Ключевые понятия. Контроль, его формы и виды; методы контроля при обучении биологии; оценка; отметка.
Результаты профессиональной подготовки. 1, Выражать определения понятий о контроле, оценке и отметке. 2. Понимать смыслы понятий о контроле и проверке. 3. Называть и кратко характеризовать формы, виды, методы контроля за биологической подготовкой учащихся. 4. Применять знания о формах, видах и методах контроля в учебных ситуациях. В современных условиях контролю за уровнем общеобразовательной подготовки школьников уделяется серьезное внимание. Это в полной мере относится и к биологии. От эффективности усвоения молодым поколением биологического материала во многом зависит полноценное функционирование российского общества. Именно это образование является основой для поддержания здоровья нации, культивирования здорового образа жизни человека, выяснения резерва ресурсов живой природы и реализации способов рационального их использования, интенсивного развития сельского хозяйства, технологий, связанных с живыми системами, и дальнейшего развития биологической науки. К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция снижения интереса учащихся к предметам естественно-научного цикла, включая и биологию. Об этом свидетельствуют результаты разных видов промежуточного и итогового контроля качества подготовки учащихся. При реализации Национального проекта «Образование», внедрении ГОСТов школьного образования нового поколения становится понятным, что традиционные формы контроля качества знаний и умений выпускников постепенно утрачивают свою актуальность. Поэтому специалистами различных сфер образования осуществляется поиск наиболее эффективных способов контроля. Вопросы для актуализации материала. Просмотрите научно-методические журналы «Биология в школе», «Химия в школе», «Естествознание в школе», «Физика в школе» за последние 2 — 3 года и выясните к изучению предметов естественно-научного цикла. Какие пути стимулирования интереса к их изучению предлагают названные журналы?
Известно, что контроль в основном предполагает наблюдение за процессом усвоения знаний и умений, иначе говоря, систематическую их проверку. По своей сути контроль призван обеспечивать установление обратной связи, т.е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие и в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний. Учитель также получает сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях. Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Контроль помогает ему понять, каких успехов он добился в освоении знаний, увидеть недостатки в них. Систематический контроль дисциплинирует учащихся, приучает их к определенному ритму учебной деятельности, а также развивает эмоционально-волевые качества. Современная концепция содержания образования (В.В.Кра-евский, И.Я.Лернер, Л.Я.Зорина, В.С.Леднев) утверждает о необходимости осуществления контроля за накоплением учащимися не только предметных знаний и способов действия, но также опыта ценностных отношений к изучаемым объектам и опыта творческой деятельности для их использования в учебных и реальных ситуациях. Для организации полноценного контроля за усвоением обозначенных компонентов содержания образования в целом и биологического образования, в частности, необходимо иметь представление о совокупности форм контроля. На протяжении функционирования методики преподавания биологии как науки на основе анализа и использования различных критериев определился достаточно широкий спектр форм контроля за результатами обучения учащихся общеобразовательной школы. Обобщенное выражение спектра форм контроля представлено в табл. 9.1.
Вопросы для актуализации материала. Используя учебники и другие источники по общей педагогике дополните материалы табл. 9.1. На какие формы контроля в них обращается большее внимание? Почему? Обозначенные и другие формы контроля за биологической подготовкой способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и стимулированию их интереса к изучению предмета. Представим краткие характеристики некоторых форм контроля. Одной из самых распространенных форм традиционно считается устная проверка. Ее используют преимущественно для кон- Таблица 9.1 Формы контроля за подготовкой учащихся по биологии
|
Окончание табл. 9.1 |
Письменный контроль при обучении биологии обеспечивает более глубокую и всестороннюю проверку усвоения учебного материала, ибо он требует демонстрации комплекса знаний и умений. В письменной работе учащимся необходимо показывать как знания теоретического плана, так и умения применять их для решения конкретных задач и учебных проблем. Такой контроль целесообразнее применять в старших классах. Это связано с возрастными особенностями учащихся и развитостью у них абстрактно-логического мышления. При обучении биологии названную форму контроля можно использовать на завершающих этапах изучения крупных тем разделов. Преимущество этой формы контроля заключается еще и в том, что за короткий промежуток времени он позволяет опросить большое количество учащихся. Более того, учитель, имея эталон ответа, может организовать самоконтроль обучаемых. Это обеспечивает высокую объективность оценивания.
|
|
Практический контроль в биологической подготовке школьников применяется реже, чем другие. Его специфика связана с самостоятельным проведением обучающимися лабораторных опытов, практических работ в классных и природных условиях, с монтажом моделей, а также проектированием естественных процессов и явлений. Такой контроль предполагает, прежде всего, реализацию деятельностного подхода в биологическом образовании учащихся и требует от учителя высокого профессионального уровня. К сожалению, по разным причинам учителя биологии избегают использование такого контроля, что, безусловно, отрицательно сказывается на результатах обучения.
Выполнение самостоятельных работ при обучении биологии обеспечивает продвижение учащихся от репродуктивных способов деятельности к творчеству, переход от видения конкретного действия к общему, от решения отдельных элементов учебных задач к целостной структуре учебной деятельности, от отдельного мотива к системе отношений. Такой контроль в школьной биологии используется часто. Его целесообразно включать в процесс обучения при рассмотрении материала мировоззренческого, эволюционного, экологического, генетического и физиологического содержания.
Обозначенные формы контроля в методике обучения биологии конкретизируются с помощью определенных его видов — предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.
