Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепции развивающего обучения, их характеристика. Принципы системы Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина




Идею развив. и воспит. обучения заложили как самостоятельную отрасль научного знания в 50-60 гг ХХ века Данилов, Есипов, Эльконин продолжили её в теории и практике общего развития шк. Психологи Леонтьев, Ананьев раскрывали психологические особенности обучения.

Общий подход к проблеме разв. и восп. обучения опирается на методологические основы, в которых заложены концепция личности, её всестороннего развития и восп. Решение проблемы опирается на преемственность научных традиций, гуманист. характер образования.

Гуманист. природа пед. процесса состоит в:

- каждый акт взаимодействия учителя с учеником – есть со стороны учителя обращение к личности шк. - стимулирование интеллект., эмоционально-нравственной сфер личности - побуждение к перестройке имеющихся представлений, к созданию нового знания - опора на соц.опыт, творчество преподавателя-гуманиста.

Методы стимулирования Р и ВО:

- создание первого успеха, вызывающего положительную мотивацию; - интерес к факту учения, методом организации; - обеспечение психологической поддержки развивающейся личности; - наращивание уровня самодеятельности, самостоятельности, самопознания, саморегуляции.

- продуктивно-творческий (на основе проблемного обучения учебный процесс построен как мотивированный, целенаправленный, самоуправл.)

Общие идеи развивающего обучения: 1) Воспитат. потенц. предметов гуманитарного цикла; 2) Обновление учебных программ и другого программно-методического материала; 3) Урок-система, обеспечивающая рациональное осуществление совместной деятельности учителя и ученика как субъекта учебного процесса; 4) Групповая работа как средство нравственно-коллективного воспитания; 5) Индивид. подход-раскрытие потенциальных возможностей ученика.

Концепция Л.В. Занкова («Дидактика и жизнь»). Изначально К.была разработана для обучения младших школьников.

Принципы:

1. обучение на высшем уровне трудности (при этом раскрываются духовные силы ребёнка, или даётся простор и направление, стимулирует развитие мышления) 2. быстрый темп в изучении программного материала (отказ от однообразного повторения пройденного; непрерывное обогащение новыми знаниями, включающими уже изученный материал. Дифференцированная методика позволяет идти быстрыми темпами (одни и те же вопросы ученики проходят с неодинаковой глубиной). 3. ведущая роль теоретических знаний;

- осознание школьниками процесса ученья; 4. целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся (включая и слабых). Занков считал, что на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных упражнений (согласно традиционной методике эта мера необходима для преодоления неуспеваемости шк.) Опыт Занкова показал, что перегрузка неуспевающих тренир. упр. не способствует развитию детей, а лишь увеличивает других нуждающихся в том, чтобы велась работа по их развитию).

Несмотря на эффективность системы, она не явл. распространённой в силу того, что учителя оказываются неспособными обеспечить новые прогр. соотв. технологиями обучения.

Концепция содержательного обучения (тоже младшие шк.) (Эльконин, Давыдов). Их конц. связана с содержанием учебных предметов и логикой (способами) его развёртывания в учебном процессе.

а). Комплексный подход к развитию с целью псих. развит. В основе лежит теория формирования учебной деят. и её субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии; освоение идёт по принципу от абстрактного к конкретному. Такой путь усвоения знаний имеет 2 характерные черты: 1) мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному; 2) усвоение направлено на выявление учащимися условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий.

б) Уч. систематически решают учебные задачи (посредством системы действий: принятие учебной задачи, преобразование ситуации, входящей в неё). (сначала решается ряд задач, построенных по одному принципу, потом строятся общие способы выполнения задач).

в) Ребёнок должен рассматривать основания своих действий и знаний, т.е. уметь рефлексировать.

г) На первых порах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. В ситуациях обсуждения путей поиска решения задачи, возникают зоны ближайшего развития.

д) творчество – основа личности. Эта концепция пока недостаточно реализуется в массовой школе.

Сущ. и другие концепции развивающего обучения.

Концепция поэтапного формирования умственных действий (на основе работ Гальперина, Талызиной): выделяет 6 этапов; «+»: создание условий для работы ученика в индивид. режиме и для мотивированного самоудовлетворения учебно-познав. деятельностью.

 

 

27. Понятие, сущность, состав содержания образования. Современные концепции содержания образования. Базовое содержание образования. Учебный предмет.

