Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели физической среды класса-лаборатории должны быть согласованы с принятыми санитарно-гигиеническими нормами.




8 помещении кабинета должны поддерживаться определенная температура, влажность, уровень освещенности, соблюдено про­центное соотношение вредных примесей в воздухе.

Важный момент в оборудовании кабинета — правильное осве­щение, так как недостаток света снижает работоспособность уча­щихся и приводит к ухудшению зрения. Окна оборудуются солн­цезащитными шторами светлых тонов или устройствами жалюзи. Не рекомендуется использовать шторы из поливинилхлоридной пленки. В нерабочем состоянии шторы должны размещаться в простенках между окнами. Очистка и мытье окон проводятся два раза в год — весной и осенью.

Комнатные растения размещают в переносных цветочницах, в подвесных кашпо. На подоконниках возможна расстановка толь­ко низкорослых растений, не загораживающих свет. При созда­нии коллекции растений целесообразно ограничиться 25 — 30 ви­дами растений. При этом следует учитывать микроклимат поме­щения (температуру, влажность, освещенность), его площадь.

Для максимального использования дневного света и равномер­ного освещения учебных помещений не рекомендуется закраши­вать оконные стекла; сажать деревья ближе 15 м, кустарники бли­же 5 м от здания школы.

При искусственном освещении лучше использовать люминес­центные светильники с лампами марки ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допуска­ется применение ламп накаливания. Однако не следует в одном помещении размещать люминесцентные лампы и лампы накали­вания. Светильники с люминесцентными лампами должны рас­полагаться параллельно стене на расстоянии 1,2 м от окон и 1,5 м от внутренней стены.

Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя ус­тановленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125). Светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской. Необходимо предусмотреть раздельное включение линий светиль­ников.

Важный элемент оборудования кабинета — его правильная ос­вещенность, так как из-за недостаточного освещения снижается работоспособность учащихся, происходит ухудшение зрения. Очень часто освещенность помещения снижается из-за загрязнения окон­ных стекол, размещения на окнах крупных растений или много­численных полок с растениями, из-за неправильного выбора цве­та стен. При искусственном освещении лучше всего использовать люминесцентные светильники с лампами белого цвета. Как пока­зали гигиенические исследования, смешение естественного и ис­кусственного освещения не оказывает отрицательного воздействия на организм.

Уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк. При использовании технических средств обучения и необходимо­сти сочетать восприятие информации с экрана и одновременное ведение записей в тетрадях освещенность на столах учащихся дол­жна быть 300 лк. Во время работы проекторов освещенность на столах учащихся должна быть 500 лк. При этом следует использо­вать либо одно местное освещение, либо создавать систему «функ­ционального» искусственного освещения с «темным» коридором перед экраном. Необходимо проводить чистку осветительной ар­матуры два раза год. Привлекать к этой работе учащихся запре­щается.

Электрический ток необходим в кабинете не только для осве­щения, но и для работы проекционной аппаратуры, поэтому розетки устанавливают на стенах и демонстрационном столе учи­теля.

Цветовое решение интерьера кабинета биологии оказывает вли­яние на общий уровень освещенности, на работоспособность уча­щихся и учителя. Для отделки учебных помещений используются материалы и краски, создающие матовую поверхность. Стены це­лесообразно покрасить в светло-сиреневый, светло-голубой, светло-зеленый, светло-кремовый или розовато-бежевый цвета. Поме­щения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона, на се­вер — в теплые. Двери окрашивают той же краской, что и стены, но более насыщенного тона, оконные рамы — в белый или светло­серый цвета. Для столов, стульев, шкафов рекомендуются цвета натурального дерева или светло-зеленый, для классных досок — темно-зеленый и темно-коричневый.

Полы желательно покрыть пластиком, не вызывающим раз­рядки статического электричества, или покрасить масляной крас­кой темно-бежевого, коричневого, зеленого цвета, гармонирую­щего с окраской стен.