Предварительный контроль имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающемуся находить более эффективные методы и формы работы.
|
|
Текущий контроль осуществляется, как правило, по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, ценностных отношений, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в предметной подготовке учащихся и оказать им помощь в осмыслении программного материала, он стимулирует ответственность учащихся за подготовку к каждому занятию.
Таблица 9.2 Методы контроля и самоконтроля при обучении биологии
Метод | Формы и виды контроля |
Устный контроль | Рассказ по определенной теме, сообщение по заданной теме, беседа репродуктивная, актуализирующая, определение биологического понятия и его характеристика, объяснение сущности биологического явления, описание биологического объекта |
Письменный контроль | Составление плана ответа, запись определения понятия и краткого пояснения к нему, составление схематического рисунка биологического объекта и надписывание частей, составление логической схемы, заполнение текстовой таблицы, описание биологического объекта по его изображению, решение биологических задач, написание краткого сообщения, отчета, мини-сочинения, тестирование при помощи кодированных заданий — цифровых, буквенных, графических |
Лабораторно-практический контроль | Распознавание, определение и характеристика компонентов биологической системы, определение организмов соответствующих экологических групп и их характеристика, воспроизведение последовательности опыта с использованием лабораторного оборудования, воспроизведение последовательности наблюдения за биологическими объектами, составление статической модели биологического объекта и его характеристика |
Автоматизированный контроль | Компьютерное тестирование, моделирование биологических объектов и экологических систем; характеристика внутреннего строения органов, систем органов и организма в ситуации виртуального препарирования |
Самоконтроль | Проверка ответов по эталону тестов, выполненных заданий, решенных задач, рисунков с надписями, определения биологического понятия, характеристики биологического объекта, описания природных (леса, луга, во- |
доема) и искусственных (поля, аквариума) экологических систем; нахождение допущенных ошибок в ответах; | |
анализ причин неправильного решения познавательных задач, определение и использование способов устранения обнаруженных пробелов своей биологической подготовки |
Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени — в конце четверти или полугодия. При изучении биологии этот вид контроля используется в основном в старших классах в виде семинарских занятий, собеседований, выполнения тестов и др. При этом наряду с контролем знаний и умений учащихся целесообразно проверять также степень овладения ими опытом эмоционально-ценностных отношений и творческой деятельности.
Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела с целью систематизации знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности. При этом учащимся предлагается выполнить задания и решить задачи, которые требуют не только воспроизведения биологического материала, но и его использования в новых учебных и (или) реальных ситуациях.
Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения биологии. Он охватывает всю систему знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой биологической деятельности с учетом требований учебных программ и ГОСТов по предмету.
Периодический, тематический и итоговый виды контроля в практике обучения биологии часто реализуются в форме собеседования, контрольной работы, семинара, тестирования, зачета и экзамена.
Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений, ценностных отношений к объектам живой природы и опыта творческой биологической деятельности по истечении длительного промежутка времени после изучения раздела или курса в целом. По его результатам можно судить об эффективности процесса обучения учащихся биологии. Как правило, этот вид контроля реализуется при использовании тестовых заданий.
Вопросы для актуализации материала. Используя источники по методике обучения биологии, дополните материалы о видах контроля за подготовкой учащихся. Сделайте необходимые записи в рабочих тетрадях.
Наряду с формами и видами контроля биологической подготовки учащихся используются различные методы. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
В практике обучения биологии используются методы устного, письменного, практического, автоматизированного контроля и самоконтроля (табл. 9.2).
Вопросы для актуализации материала. Используя методические источники, дополните материалы о методах контроля и самоконтроля при обучении биологии. Сделайте необходимые записи в тетрадях.
Контроль за биологической подготовкой учащихся осуществляется с обязательной оценкой знаний, умений, опыта ценностных отношений и творческой деятельности. Оценка предполагает указание учителем на положительные и отрицательные характеристики ответов учащихся.
При этом он обращает внимание на последовательность представления учебного материала, его глубину, аргументированность ответов и их объективность. Следовательно, оценка связана с анализом достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и его сравнения с эталонными представлениями, описанными в учебных программах и учебниках биологии. Условным отражением оценки является отметка, которая выражается в отечественной педагогике в баллах. В России принята 4-балльная система отметок: «5» — владеет биологическим материалом в полной мере (отлично), «4» — владеет достаточно (хорошо), «3» — владеет недостаточно (удовлетворительно), «2» — не владеет (неудовлетворительно).
Итак, представления о формах, видах и методах контроля знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности имеют важное значение в профессиональной деятельности учителя биологии. Они позволяют ему обнаруживать недостатки в системе биологического образования учащихся и принимать адекватные меры по их успешной ликвидации. Вместе с тем контроль дает возможность определять и фиксировать достижения, необходимые школьникам для успешной социализации в условиях современной российской действительности.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1, Сформулируйте определения понятий о контроле, оценке и отметке. 2. Чем отличаются смыслы понятий о контроле и проверке? 3. Назовите основные формы и виды контроля за биологической подготовкой учащихся. 4. Назовите и кратко охарактеризуйте методы контроля, используемые при обучении биологии. 5. На примере темы «Класс Млекопитающие» выразите необходимые формы, виды и методы контроля знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности учащихся. Заполните таблицу:
|
Необходимые формы, виды и методы контроля по теме «Класс Млекопитающие» |
|
|