Образование – общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление личности в соотв. с генетической программой и социализацией личности.

Образ. представляет собой целенаправленный процесс, характеризующийся усвоением опыта, воспитанием качеств поведения, физическим и умственным развитием.

Сущ-ют 3 концепции содержания образования:

1). Сод. обр. – педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Подход направлен на приобщение школьников к науке и к производству; он оставляет позади способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям.

2). Знаниево-ориентированный подход. Сод. обр. – совокупность ЗУН, кот д.б. усвоены учениками. Однако здесь не раскрывается характер этих знаний и умений. Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом, к основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел – не более.

3). Личностно-ориентированный подход. Сод. обр. – педагогически адаптированный социальный опыт вл всей его структурной полноте. Эта концепция в наибольшей степени соответствует установкам гуманистического мышления. Согласно ей, содер. образов. состоит из 4х структурных элементов: опыта познават. д-ти (знания); опыта репродуктивной д-ти (умения, навыки); опыта творческой д-ти (в форме проблемных ситуаций); опыта эмоционально-ценностных отношений (общения). Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая д-ть осуществляется на определенном содержат. мат. знаний и умений. Воспитанность предполагает знание о той д-ти, к кот. устанавливается то или иное отношение; предусматривает овладение поведенческими навыками и умениями. Усвоение этих элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, быть в состоянии ∆ систему.

Гуманист. цель образования требует пересмотра его средств – содержания и технологий. Содержание современного образования должно включать не только научно-техническую информацию. В равной степени в содер. образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, сиситема нравственно-этических чувств.

Отбор содерж. образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей:

- культуру жизненного самоопределения и труда.

- политическую и экономико-правовую культуру.

- духовную и физическую культуру.

- к. межнационального и межличностного общения.

Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Такой подход м. назвать культурологическим.

28. Процесс обучения как целостная система. Самостоятельность учащихся, способы её формирования в процессе обучения. (начало в 29 вопр)

Самостоятельная работа – вид учебной деятельности, одна из организационных форм обучения, протекающая вне непосредственного контакта с преподавателем (дома, в лаборатории ТСО) или управляемая преподавателем опосредованно через предназначенные для этой цели учебные материалы (при дистанционном обучении).

С/р проводится как во внеаудиторное время, так и на аудиторных занятиях (в письменной или устной форме) в тесном единстве с классной работой под руководством преподавателя и являться её продолжением.

Задания направляют внимание учащегося на решение конкретной задачи; их формулировки д/б чёткими и ясными, носить проблемно-поисковый характер.

Памятки содержат советы, как лучше организовать с/р. В качестве опор используются наводящие вопросы, картинки, таблицы, схемы. Опоры облегчают процесс понимания текста в соответствии с замыслом авторов задания. Ключи содержат ответы на предложенные задания. Они являются частью учебного пособия, нужны для самопроверки и входят в состав языковых тестов.

Овладевание приёмами самостоятельной работы явл. необходимым условием развития навыков самообразования.

Конечная цель формирования учебной д-ти, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель д-ти, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы д-ти;

Факторы, способствующие увеличению степени самостоятельности:

1). Переход от внутрипредметных к межпредметным связям; расширение области приложения формируемых знаний, действий и отношений.

2). Построение учебного процесса таким образом, чтобы возникла необходимость самостоятельного поиска знаний и действий в решении задачи (без указаний учителя)

3). Работа учащихся д/б организована таким образом, чтобы они переходили от формирования отдельных операций выполняемых действий к выполнению всего действия.

4). Степень самостоятельности будет повышаться, если школьники будут переходить от овладения действиями в готовом виде к самостоят. их открытию.

5). Ученик д/осозновать важность овладения целостной структурой учебной д-ти, а не только конкретным умением.

6). Переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим.

Т.обр. основная идея – постепенное сокращение меры помощи учащимся в осуществлении учебной деятельности. Это возможно при условии, что правильно строятся взаимоотношения учителя и ученика, в ходе развития которых активные функции постепенно передаются обучаемому.

Формирование самостоятельности в учебной деятельности: предпосылка появления данного качества в других видах д-ти => особое значение приобретает задача формирования у учащихся творческих позиций. Главное условие этого – постепенное целенаправленное изм-ние конкретного и общего в овладении ими практич. и познават. действиями.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...