Показатели физической среды класса-лаборатории должны быть согласованы с принятыми санитарно-гигиеническими нормами.
8 помещении кабинета должны поддерживаться определенная температура, влажность, уровень освещенности, соблюдено процентное соотношение вредных примесей в воздухе. Важный момент в оборудовании кабинета — правильное освещение, так как недостаток света снижает работоспособность учащихся и приводит к ухудшению зрения. Окна оборудуются солнцезащитными шторами светлых тонов или устройствами жалюзи. Не рекомендуется использовать шторы из поливинилхлоридной пленки. В нерабочем состоянии шторы должны размещаться в простенках между окнами. Очистка и мытье окон проводятся два раза в год — весной и осенью. Комнатные растения размещают в переносных цветочницах, в подвесных кашпо. На подоконниках возможна расстановка только низкорослых растений, не загораживающих свет. При создании коллекции растений целесообразно ограничиться 25 — 30 видами растений. При этом следует учитывать микроклимат помещения (температуру, влажность, освещенность), его площадь. Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений не рекомендуется закрашивать оконные стекла; сажать деревья ближе 15 м, кустарники ближе 5 м от здания школы. При искусственном освещении лучше использовать люминесцентные светильники с лампами марки ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается применение ламп накаливания. Однако не следует в одном помещении размещать люминесцентные лампы и лампы накаливания. Светильники с люминесцентными лампами должны располагаться параллельно стене на расстоянии 1,2 м от окон и 1,5 м от внутренней стены. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125). Светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской. Необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
Важный элемент оборудования кабинета — его правильная освещенность, так как из-за недостаточного освещения снижается работоспособность учащихся, происходит ухудшение зрения. Очень часто освещенность помещения снижается из-за загрязнения оконных стекол, размещения на окнах крупных растений или многочисленных полок с растениями, из-за неправильного выбора цвета стен. При искусственном освещении лучше всего использовать люминесцентные светильники с лампами белого цвета. Как показали гигиенические исследования, смешение естественного и искусственного освещения не оказывает отрицательного воздействия на организм. Уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк. При использовании технических средств обучения и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и одновременное ведение записей в тетрадях освещенность на столах учащихся должна быть 300 лк. Во время работы проекторов освещенность на столах учащихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным» коридором перед экраном. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры два раза год. Привлекать к этой работе учащихся запрещается. Электрический ток необходим в кабинете не только для освещения, но и для работы проекционной аппаратуры, поэтому розетки устанавливают на стенах и демонстрационном столе учителя. Цветовое решение интерьера кабинета биологии оказывает влияние на общий уровень освещенности, на работоспособность учащихся и учителя. Для отделки учебных помещений используются материалы и краски, создающие матовую поверхность. Стены целесообразно покрасить в светло-сиреневый, светло-голубой, светло-зеленый, светло-кремовый или розовато-бежевый цвета. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона, на север — в теплые. Двери окрашивают той же краской, что и стены, но более насыщенного тона, оконные рамы — в белый или светлосерый цвета. Для столов, стульев, шкафов рекомендуются цвета натурального дерева или светло-зеленый, для классных досок — темно-зеленый и темно-коричневый.
Полы желательно покрыть пластиком, не вызывающим разрядки статического электричества, или покрасить масляной краской темно-бежевого, коричневого, зеленого цвета, гармонирующего с окраской стен. Температура воздуха в кабинете в зависимости от климатических условий должна составлять в учебных кабинетах с обычным остеклением — 18 —20°С, при ленточном остеклении — 19 — 21 °С. Кроме приточно-вытяжной вентиляции, предусмотренной проектом школы, необходимо проветривать кабинет на переменах. Открывающаяся часть окон (форточки, фрамуги) по обшей площади должна составлять не менее 1/50 площади пола. В теплые дни занятия проводятся при открытых форточках и фрамугах. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание. Длительность сквозного проветривания учебного кабинета зависит от температуры наружного воздуха. Водоснабжение должно быть подведено к демонстрационному столу учителя и в лаборантской комнате. Площадь кабинета должна позволять расставить мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы ставятся в три ряда: расстояние между столами в ряду — 0,6 — 0,7 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения — 0,5 — 0,7 м, от первых столов до классной доски — 2,4 — 2,7 м; от демонстрационного стола до доски — не менее 1 м; от последних столов до задней стены — 0,7 м; наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски — 8,6 м. Нижний край учебной доски располагается над полом на высоте 0,8 — 0,9 м. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35 ° для учащихся. Вдоль задней стены класса-лаборатории устанавливают секционные шкафы для учебного оборудования. На передней стене размещают доску и часть постоянной экспозиции. На боковой стене, противоположной окнам, устанавливают витрины или стенды.
