Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактика как пед. теория обучения. Ее объект. предмет, задачи, функции, понятийный состав. Основные дидактические концепции. Становление современной дидактической системы.




Дидактика – отрасль педагогики, кот. занимается проблемами обучения и образования (теория обучения). Отвечает на 2 вопроса: чему учить (содержание образования) и как учить (методы и средства обучения).

Объект Д. – обучение во всех аспектах и объемах. Предмет Д. – система отношений «учитель-ученик».

Задачи Д.: 1). описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2). разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения.

Функции Д.: теоретическая (диагностическая и прогностическая); практическая (нормативы и программы).

Основные понятия (категории) Д.:

1. образование – система приобретенных в процессе обучения ЗУН и способов мышления. 2. знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом; отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

3. умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. 4. навыки – умения, доведенные до автоматизма, до высшей степени совершенства. 5. процесс обучения. 6. принципы обучения. 7. функции обучения. 8. цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение; будущее, на которое направлены его усилия.

9. содержание (обучения, образования) – система научных знаний, умений, навыков, способов д-сти и мышления, кот. ученик овладевает в процессе обучения. 10. организация – упорядочивание дидактич. процесса по определ. критериями, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. 11. форма обучения – способ существования учебн. процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

12. методы – пути достижения цели задач обучения. 13. средство – предметная поддержка учебного процесса. 14. результаты (продукты обучения) – то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. 15. способы контроля ЗУН.

Основные дидактические концепции делятся на: традиционные, педоцентристские, современные. Разделение концепции на 3 группы произведено на основе того, как понимается процесс обучения – объект и предмет деятельности. В традиц. сист. доминирующую роль играет преподавание, д-сть учителя (дидакт. концепции Я. Коменского, И. Песталоцци, И. Гербарт). В педоцент. конц. главная роль отводится учению – деятельности ребенка (в основе лежит система Д. Дьюн, трудовая школа Г. Кишенштейнера, В. Лая). Соврем. дидакт. сист. исходит из того, что обе стороны (преподавание и чтение) составляют д-сть обучения, а их дидакт. отношение – предмет дидактики. Эту систему создают такие направл., как программированное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение (Занков, Давыдов, Гальперин), гуманистическая психология (Рождерс), когнитивная психология (Брунер), педагогич. технологии учителей – новаторов 80х годов.

В трад. сист. структуру обучения составляли изложение, понимание, обобщение, применение. В педоцентр. – ощущение проблемы в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и новая д-сть в соответствии с полученным знанием.

Становление современной дидакт. сист.

Впервые термин Д. ввел Коменский в 17 в. в книге «Великая Д.». Коменский основал классно-поурочную систему обучения, разработал этапы урока, формы взаимодействия учителя и ученика, структуру учебного года, принципы обучения. => заложил фундамент науки.

В 19 в. Ушинский раскрыл содержание принципов обучения, разработал теоретич. основы педантропологии (труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педантропологии»). Школа, унаследованная нами от советских времен, создавалась как единая, трудовая, политехническая. Такая позиция устарела => кардинальное обновление.

1. демократизация и гуманизация уч. процесса. Это означает, цель обучения – более полное удовлетворение познавательных и духовных потребностей учащихся; участие всех школьников совместно с учителями в управлении делами школы; сочетание различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой, общественно-полезной). Во всем этом суть личностно-ориентированного обучения.

2. совместная д-сть учителя и учащихся должна строиться на демократических принципах (с использованием демократ., а не авторитарного стиля управления).

3. атмосфера доверия и доброжелательности на уроке.

4. правильная организация коллективной работы (основа – связь общения и познания нужно научить детей планировать совместную д-сть по добыче инфо, синтезу и анализу; часто используют метод «мозгового штурма»; коллективная работа снимает напряженность, страх, осознание полноправно участия в процессе обучения создает необходимый настрой).

 

 

36. Уровни владения ИЯ-ми в школе, в вузе. Представление уровней владения ИЯ-ком в Госстандарте школ России (1998). Шкала пороговых уровней владения ИЯ-ком, рекомендованных Советом Европы (1992). Уровень владения языком – степень сформированности речевых навыков и умений у обучаемого. В связи с расшир междунар сотруд-ва проблема уровня владения ин.яз. стала особенно актуальной во 2-ой пол.20 в. С 70х г пр.века в Совете по культу сотруд-ву при Совете Европы проводилась работа с целью обоснования модели инояз коммуник.компетенции и разработке на ее основе пороговых уровней владения (threshold levels) ин.языком. В 1996 г. в Страсбурге был принят документ «Совр языки: изучение, преподавание, оценка. Общерос компетенция владения ин.языком». В этом документе рассмотрены параметры и критерии оценки уровней владения яз и коммуник. комп. как цели обучения, а также способы ее оценки с использо текстовых технологий. Принятая шкала уровней владения языком получила широкое распрост из-за ее пригодности для всех ин.яз., благодаря нацеленности на практич овладение языком вследствие положенного в ее основу деятельностного подхода в обучении, а также отражению интересов различных проф и возрастных групп обучающихся.

Шкала не только дает описание уровней, но и определяет параметры для их выделения. К числу важных параметров отнесены: а) комуникат. задачи, решаемые средствами изучаемого языка; б) сферы, темы, ситуации общения, в рамках кот. решаются такие задачи; в) степень лингвистической и экстралингвистической корректности решения поставленных коммуникативных задач.

Каждый из представленных уровней характеризуется:

- различной степенью сформированности коммуник умений; хар-ром и степенью сложности ситауций, в кот. эти умения м.б. реализованы; различной степенью развития способности адаптироваться к новизне речевых ситуаций;

- вариативностью целей и способов речевого общения, уместностью использ.язык. и речевых средств;

- различным качеством порождаемого/воспринимаемого реч. высказывания с (.) зрения новизны, степени сложности, объема, наличия и реализации собственного коммуникат намерения, языковых трудностей и разнообразия использ языковых средств;

- нормативностью языкового оформления текста в плане правильности и уместности использ языковых средств, точности передаваемой /понимаемой информации, а также соответствия использ языковых средств конкретным ситуациям общения;

- беглостью речи, кот. проявляется в скорости выполнения коммуник. задачи в конкретной ситуации, а также уверенности/ неуверенности в использовании языковых средств, отсутствии/ наличии неоправданных пауз и повторов в процессе речевого общения;

- степенью самостоятельности/ свободы в ходе речевых контактов, кот. выражается в инициативности говорящего/ слушающего, в отсутствии необходимости дополнит. помощи со стороны партнера по общению, справочных мат. и др. ср-в.

Для отечественной школы сущ. следующее соответствие уровней:

1ый ур. – ур. выживания – достигается в условиях обучения общеобразов. школах с 5 по 9 кл. с уч. планом 3-4 ур/ в неделю;

2ой ур. – допороговый – достигается в общеобразоват. учреждениях, лицеях, гимназиях, в кот. обучение ведется с 1 или 2 класса по 11 класс.

3-й ур. – пороговый – в школах с углубленным изучением языка (от 4 до 8 уроков в нед.).

4ый ур. – пороговый продвинутый – достигается лишь отдельными учащимися школ лингвистического профиля (свыше 10 ур. в нед.).

5ый ур. – высокий – предполагает проф. использование языка. На этом уровне д. находится те учащиеся, кот. хотят получить на изучаемом языке высшее образование.

6ой ур. – уровень владения языком в совершенстве – соотносится с требованиями Кембриджского сертификата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...