Температура воздуха в кабинете в зависимости от климатичес­ких условий должна составлять в учебных кабинетах с обычным остеклением — 18 —20°С, при ленточном остеклении — 19 — 21 °С.

Кроме приточно-вытяжной вентиляции, предусмотренной про­ектом школы, необходимо проветривать кабинет на переменах. Открывающаяся часть окон (форточки, фрамуги) по обшей пло­щади должна составлять не менее 1/50 площади пола. В теплые дни занятия проводятся при открытых форточках и фрамугах. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание. Длительность сквозного проветривания учебного кабинета зависит от температуры наружного воздуха.

Водоснабжение должно быть подведено к демонстрационному столу учителя и в лаборантской комнате.

Площадь кабинета должна позволять расставить мебель с соблю­дением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы ста­вятся в три ряда: расстояние между столами в ряду — 0,6 — 0,7 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения — 0,5 — 0,7 м, от первых столов до классной доски — 2,4 — 2,7 м; от демонстра­ционного стола до доски — не менее 1 м; от последних столов до задней стены — 0,7 м; наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски — 8,6 м.

Нижний край учебной доски располагается над полом на вы­соте 0,8 — 0,9 м. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) дол­жен быть не менее 35 ° для учащихся. Вдоль задней стены класса-лаборатории устанавливают секционные шкафы для учебного обо­рудования. На передней стене размещают доску и часть постоян­ной экспозиции. На боковой стене, противоположной окнам, ус­танавливают витрины или стенды.

Вопросы для актуализации материала. Соблюдались ли правила освещения, эргономические показатели кабинета биологии в школе, где вы обучались и проходили педагогическую практику?

В лаборантском помещении размещают шкафы для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых жи­вых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для учителя, устанавлива­ют раковину-мойку с сушилкой.

Оборудование классифицируется по разделам курса, видам пособий, с учетом частоты его использования. В классе-лаборато­рии размещают оборудование для проведения самостоятельных и лабораторных работ (оптические приборы, лотки для раздаточно­го материала, препаровальные инструменты и т.д.).

Учебное оборудование, используемое в преподавании биоло­гии, можно разделить на следующие группы.

1. Натуральные объекты: живые растения и животные, коллек-
ции, влажные и остеологические препараты, гербарии, таксидер-
мический материал, микропрепараты.

К натуральным объектам относятся гербарии, чучела, энтомо­логические коллекции. Помимо этого, в их число входят и влаж­ные препараты. Натуральные объекты выцветают от действия пря­мых солнечных лучей, поэтому их хранят в шкафах с глухими дверками. С целью предотвращения повреждения пособий музей­ными вредителями (в основном насекомыми) два раза в год про­водят их дезинфекцию. Делать это следует в период школьных каникул, после чего помещение необходимо проветрить. Сильно поврежденные музейными вредителями натуральные объекты не­медленно списываются и уничтожаются.

Натуральные объекты и приборы при комплектовании каби­нета приобретают по числу учащихся. Номенклатура и количе­ство гербариев, влажных препаратов, коллекций и т.д. при углуб­ленном изучении биологии должны быть увеличены. При углуб­ленном изучении особое значение имеют работы с микропрепа­ратами. Поэтому для каждого рабочего места должны быть пре­дусмотрены микроскопы и возможность включения подсветки для работы с ними.

2. Приборы, посуда, принадлежности для проведения демон-
страционных и лабораторных работ. Для оптических приборов —
микроскопов, штативных и ручных луп — желательно отвести специальный шкаф. Микроскопы целесообразно хранить под чех­лом из синтетической пленки в закрывающихся секциях шкафа; ручные лупы — в специальных укладках. Препаровальные инст­рументы (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты) раз­мещают в самодельных укладках. В кабинете биологии использу­ют разнообразную лабораторную посуду. Ее размещение зависит от частоты использования. Наиболее часто применяются посуда небольшой емкости, предметные и покровные стекла, поэтому их располагают в средней части шкафа в лотках. В этом же шкафу на верхней полке хранят различные лабораторные приборы; в ниж­нем отделении помещают мелкие лабораторные принадлежности: штативы, стеклянные и резиновые трубки, пробки. На торцевой части укладок наклеивают этикетки с перечнем имеющегося обо­рудования.

