Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Врачевание в классическую эпоху




(буддийский и классический периоды)

В VI в. до н. э. Древняя Индия вступила в период интенсивного духовного и интеллектуального развития. Его характеризуют развитие частной собственно­сти, городских ремесел и торговли, создание общеиндийской державы Маурь-ев (IV—II вв. до н.э.) и державы Гуптов (IV—V вв. н.э.), становление культур­ного единства нации, крупные достижения в разных областях знаний и созда­ние выдающихся памятников древнеиндийской письменности: «Законы Ману»

' Индуизм сформировался на основе традиций ведийской религиозной системы (устная тради­ция с XIII —XII вв. до н.э.) и брахманизма (возник в X—VII вв. до н.э.). Среди многочисленных богов индуизма важнейшими считаются трое (тримутри): Брахма — созидатель; Вишну — охра­нитель, имеет множество обликов (это прославившийся своими подвигами воин Парашурама, Рама, Кришна, Будда); Шива — разрушитель мира.


(I—III вв. н.э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры).

Время формирования общеиндийской «великой державы» было отмечено возник­новением и распространением религиозно-философского учения — буддизма (с VI в. до н.э.) — впоследствии первой мировой религии в истории человечества. Основате­лем буддизма считается царевич Сиддхарта Гаутама (ок. 583—483 гг. до н.э.) — сын правителя небольшого, но знатного рода Шакьев из Капилаваста (область южного Непала). Согласно преданиям на него низошло просветление, он стал «Буддой» (т.е. «Просветленным») и со временем обрел многочисленных учеников и последователей. Буддийские монахи широко занимались врачеванием. Предания сохранили славу о чу­десном целителе древности — Дживаке (VI —V вв. до н.э.), который, как полагают, лечил Будду.

К началу нашей эры в Древней Индии сложилась высокоразвитая система традиционного врачевания — аюрведа (санскрит, ayurveda — учение о долгой жизни; от ауиг — жизнь, veda — знание).

Аюрведа, или аюрведическая медицина, использует природные лекарствен­ные средства региона, исходя из национальной философской традиции. В тече­ние двух тысяч лет она успешно развивается и высоко ценится в Индии и за ее пределами.

В древности выдающимися деятелями традиционной индийской медицины были легендарные врачеватели Чарака (I —II вв. н.э.) и Сушрута (около IV в. н.э.) — авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита» (датируется I —II вв. н.э.), в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита» (датируется IV в. н.э.), который в значительной степени посвящен оперативному врачеванию1.

По мнению известного индолога А. Бэшема, древняя индийская медицина «в некоторых отношениях подобна системе Гиппократа и Галена, а в некото­рых — ушла еще дальше вперед»2.

Так, представления о строении тела человека в Древней Индии были самы­ми полными в древней истории. Исследование трупов в Древней Индии не воспрещалось религией и легко искупалось очистительными ваннами, дотра-гиванием до священной коровы или взглядом на солнце. Согласно описанию, данному Сушрутой:

«Врачеватель должен брать труп хорошо сложенного, не слишком старого человека, не разрушенного ни ядом, ни продолжительной болезнью, изменяющими строение тела. По удалении испражнений труп обмывают, кладут в деревянный ящик, надлежа­щим образом связанный.... И затем ставят на дно быстротечного ручья в прозрачное место, где, таким образом, труп защищен от повреждений птицами, рыбами и други­ми животными, и откуда (его) вынимают только через 7 дней и 7 ночей после надле­жащей мацерации. Затем он растирается щеткой или корой, причем обращают внима­ние на кожу, мышцы и другие ткани, по удалении которых переходят к исследованию глубже лежащих органов» (Hessler, II, 24).

Понятно, что метод исследования, основанный на мацерации тела умер­шего в проточной воде, предполагает неточные анатомические сведения. Тем

1 Бонгард-Левин Г. Л/., Ильин Г. Ф. Индия в древности. — М.: Наука, 1985. — С. 558.

2 Бэшем А. Чудо, которым была Индия: Пер. с англ, — М.: Издательская фирма «Восточная
литература» РАН, 2000. — С. 525.


