Врачевание в древнем Египте
(3—1-е тысячелетия до н.э.) История Древнейшим очагом египетской цивилизации была долина нижнего течения Нила, плодородные земли которой вследствие ежегодных разливов Нила простирались на 5 —10 км по обеим сторонам реки. Согласно археологическим данным, на рубеже 6 —5-го тысячелетий до н.э. в дельте и узкой долине Нила появились первые постоянные поселения, превратившиеся впоследствии в города-государства. Реальная граница страны проходила там, где кончалась плодородная «черная земля» и начиналась бесплодная «красная земля» пустыни. Отсюда понятно и древнее самоназвание страны — «Кемет», что означает «Черная (земля)»1. Население Древнего Египта формировалось постепенно из местных племен Северной и Восточной Африки. Таким образом, древнеегипетская культура африканского происхождения. Ее характерные черты — иероглифическое письмо, религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль — сформировались еще в додинастический период (до 3000 г. до н.э.). Периодизация истории и врачевания. История цивилизации древней долины Нила насчитывает более трех тысячелетий: с конца 4-го тысячелетия до н. э. до 395 г. н.э., когда после распада Великой Римской империи Древний Египет вошел в состав Византии. В течение длительного периода в долине Нила существовали две страны: Южный (Верхний) Египет (от последнего пятого порога до первого рукава дельты Нила) и Северный (Нижний) Египет (собственно дельта Нила). К началу 3-го тысячелетия до н.э. они были объединены в двуединое царство (рис. 19), первым правителем кото- ' Современное название страны Кемет — «Египет» — появилось после прихода греков и происходит от слова «Aigyptos». Так древние греки произносили одно из названий ее древней столицы Хет-ка-Птах (т.е. «Усадьба двойника Птаха» — первого египетского бога). Другое название этого города — Мен-нефер Пепи (т. е. «Непреходящая красота Пепи» — царя VI династии), сокращенно — Мен-нефер, со временем трансформировалось в Мемфис.
рого считается Мина (греч. Menes) — первый царь первой династии фараонов. Согласно традиции все египетские правители разделяются на 30 династий. Начало этому делению положил египетский жрец Манефон (греч. Manethon, III в. до н.э.), составивший первое историческое описание Древнего Египта для Птолемея II Филадельфа — правителя эллинистического Египта. Позднее в истории Древнего Египта выделили четыре эпохи (царства) и несколько периодов1: - додинастический период (4-е тысяче - Раннее царство (XXXI —XXIX вв. до -Древнее царство (XXVIII—XXIII вв. до н.э.; III—VI династии),
- Первый Переходный период (середина - Среднее царство (середина XXI—XVIII - Второй Переходный период (конец - Новое царство (XVI —XI вв. до н. э. - Третий Переходный период (XI — се - Позднее царство (середина X—VI в. до - персидское завоевание (525 — 332 гг. до - эпоха Александра и Птолемеев (332 — -римский период (30 г. до н.э. —395 г. н.э.). После окончательного разделения Великой Римской империи на Западную и Восточную (395 г.) в истории (уже средневекового) Египта начинается византийский период (395 — 638 гг.), который заканчивается в 639 г. вторжением арабов в Египет.