На уроках биологии достаточно часто используются химиче­ские реактивы. Требования, предъявляемые к их хранению, об­щие для школы. Целесообразно иметь в кабинете следующие ре­активы: раствор йода в йодистом калии, крахмал, глюкозу, на­трий бикарбонат, калия перманганат, известковую воду, спирт эти­ловый, формалин (40 %), натрий хлорид (физиологический ра­створ, гипертонический раствор). Растворы и сухие вещества хра­нят в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую банку снабжают этикеткой с названием, формулой вещества и его кон­центрацией. Реактивов без этикеток в кабинете быть не должно. Органические вещества (спирт, формалин) лучше хранить в каби­нете химии.

Экскурсионное оборудование, самодельные папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбо­ра живого материала складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской комнате.

Координационно-аналитическим центром по научно-техниче­ским программам Министерства образования и науки РФ (ФГУП «Центр МНТП») совместно с Институтом общего среднего обра­зования РАО разработано оборудование для биологической мик­ролаборатории, позволяющее проводить лабораторно-практичес-кие работы (66 наименований) по всем разделам курса биологии. С помощью такого комплекта учитель может формировать необ­ходимые умения и навыки проведения биологического экспери­мента и целенаправленного наблюдения. Кроме того, приобрете­ние микробиологической лаборатории создает безопасные усло­вия и практические удобства в работе и размещении оборудова­ния в кабинете. При этом учитель легко осуществляет визуаль­ный контроль за сохранностью оборудования.

Биологическая микролаборатория включает оптические при­боры, набор из 39 готовых микропрепаратов по всем разделам школьного курса биологии, лоток для раздаточного материала и

24 наименования лабораторного оборудования (набор для микро-скопирования, препаровальные инструменты, лабораторную по­суду, спиртовку и пр.). Оборудование размещается в упаковке раз­мером 420 х 280 х 130 мм, массой 4 кг (без микроскопа). К набору прилагаются «Методические рекомендации к лабораторным работам по биологии» и методическое обеспечение на компакт-диске.

3. Изобразительные средства обучения: объемные (модели, муляжи, рельефные таблицы); плоскостные (модели-аппликации, таблицы на печатной основе, карты географические, дидактичес­кий раздаточный материал); традиционные экранно-звуковые сред­ства (учебные кинофильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты для наложения, таблицы-фолии, представляющие собой «транс­парант» из одного кадра и применяемые как таблицы эпизоди­ческого пользования, видеофильмы).

Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах. Микропрепараты продаются в специальной фабричной упаковке, в шкафах их располагают горизонтально, чтобы предохранить от оплывания. Наборы микропрепаратов классифицируют по клас­сам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в спе­циальных укладках с 4 —5 гнездами. Муляжи, модели располага­ют в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублени­ях из мягкой бумаги; крупные анатомические модели — под чех­лами из плотной материи или синтетической пленки. Таблицы должны быть наклеены на картон или ткань и расставляются по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии. На уроках биологии при изучении разных разделов ис­пользуют большое количество диапозитивов (слайдов), которые хранят в альбомах-кляссерах, подобранных по классам.

Основную часть материалов эпизодического использования размещают вне кабинета, и учащиеся могут ознакомиться с ними на переменах. В коридорах и рекреациях, примыкающих к биоло­гическому кабинету, рекомендуется размещать стенды по проф­ориентации школьников с литературой для внеклассного чтения, а также фотомонтажи, стенгазеты биологических кружков и т. п.

