Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Врачевание в древнем Египте




(3—1-е тысячелетия до н.э.)

История

Древнейшим очагом египетской цивилизации была долина нижнего тече­ния Нила, плодородные земли которой вследствие ежегодных разливов Нила простирались на 5 —10 км по обеим сторонам реки. Согласно археологическим данным, на рубеже 6 —5-го тысячелетий до н.э. в дельте и узкой долине Нила появились первые постоянные поселения, превратившиеся впоследствии в города-государства. Реальная граница страны проходила там, где кончалась плодородная «черная земля» и начиналась бесплодная «красная земля» пусты­ни. Отсюда понятно и древнее самоназвание страны — «Кемет», что означает «Черная (земля)»1.

Население Древнего Египта формировалось постепенно из местных племен Северной и Восточной Африки. Таким образом, древнеегипетская культура аф­риканского происхождения. Ее характерные черты — иероглифическое письмо, религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль — сформировались еще в додинастический период (до 3000 г. до н.э.).

Периодизация истории и врачевания. История цивилизации древней долины Нила насчитывает более трех тысячелетий: с конца 4-го тысячелетия до н. э. до 395 г. н.э., когда после распада Великой Римской империи Древний Египет вошел в состав Византии.

В течение длительного периода в долине Нила существовали две страны: Южный (Верхний) Египет (от последнего пятого порога до первого рукава дельты Нила) и Северный (Нижний) Египет (собственно дельта Нила). К началу 3-го тысячелетия до н.э. они были объединены в двуединое царство (рис. 19), первым правителем кото-

' Современное название страны Кемет — «Египет» — появилось после прихода греков и происходит от слова «Aigyptos». Так древние греки произносили одно из названий ее древней столицы Хет-ка-Птах (т.е. «Усадьба двойника Птаха» — первого египетского бога). Другое назва­ние этого города — Мен-нефер Пепи (т. е. «Непреходящая красота Пепи» — царя VI династии), сокращенно — Мен-нефер, со временем трансформировалось в Мемфис.


       
 
   
 

(СРЕДИЗЕМНО^
МОРЕ)
(Розетта
кГелиополь (Каир) Мемфис (Дахшур)

рого считается Мина (греч. Menes) — пер­вый царь первой династии фараонов. Со­гласно традиции все египетские правите­ли разделяются на 30 династий. Начало это­му делению положил египетский жрец Манефон (греч. Manethon, III в. до н.э.), составивший первое историческое опи­сание Древнего Египта для Птолемея II Филадельфа — правителя эллинистичес­кого Египта. Позднее в истории Древнего Египта выделили четыре эпохи (царства) и несколько периодов1:

- додинастический период (4-е тысяче­
летие до н.э., государства-номы);

- Раннее царство (XXXI —XXIX вв. до
н.э.; I —II династии);

-Древнее царство (XXVIII—XXIII вв. до н.э.; III—VI династии),

Сиена '(Асуан)
1-й порог-
Рис. 19. Древний Египет. Современные названия даны в скобках

- Первый Переходный период (середина
XXIII - середина XXI в. до н.э.; VII-X
династии),

- Среднее царство (середина XXI—XVIII
в. до н. э.; XI—XIII династии),

- Второй Переходный период (конец
XVIII-XVII в. до н.э.), XV-XVI гиксос-
ские династии;

- Новое царство (XVI —XI вв. до н. э.
XVIII-XX династии),

- Третий Переходный период (XI — се­
редина X в. до н.э.);

- Позднее царство (середина X—VI в. до
н.э.), XXI —XXIII ливийские династии,
XXV эфиопская династия, XXVI саисская
династия,

- персидское завоевание (525 — 332 гг. до
н.э.) и XXVIII —XXX местные династии).

- эпоха Александра и Птолемеев (332 —
30 гг. до н.э.),

-римский период (30 г. до н.э. —395 г. н.э.).

После окончательного разделения Великой Римской империи на Западную и Вос­точную (395 г.) в истории (уже средневекового) Египта начинается византийский пе­риод (395 — 638 гг.), который заканчивается в 639 г. вторжением арабов в Египет.

В эпоху Раннего царства египтяне научились использовать природные па­водки Нила для сезонных сельскохозяйственных работ, разработали систему иероглифического письма (от греч. hieros — священный и glyphe — то, что вырезано) и освоили выделку материала для письма — папируса (греч. papyros), который использовался человечеством на протяжении четырех тысячелетий (практически до X в. н.э.). В этот период сформировались характерные черты

' Периодизация и хронология истории Древнего Египта дана по В. И. Кузищину (см. История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Кузищина. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2002. - С. 92-93.)



