Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключевые понятия. Условия становления методики преподавания естествознания во второй половине XIX в.




Результаты профессиональной подготовки. 1. Определять условия ста­новления методики преподавания естествознания во второй половине XIX в. 2. Выяснять тенденции становления методики преподавания ес­тествознания в обозначенный период на пути к возникновению методи­ки преподавания в современном виде. 3. Называть ученых, внесших вклад в становление методики преподавания естествознания.

В 60-е гг. XIX в. в России обозначился общий подъем обще­ственной и педагогической мысли, что нашло отражение в школь­ном естественно-научном образовании и методике преподавания естествознания. В это время в педагогических журналах активно обсуждались вопросы воспитания и образования, излагались раз­вивающие педагогические идеи И.Песталоцци (1746—1827) и А.Дистервега (1790—1866). Была обозначена проблема воспита­ния у молодежи материалистического мировоззрения на базе зна­ний о природе. Поэтому естествознание в школьном образовании стали рассматривать и как средство овладения богатствами при­роды, и как путь формирования научно-материалистического ми­ровоззрения. В обстановке интереса российского общества к ес­тественным наукам было хорошо принято появление книги Ч.Дар­вина «Путешествия натуралиста», распространено его учение о происхождении видов и эволюции как историческом развитии живого мира. Идеи Ч.Дарвина одними из первых в России пропа­гандировали ученый-ботаник, профессор Петербургского универ­ситета А.Н.Бекетов (1825—1902) и его ученик К.А.Тимирязев (1843- 1920).

Глубокие мысли о воспитании в духе естествознания высказы­вал А.Н. Бекетов (1863). Он резко выступил против дедукции, ко­торая не дает деятельности мысли. По его мнению, образовательное значение естествознания заключается в развитии логического мыш­ления, которое является доказательным, индуктивным. А.Н.Бе­кетов отмечал, что дедуктивное преподавание обогащает школь­ников знаниями и готовыми выводами, но не вызывает деятель­ности мысли, заставляя работать только память. Это снижает об­разовательное значение естествознания, поэтому необходимо на­учиться наблюдать и сравнивать, а также упражняться под руко­водством опытного наблюдателя. А.Н.Бекетов сформулировал вывод о том, что к самостоятельности в деле наблюдения необхо­димо приучать планомерно и под руководством учителя. Ученый обозначил самые существенные проблемы методики своего вре­мени, в частности воспитание самостоятельного мышления, ру­ководство самостоятельными работами, развивающими наблюда­тельность, роль естествознания (своеобразие его структуры, син­тезирующей морфологию, анатомию и физиологию организма) в воспитании подрастающего поколения.

Обоснованием значимости индукции как исследовательского пути овладения знаниями А. Н. Бекетов положил начало методи­ческому поиску, выразившемуся в наше время в проблемном по­строении уроков. Его идею об объединении знаний по морфоло­гии, анатомии и физиологии организма в единое содержание в школьном предмете Н.М.Верзилин (1950) назвал «замечатель­ным методическим открытием». Много внимания А. Н. Бекетов уделял использованию наглядности и наглядных пособий, к ко­торым он относил и серии всевозможных опытов. Наглядность была им реализована в школьном учебнике по ботанике (1868), в котором он разработал и описал серию опытов по физиологии растений.

Принципы и многие высказывания А. Н. Бекетова были созвуч­ны с идеями немецкого педагога-естествоиспытателя А.Любена (1804—1873), написавшего в 40-х гг. XIX в. первую методику ес­тествознания. В отечественной школе методика и учебники А. Лю-бена получили широкое распространение, 30 лет в России наблю­далось «любеновское направление» в естествознании. Как и чеш­ский педагог Я. А. Коменский (1592—1670), Любен считал, что в изучении естествознания следует идти от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному и общему, т.е. индуктивным путем. По мнению А.Любена, есте­ствознание имеет все возможности для воспитания эстетического восприятия природы, упражнения в правильном мышлении и обу­чения умению сравнивать. Первое место в процессе обучения он отводил самостоятельной работе учащихся в школе и на экскур­сиях, что способствовало развитию у детей исследовательских умений. В своей методике ученый рекомендовал обращать вни­мание на познание разнообразия растительных форм и единства, лежащего в основе этого разнообразия, жизнедеятельности расте­ний, веществ и сил, обусловливающих жизнь.