При размещении предметов постоянной и временной экспо­зиции следует учитывать, что представленный на них материал — текст, рисунки — должны быть видны с любого рабочего места ученика. Для постоянного экспонирования в кабинете биологии рекомендуются таблицы следующей тематики: развитие органи­ческого мира, строение растительной и животной клетки, уровни организации живой природы (серия выпускается издательством «Школа-Пресс»), фенологические наблюдения, экологические проблемы региона. В постоянной экспозиции кабинета могут быть представлены царства живой природы, классификация растений и животных, техника микроскопирования, правила поведения в кабинете биологии.

На боковой стене класса-лаборатории необходимо разместить несколько портретов ученых-биологов, а также карту по охране природы, которая используется при изучении распространения растений и животных, вопросов их охраны.

Вдоль боковой (или задней) стены могут быть размещены шка­фы (двухсекционные, верхняя секция остекленная) или витри­ны, в которых располагают представителей основных система­тических групп растительного и животного мира (в виде гербар-ного материала, чучел и т.п.). Возможны самодельные экспози­ции со сменными объектами по сезонам года: «Типичные био­ценозы», например биоценоз смешанного леса, болота, плодо­вого сада. Для их создания используют коллекции насекомых, чучела и муляжи животных, древесные побеги, мхи, муляжи гри­бов, плодов и пр.

4. Технические средства обучения (ТСО): аппаратура для про­явления информации, заложенной в экранных средствах. Суще­ствует множество экранно-звуковых средств обучения, причем многие из них предназначены для использования не на одном, а на нескольких уроках. Поэтому в кабинете биологии целесооб­разно иметь свои технические средства обучения.

5. Персональные компьютеры (ПЭВМ), пакеты прикладных программ. В будущем будут внедрены комплекты демонстраци­онных датчиков к компьютеру, а также комплект датчиков и уст­ройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом физическом параметре или процессе.

6. Литература для учащихся: учебники, сборники задач и уп­ражнений, хрестоматии, рабочие тетради; для учителя: методи­ческая литература, научно-популярная литература, справочники и т.д.

Учебное оборудование приобретается в соответствии с «Переч­нем учебного оборудования», утвержденным Министерством об­разования и науки Российской Федерации, и поставляется комп­лектами по видам пособий.

В учебном кабинете различают следующие зоны: рабочую зону для учащихся, рабочую зону для учителя, пространство для разме­щения учебного оборудования, зону расположения технической аппаратуры и зону для индивидуальной деятельности учащихся, которая способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Рабочие места должны быть приспособлены к разнообразным типам деятельности учителя и учащихся: подготовительной, ис­полнительской, корректирующей и контролирующей.

Рациональная организация рабочего места учащегося требует соблюдения следующих условий: достаточной рабочей поверхно­сти для письма, чтения, проведения наблюдений и т.д.; удобного размещения оборудования, используемого на уроке; соответствия стола и стула антропометрическим данным для сохранения удоб­ной рабочей позы обучаемого; необходимого уровня освещеннос­ти (150 лк).

В кабинете биологии удобнее всего использовать ученические лабораторные столы (размер крышки стола 600 х 1200 мм) с плас­тиковым покрытием. Для соответствия мебели росту учащихся в кабинете целесообразно иметь 50 % столов группы № 4, 40 % сто­лов группы № 5 и 10 % — группы № 6. При такой комплектации мебелью подходящих размеров будет обеспечено большинство учащихся. Могут быть использованы столы и стулья, которые ре­гулируются по высоте. Столы расставляются по номерам: мень­шие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушени­ем слуха и зрения столы, независимо от их номера, ставятся пер­выми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны занимать места в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассажи­вать дальше от наружной стены.

Для удобства использования ученическая мебель маркируется. С внешней стороны, сбоку на стол наносят цветную маркировку (круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса шириной 20 мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом: 4 — крас­ным; 5 — зеленым; 6 — голубым. Аналогичная маркировка нано­сится и на ученические стулья.