Рис. 20. Имхотеп — врачеватель и архитек­тор фараона Джосера (статуэтка из бронзы. Париж, Лувр) и пирамида фараона Джосера, созданная по проекту Имхотепа. Саккара. XXVIII в. до н.э.


древнеегипетской культуры (религиозные представления, культ мертвых, ха­рактерный художественный стиль), которые в основном сохранялись на про­тяжении всей истории Древнего Египта, включая греческий и римский периоды. В эпоху Древнего царства началось сооружение пирамид. Первая из них — ступенчатая пирамида фараона Джосера, первого царя III династии, который правил около 2780 — около 2760 гг. до н. э. Воздвигнута она в Саккаре; автором проекта был сановник фараона Джосера — архитектор, писец и врачеватель Имхотеп (XXVIII в. до н.э.) (рис. 20), сыгравший важную роль в истории

III династии и почитаемый впоследствии как бог врачевания. Слава и память о
нем сохранялись до вторжения персов и греков, которые отождествили его с
греческим богом врачевания — Асклепием и почитали как египетского бога
врачебного искусства.

Имхотеп был не единственным известным врачевателем Древнего царства. Так, надпись в гробнице номарха Мечена — сановника фараона IV династии Снофру (XXVIII в. до н.э.) — свидетельствует о том, что Мечен был извест­ным «врачевателем (swnw) людей нома» (древний Египет был разделен на 42 нома, каждым из которых управлял наместник фараона — номарх). В этом же веке жил и знаменитый врачеватель зубов Хеси-Ра (см. с. 78).

Самые большие египетские пирамиды были воздвигнуты во времена

IV династии (XXVII—XXVI вв. до н.э.) фараонами Хуфу (греч. Хеопс), Хаф-
Ра (греч. Хефрен) и Менкау-Ра (греч. Микерин) возле современного селения
Гиза, близ Каира.


В эпоху Среднего царства были записаны древнейшие из дошедших до нас египетские естественно-научные сочинения — математические и медицинские папирусы (из Кахуна, ок. 1850 г. до н.э., и Рамессеума, ок. 1799 г. до н.э.).

В эпоху Нового царства наступил период самого яркого расцвета древне­египетской цивилизации. Наивысшее экономическое и политическое могуще­ство Древнего Египта связано с царствованием фараонов XVIII—XX династий, среди них Мен-хепер-Ра (греч. Тутмос III, 1460—1436 гг. до н.э., XVIII динас­тия) и Усер-маат-Ра-сотеп-ен-Ра (греч. Рамсес II, 1290—1224 гг. до н.э., XIX династия).

Необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле обуслови­ла развитие египетской астрономии. Об этом свидетельствуют карты звездного неба, сохранившиеся на потолках гробниц фараонов XIX—XX династий (XIV— XII вв. до н.э.). Исходя из практических нужд сельского хозяйства, именно египтяне впервые разделили сутки на 24 ч (12 ч — день и 12 ч — ночь) и создали самый совершенный календарь своего времени. По египетскому ка­лендарю год состоял из 365 сут (12 мес по 30 сут и 5 сут дополнительно в конце года). Египетский календарь был принят в Римской империи (с 45 г. н. э., Юли­анский календарь), сохранял свое значение в средневековой Европе и был использован Н.Коперником в его лунной и планетной таблицах.

К эпохе Нового царства относится и большинство дошедших до нас папи­русов медицинского содержания.

Исходя из того, что периоды Древнего, Раннего, Среднего и Нового царств являются временем самобытного развития древнеегипетской цивилизации, в истории врачевания Древнего Египта выделяются три крупных периода: цар­ский (XXX— IV вв. до н. э.), греко-римский (332 г. до н. э. — 395 г. н. э.) и визан­тийский (395 — 638 гг. н.э), который переходит в историю Средних веков.

В данной главе освещено врачевание царского периода. Медицина последу­ющих периодов истории Древнего Египта описана в соответствующих главах о медицине Древней Греции, Древнего Рима и Византийской империи.

Источники по истории и врачеванию царского периода.

Основными источниками по истории и врачеванию Древнего Египта явля­ются: медицинские тексты папирусных свитков, описания историков (Мане-фон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий и медицинских инструментов); скульптура; настенная живопись, рельефные изоб­ражения (рис. 21) и иероглифические надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах.

