Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционная китайская медицина




Понятие «традиционная китайская медицина» (вернее, «традиционное ки­тайское искусство врачевания») включает традиционный метод чжэнь-цзю те­рапии (zhen — иглоукалывание, лат. acupunctura; jiu — прижигание, лат. cauterisatio, англ. moxibustion), систему дыхательных упражнений (ци-гун), то­чечный массаж (ань-мо), лекарственное врачевание, диететику, традицион­ную китайскую гимнастику, т. е. весь комплекс китайской традиционной сис­темы поддержания здоровья. Методы лечения избираются после тщательного обследования и определения диагноза.

Искусство диагностики в Древнем Китае основывалось на приведенных выше положениях традиционной китайской философии.

«Врач, совершенный в искусстве постановки диагноза, с серьезной внима­тельностью изучит состояние пяти органов-цзан и шести органов-<Ду, опреде­лит прямую и обратную последовательность циркуляции. Уточнит отношения между субстанциями инь и ян, между поверхностным и глубинным уровнями, между мужским и женским началами», — говорится в трактате «Ней цзин»2.

При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследова­ния — сы-чжэнь (si zhen): 1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного — ван (wang); 2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека и опре­деление его запахов — вэнь (wen); 3) подробный опрос больного — вень (wen); 4) ощупывание — че (che), которое включает исследование пульса и давление на активные точки. (Для сравнения заметим, что методы диагностики, кото­рыми владели врачи классического периода истории Греции V— IV вв. до н. э., в значительной степени схожи с перечисленными выше древнекитайскими методами.)

Согласно преданию эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в VI—V вв. до н. э. и известным под псевдонимом Бянь Чюэ, или Бянь

1 Трактат Желтого Императора о внутреннем: Пер. с древнекит. — М.: ООО «ЧИТРА», 2002. —
С. 75.

2 Там же. — С. 37.


Цяо (Bian Chue, что означает «Маленькая сорока»); его подлинное имя — Цинь Юэжэнь (Chin Yue-jen)1. По всей вероятности он был современником либо Алкмеона из Кротона (VI—V вв. до н.э.), либо Гиппократа, Эврифона, Эмпедокла и Демокрита (V—IV вв. до н.э.). Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Чюэ и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. Бянь Чюэ считается также основоположни­ком пульсовой диагностики — в «Исторических записках» о нем пишут как о первом врачевателе, который ставил диагноз, исследуя пульс больного.

Учение о пульсе стало вершиной искусства диагностики в Древнем Китае: «Умеющий ставить диагноз изучает цвет, щупает пульс, в первую очередь раз­личая действия субстанций инь и ян, исследует чистое и мутное, и устанавли­вает, в какой части тела локализуется болезнь...»2.

Китайские врачеватели изучали пульс не менее чем в девяти точках и раз­личали до 28 видов (характеристик) пульса; из них основными считались 10: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.

На основе длительных эмпирических наблюдений за пульсом они пришли к заключению о том, что каждый орган и каждый процесс в организме име­ют свое пульсовое выражение на периферии: «Если пульс резкий—ускорен­ный, значит у больного грыжа, внутреннее затвердение, боли в нижней ча­сти живота».

В трактате «Нэй цзин» говорится также и о значении пульсового движения крови:

«Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам... Имен­но пульс обусловливает круговорот крови и «пневмы»... Посмотришь вперед, огля­нешься назад — все идет от пульса. Пульс — это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа»3.

Пульсовая диагностика тесно связана с представлением о круговом движе­нии крови, которое является одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая.

В трактате «Нэй цзин» говорится:

«Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно... а сердце хозяйничает над кровью»4.

Заметим, что в Европе научно-обоснованная теория кровообращения была сформулирована в 1628 г. У. Гарвеем, который математически обосновал и эк­спериментально доказал поступательное движение крови по большому и ма­лому кругам кровообращения (см. с. 276).

Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многи­ми поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное

1 Fu Wei-Kang. The story of Chinese acupuncture and moxibustion. — Peking, 1975. — P. 5 — 7, a
также Unschuld, Paul U. Medicine in China. A History of Pharmaceutics. — Berkeley; Los Angeles;
London: Univ. of California Press, 1986. — P. 12— 13, 331.

2 Трактат Желтого Императора о внутреннем: Пер. с древнекит. — М.: ООО «ЧИТРА», 2002. —
С. 48.

3 Вогралик В. Г., Вяземский Э. С. Очерк китайской медицины. — М.: Медгиз, 1961. — С. 76.

4 Вогралик В. Г. Слово о китайской медицине. — Горький: Кн. изд-во, 1959. — С. 23.


учение, которое наиболее полно из­ложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухэ «Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.) (рис. 44). Этот трактат стал одним из основ­ных фундаментальных трудов тради­ционного китайского искусства вра­чевания. Ван Шухэ написал также комментарий в трактату «Ней цзин», который и по сей день не утратил своей ценности.

За пределами Древнего Китая уче­ние о пульсе распространилось отно­сительно поздно. В древних индийс­ких трактатах Чараки (I —II вв.) и Сушруты (IV в.) о пульсе не упоми­нается. Это объясняется относитель­но поздним установлением взаимных контактов между Китаем и Индией (первые века нашей эры).

