.
3). формирование эмоционально-познават. отношения в проц. д-сти: пробуждение вопросов, принятие задачи для решения; организация поиска ответов на задачу; систематическое подкрепление интереса в связи с успешно выполненной д-стью, эмоционально-положительными моментами и все более широкими соц. мотивами. Процесс формирования ПИ включает 3 этапа: 1). На нем формируется положительно-эмоциональное отношение к предмету, д-сти, преподавателю и коллективу. 2). организуется системат. познават. д-сть поискового характера (д.б. продуктивной, творческой, интенсивной, иметь в себе познават. задачи и познават. ситуации). 3). познават. д-сть организуется как творческая, кот. вызывает у шк. вопросы, решение кот. учит их способам добывания знаний. При организации работы учитель должен вводить достаточно операций на сравнение, сопоставление, абстрагирование; на выявление отношения неизвестного к известному, изученному ранее; перенос знаний в новые ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|