В эпоху Раннего царства египтяне научились использовать природные паводки Нила для сезонных сельскохозяйственных работ, разработали систему иероглифического письма (от греч. hieros — священный и glyphe — то, что вырезано) и освоили выделку материала для письма — папируса (греч. papyros), который использовался человечеством на протяжении четырех тысячелетий (практически до X в. н.э.). В этот период сформировались характерные черты ' Периодизация и хронология истории Древнего Египта дана по В. И. Кузищину (см. История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Кузищина. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2002. - С. 92-93.) Рис. 20. Имхотеп — врачеватель и архитектор фараона Джосера (статуэтка из бронзы. Париж, Лувр) и пирамида фараона Джосера, созданная по проекту Имхотепа. Саккара. XXVIII в. до н.э. древнеегипетской культуры (религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль), которые в основном сохранялись на протяжении всей истории Древнего Египта, включая греческий и римский периоды. В эпоху Древнего царства началось сооружение пирамид. Первая из них — ступенчатая пирамида фараона Джосера, первого царя III династии, который правил около 2780 — около 2760 гг. до н. э. Воздвигнута она в Саккаре; автором проекта был сановник фараона Джосера — архитектор, писец и врачеватель Имхотеп (XXVIII в. до н.э.) (рис. 20), сыгравший важную роль в истории III династии и почитаемый впоследствии как бог врачевания. Слава и память о Имхотеп был не единственным известным врачевателем Древнего царства. Так, надпись в гробнице номарха Мечена — сановника фараона IV династии Снофру (XXVIII в. до н.э.) — свидетельствует о том, что Мечен был известным «врачевателем (swnw) людей нома» (древний Египет был разделен на 42 нома, каждым из которых управлял наместник фараона — номарх). В этом же веке жил и знаменитый врачеватель зубов Хеси-Ра (см. с. 78). Самые большие египетские пирамиды были воздвигнуты во времена
IV династии (XXVII—XXVI вв. до н.э.) фараонами Хуфу (греч. Хеопс), Хаф- В эпоху Среднего царства были записаны древнейшие из дошедших до нас египетские естественно-научные сочинения — математические и медицинские папирусы (из Кахуна, ок. 1850 г. до н.э., и Рамессеума, ок. 1799 г. до н.э.). В эпоху Нового царства наступил период самого яркого расцвета древнеегипетской цивилизации. Наивысшее экономическое и политическое могущество Древнего Египта связано с царствованием фараонов XVIII—XX династий, среди них Мен-хепер-Ра (греч. Тутмос III, 1460—1436 гг. до н.э., XVIII династия) и Усер-маат-Ра-сотеп-ен-Ра (греч. Рамсес II, 1290—1224 гг. до н.э., XIX династия). Необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле обусловила развитие египетской астрономии. Об этом свидетельствуют карты звездного неба, сохранившиеся на потолках гробниц фараонов XIX—XX династий (XIV— XII вв. до н.э.). Исходя из практических нужд сельского хозяйства, именно египтяне впервые разделили сутки на 24 ч (12 ч — день и 12 ч — ночь) и создали самый совершенный календарь своего времени. По египетскому календарю год состоял из 365 сут (12 мес по 30 сут и 5 сут дополнительно в конце года). Египетский календарь был принят в Римской империи (с 45 г. н. э., Юлианский календарь), сохранял свое значение в средневековой Европе и был использован Н.Коперником в его лунной и планетной таблицах. К эпохе Нового царства относится и большинство дошедших до нас папирусов медицинского содержания. Исходя из того, что периоды Древнего, Раннего, Среднего и Нового царств являются временем самобытного развития древнеегипетской цивилизации, в истории врачевания Древнего Египта выделяются три крупных периода: царский (XXX— IV вв. до н. э.), греко-римский (332 г. до н. э. — 395 г. н. э.) и византийский (395 — 638 гг. н.э), который переходит в историю Средних веков. В данной главе освещено врачевание царского периода. Медицина последующих периодов истории Древнего Египта описана в соответствующих главах о медицине Древней Греции, Древнего Рима и Византийской империи.
