Аудирование и его место в системе обучения ИЯ. Трудности понимания иноязычной речи на слух и способы их преодоления в процессе обучения. Система упражнений по обучению аудированию.
Аудирование – процесс восприятия и понимания речи на слух. Цель – научить понимать звучащую речь. Аудирование явл-ся и средством обучения. Работая с аудиотекстами, мы одновременно отрабатываем лексич, грамм, фонет навыки. Аудиотексты дают информ. для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения или письма. Это один из самых сложных видов речевой деятельности: а) одноразовость предъявления (надо учиться понимать текст с первогораза); б) невозможно адаптировать речь говорящего к своему уровню понимания (у каждого свой стиль); в) наличие сложностей, препятствующих пониманию с первого раза: - трудн., обусловленные условиями аудиров. (внешние шумы, помехи, плохая акустика, качество звукозаписи). - трудн., обусловленные индивид особенностями источника речи (надо, чтобы слушали речь разных полов и возрастов, кроме того, это индивидуальные особенности дикции, темпа, тембра. паузации, нарушения артикуляции; поним. различных диалектов ИЯ и поставленное произношение). - трудн., обусл. языковыми особенностями воспринимаемого материала (незнак. лексика, идиом. выражения, термины, аббревиатуры,); Для развития навыков аудирования необходимо знать механизмы аудирования. 1) речевой слух (обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова; благодаря р.сл. происходит узнавание знакомых образов в потоке речи).2) память (обеспечивает удерживание в голове слова, сопоставление с эталоном значения, запоминание для дальнейших операций). 3) вероятностное прогнозирование – порождение гипотез, предвосхищение хода событий. (тип прогн. Смысловое прогн. определ. знанием контекста. Лингвистическое (структурное) прогнозир. (одно слово связано с другим (и); слыша начало фразы, можно сформулир. ее конец)).4) артикулирование – внутреннее проговаривание речи.
Система упражнений на развитие навыков аудирования: 1) повторение иноязычной речи за диктором в паузу или синхронно на том же языке (развивает все 4 механизма) 2) упражнения на развитие речевого слуха: а) аудирование со зрительной опорой (печатн. текст или иллюстр. к нему) б) направленное аудир. – аудир. на узнавание конкр. слов, структур, извлечение конкретной информ; оно м. сопровожд. действием) 3) упр. на тренировку памяти: а) согл. или несогл. с утв. после прослуш. текста в) запомнить даты, имена, геогр. названия, повторить их в той же последов., что и в тексте 4) упр. на тренировку вероятн. прогнозир. а) подобрать определения к словам г) логич. развитие смысла (закончить фр.) д) определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам т.д. Этапы работы с текстом: 1. До прослушивания (создание мотивации на прослушив., снятие трудностей и т.д.) а) обсуждение вопросов/утв. до прослушивания (задание становится личностно значимым); определяется семантич. поле текста б) догадка по заголовку/ новым словам/ возможным иллюстрациям в) краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста (можно превратить в беседу) 2. Этап прослушивания (при 1ом прослуш. учащиеся решают вопр. из 1.; но надо делать несколько прослушиваний; лучше повторять задание каждый раз) а) прослуш. и вставить пропущ. слова в предл. б) просл. и сказать, какие из предл. словосочет. употребл. в нем без повтора в) просл. и сказать, какие определения к след. словам встречались г) закончить предложения (пропущена разная часть) д) просл. и сказать, что говорилось о том-то е) просл. текст и найти эквивал. в параллельном столбце 3. Послетекстовый этап.
СО ИЯ в школе и вузе. Компоненты СО. Комм компетенция как показатель способности пользоваться ИЯ-ком в процессе устной и письменной коммун. Требования к коммуникативной компетенции на разных этапах обучения.
СО-то, чему учит учитель в процессе обучения. Компоненты СО: объект обучения (язык, речь, речевая деятельность, культура), объект усвоения (знание, умение, навыки, межкульт.компетенция), рез-т обуч.(язык компетентн., речевая компетент., коммуникат.компт., социолингвист.компетен. Хар-ка компонентов СО. Язык – система знаков ввиде фонетич, лекси, грамматич, средств, являющ.орудием выраж.мыслей и служат средством общения между людьми. Овладене языком-усвоить язык, материал и правила, применение языка в процессе общения. Единицы языка: звуковые (фонемы, фонетич.слово, фраза), значимые (мрфема,слово, словосочт.предлож.). Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе. Яз.К. Предполаг. знание самого языка, его устройства и функ-ния, языковых норм, в том числе орфогр.и пунктуац. Именно яз и КК способствуют формированию умений и навыков речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. Требования к КК. Целью обучения ин.яз в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне М.З.Биболетова предлагает следующий компонентный состав коммуникативной компетенции 1. Речевая компетенция – умения учащихся в говорении (диалогическая и монологическая речь), аудировании, чтении и письменной речи; Для развития речевой компетенции необходимо обязательное использование следующих средств обучения: а) учебник б) книга для чтения, в) учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы обучаемых, практических занятий, научно-исследовательской работы. г) аудио и видеозаписи д) компьютерные программы и Интернет
2. Языковая компетенция – владение произносительной, лексической и грамматической сторонами речи, а также владение графикой и орфографией.используют следующие средсва обучения: а) рабочая тетрадь, б) таблицы, схемы, раздаточный материал, иллюстрации в) учебник; г) аудиоматериал; д) компьютерные программы и Интернет 3. Социокультурная компетенция - владение определенным набором социокультурных знаний о странах изучаемого языка (в том числе о поведении, этикете) и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умение представлять свою страну и ее культуру. а) аудиотексты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка. б) видеоматериалы, в) Погружение в виртуальное пространство – Интернет, наряду с другими компьютерными технологиями. г) пребывание в стране изучаемого языка. 4. Компенсаторная компетенция – умения выходить их положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; Данный вид компетенции развивается такими средствами как: а) учебник; б) Интернет; в) пребывание в стране изучаемого языка. 5. Учебно-познавательная компетенция – общие и специальные учебные умения, способы и приемы самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. а) разнообразные словари (англо-русские, русско-английские, толковые), где ученик найдет объяснения слов,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|