Работа с микроскопом предполагает длительное поддержание сидячей позы, что может вызвать нарушение кровообращения, привести к перегрузке и утомлению. Для создания правильной рабочей позы ученикам рекомендуется использовать такие мик­роскопы, конструкция которых предусматривала бы возможность изменения положения оптической системы путем наклона тубуса под необходимым углом. Кроме того, при работе с микроскопом необходимы подставки на сиденье стула и для ног.

В состав рабочего места учителя входят: демонстрационный стол, классная доска, экран. Из всех выпускаемых в настоящее время демонстрационных столов наиболее удобен для кабинета биоло­гии двухступенчатый стол, состоящий из двух секций. Левая сек­ция демонстрационная, за ней учитель работает стоя, показывая учащимся подготовленные опыты, объекты. Правая секция (бо­лее низкая), препараторская, служит для подготовки демонстра­ций. К столу должны быть подведены вода, канализация, элект­рический ток.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Опишите основные требова­ния, предъявляемые к кабинету биологии. 2. Как кабинет биологии спо­собствует решению задач обучения, воспитания и развития учащихся?


3. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы создания кабинета биоло­гии. 4. Каковы требования к освещению кабинета биологии? 5. Как пра­вильно оформляется кабинет биологии? 6. Какие группы оборудования должны быть в кабинете биологии? 7. Как рационально оборудовать место учащегося и учителя в кабинете?

Уголок живой природы

Ключевые понятия. Уголок живой природы как база обучения биоло­гии (способы его создания, оформления и оборудование).

Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и обосновы­вать функции уголка живой природы. 2. Правильно подбирать и соче­тать живые объекты для уголка. 3. Указывать и характеризовать основ­ные составляющие уголка живой природы.

Обычно утолок живой природы является дополнением к каби­нету биологии. Но его роль в преподавании школьного курса био­логии трудно переоценить. Основная задача уголка живой приро­ды — воспитание в учениках бережного отношения к окружаю­щей среде, отработка умений работы с природными объектами и наблюдений за ними. Эти функции уголка живой природы стано­вятся особенно актуальными в нашем современном обществе, в котором происходит своеобразное «индифферентное» отношение к природе.

В школе для уголка живой природы отводят специальное по­мещение площадью 15—18 м2 с окнами на юг или юго-восток. В нем подбирают объекты, необходимые для использования в учеб­ном процессе. Здесь учащиеся могут ставить опыты с живыми объектами, наблюдать за ними. Длительные наблюдения способ­ствуют развитию исследовательских умений.

Комнатные растения и животные уголка живой природы целе­сообразно использовать на уроках и во внеклассной работе в ка­честве демонстрационного и раздаточного материала, при прове­дении наблюдений и постановке простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе. Их разведение сопряжено с соблюдением санитарно-гигиенических требований: норм освещенности (нельзя заставлять окна крупны­ми растениями), содержания газового состава воздуха (изменяет­ся за счет неправильного содержания животных), влажности (по­вышается при наличии большого количества крупных растений, аквариумов). Кроме того, при размещении птиц и зверьков сле­дует учитывать, что они издают шум, а это отвлекает внимание учащихся.

Содержание живых объектов должно отвечать требованиям тех­ники безопасности. Отбираются растения, не вызывающие аллер­гических реакций, животные — неядовитые. Учащиеся должны быть обучены обращению с ними. Часть живых растений выра­щивают на пришкольном учебно-опытном участке. Они в основ­ном служат для иллюстрации особенностей строения различных групп цветковых растений, а также для изучения морфологии от­дельных органов высших растений, в качестве примеров сортов культурных и декоративных растений. Они должны быть типич­ны для данной местности и малотребовательны к условиям выра­щивания.

