Периодизация и хронология истории Древней Месопотамии.
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (Шумер, Вавилония, Ассирия) Некоторые сведения о Месопотамии Плодородная долина нижнего Евфрата1 в Передней Азии (так же как и долина Нила в Египте) была родиной древнейших человеческих цивилизаций. Сейчас это в основном территория Ирака. Термин «Месопотамия» (греч. Mesopotamia — Междуречье или Двуречье) введен греческим историком Геродотом из Галикарнаса (Herodotos, 484 — 425 гг. до н. э.), который посетил страны долины Евфрата и Тигра в середине V в. до н.э. Периодизация и хронология истории Древней Месопотамии. Первые крупные поселки в Древней Передней Азии (Иерихон в Палестине, Чатал-хююк в Малой Азии, Амук в Сирии и т.д.) появились уже в 7 — 6-м тысячелетиях до н.э. Однако в цивилизации они не развились и погибли, так и не став государствами. Первые древнейшие города-государства шумеров (Эреду, Эрех, Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Киш и др.) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже 4—3-го тысячелетий до н. э. (рис. 8). С начала 2-го тысячелетия до н.э., после возвышения города Вавилона в Нижней Месопотамии, начинается история Вавилонского царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение четырнадцати столетий (XIX—XVI вв. до н.э. — старовавилонский, или аморейский, период; XVI — XII вв. до н.э. — средневавилонский, или касситский, период; XII—VII вв. до н.э. — период политического ослабления Вавилонии; VII —VI вв. до н.э. — нововавилонский период). В 539 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование. В Верхней Месопотамии с конца 3-го тысячелетия до VII в. до н.э. существовала другая великая держава Месопотамии — Ассирийское царство, уничтоженное в 614 — 605 гг. до н.э. в результате нашествия мидян. Его история подразделяется на три периода: староассирийский (XX—XVI вв. до н.э.); средне-ассирийский (XV—XI вв. до н.э.) и новоассирийский (X—VII вв. до н.э.).
На протяжении всей истории оба царства постоянно вели разрушительные захватнические войны, как междоусобные, так и с многочисленными соседями. Вавилонское царство достигло своего расцвета и могущества в старовавилонский период. Ассирия превратилась в огромную и великую державу в последний период своей истории, подчинив себе почти все страны Ближнего Востока. 1 Современное название р. Евфрат греческого происхождения. Шумеры называли ее Бура-нунна, вавилоняне — Пуратту, в Библии — Прат. — развитие классового подхода к врачеванию; — формирование основ врачебной этики; — развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (Шумер, Вавилония, Ассирия) Некоторые сведения о Месопотамии Плодородная долина нижнего Евфрата1 в Передней Азии (так же как и долина Нила в Египте) была родиной древнейших человеческих цивилизаций. Сейчас это в основном территория Ирака. Термин «Месопотамия» (греч. Mesopotamia — Междуречье или Двуречье) введен греческим историком Геродотом из Галикарнаса (Herodotos, 484 — 425 гг. до н. э.), который посетил страны долины Евфрата и Тигра в середине V в. до н.э. Периодизация и хронология истории Древней Месопотамии. Первые крупные поселки в Древней Передней Азии (Иерихон в Палестине, Чатал-хююк в Малой Азии, Амук в Сирии и т.д.) появились уже в 7 — 6-м тысячелетиях до н.э. Однако в цивилизации они не развились и погибли, так и не став государствами. Первые древнейшие города-государства шумеров (Эреду, Эрех, Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Киш и др.) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже 4—3-го тысячелетий до н. э. (рис. 8).
