Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Периодизация и хронология истории Древней Месопотамии.




ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (Шумер, Вавилония, Ассирия)

Некоторые сведения о Месопотамии

Плодородная долина нижнего Евфрата1 в Передней Азии (так же как и долина Нила в Египте) была родиной древнейших человеческих цивилизаций. Сейчас это в основном территория Ирака.

Термин «Месопотамия» (греч. Mesopotamia — Междуречье или Двуречье) введен греческим историком Геродотом из Галикарнаса (Herodotos, 484 — 425 гг. до н. э.), который посетил страны долины Евфрата и Тигра в середине V в. до н.э.

Периодизация и хронология истории Древней Месопотамии.

Первые крупные поселки в Древней Передней Азии (Иерихон в Палести­не, Чатал-хююк в Малой Азии, Амук в Сирии и т.д.) появились уже в 7 — 6-м тысячелетиях до н.э. Однако в цивилизации они не развились и погибли, так и не став государствами.

Первые древнейшие города-государства шумеров (Эреду, Эрех, Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Киш и др.) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже 4—3-го тысячелетий до н. э. (рис. 8).

С начала 2-го тысячелетия до н.э., после возвышения города Вавилона в Нижней Месопотамии, начинается история Вавилонского царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение четырнадцати столетий (XIX—XVI вв. до н.э. — старовавилонский, или аморейский, период; XVI — XII вв. до н.э. — средневавилонский, или касситский, период; XII—VII вв. до н.э. — период политического ослабления Вавилонии; VII —VI вв. до н.э. — нововавилонский период). В 539 г. Вавилонское царство было захвачено перса­ми и прекратило свое существование.

В Верхней Месопотамии с конца 3-го тысячелетия до VII в. до н.э. суще­ствовала другая великая держава Месопотамии — Ассирийское царство, уничто­женное в 614 — 605 гг. до н.э. в результате нашествия мидян. Его история под­разделяется на три периода: староассирийский (XX—XVI вв. до н.э.); средне-ассирийский (XV—XI вв. до н.э.) и новоассирийский (X—VII вв. до н.э.).

На протяжении всей истории оба царства постоянно вели разрушительные захватнические войны, как междоусобные, так и с многочисленными соседями. Вавилонское царство достигло своего расцвета и могущества в старовавилонс­кий период. Ассирия превратилась в огромную и великую державу в последний период своей истории, подчинив себе почти все страны Ближнего Востока.

1 Современное название р. Евфрат греческого происхождения. Шумеры называли ее Бура-нунна, вавилоняне — Пуратту, в Библии — Прат.


развитие классового подхода к врачеванию;

— формирование основ врачебной этики;

— развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания
между разными древними цивилизациями.

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (Шумер, Вавилония, Ассирия)

Некоторые сведения о Месопотамии

Плодородная долина нижнего Евфрата1 в Передней Азии (так же как и долина Нила в Египте) была родиной древнейших человеческих цивилизаций. Сейчас это в основном территория Ирака.

Термин «Месопотамия» (греч. Mesopotamia — Междуречье или Двуречье) введен греческим историком Геродотом из Галикарнаса (Herodotos, 484 — 425 гг. до н. э.), который посетил страны долины Евфрата и Тигра в середине V в. до н.э.

Периодизация и хронология истории Древней Месопотамии.

Первые крупные поселки в Древней Передней Азии (Иерихон в Палести­не, Чатал-хююк в Малой Азии, Амук в Сирии и т.д.) появились уже в 7 — 6-м тысячелетиях до н.э. Однако в цивилизации они не развились и погибли, так и не став государствами.

Первые древнейшие города-государства шумеров (Эреду, Эрех, Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Киш и др.) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже 4—3-го тысячелетий до н. э. (рис. 8).