не менее согласно Сушруте индийские врачеватели считали, что человеческий организм состоит из шести членов (головы, туловища и четырех конечнос­тей), семи перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (в том числе зубы и хрящи), которые подразделялись на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нервов, девяти органов чувств и трех жидкостей (слизи, желчи и воздуха). Некоторые зоны (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т.д.) выделялись как особо важные (санскрит, тагтап). Их повреждение счита­лось опасным для жизни. В то же время древние индийцы не имели ясного представления о назначении головного мозга и полагали, что вместилищем разума является сердце (подобные представления существовали у древних египтян).

Познания индийских врачевателей в области строения тела человека сыгра­ли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.

Необходимо отметить, что сравнение достижений древних индийцев с познаниями древних египтян и ацтеков весьма условно: египетские тексты медицинского содержа­ния датируются серединой 2-го тысячелетия до н.э. (т.е. почти на два тысячелетия раньше), а расцвет ацтекской медицины приходится на середину 2-го тысячелетия н.э. (т.е. на более чем тысячелетие позже).

Представления о причинах болезней в классический период истории Древ­ней Индии несколько изменились. Врачеватели стали отходить от господство­вавшего в ведийский период сверхъестественного понимания болезни. Религи­озно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли также и элементы естественно-научного знания. В ре­зультате человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, кото­рый, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Разные качества предметов объяснялись разными комби­нациями мельчайших частиц ану (их можно отождествить с древнегреческим понятием атом — неделимый). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды, носителями ко­торых в организме считались три первичных жидкости: ветер, желчь и слизь (слизь — выше сердца, желчь — между пупком и сердцем, воздух — ниже пупка). Из пяти стихий и трех жидкостей образуются семь органических про­дуктов, входящих в состав человеческого организма: кровь — первый источник жизни, мышцы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя.

Исходя из этих воззрений, здоровье понималось как результат уравнове­шенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального взаимодействия органов чувств и ясности ума, а болезнь — как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (а также влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды, неопрятности и т.п.). Все болезни Сушрута подразделял на естественные, связанные с природой (так, воздух вызывает 80 болезней, желчь — 40, слизь — 30), и сверхъестественные, посы­лаемые богами (проказа, венерические и другие заразные болезни, причины которых понять в то время было еще невозможно).

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и ис­следовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких,


особенностей голоса и т. п. Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не изве­стное даже древним грекам сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.

В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал:

в первом периоде — незначительные боли; во втором — стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар и нарушение функции;

в третьем — уменьшение припухлости и образование гноя.

Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные сред­ства и хирургические методы.

Лечение внутренних болезней наиболее полно представлено в трактате «Ча­рака самхита», который содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождений. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических забо­леваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческо­го одряхления; средства, повышающие половую активность.

Тактика лечения в Древней Индии, как и в других странах Древнего мира, определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного (говорили, что «дураки легче излечиваются, ибо аккуратнее исполняют советы»).

Лечение направлялось на восстановление нарушенного соотношения жид­костей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — ле­карственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.) и в-треть­их — хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.

О многогранности навыков и знаний древнеиндийского врачевателя свиде­тельствуют известные слова Сушруты: «Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав — человек; знакомый со свойствами ножа и огня — демон; знающий силу молитв — пророк; знакомый со свойствами ртути — бог!»1.

Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только враче­ватели: «для укушенного индийской змеей не было никакого исцеления, если он не обращался к индийским врачевателям, — сами индийцы вылечивали тех, кто был укушен» («Индика». XV. II.)2. (Сушрута описал 80 видов ядовитых змей.) Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась да­леко за пределами Древней Индии; морскими и сухопутными торговыми путя­ми их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассей­нов Каспийского и Черного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными пред­метами вывоза были нард, мускус, сандал, киннамон, алоэ и другие растения и благовония.

1 Ковнер С. Г. История медицины: Медицина Востока, медицина в Древней Греции. — Киев,
1878. - С. 57.

2 Бонгард-Девин Г.М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. — М: Наука, 1985. — С. 711.


       
 
 
   

В Средние века опыт индийской ме­дицины был заимствован тибетскими лекарями, о чем свидетельствует из­вестный трактат индо-тибетской ме­дицины «Чжуд-ши» (VIIIIX вв. н.э.) (см. с. 244).

Искусство оперативного лечения (хирургия) в Древней Индии по сво­ему мастерству и результативности было самым высоким в Древнем мире (оно славилось во всех странах и в Средние века).