Вопросы для актуализации материала. Соблюдались ли правила освещения, эргономические показатели кабинета биологии в школе, где вы обучались и проходили педагогическую практику? В лаборантском помещении размещают шкафы для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для учителя, устанавливают раковину-мойку с сушилкой. Оборудование классифицируется по разделам курса, видам пособий, с учетом частоты его использования. В классе-лаборатории размещают оборудование для проведения самостоятельных и лабораторных работ (оптические приборы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты и т.д.). Учебное оборудование, используемое в преподавании биологии, можно разделить на следующие группы. 1. Натуральные объекты: живые растения и животные, коллек- К натуральным объектам относятся гербарии, чучела, энтомологические коллекции. Помимо этого, в их число входят и влажные препараты. Натуральные объекты выцветают от действия прямых солнечных лучей, поэтому их хранят в шкафах с глухими дверками. С целью предотвращения повреждения пособий музейными вредителями (в основном насекомыми) два раза в год проводят их дезинфекцию. Делать это следует в период школьных каникул, после чего помещение необходимо проветрить. Сильно поврежденные музейными вредителями натуральные объекты немедленно списываются и уничтожаются. Натуральные объекты и приборы при комплектовании кабинета приобретают по числу учащихся. Номенклатура и количество гербариев, влажных препаратов, коллекций и т.д. при углубленном изучении биологии должны быть увеличены. При углубленном изучении особое значение имеют работы с микропрепаратами. Поэтому для каждого рабочего места должны быть предусмотрены микроскопы и возможность включения подсветки для работы с ними.
2. Приборы, посуда, принадлежности для проведения демон- На уроках биологии достаточно часто используются химические реактивы. Требования, предъявляемые к их хранению, общие для школы. Целесообразно иметь в кабинете следующие реактивы: раствор йода в йодистом калии, крахмал, глюкозу, натрий бикарбонат, калия перманганат, известковую воду, спирт этиловый, формалин (40 %), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор). Растворы и сухие вещества хранят в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую банку снабжают этикеткой с названием, формулой вещества и его концентрацией. Реактивов без этикеток в кабинете быть не должно. Органические вещества (спирт, формалин) лучше хранить в кабинете химии. Экскурсионное оборудование, самодельные папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбора живого материала складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской комнате. Координационно-аналитическим центром по научно-техническим программам Министерства образования и науки РФ (ФГУП «Центр МНТП») совместно с Институтом общего среднего образования РАО разработано оборудование для биологической микролаборатории, позволяющее проводить лабораторно-практичес-кие работы (66 наименований) по всем разделам курса биологии. С помощью такого комплекта учитель может формировать необходимые умения и навыки проведения биологического эксперимента и целенаправленного наблюдения. Кроме того, приобретение микробиологической лаборатории создает безопасные условия и практические удобства в работе и размещении оборудования в кабинете. При этом учитель легко осуществляет визуальный контроль за сохранностью оборудования.