С начала 2-го тысячелетия до н.э., после возвышения города Вавилона в Нижней Месопотамии, начинается история Вавилонского царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение четырнадцати столетий (XIX—XVI вв. до н.э. — старовавилонский, или аморейский, период; XVI — XII вв. до н.э. — средневавилонский, или касситский, период; XII—VII вв. до н.э. — период политического ослабления Вавилонии; VII —VI вв. до н.э. — нововавилонский период). В 539 г. Вавилонское царство было захвачено перса­ми и прекратило свое существование.

В Верхней Месопотамии с конца 3-го тысячелетия до VII в. до н.э. суще­ствовала другая великая держава Месопотамии — Ассирийское царство, уничто­женное в 614 — 605 гг. до н.э. в результате нашествия мидян. Его история под­разделяется на три периода: староассирийский (XX—XVI вв. до н.э.); средне-ассирийский (XV—XI вв. до н.э.) и новоассирийский (X—VII вв. до н.э.).

На протяжении всей истории оба царства постоянно вели разрушительные захватнические войны, как междоусобные, так и с многочисленными соседями. Вавилонское царство достигло своего расцвета и могущества в старовавилонс­кий период. Ассирия превратилась в огромную и великую державу в последний период своей истории, подчинив себе почти все страны Ближнего Востока.

1 Современное название р. Евфрат греческого происхождения. Шумеры называли ее Бура-нунна, вавилоняне — Пуратту, в Библии — Прат.



• Города

о Предполагаемые места городов

50 0 50 100 км i i i

 


Рис. 8. Древняя Месопотамия (пунктиром обозначены берега Персидского залива

в древности).

Внизу слева — схематическая карта современной Месопотамии. В скобках приведены современные названия

Источники по истории и врачеванию. Об истории и врачевании Древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполнен­ные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (табл. 5); памятники материальной культуры, найденные в результате археоло­гических исследований, а также свидетельства историков (Геродота, Бероса) и труды ученых разных эпох (Страбона, Флавия), которые оставили яркие


Таблица 5. Основные источники Древней Месопотамии, связанные с врачеванием

 

Время создания Источник Основное содержание
Конец 3-го тыся­челетия до н.э. Клинописная табличка из г. Ниппур (Шумер) 15 прописей для приготовления лекарств
XXII в. до н.э. Оттиск цилиндрической пе­чати врачевателя Ур-лугаль-эдинне из г. Лагаш (Шумер) Имя и фигура врачевателя, изобра­жение инструментов врачевания (трубки, шпатели, сосуды)
XXII в. до н.э. Кубок правителя г. Лагаш — Гудеа (Шумер) Изображение посоха, обвитого двумя змеями, и двух демонов
2 —1-е тыся­челетия до н.э. Тексты асуту и ашипуту на глиняных табличках (Вавилония и Ассирия) Прописи лекарственных средств, наставления врачевателю, заклина­ния
XVIII в. до н.э. Законы Хаммурапи (Вавилония) Правовые аспекты деятельности врачевателей в древней Вавилонии
XIV в. до н.э. Письма Мукаллима (Вавилония) Переписка врачевателя-эмпирика с правителем города, градоначальни­ком, администратором храма и др.
1-е тысячелетие до н.э. Амулеты с изображением демонов болезней Изображения Пазузу, Ламашту и др.
1 -е тысячелетие до н.э. Оттиск цилиндрической печати с изображением богини врачевания Гулы Изображение богини Гулы и ее культового животного — собаки
VII в. до н.э Ассирийская астролябия (Ассирия) Модель для астрологических вычислений
VII в. до н.э. Канал Синанхериба (Ассирия) Подача чистой воды в столицу Ассирии — г. Ниневию

описания обычаев и религиозных верований народов Месопотамии, достиже­ний их культуры и врачевания.

Врачевание в Шумере

(3-е тысячелетие до н.э.)

История

В раннединастический период (XXVIII —XXIV вв. до н.э.) земли Месопота­мии населяли различные народности: шумеры, которые занимали Южное Дву­речье и к концу 4-го тысячелетия до н. э. создали первые в истории человече­ства города-государства; их северные соседи — племена семитских кочевни­ков, которые пришли с Аравийского полуострова, постепенно заселили осед­лые центры Шумера и со второй половины 3-го тысячелетия до н.э. стали называться аккадцами (по названию их главного поселения — г. Агаде, по биб-


лейской версии — Аккаде)1, а также субареи, хурриты и другие народности. Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину 3-го ты­сячелетия до н.э.