Изучение древнеегипетских текстов началось относительно поздно — после 1822 г., когда французский ученый Ж. Ф. Шампольон (J. F. Champollion, 1790— 1832) раскрыл тайну иероглифического письма и воскресил забытый и мерт­вый язык древних египтян.

В настоящее время известны два больших медицинских папируса (Г. Эберса и Э. Смита) и десять папирусных свитков, которые частично посвящены вра­чеванию (что не позволяет называть их «медицинскими») (табл. 6).

Почти все известные папирусы относятся к периодам Среднего и Нового царств и записаны во 2-м тысячелетии до н. э. — в периоды расцвета самобытной древнеегипетской культуры. По всей вероятности, все они являются копиями более древних текстов.

Сорокина 65


Таблица 6. Древнеегипетские папирусы медицинского содержания
Папирус и место его хранения Время записи текста Основное содержание
Папирус из Кахуна (Лондон, UCL) Около 1850 г. до н.э. Среднее царство. XII династия 34 параграфа. Ранние и поздние роды. Определение пола новорожденного. Болезни домашних животных
Папирусы из Рамессеума (IV, V) (Оксфорд) Около 1700 г. до н.э. Среднее царство. XIII династия Рациональные и магические приемы вра­чевания. IV — уход за новорожденным, прогностика беременности, рецепты конт­рацепции, простое родовспоможение (схо­ден с папирусом из Кахуна). V — эмпи­рическое врачевание, 20 прописей (кото­рые повторяются в папирусах Эберса и Хёрста), болезни глаз
Папирус Эдвина Смита Около 1550 г. до н.э. Новое царство. XVIII династия 48 случаев травматических повреждений, комментарии, лечение (без элементов ма­гии), прогноз
Папирус Георга Эберса (Лейпциг) Около 1500 г. до н.э. Новое царство. XVIII династия «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Около 900 рецептов для лече­ния болезней желудочно-кишечного тракта, легких, глаз, уха, зубов, суставов. Магические заклинания. Косметические средства
Папирус Хёрста (Калифорнийс­кий университет, США) Около 1450 г. до н.э. Новое царство. XVIII династия 260 параграфов. Эмпирическое врачевание (сходен с папирусом Эберса). Лечение пе­реломов конечностей и укусов ядовитых змей, детских и внутренних болезней (бо-лезньааа.и др.), суставов и зубов
Папирус Бругша Около 1450 г. до н.э. Новое царство. XVIII династия. (Тутмос III) Лечение детских болезней
Лондонский па­пирус № 10059 (Британский музей, Лондон) Около 1300 г. до н.э. Новое царство. XIX династия 61 параграф (из них 25 — гинекологи­ческие недуги, 36 — магические обряды)
Папирус КарсбергУШ (Копенгаген, Дания) Около 1300 г. до н.э. Новое царство. XIX династия Упоминания о женских болезнях и лечении зубов
Лейденский папирус (Лейден) Около 1250 г. до н.э. Новое царство. XIX династия (Рамзес II) Рецепты и приемы эмпирического и маги­ческого врачевания (из предшествующих папирусов)
Берлинский папирус № 3038 (Берлин) Около 1200 г. до н.э. Новое царство. XIX династия 204 параграфа (из них несколько — меди­цинские). Лечение болезней сердца, сосу­дов, суставов. Признаки беременности. Бо­лезни уха

Окончание табл. 6

 

Папирус и место его хранения Время записи текста Основное содержание
Папирусы Чес­тера Битга (№ 5, 6, 7, 12) (Бри­танский музей, Лондон) Около 1200 г. до н.э. Новое царство. XIX династия Приемы эмпирического и магического вра­чевания (из предшествующих папирусов): укусы скорпионов, внутренние болезни
Бруклинский па­пирус (Бруклин) Около 300 г. до н. э. Эллинистический период 38 видов ядовитых и неядовитых змей, уку­сы скорпионов и насекомых; противоядия

Самые ранние медицинские папирусы до наших дней не сохранились. Воз­можно, они существовали уже в период Древнего царства и дошли до нас в виде списков — т.е. копий. Так, Георг Эберс (Georg Ebers, 1837—1898) считает, что папирус, названный его именем, первоначально был составлен в середине 4-го тысячелетия до н.э., а ученые-египтологи, изучавшие хирургический па­пирус Эдвина Смита (Edwin Smith, 1822—1906), допускают, что он мог быть копией более раннего текста, составленного в начале 3-го тысячелетия до н. э. (возможно, Имхотепом — врачевателем и архитектором фараона Джосера).

