Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключевые понятия. Контроль, его формы и виды; методы контроля при обучении биологии; оценка; отметка.




Результаты профессиональной подготовки. 1, Выражать определения понятий о контроле, оценке и отметке. 2. Понимать смыслы понятий о контроле и проверке. 3. Называть и кратко характеризовать формы, виды, методы контроля за биологической подготовкой учащихся. 4. Приме­нять знания о формах, видах и методах контроля в учебных ситуациях.

В современных условиях контролю за уровнем общеобразова­тельной подготовки школьников уделяется серьезное внимание. Это в полной мере относится и к биологии. От эффективности усвоения молодым поколением биологического материала во мно­гом зависит полноценное функционирование российского обще­ства. Именно это образование является основой для поддержания здоровья нации, культивирования здорового образа жизни чело­века, выяснения резерва ресурсов живой природы и реализации способов рационального их использования, интенсивного разви­тия сельского хозяйства, технологий, связанных с живыми систе­мами, и дальнейшего развития биологической науки.

К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция сни­жения интереса учащихся к предметам естественно-научного цик­ла, включая и биологию. Об этом свидетельствуют результаты раз­ных видов промежуточного и итогового контроля качества подго­товки учащихся. При реализации Национального проекта «Обра­зование», внедрении ГОСТов школьного образования нового по­коления становится понятным, что традиционные формы конт­роля качества знаний и умений выпускников постепенно утрачи­вают свою актуальность. Поэтому специалистами различных сфер образования осуществляется поиск наиболее эффективных спо­собов контроля.

Вопросы для актуализации материала. Просмотрите научно-мето­дические журналы «Биология в школе», «Химия в школе», «Естествозна­ние в школе», «Физика в школе» за последние 2 — 3 года и выясните к изучению предметов естественно-научного цикла. Какие пути стимули­рования интереса к их изучению предлагают названные журналы?

Известно, что контроль в основном предполагает наблюдение за процессом усвоения знаний и умений, иначе говоря, система­тическую их проверку. По своей сути контроль призван обеспе­чивать установление обратной связи, т.е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий уста­навливает, какие и в каком объеме знания усвоил обучаемый, го­тов ли он к восприятию новых знаний. Учитель также получает сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обу­чаемого. Контроль показывает обучающему, насколько его соб­ственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях.

Во время контроля получает информацию о своей учебной де­ятельности и сам обучаемый. Контроль помогает ему понять, ка­ких успехов он добился в освоении знаний, увидеть недостатки в них. Систематический контроль дисциплинирует учащихся, при­учает их к определенному ритму учебной деятельности, а также развивает эмоционально-волевые качества.

Современная концепция содержания образования (В.В.Кра-евский, И.Я.Лернер, Л.Я.Зорина, В.С.Леднев) утверждает о не­обходимости осуществления контроля за накоплением учащими­ся не только предметных знаний и способов действия, но также опыта ценностных отношений к изучаемым объектам и опыта твор­ческой деятельности для их использования в учебных и реальных ситуациях.

Для организации полноценного контроля за усвоением обо­значенных компонентов содержания образования в целом и био­логического образования, в частности, необходимо иметь пред­ставление о совокупности форм контроля. На протяжении функ­ционирования методики преподавания биологии как науки на основе анализа и использования различных критериев определился достаточно широкий спектр форм контроля за результатами обу­чения учащихся общеобразовательной школы. Обобщенное вы­ражение спектра форм контроля представлено в табл. 9.1.

Вопросы для актуализации материала. Используя учебники и дру­гие источники по общей педагогике дополните материалы табл. 9.1. На какие формы контроля в них обращается большее внимание? Почему?

Обозначенные и другие формы контроля за биологической подготовкой способствуют активизации познавательной деятель­ности учащихся и стимулированию их интереса к изучению пред­мета. Представим краткие характеристики некоторых форм конт­роля. Одной из самых распространенных форм традиционно счи­тается устная проверка. Ее используют преимущественно для кон-

Таблица 9.1 Формы контроля за подготовкой учащихся по биологии

 

Критерий выделения Форма контроля Основное предназначение
формы   формы
Количество учащихся Индивидуальная (персональная) Групповая Фронтальная Контроль знаний,умений и особенно опыта творче­ской деятельности Контроль знаний, некото­рых умений и особенно опыта ценностных отно­шений Контроль знаний
Особенности ор­ганизации дея­тельности уча­щихся и учителя Письменная работа Устная работа Контроль знаний и умений Контроль знаний,умений и опыта ценностных отно­шений
  Домашняя работа Контроль знаний,умений и опыта творческой дея-
    тельности
  L-dMUL 1 оя 1 ел ьн аЯ работа Контроль умений исполь­зовать источники биологи­ческой информации, средства наглядности
  Лабораторная работа Контроль учебно-исследо­вательских умений — по­становки и проведения эксперимента (опыта),
    анализа и оформления
  Практическая работа его результатов Контроль умений выпол­нять действия по ухажи­ванию за живыми орга­низмами, обрабатывать почву и др.
   