При подборе растений прежде всего следует исходить из воз­можности их использования на уроках и во внеклассной работе, учитывая их роль в оформлении интерьера. Растения целесооб­разно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения, как и другие объекты, снабжаются этикетками с видовыми названиями, принадлежнос­тью к тому или иному семейству, с указанием родины произрас­тания. Этикетки крепят к цветочному вазону.

Для размещения в учебном кабинете рекомендуются неболь­шие растения, на которых можно проиллюстрировать строение побега, листа, листорасположение, формы листьев, типы жилко­вания и т.д. Два-три крупных растения создадут неповторимый интерьер. Основную часть растений размещают в лаборантской комнате на препараторском столе и на стеллажах, а также кори­дорах и рекреациях. Комнатные растения подбирают по экологи­ческим группам, что облегчает уход за ними. В группе растений влажных тропических лесов могут быть: бальзамин африканский, бегонии (вечноцветущая, пятнистая и другие виды), плющ воско­вой, драцена, колеус гибридный, монстера лакомая, традескан­ции (виргинская, гвианская, зебровидная, бело-пестрая), фикус, циперус, эпифиллюм. Растения субтропиков: аспарагус (Шпрен-гера, перистый), асипдистра, аукуба японская, камнеломка отпрыс­ковая, кливия благородная, папоротник адиантум, нефролепис, пеларгония душистая и зональная, плющ обыкновенный, фиалка узамбарская, фуксия грациозная, хлорофитум пучковатый, цис-сус. Растения пустынь: кактусы (различные виды), алоэ древовид­ное, бриофиллюм, сансевьера цейлонская.

Земля в почвенных горшках должна быть умеренно влажной. Поливают растения водой, отстоявшейся в течение 1—2 суток (при этом из воды улетучивается хлор, используемый в водопро­водах для обеззараживания). В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических потребностей ра­стений.

Под руководством учителя учащиеся ухаживают за живыми объектами, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. Уход за растениями включает борьбу с вредите­лями. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности и работать только под строгим контролем учителя. Малога­баритные комнатные школьные теплицы «Флора» и холодильник для кормов животных размещают на стене, противоположной ок­нам. Используя теплицу «Флора», можно проводить опыты по фотосинтезу и по выявлению влияния условий внешней среды на рост и развитие растений, а также осуществлять селекционную работу и гибридизацию с некоторыми видами растений. В тепли­цах можно выращивать культурные растения; проращивать семе­на культурных и дикорастущих растений, семена редких деревьев и кустарников, доращивать растения открытого грунта; выращи­вать рассаду цветочных и овощных культур к весне; выращивать до двухлетнего возраста коллекционные кактусы, делать выгонку луковичных и корневищных растений, «лечить» «больные» и ос­лабленные комнатные растения, размножать их вегетативным пу­тем и даже в зимнее время добиваться полного созревания ягод земляники.

Вопросы для актуализации материала. Правильно ли подбирались растения для уголка живой природы в школе, где вы обучались и прохо­дили педагогическую практику? Ответ аргументируйте.

При отборе животных для содержания в биологическом каби­нете отдают предпочтение тем из них, которые неприхотливы в кормлении; легко переносят неволю (или специальным лабора­торным животным); служат объектом изучения в курсе биологии; используются при постановке некоторых опытов. Кроме того, желательно, чтобы эти животные не нарушали размеренную жизнь других обитателей.

При наличии соответствующего помещения можно разводить аквариумных рыб, рыб местных стоячих водоемов, сухопутных черепах, аксолотлей, волнистых попугаев, канареек, врановых птиц и хомячков. Рекомендуется содержать простейших, гидр, дожде­вых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообраз­ных (дафнии, циклопы), водных членистоногих (жуки-плавунцы, пауки-серебрянки), мушек дрозофил.

Животные, живущие в кабинете биологии, не должны нару­шать санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к школьным помещениям. Поэтому содержать их лучше в аквариумах и терра­риумах.