Территория Шумера составляла не более 15 тыс. км2. Население страны даже в эпоху расцвета не превышало 1 млн человек (и по тем временам было доста­точно многочисленным). Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали че­репицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи, разрабатывали основы государственности и права. Они заложи­ли первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчис­лять время и к началу 3-го тысячелетия до н.э. создали первую в истории чело­вечества письменность — клинопись. Ее дешифровка в начале XIX в. н. э. поло­жила начало новой науке — ассириологии, изучающей историю и культуру древних народов Ближнего Востока, использовавших клинопись.

В период формирования клинописи население Месопотамии говорило на двух языках: шумерском и восточно-семитском (аккадском). Древнейшие ме-сопотамские тексты (2900 — 2500 гг. до н.э.) почти без исключения написаны на шумерском языке. К началу 2-го тысячелетия до н. э. шумерский стал «мер­твым» языком ученых текстов, однако его не прекращали изучать до I в. н. э. (такой же была судьба латыни в Средние века).

Создание письменности требовало обучения и обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они назывались э-дубба (аккад. e-dub-ba — дом табличек). Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах не имеется.

Мифология и врачевание

Религиозные представления шумеров сформировались на протяжении 3-го тысячелетия до н.э. По их представлениям мир состоял из неба и земли (шум. ан-ки), между ними располагались воздух (шум. лилъ) и звезды; и все это окру­жало бесконечное море. Управлял этим миром пантеон живых существ (шум. дингир), схожих с человеком, но превосходящих его во всем и бессмертных (несмотря на то что они могли болеть или быть ранеными). Организация их жизни представлялась схожей с организацией человеческого государства (семь судьбоносных богов, «вершащих судьбы», и 50 других «великих божеств»). Глав­ными среди них были: бог неба Ан (аккад. Ану), бог воздуха Энлиль (аккад. Эллиль), бог вод и бездны Энки (аккад. Эйа) и великая богиня-мать Дингир-мах (аккад. Нинмах, Нинхурсаг). Сначала верховным правителем пантеона счи­тался Ан, но со временем его место занял Энлиль, который почитался как «отец богов», «владыка небес и земли», по его замыслу появились семена, растения и деревья, изобилие и процветание на Земле; его главный храм (Экур) находился в Ниппуре. Энки был богом мудрости, плодородия и мастерства; по заданию Энлиля он создал все природные и культурные явления. Семерку глав­ных божеств замыкали бог Луны Нанна (аккад. Син), его сын Уту (аккад. Ша-

1 Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. — М.: Центрполиграф, 2002. — С. 56. 42


маш) — бог Солнца и его дочь Инанна (аккад. Иштар) — богиня любви и пло­дородия. Шумеры верили, что человек был создан из глины с одной лишь целью — служить богам и обеспечи­вать их всем необходимым. Отсюда по­стоянные жертвоприношения и риту­алы в храмах. После смерти человек спускался в темный мир, который был лишь бледным подобием земно­го.

Врачеватели поклонялись многим богам: прежде всего владыке Энлилю, а также богине рождения Нинту, богу чумы Эрра, богине врачевателей Гуле (рис. 9) — «великой» в переводе с шу-


Рис. 9. Оттиск цилиндрической печати с изображением богини врачевания Гулы и ее культового животного — собаки. Глиняная табличка. Ассирия. 1-е тысячелетие до н.э.


мерского. Под этим именем она упоминается в текстах Месопотамии, начиная с XXII в. до н. э. Ее называли также «Великая врачевательница» или «Оживляю­щая мертвых Гула». Согласно преданию, свое искусство она получила от вер­ховных богов. Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвра­щает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни, ибо первоначально она была богиней смерти, о чем



Рис. 10. Кубок Гудеа — правителя

г. Лагаша и рисунок его чеканного

изображения. Шумер. XXII в. до н.э.