Технология про­ведения контроля и характер руко­водства Графическая, про­граммированная, автоматическая Тестирование Контроль знаний и умений Контроль знаний, умений, опыта ценностных отно-
    шений и творческой дея-
    тельности
     

 

Критерий выделения формы   Основное
Форма контроля предназначение формы
     
Уровень познава­тельной самосто- Выполнение воспро­изводящей работы Контроль знаний и умений
ятельности уча- Выполнение самостоя- Контроль знаний, умений
щихся тельной работы по инструкции (заданию) Выполнение самосто­ятельной работы творческого характера и опыта ценностных от­ношений Контроль знаний, умений, опыта ценностных отно­шений и особенно опыта творческой деятельности

 

Окончание табл. 9.1

троля знаний, умений и опыта ценностных отношений учащихся к объектам живой природы. При устном ответе учащиеся не толь­ко воспроизводят биологический материал, но и, осмысливая его, выражают в определенной логике, называя существенные и глав­ные признаки, устанавливая связи и отношения. Следовательно, устный контроль позволяет проверить у школьников как факти­ческий биологический материал, так и степень их овладения ин­теллектуальными умениями. Благодаря устному контролю возни­кает объективная возможность в осмыслении учащимися ценнос­тей живых систем — познавательных, эстетических, этических, технологических, рекреационных, оздоровительных. Вместе с тем названная форма контроля позволяет выражать личностное отно­шение учащихся к биологическим объектам в контексте указан­ных ценностей. Эта форма контроля может реализоваться инди­видуально, в группах и фронтально. Устные ответы учащихся мо­гут сопровождаться демонстрацией натуральных объектов, медиа-средств, настенных таблиц, моделей, результатов опытов. При устном контроле важно стимулировать деятельность всего класса. Такой контроль широко практикуется при изучении всех разде­лов и тем школьной биологии, он позволяет учащимся задавать дополнительные вопросы, исправлять ошибки товарища, допол­нять и оценивать ответы.

Письменный контроль при обучении биологии обеспечивает более глубокую и всестороннюю проверку усвоения учебного ма­териала, ибо он требует демонстрации комплекса знаний и уме­ний. В письменной работе учащимся необходимо показывать как знания теоретического плана, так и умения применять их для ре­шения конкретных задач и учебных проблем. Такой контроль це­лесообразнее применять в старших классах. Это связано с возрас­тными особенностями учащихся и развитостью у них абстрактно-логического мышления. При обучении биологии названную фор­му контроля можно использовать на завершающих этапах изуче­ния крупных тем разделов. Преимущество этой формы контроля заключается еще и в том, что за короткий промежуток времени он позволяет опросить большое количество учащихся. Более того, учи­тель, имея эталон ответа, может организовать самоконтроль обучае­мых. Это обеспечивает высокую объективность оценивания.

Практический контроль в биологической подготовке школь­ников применяется реже, чем другие. Его специфика связана с самостоятельным проведением обучающимися лабораторных опы­тов, практических работ в классных и природных условиях, с мон­тажом моделей, а также проектированием естественных процес­сов и явлений. Такой контроль предполагает, прежде всего, реа­лизацию деятельностного подхода в биологическом образовании учащихся и требует от учителя высокого профессионального уров­ня. К сожалению, по разным причинам учителя биологии избега­ют использование такого контроля, что, безусловно, отрицатель­но сказывается на результатах обучения.

Выполнение самостоятельных работ при обучении биологии обеспечивает продвижение учащихся от репродуктивных спосо­бов деятельности к творчеству, переход от видения конкретного действия к общему, от решения отдельных элементов учебных задач к целостной структуре учебной деятельности, от отдельного мотива к системе отношений. Такой контроль в школьной биоло­гии используется часто. Его целесообразно включать в процесс обучения при рассмотрении материала мировоззренческого, эво­люционного, экологического, генетического и физиологического содержания.

Обозначенные формы контроля в методике обучения биоло­гии конкретизируются с помощью определенных его видов — предварительный, текущий, периодический, тематический, ито­говый и отсроченный.

Предварительный контроль имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений уча­щихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учеб­ного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающемуся находить более эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется, как правило, по ходу обу­чения и позволяет определить степень сформированности зна­ний, умений, ценностных отношений, а также их глубину и проч­ность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в предметной подготовке учащихся и оказать им помощь в осмыслении программного материала, он стимулирует ответ­ственность учащихся за подготовку к каждому занятию.

