Врачевание в ведийский период
Во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. центр цивилизации Древней Индии переместился в долину Ганга на северо-востоке страны. Здесь расселились пришедшие с северо-запада индо-европейские племена. По мнению исследователей, они родственны иранским племенам и вместе с ними составляют общую группу ариев (санскрит, арья — благородный). Взаимодействие арийских и местных традиций привело к формированию основ новой древнеиндийской культуры (рис. 37). 1 История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Кузищина. — 3-е изд., пере-5. и доп. — М.: Высш. шк., 2002. — С. 331. Название этого периода — ведийский — происходит от создаваемых в ту эпоху религиозных литературных произведений — вед. Это «Ригведа» («Rigveda» — веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к XII—X вв. до н.э.); «Самаведа» («Samaveda» — веда песнопений, устная традиция с VIII — VI вв. до н.э.); «Яджурведа» («Yajurveda» — веда жертвенных формул и заклинаний, устная традиция с VIII—VII вв. до н.э.) и «Ат-харваведа» («Atharvaveda» — веда заклинаний и заговоров, устная традиция с VIII—VI вв. до н. э.). Записывать их начали лишь в середине 1-го тысячелетия (около 500 г.) до н.э.
Веды считались священными текстами индуизма — древней религии индийского общества. Однако подлинной энциклопедией индуизма стали эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», каждая из которых включает несколько десятков тысяч стихов. Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Так, в «Ригведе» упомянуты лишь три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о врачевателе: «Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель — болезней, а жрец — жертвенных возлияний»1.
Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания, — лечебные знания ведийского периода тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими обрядами. В ведийской религии есть мифологические персонажи, которые прямо или косвенно связываются с представлениями о врачевании, здоровье и болезни. Важными божествами считались Агни — бог огня, домашнего очага, посредник между богами и людьми, и Сурья — божество Солнца и всевидящее око богов. Братья-близнецы Ашвины — небесные колесничие, почитались как боги-помощники и хранители. Рудра, напротив, — божество гнева и ярости, бог-разрушитель. Сома — бог одноименного опьяняющего напитка (с сильным галлюциногенным эффектом), используемого при ритуалах. Главным божеством ведийской религии считался Индра — бог грома и молнии, царь (раджа) богов, щедрый покровитель людей; воплощение силы, мужества и плодородия. Наряду с добрыми божествами в древнеиндийской мифологии были и злые духи и демоны: асуры и ракшасы — враги богов и людей, а также пичаши — которые (как полагали) приносили несчастья, болезни, разорение и лишали потомства. 1 Ковнер С. Г. История медицины: Медицина Востока, медицина в Древней Греции. — Киев, 1878. - С. 38. Эти представления нашли свое отражение в «Атхарваведе». С одной стороны, в ней просматривается эмпирический опыт народа по использованию лекарственных растений, действие которых понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. С другой — болезни в «Атхарваведе» связываются со злыми духами или расцениваются как наказание богов; а излечение недугов объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний.
Древние лекари так и назывались — бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Древней Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменились и представления о причинах болезней. Так, в «Яд-журведе» уже упоминаются соки организма. В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны): брахманы (санскрит brdhmana — знающий священные учения, т.е. жрец), кшатрии (санскрит ksatriya — наделенный могуществом, т.е. военная знать и члены царских родов — правящее сословие; кшатрием был исторический Будда), вайшьи (санскрит vaisyd — свободный общинник, т.е. главным образом земледельцы, скотоводы, торговцы) и шудры (санскрит sudra — «слуга другого», служащий трем высшим сословиям). В формате четырех варн существовало множество каст и подкаст (португ. casto — чистый; санскрит jati — группа людей одного происхождения). Каждая каста представляла замкнутое сословие, связанное узами эндогамии, сотрапезничества и общей профессиональной деятельности. Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие (не ариев) — парии (неприкасаемые, вне социальной организации общества ари-ев), используемые на самых грязных и считавшихся унизительными работах (например, сожжение и погребение умерших). Социальная структура Древней Индии (варны и касты), основанная главным образом на разделении функций, считалась изначальной, незыблемой, установленной божественной волей Брахмы — создателя мира и высшего божества индуистской религии1. Шудры и парии практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять веды. Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|