Париж. Лувр



свидетельствует ее культовое животное — собака, которую часто изображали рядом с Гулой.

Посредниками в общении между богами и людьми были жрецы, в то же время у каждого человека был свой личный бог. Так, личным богом Гудеа (XXII в. до н.э.), правителя г. Лагаш, был бог плодородия Нингишзида. Его эмблема — посох, обвитый двумя спаривающимися змеями, — изображена на знаменитом кубке Гудеа (рис. 10). Впоследствии эмблема Нингишзиды стала одной из эмблем медицины.

Развитие врачевания

В настоящее время наука располагает всего лишь двумя шумерскими таб­личками медицинского содержания. Одна из них — небольшой глиняный ку­сочек с одним рецептом, другая представляет древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания (см. табл. 5). Это — небольшая глиняная таб­личка, составленная в Месопотамии в конце 3-го тысячелетия до н.э. Обнару­жена она в 1889 г. при археологических раскопках одного из древнейших шу­мерских городов — Ниппура (в 160 км от современного Багдада). В табличке 145 строк, представляющих 15 прописей лекарственных средств, начертанных клинописью на шумерском языке. Таким образом, она может считаться древ­нейшей «фармакопеей» в истории человечества.

Изучение прописей этой таблички показало, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего расти­тельного происхождения: травы, горчицу, тимьян, плоды сливового дере­ва, груши, фиги, инжир, иву, растение леканору («манна»), пихту, сосну и т.д. В состав лекарств включались: сырая нефть, речной битум, природная смола, поваренная соль (т.е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, органы водяных змей, панцирь черепа­хи, шерсть и т.п. Готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле.

Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей прак­тике исходил из эмпирического опыта, — в ней нет ни единого слова о богах или демонах, она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречают­ся в медицинских текстах Древней Месопотамии более позднего периода. Таб­личка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например:

«Предписание 5. Растереть речную глину (ил) и смешать ее с водой; натереть сырой нефтью и приложить как припарку...

Предписание 12. Просеять и перемешать растолченный панцирь черепахи, ползу­чее (?) растение нага (из него добывают соду), соль и горчицу. Промыть больное место качественным пивом и горячей водой; вычистить (отскоблить) больное место этим составом и затем смазать растительным маслом и покрыть (?) растертыми в порошок иглами пихты.

Предписание 13. Залить водой сушеную и растертую в пыль водяную змею, расте­ние амамашумкаспаль, корни терновника, размолотую нага, толченую живицу пихты и помет летучей мыши гариб; натереть (смесь) и промыть больное место этой жидко­стью, после чего растереть растительным маслом и покрыть шаки»1.

'Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. — М.: Центрполиграф, 2002. — С. 114. 44



\

 


Рис. 11. Цилиндрическая печать врача Ур-лугаль-эдинне из г. Лагаша и ее оттиск на гли­няной табличке. На печати изображены инструменты врачевания и сосуды для лекарств.

Шумер. XXII в. до н.э.

Многое в этих прописях нам непонятно. К тому же табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. По всей вероятности, сведущий врачеватель знал это, тем более что в тот период истории Шумера значи­тельный объем знаний продолжал передаваться устно — записывались лишь конкрет­ные и точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать.

Таким образом, дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в Шумере конца 3-го тысячелетия до н.э. развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени еще недостаточно оформились, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека. Таким образом, период раннего рабов­ладения по преимуществу был временем накопления эмпирических знаний в области врачевания.

Шумерский врачеватель, несомненно, был образованным и культурным человеком. Для того чтобы грамотно владеть искусством клинописи (с сотнями знаков и тысячами вариантов чтения), он должен был многие годы усердно учиться в э-дуббе, где обучали шумерскому языку и литературе, правописанию и искусству речи, филологии и педагогике, составлению словарей, умению готовить, обжигать и копировать глиняные таблички1. Те, кто собирался по­святить жизнь наукам, изучали математику и астрономию, право и другие важ­ные для государственной и хозяйственной жизни знания.