С начала 2-го тысячелетия до н.э., после возвышения города Вавилона в Нижней Месопотамии, начинается история Вавилонского царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение четырнадцати столетий (XIX—XVI вв. до н.э. — старовавилонский, или аморейский, период; XVI — XII вв. до н.э. — средневавилонский, или касситский, период; XII—VII вв. до н.э. — период политического ослабления Вавилонии; VII —VI вв. до н.э. — нововавилонский период). В 539 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование. В Верхней Месопотамии с конца 3-го тысячелетия до VII в. до н.э. существовала другая великая держава Месопотамии — Ассирийское царство, уничтоженное в 614 — 605 гг. до н.э. в результате нашествия мидян. Его история подразделяется на три периода: староассирийский (XX—XVI вв. до н.э.); средне-ассирийский (XV—XI вв. до н.э.) и новоассирийский (X—VII вв. до н.э.). На протяжении всей истории оба царства постоянно вели разрушительные захватнические войны, как междоусобные, так и с многочисленными соседями. Вавилонское царство достигло своего расцвета и могущества в старовавилонский период. Ассирия превратилась в огромную и великую державу в последний период своей истории, подчинив себе почти все страны Ближнего Востока. 1 Современное название р. Евфрат греческого происхождения. Шумеры называли ее Бура-нунна, вавилоняне — Пуратту, в Библии — Прат.
Рис. 8. Древняя Месопотамия (пунктиром обозначены берега Персидского залива в древности). Внизу слева — схематическая карта современной Месопотамии. В скобках приведены современные названия Источники по истории и врачеванию. Об истории и врачевании Древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (табл. 5); памятники материальной культуры, найденные в результате археологических исследований, а также свидетельства историков (Геродота, Бероса) и труды ученых разных эпох (Страбона, Флавия), которые оставили яркие Таблица 5. Основные источники Древней Месопотамии, связанные с врачеванием
описания обычаев и религиозных верований народов Месопотамии, достижений их культуры и врачевания.
Врачевание в Шумере (3-е тысячелетие до н.э.) История В раннединастический период (XXVIII —XXIV вв. до н.э.) земли Месопотамии населяли различные народности: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и к концу 4-го тысячелетия до н. э. создали первые в истории человечества города-государства; их северные соседи — племена семитских кочевников, которые пришли с Аравийского полуострова, постепенно заселили оседлые центры Шумера и со второй половины 3-го тысячелетия до н.э. стали называться аккадцами (по названию их главного поселения — г. Агаде, по биб- лейской версии — Аккаде)1, а также субареи, хурриты и другие народности. Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину 3-го тысячелетия до н.э.
Территория Шумера составляла не более 15 тыс. км2. Население страны даже в эпоху расцвета не превышало 1 млн человек (и по тем временам было достаточно многочисленным). Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи, разрабатывали основы государственности и права. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и к началу 3-го тысячелетия до н.э. создали первую в истории человечества письменность — клинопись. Ее дешифровка в начале XIX в. н. э. положила начало новой науке — ассириологии, изучающей историю и культуру древних народов Ближнего Востока, использовавших клинопись. В период формирования клинописи население Месопотамии говорило на двух языках: шумерском и восточно-семитском (аккадском). Древнейшие ме-сопотамские тексты (2900 — 2500 гг. до н.э.) почти без исключения написаны на шумерском языке. К началу 2-го тысячелетия до н. э. шумерский стал «мертвым» языком ученых текстов, однако его не прекращали изучать до I в. н. э. (такой же была судьба латыни в Средние века). Создание письменности требовало обучения и обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они назывались э-дубба (аккад. e-dub-ba — дом табличек). Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах не имеется. Мифология и врачевание Религиозные представления шумеров сформировались на протяжении 3-го тысячелетия до н.э. По их представлениям мир состоял из неба и земли (шум. ан-ки), между ними располагались воздух (шум. лилъ) и звезды; и все это окружало бесконечное море. Управлял этим миром пантеон живых существ (шум. дингир), схожих с человеком, но превосходящих его во всем и бессмертных (несмотря на то что они могли болеть или быть ранеными). Организация их жизни представлялась схожей с организацией человеческого государства (семь судьбоносных богов, «вершащих судьбы», и 50 других «великих божеств»). Главными среди них были: бог неба Ан (аккад. Ану), бог воздуха Энлиль (аккад. Эллиль), бог вод и бездны Энки (аккад. Эйа) и великая богиня-мать Дингир-мах (аккад. Нинмах, Нинхурсаг). Сначала верховным правителем пантеона считался Ан, но со временем его место занял Энлиль, который почитался как «отец богов», «владыка небес и земли», по его замыслу появились семена, растения и деревья, изобилие и процветание на Земле; его главный храм (Экур) находился в Ниппуре. Энки был богом мудрости, плодородия и мастерства; по заданию Энлиля он создал все природные и культурные явления. Семерку главных божеств замыкали бог Луны Нанна (аккад. Син), его сын Уту (аккад. Ша-
1 Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. — М.: Центрполиграф, 2002. — С. 56. 42 маш) — бог Солнца и его дочь Инанна (аккад. Иштар) — богиня любви и плодородия. Шумеры верили, что человек был создан из глины с одной лишь целью — служить богам и обеспечивать их всем необходимым. Отсюда постоянные жертвоприношения и ритуалы в храмах. После смерти человек спускался в темный мир, который был лишь бледным подобием земного. Врачеватели поклонялись многим богам: прежде всего владыке Энлилю, а также богине рождения Нинту, богу чумы Эрра, богине врачевателей Гуле (рис. 9) — «великой» в переводе с шу- Рис. 9. Оттиск цилиндрической печати с изображением богини врачевания Гулы и ее культового животного — собаки. Глиняная табличка. Ассирия. 1-е тысячелетие до н.э. мерского. Под этим именем она упоминается в текстах Месопотамии, начиная с XXII в. до н. э. Ее называли также «Великая врачевательница» или «Оживляющая мертвых Гула». Согласно преданию, свое искусство она получила от верховных богов. Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни, ибо первоначально она была богиней смерти, о чем Рис. 10. Кубок Гудеа — правителя г. Лагаша и рисунок его чеканного изображения. Шумер. XXII в. до н.э. Париж. Лувр свидетельствует ее культовое животное — собака, которую часто изображали рядом с Гулой. Посредниками в общении между богами и людьми были жрецы, в то же время у каждого человека был свой личный бог. Так, личным богом Гудеа (XXII в. до н.э.), правителя г. Лагаш, был бог плодородия Нингишзида. Его эмблема — посох, обвитый двумя спаривающимися змеями, — изображена на знаменитом кубке Гудеа (рис. 10). Впоследствии эмблема Нингишзиды стала одной из эмблем медицины. Развитие врачевания В настоящее время наука располагает всего лишь двумя шумерскими табличками медицинского содержания. Одна из них — небольшой глиняный кусочек с одним рецептом, другая представляет древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания (см. табл. 5). Это — небольшая глиняная табличка, составленная в Месопотамии в конце 3-го тысячелетия до н.э. Обнаружена она в 1889 г. при археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов — Ниппура (в 160 км от современного Багдада). В табличке 145 строк, представляющих 15 прописей лекарственных средств, начертанных клинописью на шумерском языке. Таким образом, она может считаться древнейшей «фармакопеей» в истории человечества. Изучение прописей этой таблички показало, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: травы, горчицу, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, инжир, иву, растение леканору («манна»), пихту, сосну и т.