Биологическая микролаборатория включает оптические приборы, набор из 39 готовых микропрепаратов по всем разделам школьного курса биологии, лоток для раздаточного материала и 24 наименования лабораторного оборудования (набор для микро-скопирования, препаровальные инструменты, лабораторную посуду, спиртовку и пр.). Оборудование размещается в упаковке размером 420 х 280 х 130 мм, массой 4 кг (без микроскопа). К набору прилагаются «Методические рекомендации к лабораторным работам по биологии» и методическое обеспечение на компакт-диске. 3. Изобразительные средства обучения: объемные (модели, муляжи, рельефные таблицы); плоскостные (модели-аппликации, таблицы на печатной основе, карты географические, дидактический раздаточный материал); традиционные экранно-звуковые средства (учебные кинофильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты для наложения, таблицы-фолии, представляющие собой «транспарант» из одного кадра и применяемые как таблицы эпизодического пользования, видеофильмы). Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах. Микропрепараты продаются в специальной фабричной упаковке, в шкафах их располагают горизонтально, чтобы предохранить от оплывания. Наборы микропрепаратов классифицируют по классам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в специальных укладках с 4 —5 гнездами. Муляжи, модели располагают в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой бумаги; крупные анатомические модели — под чехлами из плотной материи или синтетической пленки. Таблицы должны быть наклеены на картон или ткань и расставляются по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии. На уроках биологии при изучении разных разделов используют большое количество диапозитивов (слайдов), которые хранят в альбомах-кляссерах, подобранных по классам. Основную часть материалов эпизодического использования размещают вне кабинета, и учащиеся могут ознакомиться с ними на переменах. В коридорах и рекреациях, примыкающих к биологическому кабинету, рекомендуется размещать стенды по профориентации школьников с литературой для внеклассного чтения, а также фотомонтажи, стенгазеты биологических кружков и т. п. При размещении предметов постоянной и временной экспозиции следует учитывать, что представленный на них материал — текст, рисунки — должны быть видны с любого рабочего места ученика. Для постоянного экспонирования в кабинете биологии рекомендуются таблицы следующей тематики: развитие органического мира, строение растительной и животной клетки, уровни организации живой природы (серия выпускается издательством «Школа-Пресс»), фенологические наблюдения, экологические проблемы региона. В постоянной экспозиции кабинета могут быть представлены царства живой природы, классификация растений и животных, техника микроскопирования, правила поведения в кабинете биологии. На боковой стене класса-лаборатории необходимо разместить несколько портретов ученых-биологов, а также карту по охране природы, которая используется при изучении распространения растений и животных, вопросов их охраны. Вдоль боковой (или задней) стены могут быть размещены шкафы (двухсекционные, верхняя секция остекленная) или витрины, в которых располагают представителей основных систематических групп растительного и животного мира (в виде гербар-ного материала, чучел и т.п.). Возможны самодельные экспозиции со сменными объектами по сезонам года: «Типичные биоценозы», например биоценоз смешанного леса, болота, плодового сада. Для их создания используют коллекции насекомых, чучела и муляжи животных, древесные побеги, мхи, муляжи грибов, плодов и пр. 4. Технические средства обучения (ТСО): аппаратура для проявления информации, заложенной в экранных средствах. Существует множество экранно-звуковых средств обучения, причем многие из них предназначены для использования не на одном, а на нескольких уроках. Поэтому в кабинете биологии целесообразно иметь свои технические средства обучения. 5. Персональные компьютеры (ПЭВМ), пакеты прикладных программ. В будущем будут внедрены комплекты демонстрационных датчиков к компьютеру, а также комплект датчиков и устройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом физическом параметре или процессе. 6. Литература для учащихся: учебники, сборники задач и упражнений, хрестоматии, рабочие тетради; для учителя: методическая литература, научно-популярная литература, справочники и т.