О существовании медицинских трак­татов на папирусных свитках в период Древнего царства сообщает также над­пись на стене гробницы Уаш-Птаха — главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (XXV в. до н.э.). В этой же записи говорится о том, что Уаш-Птах скоропостижно скончался в при­сутствии фараона — это самое древ­нее упоминание о болезни, которая напоминает инсульт или инфаркт миокарда. О недошедших до нас древ­них трактатах медицинского содержа­ния свидетельствуют и древние исто­рики. Так, Манефон сообщает, что вто­рой царь I династии Атотис (XXVIII в. до н.э.) был искусным врачевателем и составил текст на папирусном свит­ке о строении тела человека.

Сравнение сохранившихся древне-

Рис. 21. Рельеф с изображением египтяни­на, страдавшего полиомиелитом (?). Древний Египет. Среднее царство. XVIII династия. Копенгаген. Стела Рема

египетских медицинских текстов выяв­ляет их сходство во многих отношени­ях, часто они повторяются, что наво­дит на мысль о возможности единого первоначального источника в глубокой древности.


Мифология и врачевание

Древнеегипетская политеистическая религия существовала на протяжении почти трех с половиной тысяч лет. Пройдя путь от зооморфного тотемизма до сложнейших представлений о загробной жизни, она так и не стала государ­ственной религией1. Главным божеством древних египтян был бог Солнца — Ра, который изображался в виде сокола или человека с головой сокола в двойной царской короне (властителя Южного и Северного Египта). Его имя включалось в титулатуру фараонов («сын Ра»), которые признавались детьми бога Солнца. Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачева­нию, был бог Джехути (греч. Тот). Он почитался как изобретатель иероглифи­ческой письменности и медицины, по­кровитель знаний, писцов и мудрецов. Священными считались птица ибис и обезьяна павиан — символы мудрости в Древнем Египте, поэтому изображался Тот в виде павиана или человека с го­ловой ибиса (рис. 22). Согласно преда­нию, Тот разделил человечество по язы­кам, придумал математику и астроно­мию, календарь и религиозные обряды, музыку и врачевание природными сред­ствами; ему приписывалось и составле­ние самых древних египетских медицин­ских текстов.

Владыка загробного мира Усири (греч. Осирис) почитался как бог умирающей и воскресающей природы. Осирис — потомок бога Ра, символ животворяще­го Солнца и благодатного Нила. В древ­них текстах он описывается как самый ранний из царей Египта, который спра­ведливо правил страной, но был убит и расчленен коварным и завистливым бра­том Сетхом (богом пустыни). Любящая жена и сестра Осириса — богиня Есит (греч. Исида), нашла и собрала части его тела, передав их богу Инпу (греч. Ану-бис) с просьбой сохранить Осириса навеки. Анубис забальзамировал Осири­са и приготовил его мумию. После чего Осирис стал владыкой загробного мира Рис. 22. Бог Тот — изобретатель иерогли- и царем загробного суда. Его изображали фической письменности и медицины. в виде спеленатой мумии в белой коро-Древний Египет. Новое царство. Женева. не со знаками царской власти в руках. Университетская публичная библиотека Мушао окрашивали в зеленый цвет -

1 Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. — СПб.: Журнал «Нева»; Летний Сад, 2000. — С. 10.


символ воскрешающей природы. Со­гласно преданию мумия Осириса была первой в истории Египта, а Ану-бис почитался как изобретатель и пер­вый мастер мумификации. До Осириса он был главным богом царства мерт­вых. Изображали Анубиса в виде чер­ной собаки или шакала, а также в об­разе человека с головой шакала. Во время загробного суда он должен был взвешивать сердце и указывать путь ду­шам умерших.

Богиня Исида — преданная жена Осириса и самоотверженная мать — олицетворяла материнство и оплодот­воренную природу. Прячась в болотах дельты Нила, она родила Осирису сына Хора, который, став взрослым, одержал победу над убийцей своего отца.

