Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика модели экзамена по биологии в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ)




Ключевые понятия. ЕГЭ как особая форма итогового контроля, тест, тестирование.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать сущность ЕГЭ как особой формы итогового контроля за биологической подготовкой выпускников общеобразовательной школы. 2. Формулировать понятия о тесте и тестировании. 3. Характеризовать процедуру тестирования по биологии. 4. Применять знания о тестировании учащихся в учебных си­туациях.

В условиях реализации образовательных стандартов нового поколения качество общеобразовательной подготовки выпускни­ков российских школ стало контролироваться в форме ЕГЭ. Он предполагает проверку знаний, умений, ценностных отношений и накопленного опыта творческой деятельности учащихся на уров­не высокой степени обобщения. Такой экзамен более обоснован­но позволяет судить о глубине усвоения материала за период обу­чения в основной и старшей школах. По результатам ЕГЭ возни­кает возможность анализировать недостатки и достоинства обуче­ния учащихся в школе. В этом состоит одно из преимуществ ЕГЭ по сравнению с традиционной итоговой аттестацией.

Вопросы для актуализации материала. Используя педагогические и методические источники, отражающие материалы о ЕГЭ, выясните, в чем заключаются его недостатки.

Известно, что ЕГЭ в большинстве случаев проводится в виде тестирования. Для того чтобы выразить смысл тестирования, важ­но определить понятие о тесте. В литературе однозначного его определения не обнаруживается. Обратим внимание на несколь­ко современных словарных определений тестов для психолого-педагогической области: 1) тест — стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологичес­ких и личностных характеристиках, а также о знаниях, умениях и навыках испытуемого (Советский энциклопедический словарь, 1987); 2) тест — стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психо­логических свойств личности, а также знаний, умений и навыков (Российская педагогическая энциклопедия. — Т. 2, 1999); 3) тест — система заданий, позволяющая измерить уровень развития опре­деленного психологического качества (свойства) личности (Тол­ковый словарь русского языка, 1985).

Анализируя их содержание, можно утверждать, что эти опре­деления близки по своему смыслу. Наиболее существенным пред- ставляется то, что тест в психолого-педагогическом понимании означает проверку, испытание, позволяющие выявлять уровень овладения знаниями, умениями, ценностными суждениями и при­менения творческого опыта. В состав любого теста входят тесто­вые задания. Тест должен быть стандартизирован и главное на­значение теста должно заключаться в выяснении личностных осо­бенностей обучаемого или приращении.

Учитывая изложенное, можно представить уточненное опреде­ление понятия о тесте. Нам представляется, что тест — это одно­временно и способ, и инструмент, включающий выверенную си­стему тестовых заданий, жестко определенную последовательность проведения, заранее запланированную технологию обработки и анализа результатов, предназначенный в целом для измерения качеств и свойств личности, эффективное изменение которых возможно в процессе целенаправленного обучения.

Важно отделять тест от не теста. По мнению А.Н.Майорова (2001), тест не является аналогией отдельным заданиям, экзаме­национным вопросам и анкетам. В его основе, как правильно ука­зывает ученый, лежит специально подготовленный и испытан­ный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества и свойства на основе использования стати­стических методов. Тест в качестве составляющих должен иметь, по крайней мере, четыре элемента: задания в определенной сис­теме, конкретную технологию проведения, порядок проверки выполненных учащимися тестов, а также анализ результатов, ко­торые в совокупности должны составлять единство.

В зависимости от признаков тесты могут быть различными. По составу различают тесты гомогенные и гетерогенные. Первые — это однородные, включающие в себя тестовые задания одной ка­кой-либо формы. Вторые — это неоднородные тесты, включаю­щие в себя тестовые задания различных форм и сгруппированные в порядке возрастания сложности. В зависимости от общего под­хода к разработке тесты делят на нормативно-ориентированные, критериально-ориентированные и смешанные. Первые позволя­ют по результатам набранных баллов или выполненных заданий сравнить обследуемых учащихся различных классов и внутри класса друг с другом. Вторые тесты выявляют, насколько каждый уча­щийся владеет знаниями, способами действия, ценностными суж­дениями, опытом творчества, но труднее поддаются стандартиза­ции и количественным измерениям.

По виду контроля бывают экспресс-тесты, которые проводятся сразу после занятия, стартовые тесты, или входные, а также тесты текущие, рубежные и отсроченные. Характер деятельности испы­туемого определяют устные и письменные тесты, а также тесты-действия. Наибольшее распространение в системе школьного об­разования получила классификация тестов по форме заданий. На основе этого признака их делят на закрытые — с выборочным ответом и открытые — с конструируемым ответом.