На шумерском языке врачевателей называли а-зу — «знающий воду». Пер­вое упоминание о врачевателе в Месопотамии обнаружено в Уре и относится к 2700 г. до н.э. — «а-зу Пулу». Врачеватель имел высокий социальный статус. Об этом свидетельствует вотивная надпись о том, что врачеватель по имени Ур-лугаль-эдинне, живший в г. Лагаш в XXII в. до н.э., занимал высокое положе­ние при энзи — жреце-правителе — Ур-Нингирсу, сыне Гудеа. До нас дошла также одна из древних шумерских табличек, сохранившая оттиск печати этого врачевателя (рис. 11). На ней изображены инструменты для врачевания, сосуды для лекарств, имя владельца печати и фигура (врачевателя или, что вполне возможно, его божественного покровителя).

Печать в древнем Шумере, а позднее и во всей Месопотамии, была обяза­тельной принадлежностью каждого свободного человека, представляла малень­кий резной цилиндрик из камня (агата, сердолика или яшмы) с отверстием

1 [ Дьяконов ИМ. Люди города Ура. - М.: Наука, 1990. - С. 126-153.


по продольной оси; через него проде­вался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составле­нии важных документов печать прока­тывалась по влажной глиняной таблич­ке и, таким образом, выполняла в Месопотамии функции появившейся позднее подписи. Со временем шумер­ская печать стала использоваться в Анатолии, Египте, на Кипре и в Гре­ции.

Рис. 12. Обнаженный жрец приносит жертву богу Энлилю. Рельеф шумерского времени

Шумеры заложили основы права и создали первые своды законов — об­разец для более поздних законода­тельств. Шумерские правители широ­ко оповещали народ о своих законах, которые выбивались на каменных сте­лах для всеобщего обозрения, а затем

копировались на глиняных табличках для широкого распространения. Древ­нейшие из них — законы Шульги (конец 3-го тысячелетия до н.э.), правовой кодекс Ур-Наммы — основателя Третьей династии Ура (около 2050 г. до н.э.) и кодекс Липит-Иштара — правителя Шумера и Аккада (около 1850 г. до н. э.). До нас дошли лишь фрагменты этих законодательств, а также многочислен­ные таблички с судебными записями, которые свидетельствуют, что законы в Шумере строго соблюдались.

Шумеры первыми стали отходить от закона талиона «око за око, зуб за зуб» и начали заменять его более гуманным денежным штрафом:

«Если человек отсек... стопу другого человека... он платит 10 сиклей1 серебра. Если человек оружием повредил кости другого человека... он платит ему мину2 серебром.

Если человек отсек гем/«у-инструментом нос другого человека, он платит 2/з мины серебром».

Правовой кодекс Ур-Наммы

«Если человек взял в аренду быка (и) повредил ему глаз, то он должен будет зап­латить одну четверть (его) стоимости»3.

Правовой кодекс Липит-Иштара

У шумеров издавна выработались строгие гигиенические правила, осно­ванные на коллективном опыте и народной традиции: не пить воды из нечи­стой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в оп­ределенного рода пище и т.п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщатель­но вымытым и выбритым с головы до пят (рис. 12). Одной из причин этого обычая было предупреждение педикулеза (вшивости). Мужчины были либо чисто выбриты, либо носили длинные бороды и длинные волосы, разделен-


46


1 Сикль — единица веса в Древней Месопотамии, около 8,5 г серебра.

2 Мина — единица веса в Древней Месопотамии, около 0,5 кг серебра (=60 сиклей).

3 Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. — М.: Центрполиграф, 2002. — С. 102.


ные пробором. Основным материалом для одежды была овечья шерсть, ко­торая заготавливалась в изобилии; льняное полотно было редкостью и ис­пользовалось для одеяний жрецов. В домах были туалеты, полы покрывались тростниковыми циновками, под домом часто располагали семейный мавзо­лей.

Достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего раз­вития знаний у народов Ассирии, Вавилонии и других государств древней Передней Азии.