д. В состав лекарств включались: сырая нефть, речной битум, природная смола, поваренная соль (т.е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п. Готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле. Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта, — в ней нет ни единого слова о богах или демонах, она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах Древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например: «Предписание 5. Растереть речную глину (ил) и смешать ее с водой; натереть сырой нефтью и приложить как припарку... Предписание 12. Просеять и перемешать растолченный панцирь черепахи, ползучее (?) растение нага (из него добывают соду), соль и горчицу. Промыть больное место качественным пивом и горячей водой; вычистить (отскоблить) больное место этим составом и затем смазать растительным маслом и покрыть (?) растертыми в порошок иглами пихты. Предписание 13. Залить водой сушеную и растертую в пыль водяную змею, растение амамашумкаспаль, корни терновника, размолотую нага, толченую живицу пихты и помет летучей мыши гариб; натереть (смесь) и промыть больное место этой жидкостью, после чего растереть растительным маслом и покрыть шаки»1. 'Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. — М.: Центрполиграф, 2002. — С. 114. 44
Рис. 11. Цилиндрическая печать врача Ур-лугаль-эдинне из г. Лагаша и ее оттиск на глиняной табличке. На печати изображены инструменты врачевания и сосуды для лекарств. Шумер. XXII в. до н.э. Многое в этих прописях нам непонятно. К тому же табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. По всей вероятности, сведущий врачеватель знал это, тем более что в тот период истории Шумера значительный объем знаний продолжал передаваться устно — записывались лишь конкретные и точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать. Таким образом, дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в Шумере конца 3-го тысячелетия до н.э. развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени еще недостаточно оформились, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека. Таким образом, период раннего рабовладения по преимуществу был временем накопления эмпирических знаний в области врачевания. Шумерский врачеватель, несомненно, был образованным и культурным человеком. Для того чтобы грамотно владеть искусством клинописи (с сотнями знаков и тысячами вариантов чтения), он должен был многие годы усердно учиться в э-дуббе, где обучали шумерскому языку и литературе, правописанию и искусству речи, филологии и педагогике, составлению словарей, умению готовить, обжигать и копировать глиняные таблички1. Те, кто собирался посвятить жизнь наукам, изучали математику и астрономию, право и другие важные для государственной и хозяйственной жизни знания. На шумерском языке врачевателей называли а-зу — «знающий воду». Первое упоминание о врачевателе в Месопотамии обнаружено в Уре и относится к 2700 г. до н.э. — «а-зу Пулу». Врачеватель имел высокий социальный статус. Об этом свидетельствует вотивная надпись о том, что врачеватель по имени Ур-лугаль-эдинне, живший в г. Лагаш в XXII в. до н.э., занимал высокое положение при энзи — жреце-правителе — Ур-Нингирсу, сыне Гудеа. До нас дошла также одна из древних шумерских табличек, сохранившая оттиск печати этого врачевателя (рис. 11). На ней изображены инструменты для врачевания, сосуды для лекарств, имя владельца печати и фигура (врачевателя или, что вполне возможно, его божественного покровителя). Печать в древнем Шумере, а позднее и во всей Месопотамии, была обязательной принадлежностью каждого свободного человека, представляла маленький резной цилиндрик из камня (агата, сердолика или яшмы) с отверстием 1 [ Дьяконов ИМ. Люди города Ура. - М.: Наука, 1990. - С. 126-153. по продольной оси; через него продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной глиняной табличке и, таким образом, выполняла в Месопотамии функции появившейся позднее подписи. Со временем шумерская печать стала использоваться в Анатолии, Египте, на Кипре и в Греции.