 

Таблица 9.2 Методы контроля и самоконтроля при обучении биологии

Метод Формы и виды контроля
Устный контроль Рассказ по определенной теме, сообщение по заданной теме, беседа репродуктивная, актуализирующая, опре­деление биологического понятия и его характеристика, объяснение сущности биологического явления, описа­ние биологического объекта
Письменный контроль Составление плана ответа, запись определения понятия и краткого пояснения к нему, составление схематичес­кого рисунка биологического объекта и надписывание частей, составление логической схемы, заполнение тек­стовой таблицы, описание биологического объекта по его изображению, решение биологических задач, напи­сание краткого сообщения, отчета, мини-сочинения, те­стирование при помощи кодированных заданий — циф­ровых, буквенных, графических
Лабораторно-практический контроль Распознавание, определение и характеристика компо­нентов биологической системы, определение организ­мов соответствующих экологических групп и их харак­теристика, воспроизведение последовательности опыта с использованием лабораторного оборудования, воспро­изведение последовательности наблюдения за биологи­ческими объектами, составление статической модели биологического объекта и его характеристика
Автоматизи­рованный контроль Компьютерное тестирование, моделирование биологи­ческих объектов и экологических систем; характеристи­ка внутреннего строения органов, систем органов и орга­низма в ситуации виртуального препарирования
Самоконтроль Проверка ответов по эталону тестов, выполненных за­даний, решенных задач, рисунков с надписями, опреде­ления биологического понятия, характеристики биоло­гического объекта, описания природных (леса, луга, во-
  доема) и искусственных (поля, аквариума) экологичес­ких систем; нахождение допущенных ошибок в ответах;
  анализ причин неправильного решения познавательных задач, определение и использование способов устране­ния обнаруженных пробелов своей биологической под­готовки

Периодический контроль подводит итоги работы за опреде­ленный период времени — в конце четверти или полугодия. При изучении биологии этот вид контроля используется в основном в старших классах в виде семинарских занятий, собеседований, выполнения тестов и др. При этом наряду с контролем знаний и умений учащихся целесообразно проверять также степень овладе­ния ими опытом эмоционально-ценностных отношений и твор­ческой деятельности.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела с целью систематизации знаний, умений, ценностных от­ношений и опыта творческой деятельности. При этом учащимся предлагается выполнить задания и решить задачи, которые требу­ют не только воспроизведения биологического материала, но и его использования в новых учебных и (или) реальных ситуациях.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения биологии. Он охватывает всю систему знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой биологической дея­тельности с учетом требований учебных программ и ГОСТов по предмету.

Периодический, тематический и итоговый виды контроля в практике обучения биологии часто реализуются в форме собесе­дования, контрольной работы, семинара, тестирования, зачета и экзамена.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и уме­ний, ценностных отношений к объектам живой природы и опыта творческой биологической деятельности по истечении длитель­ного промежутка времени после изучения раздела или курса в целом. По его результатам можно судить об эффективности про­цесса обучения учащихся биологии. Как правило, этот вид конт­роля реализуется при использовании тестовых заданий.

Вопросы для актуализации материала. Используя источники по методике обучения биологии, дополните материалы о видах контроля за подготовкой учащихся. Сделайте необходимые записи в рабочих тетрадях.

Наряду с формами и видами контроля биологической подго­товки учащихся используются различные методы. Методы конт­роля — это способы, с помощью которых определяется результа­тивность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педа­гогической работы обучающих.

В практике обучения биологии используются методы устного, письменного, практического, автоматизированного контроля и самоконтроля (табл. 9.2).

Вопросы для актуализации материала. Используя методические источники, дополните материалы о методах контроля и самоконтроля при обучении биологии. Сделайте необходимые записи в тетрадях.

Контроль за биологической подготовкой учащихся осущест­вляется с обязательной оценкой знаний, умений, опыта ценно­стных отношений и творческой деятельности. Оценка предполагает указание учителем на положительные и отрицательные характеристики ответов учащихся.

При этом он обращает внимание на последовательность пред­ставления учебного материала, его глубину, аргументированность ответов и их объективность. Следовательно, оценка связана с анализом достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и его сравнения с эталонными представлениями, описанными в учебных программах и учебниках биологии. Ус­ловным отражением оценки является отметка, которая выража­ется в отечественной педагогике в баллах. В России принята 4-балльная система отметок: «5» — владеет биологическим мате­риалом в полной мере (отлично), «4» — владеет достаточно (хо­рошо), «3» — владеет недостаточно (удовлетворительно), «2» — не владеет (неудовлетворительно).

Итак, представления о формах, видах и методах контроля зна­ний, умений, ценностных отношений и опыта творческой дея­тельности имеют важное значение в профессиональной деятель­ности учителя биологии. Они позволяют ему обнаруживать недо­статки в системе биологического образования учащихся и прини­мать адекватные меры по их успешной ликвидации. Вместе с тем контроль дает возможность определять и фиксировать достиже­ния, необходимые школьникам для успешной социализации в условиях современной российской действительности.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1, Сформулируйте определе­ния понятий о контроле, оценке и отметке. 2. Чем отличаются смыслы понятий о контроле и проверке? 3. Назовите основные формы и виды контроля за биологической подготовкой учащихся. 4. Назовите и крат­ко охарактеризуйте методы контроля, используемые при обучении био­логии. 5. На примере темы «Класс Млекопитающие» выразите необхо­димые формы, виды и методы контроля знаний, умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности учащихся. Заполните таб­лицу:

 

Категории контроля Выразители категорий контроля
Формы 1. 2.  
Виды 1. 2.  
   
Методы 1. 2.

 

Необходимые формы, виды и методы контроля по теме «Класс Млекопитающие»





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.