ВРАЧЕВАНИЕ В ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ

(2-е—середина 1-го тысячелетия до н.э.)

История

Вавилонское царство было построено на фундаменте шумерской цивилиза­ции. Его расцвет и могущество связаны с деятельностью выдающегося семитс­кого правителя Хаммурапи1 (1792—1750 гг. до н. э.). Начав правление в неболь­шом тогда городе Вавилоне, он объединил под своей властью разрозненные земли Двуречья, создал могущественное Вавилонское государство, включав­шее всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопотамии, и стал одним из величайших правителей древности.

Система знаний древних вавилонян определялась прежде всего практиче­ской необходимостью. Развивая шумерские традиции, они достигли больших успехов в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и по­лучении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, в языко­знании, математике, астрономии, врачевании.

Математические методы вавилонян, уходящие корнями в Шумер, выдер­живали сравнение с достижениями всех других современных им цивилизаций в течение трех тысячелетий, т. е. вплоть до эпохи эллинизма. Весь мир пользует­ся сегодня их делением круга на градусы, минуты и секунды. Солнечные часы и деление суток на 12 частей, предложенные вавилонянами, впоследствии были заимствованы греками. Не случайно наши часы имеют 12 цифр на ци­ферблате, а год состоит из 12 месяцев. Все это результат астрономических на­блюдений шумеров, а затем — вавилонян, которые в середине 1-го тысячеле­тия до н.э. ввели математические методы в астрономию (одно из основных достижений месопотамской науки) и точно определили время весеннего и осеннего равноденствий, продолжительность лунного месяца и солнечного года (по Кидену, V в. до н.э., — 365 сут, 5 ч, 41 мин и 4,16 с; ошибка составляет 7 мин и 17 с). Таким образом, в V в. до н. э. вавилонская математическая астро­номия во многих отношениях не уступала европейской эпохи Раннего Возрож­дения2.

1 Старший родич — целитель (аккад).

2 История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. — 3-е изд. — М.:
Высш. шк., 2002. — С. 177.


 
 

Как и шумеры, вавилоняне счита­ли, что земная жизнь является отра­жением небесной и воспринимали все явления общественной жизни и здо­ровье человека в единстве со всем ок­ружающим миром, т.е. Вселенной.

Ассирийское царство на протяжении столетий было могущественным сосе­дом Вавилонии. Его первоначальной столицей был Ашшур. Во времена династии Саргонидов (конец VIII — VII вв. до н.э.) столицей царства ста­ла Ниневия. Наивысшего могущества Ассирия достигла при Ашшурбанапа-ле (около 669 — 627 гг. до н.э.), завое­вательные походы которого значитель­но расширили границы царства. Это был жестокий царь. Свои завоевания он описывал следующими словами:

Рис. 13. Глиняная клинописная табличка с текстом о лечении болезней у детей. Най­дена в Борсиппе. VII в. до н.э. Лондон. Британский музей

«Царь Аравии Уайте... попал ко мне в плен. Вознеся свою руку, которую я при­вык поднимать для покорения своих вра­гов, и взяв в нее по приказу бога Ашшура и богини Нинлилы свой кривой нож, я рас­полосовал ему лицо, приказал надеть на него узду, посадил его на собачий ремень и держал его в клетке у восточных ворот..., имя которым «Ворота шествий народов».

«Оставшееся население... я перебил. Разрубленным мясом их тел я накормил собак, свиней, волков, стервятников, птиц небесных и рыб в пресноводном море»1.

Ашшурбанапал знал аккадский и шумерский языки, прекрасно владел кли­нописью и был признан «самым выдающимся из писцов»; в одной из своих табличек он намеренно подчеркивал: «Из предшествующих мне царей никто не овладел этим искусством»; имел обширные познания в математике и астро­номии, архитектуре и литературе. «Я постиг мудрость бога Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть», — писал Ашшурбана­пал в своей летописи2. Ашшурбанапал собрал самую обширную на Древнем Востоке коллекцию клинописных текстов (так называемая «библиотека» Аш-шурбанапала), от которой до наших дней сохранилось более 30 тыс. глиняных табличек и их фрагментов. По велению царя писцы снимали копии с клино­писных табличек из официальных и частных коллекций во всех подвластных ему территориях и привозили их в Ниневию. Таким образом, в оригиналах и

1 Варга Д. Древний Восток. У начал истории письменности. — Будапешт: Корвина, 1985. —
С. 112.