На примере аквариума можно показать искусственный биоце­ноз и способы управления им. Обитателей аквариума и террариу­ма часто используют для наблюдений, опытов, демонстраций и проведения лабораторных занятий. Для кабинета биологии наи­более приемлемы аквариумы следующих емкостей: 50 — 60 л, 20 — 30 л, 10 —15 л. В одном из них можно поместить обитателей, лег­ко переносящих перепады температуры воды; во втором — тепло­любивых, а в третьем — мальков рыб или представителей других видов животных и растений. В аквариум можно высадить следую­щие водные растения: валлиснерию спиральную, стрелолист ши­ловидный, элодею канадскую, людвигию болотную, водяной па­поротник, элодею канадскую, водяной мох, хару (топняк). Неко­торые из растений, например элодея, в последующем могут быть использованы в физиологических опытах. В аквариуме можно поселить таких сравнительно неприхотливых рыб, как карась зо­лотой, золотая рыбка, данио-рерио, трехжлая колюшка, гамбузия обыкновенная, гуппи и другие живородящие рыбы. Для учебных целей разводят инфузорию туфельку, эвглену зеленую, дафнию, плавунца окаймленного.

При изучении ряда тем используют муху дрозофилу, которую содержат в пробирках с питательной средой. Развитие мухи длит­ся около 10 суток, продолжительность жизни 3 — 4 недели и зави­сит от количества особей, температуры, влажности, питательной среды. С условиями разведения дрозофил можно ознакомиться по специальной литературе.

Учителю, использующему творческий подход и имеющему практические навыки по содержанию животных, можно реко­мендовать более расширенный набор животных. В этом случае для размещения животных используется четырехъярусная стой­ка. Рекомендуется установить шесть стоек по три секции. В ше­сти секциях размещают животных различных систематических групп: беспозвоночных, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопи­тающих.

В последние годы все большим успехом используется содержа­ние земноводных и рептилий в террариумах и насекомых в ин-сектариумах. В первом случае обычно используют местные виды, изредка тропических обитателей. Основное требование — отсут­ствие ядовитых животных.

Из насекомых подобным образом содержат палочников, неко­торые виды тараканов (мадагаскарский, американский) и жуков. Обычно все они тропического происхождения.

Вопросы для актуализации материала. 1. Правильно ли подбира­лись животные для уголка живой природы в школе, где вы обучались и проходили педагогическую практику? 2. Почему в уголке живой приро­ды рекомендуется содержать только определенные виды животных?

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите главные функции уголка живой природы. Обоснуйте их с позиций современных требова­ний к биологической подготовке учащихся. 2. Представителей каких групп растений и животных можно содержать в уголке живой природы? 3. Сформулируйте правила подборки и сочетания объектов в уголке жи­вой природы. 4. Назовите и охарактеризуйте основные составляющие уголка живой природы.

 

Учебно-опытный участок

Ключевые понятия. Учебно-опытный участок как база обучения био­логии (организация, отделы и виды работ учащихся).

Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и обосновы­вать функции учебно-опытного участка. 2. Характеризовать отделы учеб­но-опытного участка. 3. Применять теоретические знания для составле­ния модели учебно-опытного участка.

Учебно-опытный участок является базой для опытнической работы учащихся. Работая на нем они закрепляют свои знания по биологии на живых растениях и животных, получают ясные по­нятия о главнейших агрономических приемах возделывания сель­скохозяйственных растений и уход за животными и умения рабо­ты с ними по определенной системе. Работа на участке должна воспитывать у учащихся организационные, коллективные навы­ки, культуру труда и эстетические чувства.

На учебно-опытном участке проводят уроки по ботанике и общей биологии осенью и весной и практические занятия в 5 — 7 классах по сельскохозяйственному труду, внеурочные работы по постановке опытов и наблюдений летом, осенью и весной, заго­товку раздаточного и демонстрационного материала к урокам бо­таники, зоологии и общей биологии. На участке работают кружки юных натуралистов и организуются общешкольные внеклассные мероприятия: «День урожая», «День птиц» и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...