Рис. 23. Золотая маска из внутреннего сар­кофага фараона Тутанхамона. Царская эм­блема (урей) включает изображение боги­ни-змеи — кобры Уаджит. Древний Египет. XIV в. до н.э. Каир. Египетский музей

Исида почиталась как охранитель­ница царской власти, покровительни­ца детей и изобретательница магиче­ского врачевания. Лекарства, носив­шие имя Исиды, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в кни­гах Галена (И в. н.э.). Ее изображали в короне с солнечным диском между ко-

ровьими рогами, с сыном Хором на руках. (Позднее, в Древнем Риме этот образ оказал заметное влияние на становление иконографии богоматери.)

Сын Исиды и Осириса — бог Хор (греч. Horos — высоколетающий, или нахо­дящийся в вышине; лат. Horns) — стал одним из самых значительных образов египетский мифологии. Бог неба, глазами которого были Солнце и Луна, он изображался в виде или сокола, или человека с головой сокола, или крылатого солнечного диска с двумя уреями1 (рис. 23) по обеим сторонам. Возвратив себе принадлежащий ему по праву трон отца, он почитался как охранитель верхов­ной власти фараонов. От своей матери Хор воспринял искусство врачевания. Его глаз (око Хора) почитался у египтян как священное око — уджат (егип. ujat), символ охраны и защиты, торжества жизни над смертью. Глаз Хора изображался на амулетах (рис. 24), часто рядом с другим символом защиты от всех врагов — богиней-коброй Уаджит (егип. Uajit — Зеленая), которая олицетворяла мощь фараона и изображалась в угрожающей боевой позе с раздутыми щеками.

Культ животных занимал значительное место в верованиях древних егип­тян. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т.д.

1 Урей — царская эмблема, включала три символа власти (сокола, пчелу и кобру), помеща­лась на головном уборе фараона.



 


 


Рис. 24. Царская подвеска с изображением

священного глаза (око Хора), богини-змеи

и богини-птицы (гриф). Из гробницы Тутан-

хамона. Древний Египет. XIV в. до н.э.

Каир. Египетский музей


Рис. 25. Статуи львиноголовой богини Со-

хмет — покровительницы врачевателей

Древнего Египта. Храм Мут в Карнаке.

Новое царство.

Париж. Лувр


Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили со всеми почестя­ми. Убийство священного животного каралось смертной казнью.

Кроме главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачева­ния. Покровительница врачевателей могучая Сохмет (егип. Sohmet или Sahmet — Могущественная) — грозная богиня войны, чумы и солнечного жара, супруга Птаха, верховного бога г. Мемфиса; изображалась в виде львицы или львино­головой женщины (рис. 25), держащей в руке знак жизни (егип. анх).

Покровительницей родов и материнства почиталась богиня плодородия Тауэрт (ее изображали в виде беременной самки гиппопотама) (рис. 26). Во время родов небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с роженицей и новорожденным, будь то наследник великого фараона или про­стой египтянин.

Таким образом, древнеегипетское врачевание ассоциировалось с религиоз­ными представлениями и культами.

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период. Он является ключом к пониманию всей древнеегипетской культуры.

Жители Древнего Египта верили в загробную жизнь и считали ее бесконеч­ным продолжением земной. По их представлениям, бессмертие человека в заг­робной жизни даруется через единство (совместное существование) трех суб­станций человека: его физического тела, его души («ба») и его духовного двой­ника («ка»).

Душа «ба» понималась как физическая жизненная энергия человека; счита­лось, что она существует при теле умершего, но на время может покидать гробницу и подниматься в небо к богам (изображали ее в виде птицы с голо­вой человека).

Другая субстанция «ка» — «двойник» — зримый образ человека, сотворен­ный вместе с человеком по его образу и подобию, сопровождает его всю жизнь


и существует после его смерти в памя­ти людей. Сохранение «ка» умершего путем создания точных изображений человека рассматривалось как один из главных способов поддержания его су­ществования в загробном мире. «Ка» обитает в гробнице, потустороннем мире и даже поселяется в изваяниях умершего.

Рис. 26. Богиня Тауэрт (Таурт) — покрови­тельница родов, материнства и семьи в Древнем Египте. Лондон. Коллекция сэра Генри С.Уэллкома

Обе загробные субстанции («ба» и «ка») связаны с телом умершего и оби­тают в месте его погребения. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения. Для этого народ Египта со времен додинастического периода хо­ронил умерших в «красной земле» со­седних с долиной Нила пустынь. Воз­дух и почва Египта обладают превос­ходными консервирующими свойства­ми: солнце и насыщенный солями го­рячий песок высушивали тела умер­ших, предохраняя их от дальнейшего разрушения. Таким образом, заверну­тые в циновки, они прекрасно сохра­нялись (без гроба и мумификации). Раз­витие цивилизации привело к строи­тельству специальных закрытых поме­щений для захоронения знатных умер­ших (мастабов, позднее пирамид). Там не было солнца, и для сохранения тела требовались специальные искусствен­ные методы. Так возникла мумифика­ция, или бальзамирование умерших (от

греч. balsamon — бальзам). Понятно, что возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие.

Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Метод бальзамирования держался в секрете и в папирусах не описывался — со временем он был утерян навеки; однако тела умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Лучшее описание процесса мумификации оставили древние греки — Геродот (ок. 484— 425 гг. до н.э.) и Диодор (ок. 90 — 21 гг. до н.э.).

Согласно Геродоту существовало три метода бальзамирования. Самый со­вершенный и самый дорогой из них заключается в следующем:

«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг... затем делают ост­рым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренно­стей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После



этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок.., По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают пеленами из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помеща­ют туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене»'.

Обработанный таким образом труп сохранялся тысячелетиями. Внутренно­сти (печень, легкие, желудок и кишечник) хранили в четырех специальных сосудах из алебастра с крышками, украшенными изображениями человечес­кой или звериной головы — канонах (от греч. kanobos — название города в Древнем Египте). Сердце оставляли в грудной полости; по убеждению егип­тян, оно управляло всей телесной и духовной жизнью человека и было необ­ходимо ему в царстве Осириса.

Исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и до­полнения в ставшее классическим описание Геродота. Так, ученые установи­ли, что в большинстве случаев «труп вначале закапывали на несколько недель в сухую природную соду, встречающуюся в Египте (она образуется при высы­хании природных содовых озер). При этом в условиях жары труп почти полно­стью обезвоживался. Затем (или предварительно) из трупа вынимали внутрен­ности и мозг, череп (иногда) заливали смолой, а полость живота заполняли ветвями благовонных растений. В некоторых случаях внутренности не вынима­ли. Далее труп заворачивали в ткань типа марли, длиной иногда в несколько сот метров, с применением благовонных средств. Лицо покойника гримирова­ли, применяя свинцовый блеск, пиролюзит, оксид меди, окрашенные глины и, вероятно, некоторые растительные краски. Сурьма (сернистая) для этой цели в древности не применялась. На лицо царских мумий клали маску из листового золота. Наконец, труп помещали в саркофаг»2.

В наши дни лишь один фараон покоится в своем саркофаге в Долине царей — юный Тутанхамон (правил ок. 1361—1352 гг. до н.э.). Рентгенологические исследования его черепа показали, что смерть Тутанхамона наступила в результате сильного удара в области основания черепа с его последующим переломом и образованием обширной гематомы; по всей вероятности, он оставался живым в течение нескольких недель и скончался, не приходя в сознание, в возрасте 19 лет. Его преданная жена и сестра (по отцу) Анхсенамон (Anchsenamon) ненадолго пережила своего супруга — власть в Египте захватил Аи — визирь Тутанхамона.

Интересно отметить, что в Древнем Египте бальзамировали и священных животных: змей, птиц, кошек, крокодилов, быков.

Согласно религиозным представлениям древних египтян каждый умерший представал перед загробным судом (идея суда окончательно оформилась в эпоху Нового царства). Загробный суд (рис. 27) возглавлялся богом Осирисом. В каче­стве обвинителя выступал бог знания Тот. Бог Анубис взвешивал сердце по­койного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливо­сти), умершему открывался доступ в мир богов.

Заупокойный культ Древнего Египта не имел равных ни в одной из религий народов древности. Тем не менее египетский народ всегда оставался жизнера-

1 Геродот. История в девяти книгах / Пер. с древнегреч. Ф. Г. Мищенка. Т. 2. — 2-е изд. — М.,
1888. - С. 86.

2 Становление химии как науки. Всеобщая история химии. — М.: Наука, 1983. — С. 21.


Рис. 27. Суд Осириса. Иллюстрация к 125 главе «Книги мертвых». Усопшего ведут к трону Осириса. Бог Хор с головой сокола. Бог Анубис с головой шакала. Новое царство. XII в. до н. э.

достным и сильным. По словам русского египтолога Б.А.Тураева, каждый егип­тянин в течение всей своей жизни думал о смерти и, собирая все необходимое для загробной жизни, «главным образом готовился к тому, чтобы не умереть, несмотря на смерть»1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...