Рис 38. Древние индийские хирургические инструменты. Классический период. Таксила. По O.P.Jaggi

Согласно легенде это искусство бе­рет свое начало в глубокой древнос­ти, когда небесные врачеватели близ­нецы Ашвины лечили раны во время великой битвы богов. Отсюда понят­но, почему Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинс­ких наук, драгоценным произведени­ем неба, верным источником славы»1. В «Сушрута самхите» описано более 300 операций, свыше 120 хирургичес­ких инструментов и не менее 750 ле­карств из растений, среди которых нет ни одного средства европейского про­исхождения.

Еще не имея научных представлений об антисептике и асептике, индий­ские врачеватели, следуя обычаям своей страны, добились тщательного со­блюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами.

Хирургические инструменты (рис. 38) изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. На­точенные так, чтобы ими можно было легко разрезать волос, они хранились в специальных деревянных коробках.

Раны перевязывались льняными, шелковыми и шерстяными тканями, про­питанными в растопленном коровьем масле, а также повязками из кожи и пальмовой коры. Для швов употреблялись льняные и сухожильные нити и кон­ский волос.

Врачеватели Древней Индии выполняли ампутации конечностей, лапарото-мии, камне-, грыжесечения, пластические операции, накладывали швы на раны головы, лица и даже дыхательного горла. Пластические операции древних ин­дийцев заслуживают особого внимания. Они «умели восстанавливать носы (рис. 39), уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в.,

1 Ковнер С. Г. История медицины: Медицина Востока, медицина в Древней Греции. — Киев, 1878.-С. 65.



Рис. 39. Древний индийский метод рино­пластики. Рисунок сделан по описанию, при­веденному в трактате Сушруты.

«Журнал для мужчин». Калькутта. Октябрь 1794 г.



Рис. 40. Этапы операции удаления катаракты — древний «индийский метод»



когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учить­ся у индийцев искусству ринопласти­ки», — писал А. Бэшем1.

Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийско­го метода». Кожный лоскут для фор­мирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. Подобным способом выполня­лись и другие восстановительные опе­рации на лице.

Рис. 41. Рельеф, изображающий процесс родов. Древняя Индия. Бхаткал. XII в. до н.э. По O.P.Jaggi

В древних индийских текстах впер­вые описана и операция удаления по­мутневшего хрусталика — катаракты (рис. 40). Хрусталик в Древней Индии

считался одной из важнейших частей организма, в которой сохраняется «веч­ный огонь». Не случайно Сушрута описал 76 глазных болезней и их лечение.

Родовспоможение в Древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания (рис. 41). В трактате Сушруты подробно изложены советы беремен­ным о соблюдении чистоты и правильном образе жизни; описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, кесарево сечение (применяв­шееся после смерти роженицы для спасения младенца), поворот плода на ножку и эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку). Операция поворота плода на ножку описана также римским врачом Сораном (см. с. 171) во II в., т.е. за два столетия до трактата Сушруты. В индийском порту Арикалиду в I — II вв. существовала рим­ская торговая фактория; следовательно, не исключено, что Соран мог заим­ствовать указанный метод из более ранних буддийских сочинений, в которых часто упоминается об удачных излечениях путем оперативного врачевания.

Гигиенические традиции издавна развивались в Древней Индии.

Уже в глубокой древности предпринимались первые попытки предупрежде­ния заразных болезней, в том числе оспы, широко распространенной в Индии. Так, в тексте, который приписывается легендарному врачевателю Дханванта-ри (записан около V в.), говорится: «Возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного че­ловека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка»2. (В Европе вакцинация против оспы была открыта английским врачом Э. Джен-нером в 1796 г., см. с. 360.)

Во все времена большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоро-

1 Бэшем А. Чудо, которым была Индия: Пер. с англ. — М.: Издательская фирма «Восточная
литература» РАН, 2000. - С. 526; WoodallJ. The Suigions Mate (1617) / J.R.Kirkup. - Bath, 1978. -
XXXIV. - 348 p.

2 Ковнер С. Г. История медицины: Медицина Востока, медицина Древней Греции. — Киев,
1878.-С. 56.


вье людей. Согласно Сушруте для сохранения здоровья необходимо вставать рано, чистить зубы щетками и порошками, купаться, растирать тело, стричь бороду и волосы на голове, следить за ногтями, принимать свежую пищу, заниматься гимнастикой.

Гигиенические навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены и в «Законах Ману»:

«Никогда не следует есть пищу... больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой... ни поклеванную птицей, ни трону­тую собакой».