Источники по истории и врачеванию царского периода. Основными источниками по истории и врачеванию Древнего Египта являются: медицинские тексты папирусных свитков, описания историков (Мане-фон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий и медицинских инструментов); скульптура; настенная живопись, рельефные изображения (рис. 21) и иероглифические надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах. Изучение древнеегипетских текстов началось относительно поздно — после 1822 г., когда французский ученый Ж. Ф. Шампольон (J. F. Champollion, 1790— 1832) раскрыл тайну иероглифического письма и воскресил забытый и мертвый язык древних египтян. В настоящее время известны два больших медицинских папируса (Г. Эберса и Э. Смита) и десять папирусных свитков, которые частично посвящены врачеванию (что не позволяет называть их «медицинскими») (табл. 6). Почти все известные папирусы относятся к периодам Среднего и Нового царств и записаны во 2-м тысячелетии до н. э. — в периоды расцвета самобытной древнеегипетской культуры. По всей вероятности, все они являются копиями более древних текстов. Сорокина 65
Окончание табл. 6
Самые ранние медицинские папирусы до наших дней не сохранились. Возможно, они существовали уже в период Древнего царства и дошли до нас в виде списков — т.е. копий. Так, Георг Эберс (Georg Ebers, 1837—1898) считает, что папирус, названный его именем, первоначально был составлен в середине 4-го тысячелетия до н.э., а ученые-египтологи, изучавшие хирургический папирус Эдвина Смита (Edwin Smith, 1822—1906), допускают, что он мог быть копией более раннего текста, составленного в начале 3-го тысячелетия до н. э. (возможно, Имхотепом — врачевателем и архитектором фараона Джосера). О существовании медицинских трактатов на папирусных свитках в период Древнего царства сообщает также надпись на стене гробницы Уаш-Птаха — главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (XXV в. до н.э.). В этой же записи говорится о том, что Уаш-Птах скоропостижно скончался в присутствии фараона — это самое древнее упоминание о болезни, которая напоминает инсульт или инфаркт миокарда. О недошедших до нас древних трактатах медицинского содержания свидетельствуют и древние историки. Так, Манефон сообщает, что второй царь I династии Атотис (XXVIII в. до н.э.) был искусным врачевателем и составил текст на папирусном свитке о строении тела человека. Сравнение сохранившихся древне-
египетских медицинских текстов выявляет их сходство во многих отношениях, часто они повторяются, что наводит на мысль о возможности единого первоначального источника в глубокой древности. Мифология и врачевание Древнеегипетская политеистическая религия существовала на протяжении почти трех с половиной тысяч лет. Пройдя путь от зооморфного тотемизма до сложнейших представлений о загробной жизни, она так и не стала государственной религией1. Главным божеством древних египтян был бог Солнца — Ра, который изображался в виде сокола или человека с головой сокола в двойной царской короне (властителя Южного и Северного Египта). Его имя включалось в титулатуру фараонов («сын Ра»), которые признавались детьми бога Солнца. Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог Джехути (греч. Тот). Он почитался как изобретатель иероглифической письменности и медицины, покровитель знаний, писцов и мудрецов. Священными считались птица ибис и обезьяна павиан — символы мудрости в Древнем Египте, поэтому изображался Тот в виде павиана или человека с головой ибиса (рис. 22). Согласно преданию, Тот разделил человечество по языкам, придумал математику и астрономию, календарь и религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось и составление самых древних египетских медицинских текстов. Владыка загробного мира Усири (греч. Осирис) почитался как бог умирающей и воскресающей природы. Осирис — потомок бога Ра, символ животворящего Солнца и благодатного Нила. В древних текстах он описывается как самый ранний из царей Египта, который справедливо правил страной, но был убит и расчленен коварным и завистливым братом Сетхом (богом пустыни). Любящая жена и сестра Осириса — богиня Есит (греч. Исида), нашла и собрала части его тела, передав их богу Инпу (греч. Ану-бис) с просьбой сохранить Осириса навеки. Анубис забальзамировал Осириса и приготовил его мумию. После чего Осирис стал владыкой загробного мира Рис. 22. Бог Тот — изобретатель иерогли- и царем загробного суда. Его изображали фической письменности и медицины. в виде спеленатой мумии в белой коро-Древний Египет. Новое царство. Женева. не со знаками царской власти в руках. Университетская публичная библиотека Мушао окрашивали в зеленый цвет - 1 Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. — СПб.: Журнал «Нева»; Летний Сад, 2000. — С. 10. символ воскрешающей природы. Согласно преданию мумия Осириса была первой в истории Египта, а Ану-бис почитался как изобретатель и первый мастер мумификации. До Осириса он был главным богом царства мертвых. Изображали Анубиса в виде черной собаки или шакала, а также в образе человека с головой шакала. Во время загробного суда он должен был взвешивать сердце и указывать путь душам умерших. Богиня Исида — преданная жена Осириса и самоотверженная мать — олицетворяла материнство и оплодотворенную природу. Прячась в болотах дельты Нила, она родила Осирису сына Хора, который, став взрослым, одержал победу над убийцей своего отца.
