Коммуникативный акт дисбалансирован
Предлагаемый к осуществлению коммуникативный акт может не состояться и по причине ошибочной его адресации. Воспоминания из области прошлого речевого опыта — независимо от того, чей это речевой опыт конкретно,— изобилуют реакциями адресата типа: Вы. обращаетесь не по адресу. Именно такая, в частности, реакция свидетельствует о начале (с последующим практически мгновенным завершением) неудачного коммуникативного акта. К счастью, одной из речевых примет последнего времени стал наконец такой речевой ход, как выяснение «контактной персоны»: в прошлом «хватало» знания организации, попадая в которую адресант судорожно начинал искать, с кем бы тут затеять речевой акт. Следует оговориться, что вопрос об адресате как таковом здесь еще не поднимается во всей своей широте и сложности (см. гл. 2). Адресат интересует нас сейчас исключительно кок объект, выбранный инициатором коммуникативного акта из множества объектов. Потому что определяя тип предстоящего коммуникативного акта, адресант тем самым как бы «назначает» на роль адресата ту или иную кандидатуру. Даже в том случае, если адресант обращается к самому себе как к адресату (например, посредством внутреннего монолога), коммуниканты не идентичны и проблема их взаимодействия есть также проблема установления относительно устойчивого баланса. Коммуникативный акт, стало быть, может не состояться из-за отсутствия такого баланса, т. е. по причине объективной невозможности сбалансировать отношения между отправляющей инстанцией и неверно выбранной (или ошибочно идентифицированной) принимающей инстанцией. Вопрос о достижении баланса представляет собой вопрос первостепенной важности, ибо неприемлемый коммуникативный акт — это чаще всего не что иное, как коммуникативный акт, не принимаемый адресатом. И, скрепя сердце, приходится признать, что решение о приемлемости коммуникативного акта или неприемлемости, принимает не некий объективный «третейский судья», бесстрастно наблюдающий за речевым взаимодействием, но только и исключительно его участники, причем прежде всего адресат. Даже коммуникативный акт, вполне приемлемый сточки зрения адресанта, не принесет желаемых плодов, если адресат почему-либо не разделяет этой точки
зрения и, стало быть, не реагирует таким образом, какой предписывает ему инициатор коммуникативного акта. Регулировать речевое поведение адресанта на первом этапе развертывания коммуникативного акта — задача весьма и весьма непростая, особенно если адресант намерен предложить какую-нибудь нетрадиционную стратегию с оригинальной коммуникативной целью. В этом случае надо либо очень хорошо представлять себе адресата, либо прибегнуть к крайне осторожной тактике «вербовки». К сожалению, расчет на «старого приятеля», чье речевое поведение изучено тобой вдоль и поперек, далеко не всегда возможен. В этих условиях «правильный выбор» (или точная идентификация) партнера по коммуникативному акту становится первоочередной целевой установкой. «Назначение» на роль адресата того или иного кан-дидата может происходить в рамках определенной коммуникативной схемы, предполагающей сопоставление наборов социальных ролей адресанта, с одной стороны, и адресата — с другой. В ходе такого сопоставления прежде всего решается вопрос о том, до какой степени «социально естественно» адресант может взять на себя речевую инициативу. Ситуация упрощается, если в социальной иерархии адресант занимает ведущее по отношению к адресату положение и может просто «объявить» нужный ему коммуникативный акт начатым. Если же речевой контакт предполагает общение снизу вверх, то для инициации нужного адресанту коммуникативного акта придется найти какую-нибудь вескую причину.
Практика показывает, что собственная коммуникативная цель инициатора коммуникативного акта отнюдь не всегда может претендовать на роль такой причины — необходим некий «тактический маневр», способный заинтересовать собеседника. Например, университетский лектор застрахован от необходимости пользоваться тактическими маневрами уже тем, что его лекционный курс включен в учебную программу. Лектор же, идущий с разовым выступлением или циклом лекций в случайную аудиторию, просто обязан учитывать интерес» аудитории, какой бы пестрой по составу она ни была. Или, скажем, коммерсант, навязывающий сильному партнеру некий проект, интересный ему самому, но не сулящий партнеру больших выгод, должен позаботиться о том, чтобы найти тем не менее некую «приманку», на которую способен «клюнуть» собеседник, и т. д. Однако само по себе выявление социально приоритетной роли и учет «интереса» партнера еще не обеспечивают правильной идентификации речевой ситуации. Речевой акт остается разбалансированным, если на роль собеседника выбран партнер, чьи «фоновые знания» сильно отличаются от «фоновых знаний» инициатора коммуникативного акта (модель: мы говорим на разных языках). Нелишне заметить, что искать общий язык в рамках данной речевой ситуации — плохая коммуникативная стратегия. Такая коммуникативная стратегия, как правило, уводит адресанта в сторону от коммуникативной цели, и речевой акт тонет в «комментариях и уточнениях» вместо того, чтобы продуктивно двигаться вперед. Необходимость постоянно быть готовым к вопросам типа «как Вы это понимаете?» или «что Вы имеете в виду?» способна разбалансировать самую жесткую структуру коммуникативного акта, не говоря уже о том, что время от времени придется еще и отстаивать свое мнение и право на то, чтобы его иметь. Таким образом, если общий язык не был найден ранее, за пределами актуальной речевой ситуации, адресант должен «выйти» на адресата, по крайней мере, готовым к тому, чтобы осуществлять речевое взаимодействие с ним в категориях, понятны* собеседнику. В этом смысле от адресанта, конечно, потребуется искусство перестраиваться на месте, приспосабливая свой тезаурус к тезаурусу адресата, однако, повторяем, переоценивать ус-, пешность такой коммуникативной стратегии ни к чему.
Человек с большим коммуникативным опытом, разумеется, постарается застраховать себя от неожиданных открытий типа «с ним вообще нельзя разговаривать!». Подобного рода признание означало бы провал коммуникативной стратегии адресанта. Речевая модель собеседника должна быть известна заранее — тогда представления о ней будут не складываться, а лишь корректироваться в ходе коммуникативного акта. Кстати, для того, чтобы выявить речевую модель будущего партнера по коммуникативному акту, отнюдь не обязательно предварительно знакомиться с ним: приблизительные сведения об адресате можно «вычислить» и без его помощи, на основании одних только доступных «официальных сведений» о нем. Иначе говоря, этаблировать коммуникативный акт в надежде на случайное взаимопонимание есть в высшей степени рискованное предприятие. Проблема выбора адресата — это проблема его предварительного изучения, а отнюдь не проблема поиска единомышленника. Хотя, разумеется, адресат и может таковым стать, но уже в ходе взаимодействия, если, кроме своего права инициировать данный коммуникативный акт, адресант продемонстрирует и умение удержать речевую инициативу в дальнейшем. § 5.4. Модель 4:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|