По методу А. Любена, учащиеся вначале должны знакомиться с типичными представителями органического мира, выбранными из местной природы. Растения и животных важно изучать нагляд­но на подлинных объектах или хороших рисунках. За этими объек­тами учащиеся наблюдают, самостоятельно описывают по опре­деленному плану, а учитель лишь ставит вопросы, на которые они отвечают. В период «любеновского направления» наблюда­лись активный перевод книг А.Любена и использование русски­ми авторами в своих изданиях его методики организации процес­са обучения школьников.

Вопросы для актуализации материала. На основе использования источников по истории естествознания и методики преподавания био­логии составьте краткую характеристику метода А.Любена. Имеет ли этот метод значение в современных условиях?

Учебники по ботанике были написаны Н.И.Раевским (1865), А.Н.Бекетовым (1868), по зоологии — Д.С.Михайловым (1862), К.К.Сент-Илером (1869), И.И.Мечниковым (1871). Они не от­личались большим объемом и были ориентированы на наглядное изучение предмета.

Методика А. Любена вполне удовлетворяла русских методис­тов-биологов, но его объемные и «сухие» учебники пугали обуча­ющихся. Наблюдалось несоответствие между содержанием учеб­ников и предлагаемыми методами обучения в школе. Например, методические рекомендации по использованию наглядности на­талкивались на полное отсутствие ее в школе, а обучение по ме­тоду А.Любена без демонстрации самого объекта не давало воз­можности организовать качественный учебный процесс. Учебни­ки А.Любена были загромождены морфологией и систематикой, что противоречило требованиям нового времени. Противоречие между содержанием и методами обучения вновь поставило перед педагогической общественностью проблему определения содер­жания школьного курса естествознания в соответствии с совре­менным уровнем развития биологической науки и использования методов обучения школьников.

Первым обратил внимание и направил свою деятельность на решение этих проблем русский педагог-естествоиспытатель А.Я.Герд (1841 — 1888). Его работами было положено начало на­учной методике преподавания естествознания. А.Я.Герд упрекал любеновское направление в естествознании за неудовлетворитель­ное содержание курса. Из-за сухости содержания пропадал инте­рес к нему не только у детей, но и у взрослых. Заслуга А. Я. Герда — разработка научных основ методики преподавания предмета и создание учебников на базе эколого-биологических идей В.Ф.Зуева и дарвинизма. В 1866 г. в журнале «Учитель» появляется статья А.Я. Герда «О методике преподавания описательных естествен­ных наук». В ней автор определяет главную цель естествознания в школе — формирование у учащихся материалистического миро­воззрения и самостоятельности в познании. В книгах А. Я. Герда, а также в его преподавательской деятельности четко прослежива­ются передовые для того времени педагогические идеи развиваю­щего обучения. Основными из них являются изложение учащим­ся учебного материала о природе на эволюционной основе, фор­мирование у них «правильного мировоззрения»; внедрение «вос­ходящего порядка» в изучение живых организмов; активное раз­витие самостоятельности при изучении живых систем; использо­вание объяснительного и исследовательского подходов в обуче­нии школьников; обучение детей с опорой на ранее приобретен­ные знания; непосредственное общение с живой природой в фор­ме экскурсий, практических работ и демонстраций опытов на уро­ках; овладение в начальной школе знаниями «о земле, воздухе и воде» (триада А.Герда); комплексный подход к изучению приро­ды на начальном этапе обучения в школе (естественно-истори­ческий комплекс знаний о живой и неживой природе); обоснова­ние преемственности в изучении природы от начального курса о неживой природе до курсов ботаники, зоологии и других есте­ственно-научных курсов в старших классах (физика, химия); вне­дрение экологической направленности в содержание образователь­ного процесса; изменение названия курса «Анатомия и физиоло­гия человека» на более общее — «Человек» и его содержания со­ответственно; развитие идеи об обобщающем курсе по естествознанию для последнего года обучения в общеобразовательном за ведении.

А.Я.Герд формулировал конечную цель курса «Естествозна­ние» в общеобразовательных заведениях в виде суждения о фор­мировании у учащегося правильного мировоззрения, «согласного с современным состоянием естественных наук». «Определенное мировоззрение» для ученого — это учение Ч.Дарвина об эволю­ции, которое Герд активно пропагандировал в России. Ученый подчеркивал, что понимание единства природы «не должно быть навязано ученику», а должно достигаться особой системой изуче­ния всего курса естествознания, способствующей развитию со­знания учащихся. В 1866— 1867 гг. А.Я. Герд в журнале «Учитель» публикует ряд разработок по проведению экскурсий и лаборатор­ных работ в живой и неживой природе. По мнению ученого, эти формы работы с детьми имеют большое развивающее значение. Более того, он писал, что помимо экскурсий «крайне полезно орга­низовать в школе практические работы детей, способные возбу­дить в них самостоятельность, столь необходимую для успеха всех дальнейших занятий».