2 История Древнего Востока. Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. — 3-е изд. — М.:
Высш. шк., 2002. - С. 153-154.


копиях была собрана почти вся шумерская и аккадская литература: тексты по философии, религии, математике, астрономии, деловая переписка, гадания и т.д. Некоторая часть табличек этого собрания посвящена описанию болезней и методов их лечения (рис. 13). Это была первая в мире систематически подо­бранная библиотека.

Спустя 200 лет мидийские завоеватели сравняли с землей Ниневию, под ее руинами погибло и царское собрание клинописных текстов, открытое археоло­гами лишь в конце XIX в. н. э.

На протяжении веков в культуре и естественно-научных знаниях Ассирия придерживалась в основном вавилонских традиций, что позволяет говорить о вавилоно-ассирийской культуре (и врачевании) как о едином целом.

Мифология и врачевание

Древние вавилоняне приняли верования шумеров и пантеон шумерских богов (так же как полтора тысячелетия спустя древние римляне заимствовали панте­он древнегреческих богов). Они сохранили их функции, но дали богам другие имена.

По представлениям древних вавилонян, во главе мира стояла верховная триада богов: бог неба Ану (шум. Ан), владыка земли и воздуха Энлиль и бог водной стихии (Мирового океана) Эйа (шум. Энки).

По преданию, Эйа ведал глубинами вод, где, как верили еще шумеры, оби­тала мудрость. Поэтому Эйа почитался так же, как бог мудрости и всех видов искусств, покровитель заклинателей и врачебного искусства. Тайну знания воды он передавал «знающим воду» — асу (шум. a —zu, аккад. asu).

Этим именем в Древней Месопотамии называли врачевателей, которых изо­бражали в одежде в виде рыбы (рис. 14). Непременными атрибутами асу были кувшин с водой и курильница с углями — ритуальный сосуд для сжигания благовоний.

Помимо верховной триады богов, у древних вавилонян существовала дру­гая триада: бог Солнца Шамаш (шум. Угу), бог Луны Син (шум. Нанна) и богиня Утренней звезды Иштар (шум. Инанна).

В народе верили, что изображение Иштар приносит исцеление от болезней. Так, правитель страны Митанни — Душратта (XIV в. до н.э.) отправил статую Иштар Ниневийской в Египет заболевшему фараону Аменхетепу IV (Эхнато-ну, 1365—1348 гг. до н.э.), выражая таким образом свою веру в целительные силы Иштар.

Столь же могущественной считалась и шумерская богиня Эрешкигаль — царица подземного мира — «страны, из которой нет возврата». Ее супруг — бог войны, болезней и смерти Нергал, покоривший Эрешкигаль и ставший наря­ду с ней властелином подземного царства; считалось, что он управляет зараз­ными болезнями и лихорадками, которые, подобно призракам, «выползали» из-под земли — подвластного ему преисподнего мира.

Прямой противоположностью Эрешкигаль была богиня врачевания и исце­ления Гула. Кроме Гулы, покровителями врачевания считались Ниназу — «вла­дыка знания воды» и бог плодородия Нингишзида — «владыка благого дерева» (дерева жизни) (см. рис. 10).

Сорокина 49


Рис. 14. Врачеватель {асу) в одеждах бога водной стихии Эйа (слева). Служители культа бога водной стихии Эйа. Орнамент ритуального бассейна (справа).

Ашшур. VIII—VII вв. до н.э. Берлин. Государственные музеи

Во времена Хаммурапи в связи с возвышением Вавилона верховным боже­ством страны стал бог-покровитель этого города — Мардук, сын Эйа. Мардуку приписывались все положительные качества: от всепобеждающей силы в сра­жениях до исцеления больных.