Шумеры заложили основы права и создали первые своды законов — образец для более поздних законодательств. Шумерские правители широко оповещали народ о своих законах, которые выбивались на каменных стелах для всеобщего обозрения, а затем копировались на глиняных табличках для широкого распространения. Древнейшие из них — законы Шульги (конец 3-го тысячелетия до н.э.), правовой кодекс Ур-Наммы — основателя Третьей династии Ура (около 2050 г. до н.э.) и кодекс Липит-Иштара — правителя Шумера и Аккада (около 1850 г. до н. э.). До нас дошли лишь фрагменты этих законодательств, а также многочисленные таблички с судебными записями, которые свидетельствуют, что законы в Шумере строго соблюдались. Шумеры первыми стали отходить от закона талиона «око за око, зуб за зуб» и начали заменять его более гуманным денежным штрафом: «Если человек отсек... стопу другого человека... он платит 10 сиклей1 серебра. Если человек оружием повредил кости другого человека... он платит ему мину2 серебром. Если человек отсек гем/«у-инструментом нос другого человека, он платит 2/з мины серебром». Правовой кодекс Ур-Наммы «Если человек взял в аренду быка (и) повредил ему глаз, то он должен будет заплатить одну четверть (его) стоимости»3. Правовой кодекс Липит-Иштара У шумеров издавна выработались строгие гигиенические правила, основанные на коллективном опыте и народной традиции: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т.п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и выбритым с головы до пят (рис. 12). Одной из причин этого обычая было предупреждение педикулеза (вшивости). Мужчины были либо чисто выбриты, либо носили длинные бороды и длинные волосы, разделен- 46 1 Сикль — единица веса в Древней Месопотамии, около 8,5 г серебра. 2 Мина — единица веса в Древней Месопотамии, около 0,5 кг серебра (=60 сиклей). 3 Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. — М.: Центрполиграф, 2002. — С. 102. ные пробором. Основным материалом для одежды была овечья шерсть, которая заготавливалась в изобилии; льняное полотно было редкостью и использовалось для одеяний жрецов. В домах были туалеты, полы покрывались тростниковыми циновками, под домом часто располагали семейный мавзолей. Достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Ассирии, Вавилонии и других государств древней Передней Азии. ВРАЧЕВАНИЕ В ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ (2-е—середина 1-го тысячелетия до н.э.) История Вавилонское царство было построено на фундаменте шумерской цивилизации. Его расцвет и могущество связаны с деятельностью выдающегося семитского правителя Хаммурапи1 (1792—1750 гг. до н. э.). Начав правление в небольшом тогда городе Вавилоне, он объединил под своей властью разрозненные земли Двуречья, создал могущественное Вавилонское государство, включавшее всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопотамии, и стал одним из величайших правителей древности. Система знаний древних вавилонян определялась прежде всего практической необходимостью. Развивая шумерские традиции, они достигли больших успехов в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и получении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, в языкознании, математике, астрономии, врачевании. Математические методы вавилонян, уходящие корнями в Шумер, выдерживали сравнение с достижениями всех других современных им цивилизаций в течение трех тысячелетий, т. е. вплоть до эпохи эллинизма. Весь мир пользуется сегодня их делением круга на градусы, минуты и секунды. Солнечные часы и деление суток на 12 частей, предложенные вавилонянами, впоследствии были заимствованы греками. Не случайно наши часы имеют 12 цифр на циферблате, а год состоит из 12 месяцев. Все это результат астрономических наблюдений шумеров, а затем — вавилонян, которые в середине 1-го тысячелетия до н.э. ввели математические методы в астрономию (одно из основных достижений месопотамской науки) и точно определили время весеннего и осеннего равноденствий, продолжительность лунного месяца и солнечного года (по Кидену, V в. до н.э., — 365 сут, 5 ч, 41 мин и 4,16 с; ошибка составляет 7 мин и 17 с). Таким образом, в V в. до н. э. вавилонская математическая астрономия во многих отношениях не уступала европейской эпохи Раннего Возрождения2. 1 Старший родич — целитель (аккад). 2 История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. — 3-е изд. — М.: Как и шумеры, вавилоняне считали, что земная жизнь является отражением небесной и воспринимали все явления общественной жизни и здоровье человека в единстве со всем окружающим миром, т.е. Вселенной. Ассирийское царство на протяжении столетий было могущественным соседом Вавилонии. Его первоначальной столицей был Ашшур. Во времена династии Саргонидов (конец VIII — VII вв. до н.э.) столицей царства стала Ниневия. Наивысшего могущества Ассирия достигла при Ашшурбанапа-ле (около 669 — 627 гг. до н.э.), завоевательные походы которого значительно расширили границы царства. Это был жестокий царь. Свои завоевания он описывал следующими словами:
«Царь Аравии Уайте... попал ко мне в плен. Вознеся свою руку, которую я привык поднимать для покорения своих врагов, и взяв в нее по приказу бога Ашшура и богини Нинлилы свой кривой нож, я располосовал ему лицо, приказал надеть на него узду, посадил его на собачий ремень и держал его в клетке у восточных ворот..., имя которым «Ворота шествий народов». «Оставшееся население... я перебил. Разрубленным мясом их тел я накормил собак, свиней, волков, стервятников, птиц небесных и рыб в пресноводном море»1. Ашшурбанапал знал аккадский и шумерский языки, прекрасно владел клинописью и был признан «самым выдающимся из писцов»; в одной из своих табличек он намеренно подчеркивал: «Из предшествующих мне царей никто не овладел этим искусством»; имел обширные познания в математике и астрономии, архитектуре и литературе. «Я постиг мудрость бога Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть», — писал Ашшурбанапал в своей летописи2. Ашшурбанапал собрал самую обширную на Древнем Востоке коллекцию клинописных текстов (так называемая «библиотека» Аш-шурбанапала), от которой до наших дней сохранилось более 30 тыс. глиняных табличек и их фрагментов. По велению царя писцы снимали копии с клинописных табличек из официальных и частных коллекций во всех подвластных ему территориях и привозили их в Ниневию. Таким образом, в оригиналах и 1 Варга Д. Древний Восток. У начал истории письменности. — Будапешт: Корвина, 1985. — 2 История Древнего Востока. Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. — 3-е изд. — М.: копиях была собрана почти вся шумерская и аккадская литература: тексты по философии, религии, математике, астрономии, деловая переписка, гадания и т.д. Некоторая часть табличек этого собрания посвящена описанию болезней и методов их лечения (рис. 13). Это была первая в мире систематически подобранная библиотека. Спустя 200 лет мидийские завоеватели сравняли с землей Ниневию, под ее руинами погибло и царское собрание клинописных текстов, открытое археологами лишь в конце XIX в. н. э. На протяжении веков в культуре и естественно-научных знаниях Ассирия придерживалась в основном вавилонских традиций, что позволяет говорить о вавилоно-ассирийской культуре (и врачевании) как о едином целом. Мифология и врачевание Древние вавилоняне приняли верования шумеров и пантеон шумерских богов (так же как полтора тысячелетия спустя древние римляне заимствовали пантеон древнегреческих богов). Они сохранили их функции, но дали богам другие имена. По представлениям древних вавилонян, во главе мира стояла верховная триада богов: бог неба Ану (шум. Ан), владыка земли и воздуха Энлиль и бог водной стихии (Мирового океана) Эйа (шум. Энки). По преданию, Эйа ведал глубинами вод, где, как верили еще шумеры, обитала мудрость. Поэтому Эйа почитался так же, как бог мудрости и всех видов искусств, покровитель заклинателей и врачебного искусства. Тайну знания воды он передавал «знающим воду» — асу (шум. a —zu, аккад. asu). Этим именем в Древней Месопотамии называли врачевателей, которых изображали в одежде в виде рыбы (рис. 14). Непременными атрибутами асу были кувшин с водой и курильница с углями — ритуальный сосуд для сжигания благовоний. Помимо верховной триады богов, у древних вавилонян существовала другая триада: бог Солнца Шамаш (шум. Угу), бог Луны Син (шум. Нанна) и богиня Утренней звезды Иштар (шум. Инанна). В народе верили, что изображение Иштар приносит исцеление от болезней. Так, правитель страны Митанни — Душратта (XIV в. до н.э.) отправил статую Иштар Ниневийской в Египет заболевшему фараону Аменхетепу IV (Эхнато-ну, 1365—1348 гг. до н.э.), выражая таким образом свою веру в целительные силы Иштар. Столь же могущественной считалась и шумерская богиня Эрешкигаль — царица подземного мира — «страны, из которой нет возврата». Ее супруг — бог войны, болезней и смерти Нергал, покоривший Эрешкигаль и ставший наряду с ней властелином подземного царства; считалось, что он управляет заразными болезнями и лихорадками, которые, подобно призракам, «выползали» из-под земли — подвластного ему преисподнего мира. Прямой противоположностью Эрешкигаль была богиня врачевания и исцеления Гула. Кроме Гулы, покровителями врачевания считались Ниназу — «владыка знания воды» и бог плодородия Нингишзида — «владыка благого дерева» (дерева жизни) (см. рис. 10). Сорокина 49 Рис. 14. Врачеватель {асу) в одеждах бога водной стихии Эйа (слева). Служители культа бога водной стихии Эйа. Орнамент ритуального бассейна (справа). Ашшур. VIII—VII вв. до н.