По своему объему тесты могут быть короткими, от 10 до 20 заданий, средними и длинными, до 500 заданий. В школьной прак­тике, как правило, используются тесты, содержащие от 30 до 60 заданий. Время, отводимое на выполнение каждого задания, обыч­но определяют в пределах 30 — 60 с. Это может быть отнесено к тестам с выбором одного верного ответа. Во всех других случаях подход индивидуален.

При обучении предметам, включая биологию, наибольшее рас­пространение в тестах получили два типа заданий, которые объе­диняют в шесть видов. Первый тип — открытые тесты, к ним относятся дополнения и тесты свободного изложения. Второй тип — закрытые тесты, включающие тесты альтернативных отве­тов, множественного выбора, определения соответствия и восста­новления последовательности. К этим шести видам может быть сведено все многообразие существующих заданий без ущерба для их качества.

Процедуру использования тестов в практике контроля за пред­метной подготовкой учащихся, включая и биологическую, назы­вают тестированием. С позиции тестирующего ее составными ча­стями являются следующие: подготовка и выдача теста учащимся, предоставление им возможности для общего знакомства с тестом, отдельными заданиями и его выполнение, проверка теста, его анализ и объявление результатов тестирования учащимся.

Вопросы для актуализации материала. Найдите в любых источни­ках материал о процедуре тестирования и на основе его анализа сделайте о ней дополнительные записи в рабочих тетрадях. Выскажите свою точ­ку зрения о целесообразности тестирования выпускников общеобразо­вательной школы по биологии.

На ЕГЭ по биологии проверяется уровень подготовки учащихся по всем разделам школьного курса. В соответствии с требованиями образовательного стандарта в экзаменационной работе преоблада­ют задания, контролирующие наиболее существенные вопросы со­держания по разделам «Общая биология» и «Человек и его здоро­вье»: морфологические, анатомические, цитологические, генети­ческие, эволюционные, экологические, гигиенические, физиоло­гические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях орга­низации живой природы. Проверяются знания о биологии как на­уке, методах ее познания, признаках живого, а также научные фак­ты, необходимые для конкретизации теоретических обобщений.

Определенное место отводится контролю знаний о клетке — структурной и функциональной единице живого, ибо они состав­ляют основу для осмысления процессов жизнедеятельности орга­низмов (растений, животных, человека, грибов, бактерий). Знания


тельные данные, которые содержатся в эталоне. В этой связи до­пускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысл. Исключение составляют критерии оценивания задач по цитоло­гии и генетике, которые требуют однозначного ответа.

Результаты ЕГЭ по биологии оцениваются на основе первич­ных баллов, полученных выпускниками за выполнение заданий из всех частей. Для получения отметки «3» в 2007 г. достаточно было набрать от 29 до 48 баллов за выполнение заданий базового уровня или других заданий из всей работы. Как правило, отметка «3» выставляется, если правильно выполнено более половины за­даний базового уровня. Отметка «4» выставляется при выполне­нии всех заданий базового уровня и двух заданий повышенного уровня. Для получения отметки «5» нужно правильно выполнить задания из всех трех частей, среди которых должно быть хотя бы одно задание с развернутым ответом высокого уровня сложности. В 2007 г. для получения пятерки необходимо было набрать не менее 67 баллов. Подчеркнем, что каждый полученный балл име­ет свой коэффициент. Он тем выше, чем меньше правильно вы­полненных учащимися работ. Коэффициент определяется в зави­симости от качества выполнения заданий всеми учащимися и рас­считывается с использованием специальной компьютерной про­граммы. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится до 3 ч (180 мин).

Вопросы для актуализации материала. На основе анализа фраг­мента параграфа об оценивании результатов ЕГЭ по биологии опреде­лите количество баллов, соответствующее отметке «4».

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. На какие виды подразделяет­ся контроль? Опишите их. 2. Какие формы контроля вам известны? Как их используют в зависимости от содержания урока. 3. Что такое методы контроля? 4. В чем преимущества и недостатки устного и письменного контроля? 5. Каковы возможности машинного контроля? 6. Какие педа­гогические требования предъявляются к контролю? 7. Что такое тест? Какие виды тестирования можно использовать в преподавании биоло­гии?

Глава 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...