На территории Ассирии верховным богом был Ашшур — покровитель го­рода Ашшур, первой столицы ассирийского царства.

Как и в Шумере, боги древней Вавилонии представлялись в образе людей. Им приписывались огромный рост и величественный облик, грозная и неис­сякаемая сила. В то же время считалось, что они обладают всеми человечески­ми качествами, слабостями и страстями.

Помимо богов, духовный мир жителей древнего Двуречья наполняли полу­боги, герои, семь мудрецов и семь злых демонов, другие демоны и духи. Неко­торые считались добрыми, но большинство — злыми, внушавшими страх су­ществами, которые, по мнению древних вавилонян и ассирийцев, постоянно наблюдали за людьми и были виновниками неприятных событий и болезней. Демоны изображались в виде полулюдей. Особенно популярными были добрые ламассу, которые представлялись в виде огромных крылатых быков с челове­ческими головами, — гигантские фигуры ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.

В целом идеология Древней Месопотамии была религиозной. Она освящала существовавшее тогда устройство семьи, общины, государства и собственно­сти и содействовала укреплению царской власти. Ее влияние на развитие эм­пирических знаний (и врачевания в том числе) со временем становилось все более ощутимым.


Развитие врачевания

Врачебные знания в Древней Месопотамии издавна передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных таб­личках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по назва­ниям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода «руко­водство», весьма ценное для врачевателей.

К середине 2-го тысячелетия до н. э. в Древней Месопотамии сформирова­лись два основных направления врачевания: асуту (аккад. asutu — искусство врачевателей) и ашипуту (аккад. asiputu — искусство заклинателей). Искусст­вом врачевания занимались врачеватели—эмпирики асу (аккад. asu — «зна­ющий воду»). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. aSipu — заклинающий).

Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины 1-го тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований сли­лись в одну, более близкую к ашипуту. «Престижным стало то, что сегодня мы называем ненаучной медицинской спекуляцией», — отметил известный ас­сириолог А.Оппенхейм1.

Представления о причинах болезней в Древней Месопотамии можно подраз­делить на три основные группы:

1) связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых,
моральных и прочих предписаний. Например: «...он приблизился к замужней
женщине» или «...он приблизился к жрице своего бога; в течение 31 дня он
выздоровеет и будет жить»;

2) зависящие от явлений природы и образа жизни людей (употребление
нездоровой пищи, купание в загрязненной реке, соприкосновение с грязью и
нечистотами);

3) определяемые религиозными верованиями («рука бога», «дуновение злого
духа», «объятия Ламашту» и т.п.).

Жители Месопотамии считали, что здоровье, благополучие и могущество являются результатом присутствия поблизости сверхъестественных сил — ве­ликих богов и «добрых духов», которые охраняют человека. И наоборот, несча­стья, неудачи и болезни появляются, когда духи-хранители перестают защи­щать человека от врагов (людей или демонов). Тогда демон бури Пазузу (рис. 15) может вызвать головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту, кото­рая по ночам бродит по городу и бросается на спящих детей, может распро­странить детскую лихорадку (Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва). «Защита» от тако­го «колдовства» была вполне адекватной: женщины носили на шее маленькие фигурки демонов (рис. 16) или клали их под порог своего дома, чтобы отпуги­вать демонов их же изображением, а заклинатели читали магические тексты, которые имелись в таком множестве, что для их целенаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам «Избавить от чар...», «Голов­ная боль», «Болезни горла», «Избавить от злых духов с помощью мучной во­ды...» и т.п.

1 Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации / Пер. с англ. М.Н.Ботвинника. — М.: Наука, 1980. — С. 304.


Врачеватель— асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель— ашипу, напротив, — прежде всего со сверхъестествен­ными силами: «рукой» конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т.п. Наряду с этим, ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например, в результате лихорадки или «удара» в голову (описание которого напоминает инсульт).

В то ж

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...