э. Берлин. Государственные музеи Во времена Хаммурапи в связи с возвышением Вавилона верховным божеством страны стал бог-покровитель этого города — Мардук, сын Эйа. Мардуку приписывались все положительные качества: от всепобеждающей силы в сражениях до исцеления больных. На территории Ассирии верховным богом был Ашшур — покровитель города Ашшур, первой столицы ассирийского царства. Как и в Шумере, боги древней Вавилонии представлялись в образе людей. Им приписывались огромный рост и величественный облик, грозная и неиссякаемая сила. В то же время считалось, что они обладают всеми человеческими качествами, слабостями и страстями. Помимо богов, духовный мир жителей древнего Двуречья наполняли полубоги, герои, семь мудрецов и семь злых демонов, другие демоны и духи. Некоторые считались добрыми, но большинство — злыми, внушавшими страх существами, которые, по мнению древних вавилонян и ассирийцев, постоянно наблюдали за людьми и были виновниками неприятных событий и болезней. Демоны изображались в виде полулюдей. Особенно популярными были добрые ламассу, которые представлялись в виде огромных крылатых быков с человеческими головами, — гигантские фигуры ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей. В целом идеология Древней Месопотамии была религиозной. Она освящала существовавшее тогда устройство семьи, общины, государства и собственности и содействовала укреплению царской власти. Ее влияние на развитие эмпирических знаний (и врачевания в том числе) со временем становилось все более ощутимым. Развитие врачевания Врачебные знания в Древней Месопотамии издавна передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода «руководство», весьма ценное для врачевателей. К середине 2-го тысячелетия до н. э. в Древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (аккад. asutu — искусство врачевателей) и ашипуту (аккад. asiputu — искусство заклинателей). Искусством врачевания занимались врачеватели—эмпирики асу (аккад. asu — «знающий воду»). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. aSipu — заклинающий). Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины 1-го тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту. «Престижным стало то, что сегодня мы называем ненаучной медицинской спекуляцией», — отметил известный ассириолог А.Оппенхейм1. Представления о причинах болезней в Древней Месопотамии можно подразделить на три основные группы: 1) связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, 2) зависящие от явлений природы и образа жизни людей (употребление 3) определяемые религиозными верованиями («рука бога», «дуновение злого Жители Месопотамии считали, что здоровье, благополучие и могущество являются результатом присутствия поблизости сверхъестественных сил — великих богов и «добрых духов», которые охраняют человека. И наоборот, несчастья, неудачи и болезни появляются, когда духи-хранители перестают защищать человека от врагов (людей или демонов). Тогда демон бури Пазузу (рис. 15) может вызвать головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту, которая по ночам бродит по городу и бросается на спящих детей, может распространить детскую лихорадку (Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва). «Защита» от такого «колдовства» была вполне адекватной: женщины носили на шее маленькие фигурки демонов (рис. 16) или клали их под порог своего дома, чтобы отпугивать демонов их же изображением, а заклинатели читали магические тексты, которые имелись в таком множестве, что для их целенаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам «Избавить от чар...», «Головная боль», «Болезни горла», «Избавить от злых духов с помощью мучной воды...» и т.п. 1 Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации / Пер. с англ. М.Н.Ботвинника. — М.: Наука, 1980. — С. 304. Врачеватель— асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель— ашипу, напротив, — прежде всего со сверхъестественными силами: «рукой» конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т.п. Наряду с этим, ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например, в результате лихорадки или «удара» в голову (описание которого напоминает инсульт). В то ж
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|