д. Учебное оборудование приобретается в соответствии с «Перечнем учебного оборудования», утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации, и поставляется комплектами по видам пособий. В учебном кабинете различают следующие зоны: рабочую зону для учащихся, рабочую зону для учителя, пространство для размещения учебного оборудования, зону расположения технической аппаратуры и зону для индивидуальной деятельности учащихся, которая способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Рабочие места должны быть приспособлены к разнообразным типам деятельности учителя и учащихся: подготовительной, исполнительской, корректирующей и контролирующей. Рациональная организация рабочего места учащегося требует соблюдения следующих условий: достаточной рабочей поверхности для письма, чтения, проведения наблюдений и т.д.; удобного размещения оборудования, используемого на уроке; соответствия стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучаемого; необходимого уровня освещенности (150 лк). В кабинете биологии удобнее всего использовать ученические лабораторные столы (размер крышки стола 600 х 1200 мм) с пластиковым покрытием. Для соответствия мебели росту учащихся в кабинете целесообразно иметь 50 % столов группы № 4, 40 % столов группы № 5 и 10 % — группы № 6. При такой комплектации мебелью подходящих размеров будет обеспечено большинство учащихся. Могут быть использованы столы и стулья, которые регулируются по высоте. Столы расставляются по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения столы, независимо от их номера, ставятся первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны занимать места в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Для удобства использования ученическая мебель маркируется. С внешней стороны, сбоку на стол наносят цветную маркировку (круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса шириной 20 мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом: 4 — красным; 5 — зеленым; 6 — голубым. Аналогичная маркировка наносится и на ученические стулья. Работа с микроскопом предполагает длительное поддержание сидячей позы, что может вызвать нарушение кровообращения, привести к перегрузке и утомлению. Для создания правильной рабочей позы ученикам рекомендуется использовать такие микроскопы, конструкция которых предусматривала бы возможность изменения положения оптической системы путем наклона тубуса под необходимым углом. Кроме того, при работе с микроскопом необходимы подставки на сиденье стула и для ног. В состав рабочего места учителя входят: демонстрационный стол, классная доска, экран. Из всех выпускаемых в настоящее время демонстрационных столов наиболее удобен для кабинета биологии двухступенчатый стол, состоящий из двух секций. Левая секция демонстрационная, за ней учитель работает стоя, показывая учащимся подготовленные опыты, объекты. Правая секция (более низкая), препараторская, служит для подготовки демонстраций. К столу должны быть подведены вода, канализация, электрический ток. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Опишите основные требования, предъявляемые к кабинету биологии. 2. Как кабинет биологии способствует решению задач обучения, воспитания и развития учащихся? 3. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы создания кабинета биологии. 4. Каковы требования к освещению кабинета биологии? 5. Как правильно оформляется кабинет биологии? 6. Какие группы оборудования должны быть в кабинете биологии? 7. Как рационально оборудовать место учащегося и учителя в кабинете? Уголок живой природы Ключевые понятия. Уголок живой природы как база обучения биологии (способы его создания, оформления и оборудование). Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и обосновывать функции уголка живой природы. 2. Правильно подбирать и сочетать живые объекты для уголка. 3. Указывать и характеризовать основные составляющие уголка живой природы. Обычно утолок живой природы является дополнением к кабинету биологии. Но его роль в преподавании школьного курса биологии трудно переоценить. Основная задача уголка живой природы — воспитание в учениках бережного отношения к окружающей среде, отработка умений работы с природными объектами и наблюдений за ними. Эти функции уголка живой природы становятся особенно актуальными в нашем современном обществе, в котором происходит своеобразное «индифферентное» отношение к природе. В школе для уголка живой природы отводят специальное помещение площадью 15—18 м2 с окнами на юг или юго-восток. В нем подбирают объекты, необходимые для использования в учебном процессе. Здесь учащиеся могут ставить опыты с живыми объектами, наблюдать за ними. Длительные наблюдения способствуют развитию исследовательских умений. Комнатные растения и животные уголка живой природы целесообразно использовать на уроках и во внеклассной работе в качестве демонстрационного и раздаточного материала, при проведении наблюдений и постановке простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе. Их