Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Врачевание в ведийский период




Во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. центр цивилизации Древней Индии переместился в долину Ганга на северо-востоке страны. Здесь рассели­лись пришедшие с северо-запада индо-европейские племена. По мнению ис­следователей, они родственны иранским племенам и вместе с ними составля­ют общую группу ариев (санскрит, арья — благородный). Взаимодействие арий­ских и местных традиций привело к формированию основ новой древнеин­дийской культуры (рис. 37).

1 История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Кузищина. — 3-е изд., пере-5. и доп. — М.: Высш. шк., 2002. — С. 331.


Название этого периода — ведийс­кий — происходит от создаваемых в ту эпоху религиозных литературных произве­дений — вед. Это «Ригведа» («Rigveda» — веда гимнов и мифологических сюже­тов, устная традиция которой восхо­дит к XII—X вв. до н.э.); «Самаведа» («Samaveda» — веда песнопений, уст­ная традиция с VIII — VI вв. до н.э.); «Яджурведа» («Yajurveda» — веда жер­твенных формул и заклинаний, устная традиция с VIII—VII вв. до н.э.) и «Ат-харваведа» («Atharvaveda» — веда зак­линаний и заговоров, устная традиция с VIII—VI вв. до н. э.). Записывать их начали лишь в середине 1-го тысяче­летия (около 500 г.) до н.э.

Рис. 37. Рельеф из Бхархута: гиганту уда­ляют зуб, прибегая к помощи слона. Древ­няя Индия. Классический период. II в. до н.э. Калькутта. Индийский музей

Веды считались священными текста­ми индуизма — древней религии ин­дийского общества. Однако подлинной энциклопедией индуизма стали эпи­ческие поэмы «Махабхарата» и «Рама­яна», каждая из которых включает не­сколько десятков тысяч стихов.

Сведения о врачевании ведийского

периода весьма ограничены. Так, в «Ригведе» упомянуты лишь три недуга: про­каза, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о врачевателе: «Наши же­лания различны, возчик жаждет дров, врачеватель — болезней, а жрец — жерт­венных возлияний»1.

Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического вра­чевания, — лечебные знания ведийского периода тесно переплетались с рели­гиозными верованиями и магическими обрядами.

В ведийской религии есть мифологические персонажи, которые прямо или косвенно связываются с представлениями о врачевании, здоровье и болезни. Важными божествами считались Агни — бог огня, домашнего очага, посред­ник между богами и людьми, и Сурья — божество Солнца и всевидящее око богов. Братья-близнецы Ашвины — небесные колесничие, почитались как боги-помощники и хранители. Рудра, напротив, — божество гнева и ярости, бог-разрушитель. Сома — бог одноименного опьяняющего напитка (с сильным гал­люциногенным эффектом), используемого при ритуалах. Главным божеством ведийской религии считался Индра — бог грома и молнии, царь (раджа) богов, щедрый покровитель людей; воплощение силы, мужества и плодородия. Наряду с добрыми божествами в древнеиндийской мифологии были и злые духи и де­моны: асуры и ракшасы — враги богов и людей, а также пичаши — которые (как полагали) приносили несчастья, болезни, разорение и лишали потомства.

1 Ковнер С. Г. История медицины: Медицина Востока, медицина в Древней Греции. — Киев, 1878. - С. 38.


Эти представления нашли свое отражение в «Атхарваведе». С одной сторо­ны, в ней просматривается эмпирический опыт народа по использованию ле­карственных растений, действие которых понималось как целебная сила, про­тиводействующая злым духам. С другой — болезни в «Атхарваведе» связывают­ся со злыми духами или расцениваются как наказание богов; а излечение не­дугов объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний.

Древние лекари так и назывались — бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Древней Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменились и представления о причинах болезней. Так, в «Яд-журведе» уже упоминаются соки организма.

В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подраздели­лось на четыре основных сословия (варны): брахманы (санскрит brdhmana — знающий священные учения, т.е. жрец), кшатрии (санскрит ksatriya — наделенный могуществом, т.е. военная знать и члены царских родов — правящее сословие; кшатрием был истори­ческий Будда), вайшьи (санскрит vaisyd — свободный общинник, т.е. главным образом земледельцы, скотоводы, торговцы) и шудры (санскрит sudra — «слуга другого», слу­жащий трем высшим сословиям). В формате четырех варн существовало множество каст и подкаст (португ. casto — чистый; санскрит jati — группа людей одного происхож­дения). Каждая каста представляла замкнутое сословие, связанное узами эндогамии, сотрапезничества и общей профессиональной деятельности.

Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сосло­вие (не ариев) — парии (неприкасаемые, вне социальной организации общества ари-ев), используемые на самых грязных и считавшихся унизительными работах (напри­мер, сожжение и погребение умерших).

Социальная структура Древней Индии (варны и касты), основанная глав­ным образом на разделении функций, считалась изначальной, незыблемой, установленной божественной волей Брахмы — создателя мира и высшего бо­жества индуистской религии1. Шудры и парии практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять веды.

Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...