На учебно-опытном участке должны быть растения, изучаемые в школе: полевые, овощные, плодово-ягодные, декоративные, дикорастущие. Участок должен иметь девять отделов.
⇐ ПредыдущаяСтр 46 из 46 1. Плодово-ягодный сад с питомником служит для ознакомления учащихся с многообразием видов, разновидностей сортов плодово-ягодных древесных, кустарниковых и травянистых растений, их биологическими особенностями, а также для приобретения умений и навыков по выращиванию и уходу за садовыми растениями. 2. Отдел овощных и полевых культур (в системе севооборота) — для выращивания районированных и перспективных в данной местности сортов растений и проведения соответствующих опытов над ними. Выращивать растения необходимо в системе определенных севооборотов. При проведении опытной и исследовательской работы на учебно-опытном участке очень важно своевременно проводить наблюдения и четко вести записи. 3. Декоративный (цветник) отдел, располагающийся у входа или в центре участка, вокруг площади, в котором должны быть однолетние, двулетние и многолетние растения, а также некоторые кустарники (сирень, розы, жасмин и т.д.). Одним из условий планировки цветочного оформления является простота его художественного замысла, четкость и ясность рисунка, строгий подбор с условием биологических особенностей декоративных растений. Чтобы цветник имел непрерывное цветение с весны до осени, необходимо подбирать растения с разными сроками цветения, используя только многолетники или сочетая их с однолетниками. 4. Отдел биологии растений имеет учебное значение для ботаники, общей биологии и зоологии. Здесь ставят опыты, выясняющие важнейшие биологические закономерности. В отдел входят «живой гербарий» (посев и посадка цветков растений из важнейших семейств), дарвиновская площадка, ящики для наблюдения роста корневой системы. Задача «живого гербария» — определить таксономические единицы по характерным особенностям представителей наиболее важных семейств.
5. Отдел начальных классов представлен культурными и дикорастущими растениями, которые наиболее часто встречаются на территории региона. Этот отдел по площади небольшой, ибо учащимся этого возраста трудно ухаживать за растениями. 6. Дендрологический отдел. Его значение велико для создания массива древесных растений на территории школы и выполнения опытнической работы по изучению отдельных видов, разновидностей и форм древесно-кустарниковых растений. 7. Защищенный грунт организуется для ознакомления учащихся с техникой выращивания рассады и ранних овощей, обеспечения учебно-опытного участка рассадой овощных и цветочных растений. 8. Метеорологическая площадка знакомит учащихся с приемами изучения явлений природы, стимулирует у них интерес к природе, воспитывает наблюдателей природы и погоды. 9. Зоологический отдел. Здесь могут содержаться голуби различных пород, кролики, куры и другие. Эти животные удобны для опытов и наблюдений по разделу «Животные» и «Человек» (авитаминоз, рефлексы) и особенно «Общая биология» (породы, отбор, изменчивость, скрещивание, воспитание). В этом отделе можно организовать инсектарий. Если имеется небольшой водоем, то важно организовать работу по разведению гидр, моллюсков, рыб, земноводных. В этом же отделе устраивают площадки для наблюдения за образом жизни и почвообразовательной деятельностью дождевых червей и некоторых видов жужелиц. Согласно положению о пришкольном участке его размеры могут быть от 0,5 до 2 га и более различной конфигурации. Однако в настоящее время формируется новый, эколого-ландшафтный, подход и к оформлению пришкольного участка. Н.В.Перелович (2006) предполагает оптимизацию территории и создание на ней относительно устойчивой экосистемы. Использование нового подхода в формировании пришкольного участка диктуется, во-первых, развитием новых технологий градостроительства и современными подходами к организации городского пространства. Во-вторых, пришкольные участки в условиях города не могут занимать значительные площади, на них сложно организовать должный уход за растениями в каникулярное время. В-третьих, сложные экологические условия города не допускают выращивание на этой территории плодовых, ягодных, овощных культур. Необходим иной ассортимент растений, пригодных для выращивания в городских условиях. И наконец, в школьных программах по биологии изменились подходы к использованию участка в процессе обучения. Поэтому ряд указанных выше отделов пришкольного участка можно не организовывать.
Вопросы для актуализации материала. 1. Имелся ли учебно-опытный участок в школе, где вы обучались? 2. Какие отделы его составляли? 3. Традиционный или инновационный подход использовался для его создания? Процесс формирования и оформления пространства пришкольной территории может занять не один учебный год. При составлении годового планирования для школьников необходимо предусмотреть практические занятия на участке, разработать их тематику и инструкции. Выбор методов и форм организации работ зависит от степени подготовки учащихся, опыта проведения практических работ, материального оснащения школы. В процессе формирования пространства пришкольного участка можно выделить несколько этапов. I. Обследование и анализ территории: 1) оценка состояния древесного яруса (определяются название дерева и его характеристики); 2) оценка состояния кустарникового яруса (определяется их название, количество экземпляров каждого вида на участке, средняя высота, жизненность в баллах); 3) характеристика травянистого покрова (определяются название растений, фенофазы, обилие и жизненность в баллах); 4) оценка состояния почвы (отбор почвенных образцов желательно проводить в весенний или осенний период; при этом на основе метода конвертирования рекомендуется составлять средние образцы почвы; механический состав почвы ориентировочно можно определить на ощупь; влажность почвы обнаруживается по наличию влаги; плодородие и насыщенность почвы кислородом определяются по численности и видовому составу ее обитателей); 5) создание ситуационного плана (графически точное отображение территории участка — ориентация по сторонам света, площадь участка и ее конфигурация, наличие построек, деревьев, цветников; к плану прилагается ассортиментная ведомость с перечнем произрастающих растений).
П. Проектирование с использованием приемов ландшафтного дизайна. Оно подразумевает анализ данных предпроектной оценки, организацию общего пространства участка с конкретным зонированием, подбор ассортимента растений с целью создания устойчивой экосистемы, составление композиций из выбранного ассортимента растений на основе приемов ландшафтного дизайна и в конечном итоге создание генерального плана и сопутствующей документации. III. Реализация проекта — это организация запланированных ландшафтных объектов, непосредственное проведение посадочных работ на территории участка. IV. Планирование и реализация технологического ухода за объектами участка. Для всех ландшафтных объектов составляется календарно-технологическая карта ухода за растениями. Учитывая, что цель оформления пришкольной территории — создание относительно устойчивой экосистемы, затраты на уход за растениями должны быть минимальны. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите и охарактеризуйте основные функции учебно-опытного участка. 2. Из каких отделов должен состоять учебно-опытный участок? 3. Какое образовательное значение имеет учебно-опытный участок для учащихся? 4. На основе собственного опыта и теоретических материалов параграфа составьте вариант плана виртуального учебно-опытного участка. Сделайте соответствующие условные обозначения и надписи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 307 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|