разведение сопряжено с соблюдением санитарно-гигиенических требований: норм освещенности (нельзя заставлять окна крупными растениями), содержания газового состава воздуха (изменяется за счет неправильного содержания животных), влажности (повышается при наличии большого количества крупных растений, аквариумов). Кроме того, при размещении птиц и зверьков следует учитывать, что они издают шум, а это отвлекает внимание учащихся. Содержание живых объектов должно отвечать требованиям техники безопасности. Отбираются растения, не вызывающие аллергических реакций, животные — неядовитые. Учащиеся должны быть обучены обращению с ними. Часть живых растений выращивают на пришкольном учебно-опытном участке. Они в основном служат для иллюстрации особенностей строения различных групп цветковых растений, а также для изучения морфологии отдельных органов высших растений, в качестве примеров сортов культурных и декоративных растений. Они должны быть типичны для данной местности и малотребовательны к условиям выращивания. При подборе растений прежде всего следует исходить из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе, учитывая их роль в оформлении интерьера. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения, как и другие объекты, снабжаются этикетками с видовыми названиями, принадлежностью к тому или иному семейству, с указанием родины произрастания. Этикетки крепят к цветочному вазону. Для размещения в учебном кабинете рекомендуются небольшие растения, на которых можно проиллюстрировать строение побега, листа, листорасположение, формы листьев, типы жилкования и т.д. Два-три крупных растения создадут неповторимый интерьер. Основную часть растений размещают в лаборантской комнате на препараторском столе и на стеллажах, а также коридорах и рекреациях. Комнатные растения подбирают по экологическим группам, что облегчает уход за ними. В группе растений влажных тропических лесов могут быть: бальзамин африканский, бегонии (вечноцветущая, пятнистая и другие виды), плющ восковой, драцена, колеус гибридный, монстера лакомая, традесканции (виргинская, гвианская, зебровидная, бело-пестрая), фикус, циперус, эпифиллюм. Растения субтропиков: аспарагус (Шпрен-гера, перистый), асипдистра, аукуба японская, камнеломка отпрысковая, кливия благородная, папоротник адиантум, нефролепис, пеларгония душистая и зональная, плющ обыкновенный, фиалка узамбарская, фуксия грациозная, хлорофитум пучковатый, цис-сус. Растения пустынь: кактусы (различные виды), алоэ древовидное, бриофиллюм, сансевьера цейлонская. Земля в почвенных горшках должна быть умеренно влажной. Поливают растения водой, отстоявшейся в течение 1—2 суток (при этом из воды улетучивается хлор, используемый в водопроводах для обеззараживания). В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических потребностей растений. Под руководством учителя учащиеся ухаживают за живыми объектами, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. Уход за растениями включает борьбу с вредителями. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности и работать только под строгим контролем учителя. Малогабаритные комнатные школьные теплицы «Флора» и холодильник для кормов животных размещают на стене, противоположной окнам. Используя теплицу «Флора», можно проводить опыты по фотосинтезу и по выявлению влияния условий внешней среды на рост и развитие растений, а также осуществлять селекционную работу и гибридизацию с некоторыми видами растений. В теплицах можно выращивать культурные растения; проращивать семена культурных и дикорастущих растений, семена редких деревьев и кустарников, доращивать растения открытого грунта; выращивать рассаду цветочных и овощных культур к весне; выращивать до двухлетнего возраста коллекционные кактусы, делать выгонку луковичных и корневищных растений, «лечить» «больные» и ослабленные комнатные растения, размножать их вегетативным путем и даже в зимнее время добиваться полного созревания ягод земляники. Вопросы для актуализации материала. Правильно ли подбирались растения для уголка живой природы в школе, где вы обучались и проходили педагогическую практику? Ответ аргументируйте. При отборе животных для содержания в биологическом кабинете отдают предпочтение тем из них, которые неприхотливы в кормлении; легко переносят неволю (или специальным лабораторным животным); служат объектом изучения в курсе биологии; используются при постановке некоторых опытов. Кроме того, желательно, чтобы эти животные не нарушали размеренную жизнь других обитателей. При наличии соответствующего помещения можно разводить аквариумных рыб, рыб местных стоячих водоемов, сухопутных черепах, аксолотлей, волнистых