Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На учебно-опытном участке должны быть растения, изучаемые в школе: полевые, овощные, плодово-ягодные, декоративные, дикорастущие. Участок должен иметь девять отделов.




1. Плодово-ягодный сад с питомником служит для ознакомле­ния учащихся с многообразием видов, разновидностей сортов плодово-ягодных древесных, кустарниковых и травянистых рас­тений, их биологическими особенностями, а также для приобре­тения умений и навыков по выращиванию и уходу за садовыми растениями.

2. Отдел овощных и полевых культур (в системе севооборота) — для выращивания районированных и перспективных в данной местности сортов растений и проведения соответствующих опы­тов над ними. Выращивать растения необходимо в системе опре­деленных севооборотов. При проведении опытной и исследова­тельской работы на учебно-опытном участке очень важно свое­временно проводить наблюдения и четко вести записи.

3. Декоративный (цветник) отдел, располагающийся у входа или в центре участка, вокруг площади, в котором должны быть однолетние, двулетние и многолетние растения, а также некото­рые кустарники (сирень, розы, жасмин и т.д.). Одним из условий планировки цветочного оформления является простота его худо­жественного замысла, четкость и ясность рисунка, строгий под­бор с условием биологических особенностей декоративных расте­ний. Чтобы цветник имел непрерывное цветение с весны до осе­ни, необходимо подбирать растения с разными сроками цвете­ния, используя только многолетники или сочетая их с однолетни­ками.

4. Отдел биологии растений имеет учебное значение для бота­ники, общей биологии и зоологии. Здесь ставят опыты, выясняю­щие важнейшие биологические закономерности. В отдел входят «живой гербарий» (посев и посадка цветков растений из важней­ших семейств), дарвиновская площадка, ящики для наблюдения роста корневой системы. Задача «живого гербария» — определить таксономические единицы по характерным особенностям пред­ставителей наиболее важных семейств.

5. Отдел начальных классов представлен культурными и дико­растущими растениями, которые наиболее часто встречаются на территории региона. Этот отдел по площади небольшой, ибо уча­щимся этого возраста трудно ухаживать за растениями.

6. Дендрологический отдел. Его значение велико для создания массива древесных растений на территории школы и выполнения опытнической работы по изучению отдельных видов, разновид­ностей и форм древесно-кустарниковых растений.

7. Защищенный грунт организуется для ознакомления учащих­ся с техникой выращивания рассады и ранних овощей, обеспече­ния учебно-опытного участка рассадой овощных и цветочных ра­стений.

8. Метеорологическая площадка знакомит учащихся с приема­ми изучения явлений природы, стимулирует у них интерес к при­роде, воспитывает наблюдателей природы и погоды.

9. Зоологический отдел. Здесь могут содержаться голуби раз­личных пород, кролики, куры и другие. Эти животные удобны для опытов и наблюдений по разделу «Животные» и «Человек» (авитаминоз, рефлексы) и особенно «Общая биология» (породы, отбор, изменчивость, скрещивание, воспитание). В этом отделе можно организовать инсектарий. Если имеется небольшой водо­ем, то важно организовать работу по разведению гидр, моллюс­ков, рыб, земноводных. В этом же отделе устраивают площадки для наблюдения за образом жизни и почвообразовательной дея­тельностью дождевых червей и некоторых видов жужелиц.

Согласно положению о пришкольном участке его размеры мо­гут быть от 0,5 до 2 га и более различной конфигурации. Однако в настоящее время формируется новый, эколого-ландшафтный, подход и к оформлению пришкольного участка. Н.В.Перелович (2006) предполагает оптимизацию территории и создание на ней относительно устойчивой экосистемы. Использование нового под­хода в формировании пришкольного участка диктуется, во-первых, развитием новых технологий градостроительства и современ­ными подходами к организации городского пространства. Во-вто­рых, пришкольные участки в условиях города не могут занимать значительные площади, на них сложно организовать должный уход за растениями в каникулярное время. В-третьих, сложные эколо­гические условия города не допускают выращивание на этой тер­ритории плодовых, ягодных, овощных культур. Необходим иной ассортимент растений, пригодных для выращивания в городских условиях. И наконец, в школьных программах по биологии изме­нились подходы к использованию участка в процессе обучения. Поэтому ряд указанных выше отделов пришкольного участка мож­но не организовывать.

Вопросы для актуализации материала. 1. Имелся ли учебно-опыт­ный участок в школе, где вы обучались? 2. Какие отделы его составляли? 3. Традиционный или инновационный подход использовался для его со­здания?

Процесс формирования и оформления пространства пришколь­ной территории может занять не один учебный год. При состав­лении годового планирования для школьников необходимо пре­дусмотреть практические занятия на участке, разработать их те­матику и инструкции. Выбор методов и форм организации работ зависит от степени подготовки учащихся, опыта проведения прак­тических работ, материального оснащения школы. В процессе формирования пространства пришкольного участка можно выде­лить несколько этапов.

I. Обследование и анализ территории: 1) оценка состояния дре­весного яруса (определяются название дерева и его характеристи­ки); 2) оценка состояния кустарникового яруса (определяется их название, количество экземпляров каждого вида на участке, сред­няя высота, жизненность в баллах); 3) характеристика травянис­того покрова (определяются название растений, фенофазы, оби­лие и жизненность в баллах); 4) оценка состояния почвы (отбор почвенных образцов желательно проводить в весенний или осен­ний период; при этом на основе метода конвертирования реко­мендуется составлять средние образцы почвы; механический со­став почвы ориентировочно можно определить на ощупь; влаж­ность почвы обнаруживается по наличию влаги; плодородие и насыщенность почвы кислородом определяются по численности и видовому составу ее обитателей); 5) создание ситуационного плана (графически точное отображение территории участка — ориентация по сторонам света, площадь участка и ее конфигура­ция, наличие построек, деревьев, цветников; к плану прилагается ассортиментная ведомость с перечнем произрастающих растений).

П. Проектирование с использованием приемов ландшафтного дизайна. Оно подразумевает анализ данных предпроектной оцен­ки, организацию общего пространства участка с конкретным зо­нированием, подбор ассортимента растений с целью создания ус­тойчивой экосистемы, составление композиций из выбранного ассортимента растений на основе приемов ландшафтного дизай­на и в конечном итоге создание генерального плана и сопутству­ющей документации.

III. Реализация проекта — это организация запланированных ландшафтных объектов, непосредственное проведение посадоч­ных работ на территории участка.

IV. Планирование и реализация технологического ухода за объектами участка. Для всех ландшафтных объектов составляется календарно-технологическая карта ухода за растениями. Учиты­вая, что цель оформления пришкольной территории — создание относительно устойчивой экосистемы, затраты на уход за расте­ниями должны быть минимальны.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите и охарактеризуйте основные функции учебно-опытного участка. 2. Из каких отделов дол­жен состоять учебно-опытный участок? 3. Какое образовательное значе­ние имеет учебно-опытный участок для учащихся? 4. На основе соб­ственного опыта и теоретических материалов параграфа составьте вари­ант плана виртуального учебно-опытного участка. Сделайте соответству­ющие условные обозначения и надписи.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазви­тия. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 307 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...