«Пусть не купается ни после еды, ни больной, ни среди ночи... ни в непроверен­ном пруду».

«Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах».

«Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов».

«Имея остриженные волосы, ногти и бороду, смиренный, в белой одежде, чистый, пусть всегда занимается изучением вед и делами, полезными для него»1 и т.п.

В империи Маурьев (IV— II вв. до н. э.) на фоне высокого социально-эконо­мического развития Империи действовали строгие правила, свидетельствую­щие о становлении медицинского дела. В городах и селениях запрещалось выбра­сывать нечистоты на улицы. Раджи подписывали специальные указы, согласно которым «лица, выбрасывавшие на улицу нечистоты и дававшие воде и грязи застаиваться на главных улицах, подвергались штрафу»2. Регламентировались места и способы сожжения трупов умерших. В сомнительных случаях гибели человека назначалось обследование (вскрытие); тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разло­жения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Во времена Чандрагупты (IV в. до н.э.) крупные города в долине Ганга строились по заранее разработанному плану. Мегасфен, прибывший в качестве посла Селевкидов в столицу империи г. Паталипутру, был поражен велико­лепием и обширностью этого города, стены которого протянулись на 30 км. И тем не менее градостроительство в классический период истории Индии не достигло того высокого уровня, который отличал древнюю Индскую цивили­зацию.

Во времена Ашоки (264—231 гг. до н.э.) — внука Чандрагупты и самого выдающегося правителя Древней Индии — в стране раньше, чем в Западной Европе, появились богадельни (при буддийских храмах) и помещения для больных дхармашала (лечебницы). Ашока поощрял разведение лекарственных растений, сооружение колодцев, озеленение дорог.

Несколько позже, в период империи Гупт (IV—V вв. н.э. — золотой век индийской истории), в стране стали сооружать специальные «дома, где нуж­дающимся оказывали материальную и лечебную помощь, давали приют кале-

1 Законы Ману / Пер. с санскрита Г.Ф. Ильина. — М.: Изд-во вост. лит., 1960. — С. 207 — 208, 151, 152, 35.

1Луния Б. Н. История индийской культуры с древнейших времен до наших дней. — М.: Иностр. лит., 1960. - С. 160.


По окончании обучения учитель произносил перед своими учениками про­поведь, которая приведена в «Чарака самхите»:

«Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти, вы должны молиться каждый день, восставая от сна и отходя ко сну, о благополучии всех существ, особенно коров и брахманов, и вы должны всей душой стремиться к исцелению больного.

Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни...

Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей...

Ваша речь должна быть приятной...

Вы должны быть рассудительны, всегда стремиться совершенствовать свои знания.

Когда вы идете в дом больного, вы должны направлять свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению...

Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует рассказы­вать в другом месте, и о состоянии больного не следует говорить никому, кто, пользу­ясь полученным знанием, мог бы повредить больному или другому» («Caraka samhita», Ш,8,7У.

Записанная в I — II вв. н.э., эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным этическим положениям она весьма схожа с «Клятвой» древнегреческих врачевателей (письменно оформленной в Алек­сандрии в III в. до н.э.). Это свидетельствует о единых принципах врачебной этики в разных странах Древнего мира.

Право лечебной практики давал раджа. Он же контролировал деятельность врачевателей и соблюдение врачебной этики.

Врачебная этика Древней Индии неукоснительно требовала, чтобы враче­ватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скро­мен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищен­ные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтов­ни...»2.

Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от упла­ты за лечение, врачевателю присуждалось их имущество. За неправильное ле­чение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положе­ния больного.

В классический период традиционная индийская медицина (аюрведа) до­стигла апогея своего развития. По времени это совпадает с эпохой эллинизма и расцветом Римской империи на Западе, с государствами которого Древняя Индия имела торговые и культурные связи по сухопутным (с 1-го тысячелетия до н.э.) и морским (со II в. до н.э.) путям.

В отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока (Месопотамии и Егип­та) индийская цивилизация (как и китайская) не погибла — она продолжила свое поступательное развитие и после эпохи Древнего мира. В Средние века индийские врачи славились во всем мире, а индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных регионах земного шара.

1 Бэшем А. Чудо, которым была Индия: Пер. с англ. — М.: Издательская фирма «Восточная
литература» РАН, 2000. — С. 527.

2 Мороховец Л. 3. История и соотношение медицинских знаний. — М., 1903. — С. 359.

7 Сорокина 97


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...