попугаев, канареек, врановых птиц и хомячков. Рекомендуется содержать простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), водных членистоногих (жуки-плавунцы, пауки-серебрянки), мушек дрозофил. Животные, живущие в кабинете биологии, не должны нарушать санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к школьным помещениям. Поэтому содержать их лучше в аквариумах и террариумах. На примере аквариума можно показать искусственный биоценоз и способы управления им. Обитателей аквариума и террариума часто используют для наблюдений, опытов, демонстраций и проведения лабораторных занятий. Для кабинета биологии наиболее приемлемы аквариумы следующих емкостей: 50 — 60 л, 20 — 30 л, 10 —15 л. В одном из них можно поместить обитателей, легко переносящих перепады температуры воды; во втором — теплолюбивых, а в третьем — мальков рыб или представителей других видов животных и растений. В аквариум можно высадить следующие водные растения: валлиснерию спиральную, стрелолист шиловидный, элодею канадскую, людвигию болотную, водяной папоротник, элодею канадскую, водяной мох, хару (топняк). Некоторые из растений, например элодея, в последующем могут быть использованы в физиологических опытах. В аквариуме можно поселить таких сравнительно неприхотливых рыб, как карась золотой, золотая рыбка, данио-рерио, трехжлая колюшка, гамбузия обыкновенная, гуппи и другие живородящие рыбы. Для учебных целей разводят инфузорию туфельку, эвглену зеленую, дафнию, плавунца окаймленного. При изучении ряда тем используют муху дрозофилу, которую содержат в пробирках с питательной средой. Развитие мухи длится около 10 суток, продолжительность жизни 3 — 4 недели и зависит от количества особей, температуры, влажности, питательной среды. С условиями разведения дрозофил можно ознакомиться по специальной литературе. Учителю, использующему творческий подход и имеющему практические навыки по содержанию животных, можно рекомендовать более расширенный набор животных. В этом случае для размещения животных используется четырехъярусная стойка. Рекомендуется установить шесть стоек по три секции. В шести секциях размещают животных различных систематических групп: беспозвоночных, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. В последние годы все большим успехом используется содержание земноводных и рептилий в террариумах и насекомых в ин-сектариумах. В первом случае обычно используют местные виды, изредка тропических обитателей. Основное требование — отсутствие ядовитых животных. Из насекомых подобным образом содержат палочников, некоторые виды тараканов (мадагаскарский, американский) и жуков. Обычно все они тропического происхождения. Вопросы для актуализации материала. 1. Правильно ли подбирались животные для уголка живой природы в школе, где вы обучались и проходили педагогическую практику? 2. Почему в уголке живой природы рекомендуется содержать только определенные виды животных? Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите главные функции уголка живой природы. Обоснуйте их с позиций современных требований к биологической подготовке учащихся. 2. Представителей каких групп растений и животных можно содержать в уголке живой природы? 3. Сформулируйте правила подборки и сочетания объектов в уголке живой природы. 4. Назовите и охарактеризуйте основные составляющие уголка живой природы.
Учебно-опытный участок Ключевые понятия. Учебно-опытный участок как база обучения биологии (организация, отделы и виды работ учащихся). Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и обосновывать функции учебно-опытного участка. 2. Характеризовать отделы учебно-опытного участка. 3. Применять теоретические знания для составления модели учебно-опытного участка. Учебно-опытный участок является базой для опытнической работы учащихся. Работая на нем они закрепляют свои знания по биологии на живых растениях и животных, получают ясные понятия о главнейших агрономических приемах возделывания сельскохозяйственных растений и уход за животными и умения работы с ними по определенной системе. Работа на участке должна воспитывать у учащихся организационные, коллективные навыки, культуру труда и эстетические чувства. На учебно-опытном участке проводят уроки по ботанике и общей биологии осенью и весной и практические занятия в 5 — 7 классах по сельскохозяйственному труду, внеурочные работы по постановке опытов и наблюдений летом, осенью и весной, заготовку раздаточного и демонстрационного материала к урокам ботаники, зоологии и общей биологии. На участке работают кружки юных натуралистов и организуются общешкольные внеклассные мероприятия: «День урожая», «День птиц» и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|