Исида почиталась как охранительница царской власти, покровительница детей и изобретательница магического врачевания. Лекарства, носившие имя Исиды, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (И в. н.э.). Ее изображали в короне с солнечным диском между ко- ровьими рогами, с сыном Хором на руках. (Позднее, в Древнем Риме этот образ оказал заметное влияние на становление иконографии богоматери.) Сын Исиды и Осириса — бог Хор (греч. Horos — высоколетающий, или находящийся в вышине; лат. Horns) — стал одним из самых значительных образов египетский мифологии. Бог неба, глазами которого были Солнце и Луна, он изображался в виде или сокола, или человека с головой сокола, или крылатого солнечного диска с двумя уреями1 (рис. 23) по обеим сторонам. Возвратив себе принадлежащий ему по праву трон отца, он почитался как охранитель верховной власти фараонов. От своей матери Хор воспринял искусство врачевания. Его глаз (око Хора) почитался у египтян как священное око — уджат (егип. ujat), символ охраны и защиты, торжества жизни над смертью. Глаз Хора изображался на амулетах (рис. 24), часто рядом с другим символом защиты от всех врагов — богиней-коброй Уаджит (егип. Uajit — Зеленая), которая олицетворяла мощь фараона и изображалась в угрожающей боевой позе с раздутыми щеками. Культ животных занимал значительное место в верованиях древних египтян. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т.д. 1 Урей — царская эмблема, включала три символа власти (сокола, пчелу и кобру), помещалась на головном уборе фараона.
Рис. 24. Царская подвеска с изображением священного глаза (око Хора), богини-змеи и богини-птицы (гриф). Из гробницы Тутан- хамона. Древний Египет. XIV в. до н.э. Каир. Египетский музей Рис. 25. Статуи львиноголовой богини Со- хмет — покровительницы врачевателей Древнего Египта. Храм Мут в Карнаке. Новое царство. Париж. Лувр Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили со всеми почестями. Убийство священного животного каралось смертной казнью. Кроме главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Покровительница врачевателей могучая Сохмет (егип. Sohmet или Sahmet — Могущественная) — грозная богиня войны, чумы и солнечного жара, супруга Птаха, верховного бога г. Мемфиса; изображалась в виде львицы или львиноголовой женщины (рис. 25), держащей в руке знак жизни (егип. анх). Покровительницей родов и материнства почиталась богиня плодородия Тауэрт (ее изображали в виде беременной самки гиппопотама) (рис. 26). Во время родов небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с роженицей и новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин. Таким образом, древнеегипетское врачевание ассоциировалось с религиозными представлениями и культами. Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период. Он является ключом к пониманию всей древнеегипетской культуры. Жители Древнего Египта верили в загробную жизнь и считали ее бесконечным продолжением земной. По их представлениям, бессмертие человека в загробной жизни даруется через единство (совместное существование) трех субстанций человека: его физического тела, его души («ба») и его духовного двойника («ка»). Душа «ба» понималась как физическая жизненная энергия человека; считалось, что она существует при теле умершего, но на время может покидать гробницу и подниматься в небо к богам (изображали ее в виде птицы с головой человека). Другая субстанция «ка» — «двойник» — зримый образ человека, сотворенный вместе с человеком по его образу и подобию, сопровождает его всю жизнь и существует после его смерти в памяти людей. Сохранение «ка» умершего путем создания точных изображений человека рассматривалось как один из главных способов поддержания его существования в загробном мире. «Ка» обитает в гробнице, потустороннем мире и даже поселяется в изваяниях умершего.