Задачей изучения естествознания А.Я.Герд считал установле­ние причинных связей и отношений между явлениями в природе, чтобы ученик мог не только видеть и знать, как многообразны формы живых организмов, но и понимать зависимость их от сре­ды — света, тепла, влаги, почвы, воздуха, и от других организмов. Можно сказать, что он впервые обосновал необходимость изуче­ния экологического материала в курсе естествознания и показал пути и средства его преподавания в школе.

Будучи приверженцем идей дарвинизма, пропагандируя един­ство содержания и методов обучения, А.Я. Герд предложил новую структуру школьного курса естествознания: 2 и 3 классы — «Неорганический мир»; 4 класс — «Растительный мир»; 5 класс — «Животный мир»; 6 класс — «Человек»; 7 класс — «История Земли».

Эта структура представляет собой попытку построения курса естествознания на эволюционной основе. Большое значение А.Я. Герд придавал преподаванию во 2 и 3 классах «Неорганиче­ского мира» для последующего изучения живых организмов. В журнале «Учитель» (1866) ученый писал: «Приступая к изуче­нию растений, ребенок должен знать важнейшие почвы и их свой­ства, чтобы понять зависимость растений между прочими вне­шними условиями и от почвы». Свои идеи он реализовал в учеб­нике о неживой природе. Первый вариант учебника вышел под названием «Первые уроки минералогии» (1869). Затем был издан второй вариант учебника с названием «Земля, воздух, вода, или Мир божий». К этому курсу А.Я.Герд написал методическое ру­ководство для учителей «Предметные уроки» (1883). Это был пер­вый специальный методический труд, в котором были представ­лены разработки уроков, экскурсий в природу, практических за­нятий («Самостоятельные занятия детей в школе»), а также вари­анты домашних заданий экспериментального характера («Задачи на дом»). Гердом написаны методические пособия «Уроки мине­ралогии» и «Питание растений», где представлены разработки наиболее трудных уроков. Все эти уроки рассматриваются им во взаимосвязи и в соответствии с содержанием предмета. Курс бо­таники и зоологии ученый рекомендовал начинать с изучения низших форм растений и животных, постепенно переходя к выс­шим формам, а затем к человеку. В 7 классе предполагалось изло­жение истории развития неорганического (происхождение Сол­нечной системы, образование планеты Земля) и органического миров, которое заканчивалось учением Ч.Дарвина. А.Я.Гердом также были написаны учебник по зоологии (в 2 частях) для сред­них учебных заведений и самообразования (1877— 1883) и учеб­ник под названием «Краткий курс естествознания» (1877) для школ, где его изучение ограничивалось тремя годами. Здесь располага­лись три раздела: «О земле», «О растениях», «О животных».

Имя А.Я.Герда и его методика (кроме «Предметных уроков»), так же как и имя В. Ф. Зуева, вскоре после их кончины были забы­ты. А научные и методические решения в области этой науки не были востребованы школой, так как уже с 1871 г. естествознание вновь было изъято из числа школьных предметов. Оно было со­хранено лишь в некоторых частных учебных заведениях. Только в 1901 г. естествознание снова стали преподавать в младших клас­сах школы, но длительный перерыв заметно затормозил развитие методики преподавания естествознания.

Вопросы для актуализации материала. На основе использования источников по истории естествознания и методики преподавания био­логии составьте краткую характеристику идей А.Я.Герда. Почему они являются актуальными в настоящее время?

Таким образом, к концу XIX в. в России благодаря работам А.Я.Герда обозначилась особая научная область в педагогике — методика преподавания биологии. Творчество ученого дало об­ширный материал для создания стройной методической системы образования по естествознанию, основанной на дарвиновской материалистической идее. Ученый решил проблему содержания, создал структуру предмета с научным ее обоснованием и опреде­лил методику преподавания естествознания в школе.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Выясните и кратко охаракте­ризуйте основные условия становления методики преподавания естество­знания во второй половине XIX в. 2. Кем и как обосновывалась структу­ра школьного предмета «естествознание»? 3. Каковы основные призна­ки методики А.Любена? 4. Назовите и охарактеризуйте приоритетные положения методики А.Я.Герда. 5. В чем заключаются профессивные черты методики преподавания естествознания второй половины XIX в. по сравнению с методикой начала этого же века?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...