Обе загробные субстанции («ба» и «ка») связаны с телом умершего и обитают в месте его погребения. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения. Для этого народ Египта со времен додинастического периода хоронил умерших в «красной земле» соседних с долиной Нила пустынь. Воздух и почва Египта обладают превосходными консервирующими свойствами: солнце и насыщенный солями горячий песок высушивали тела умерших, предохраняя их от дальнейшего разрушения. Таким образом, завернутые в циновки, они прекрасно сохранялись (без гроба и мумификации). Развитие цивилизации привело к строительству специальных закрытых помещений для захоронения знатных умерших (мастабов, позднее пирамид). Там не было солнца, и для сохранения тела требовались специальные искусственные методы. Так возникла мумификация, или бальзамирование умерших (от греч. balsamon — бальзам). Понятно, что возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие. Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Метод бальзамирования держался в секрете и в папирусах не описывался — со временем он был утерян навеки; однако тела умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Лучшее описание процесса мумификации оставили древние греки — Геродот (ок. 484— 425 гг. до н.э.) и Диодор (ок. 90 — 21 гг. до н.э.). Согласно Геродоту существовало три метода бальзамирования. Самый совершенный и самый дорогой из них заключается в следующем: «Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг... затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок.., По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают пеленами из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене»'. Обработанный таким образом труп сохранялся тысячелетиями. Внутренности (печень, легкие, желудок и кишечник) хранили в четырех специальных сосудах из алебастра с крышками, украшенными изображениями человеческой или звериной головы — канонах (от греч. kanobos — название города в Древнем Египте). Сердце оставляли в грудной полости; по убеждению египтян, оно управляло всей телесной и духовной жизнью человека и было необходимо ему в царстве Осириса. Исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и дополнения в ставшее классическим описание Геродота. Так, ученые установили, что в большинстве случаев «труп вначале закапывали на несколько недель в сухую природную соду, встречающуюся в Египте (она образуется при высыхании природных содовых озер). При этом в условиях жары труп почти полностью обезвоживался. Затем (или предварительно) из трупа вынимали внутренности и мозг, череп (иногда) заливали смолой, а полость живота заполняли ветвями благовонных растений. В некоторых случаях внутренности не вынимали. Далее труп заворачивали в ткань типа марли, длиной иногда в несколько сот метров, с применением благовонных средств. Лицо покойника гримировали, применяя свинцовый блеск, пиролюзит, оксид меди, окрашенные глины и, вероятно, некоторые растительные краски. Сурьма (сернистая) для этой цели в древности не применялась. На лицо царских мумий клали маску из листового золота. Наконец, труп помещали в саркофаг»2. В наши дни лишь один фараон покоится в своем саркофаге в Долине царей — юный Тутанхамон (правил ок. 1361—1352 гг. до н.э.). Рентгенологические исследования его черепа показали, что смерть Тутанхамона наступила в результате сильного удара в области основания черепа с его последующим переломом и образованием обширной гематомы; по всей вероятности, он оставался живым в течение нескольких недель и скончался, не приходя в сознание, в возрасте 19 лет. Его преданная жена и сестра (по отцу) Анхсенамон (Anchsenamon) ненадолго пережила своего супруга — власть в Египте захватил Аи — визирь Тутанхамона. Интересно отметить, что в Древнем Египте бальзамировали и священных животных: змей, птиц, кошек, крокодилов, быков. Согласно религиозным представлениям древних египтян каждый умерший представал перед загробным судом (идея суда окончательно оформилась в эпоху Нового царства). Загробный суд (рис. 27) возглавлялся богом Осирисом. В качестве обвинителя выступал бог знания Тот. Бог Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов. Заупокойный культ Древнего Египта не имел равных ни в одной из религий народов древности. Тем не менее египетский народ всегда оставался жизнера- 1 Геродот. История в девяти книгах / Пер. с древнегреч. Ф. Г. Мищенка. Т. 2. — 2-е изд. — М., 2 Становление химии как науки. Всеобщая история химии. — М.: Наука, 1983. — С. 21.
Рис. 27. Суд Осириса. Иллюстрация к 125 главе «Книги мертвых». Усопшего ведут к трону Осириса. Бог Хор с головой сокола. Бог Анубис с головой шакала. Новое царство. XII в. до н. э. достным и сильным. По словам русского египтолога Б.А.Тураева, каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и, собирая все необходимое для загробной жизни, «главным образом готовился к тому, чтобы не умереть, несмотря на смерть»1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|