В Средние века метод пульсовой диагностики проник на территорию Средней Азии, — диагностические характеристики пульса в «Каноне ме­дицины» выдающегося врача Сред­невекового Востока Ибн Сины (980— 1037 гг.) во многом сходны с поло­жениями традиционной китайской медицины.


Рис. 44. Теория пульса. Иллюстрация к трак­тату Ван Шухе «Мо цзин» (III в. н.э.). Париж. Национальная библиотека


Так, в разделе «Распознавание болезней сердца» Ибн Сина (Авиценна) пишет: «Существует несколько признаков, по которым можно распознать заболевания сердца. Это можно сделать по пульсу... быстрота, большая величина и частота пульса указыва­ют на чрезмерную теплоту сердца, а противоположные качества — на холодность. Мяг­кость пульса указывает на влажность сердца, а твердость его — на сухость. Сила и ровность пульса, а также его упорядоченность говорят о здоровом сердце, в то время как противоположные качества указывают на какую-то болезнь»'.

Чжень-цзю. Первые письменные свидетельства об иглоукалывании содер­жатся в «Исторических записках» Сыма Цяня (см. выше) и труде «Цзо чжу-ань», который составил Цзо Чиу Мин, живший между V и III вв. Эмпиричес­кие корни этого метода уходят в глубокую древность, когда в Восточном Ки­тае было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, сжатие централь­ной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы. На основе длительных многовековых наблю-


245.


1 Авиценна. Канон врачебной практики: Пер. с лат. — Минск: ООО «Попурри», 2000. — С. 244—



дений философы и врачеватели Древ­него Китая пришли к выводу о суще­ствовании «жизненных точек» (кит. shu хие), раздражение которых способству­ет регуляции жизненных процессов.

ACUPUNCTURE MOXIBUSTION NEEDLES

Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равно­весие инь-ян: начало ян выходит из тела больного в случае его избытка или вхо­дит в тело в случае его недостатка, в ре­зультате чего утраченное равновесие восстанавливается, и болезнь исчезает. Исторические хроники династии Хань (И в. до н. э.) сообщают о случаях ус­пешного применения иглоукалывания

ч*> | врачевателями Бянь Чюэ (VI—V вв. до

Jb |J н. э.) и Фу Вэн (II — I вв. до н. э.). Этим

методом искусно владел и Хуа То — выдающийся хирург II в. н. э.

Рис. 45. Современные китайские металли­ческие иглы для акупунктуры: шесть нитевид­ных для погружения в ткани и одна трехгран­ная для пункции вен. Из коллекции автора

Первое подробное изложение тео­рии и практики метода чжень-цзю при­ведено в трактате «Нэй цзин» (III в. до н.э.), — в его второй части «Лин шу» (см. с. 102) описано 295 жизненных то­чек, 12 каналов (меридианов), вдоль ко­торых они расположены, 15 основных коллатералей каналов, иглы и методы их введения, показания и противопо­казания для применения иглоукалывания и прижигания. (В настоящее время известно более тысячи точек, из них в широкой практике используются около 100.) В каждом случае имеются свои методики, соответствующие данному забо­леванию и ситуации. Учитывается даже сезон лечения: весной, летом, осенью и зимой укалывание производится в определенных для каждого времени года зонах. В III в. н.э. врач Хуанфу Ми (Huang-fu Mi, 215 — 282 гг.) систематически обобщил достижения в области чжэнъ-цзю за предшествующие 4 — 5 столетий и составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Zhenjiu jia yijing») — «Классический трактат по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI в. и был известен за пределами Китая, начиная с V в.

Первые иглы для акупунктуры были каменными (кит. Ыап shi, англ. stone acupuncture needls). Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется активное начало ян. Впоследствии иглы ста­ли изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра (рис. 45), золота, платины и нержа­веющей стали.

Хроники Ханьской династии сохранили один из указов императора Хуан-ди (III в. до н.э.), в котором говорится:


«Мне прискорбно, что мой народ, отя­гощенный бременем болезней, не рассчи­тывается с податями и оброками, которые он мне задолжал. Моя воля — не назначать ему больше лекарств, лишь отравляющих его, и не пользоваться больше древними каменными остриями. Мне угодно, чтобы применялись только таинственные иглы из металла, которыми направляется энер-

Рис. 46. Современные сигареты для при­жигания. Вверху — китайская сигарета; вни­зу — сигареты, изготовленные в России. Из коллекции автора

гия»

Древние металлические иглы для акупунктуры, относящиеся ко II в. до н.э., были впервые обнаружены в про­винции Хопей при раскопках погребе­ния Лиу Шена и его жены (Западная Ханьская династия). Среди прочих ве­щей, найденных в гробнице, были четыре золотые и пять серебряных игл, причем золотые прекрасно сохранились, а серебряные подверглись коррозии.

С развитием метода наметилась специализация игл и их деление на виды. Описано девять разновидностей игл (каменных и металлических): игла с нако­нечником для поверхностного укалывания, закругленная игла для массажа, тупая игла для постукивания и давления, острая трехгранная игла для веноз­ной пункции, саблеобразная игла для удаления гноя, острая круглая игла для быстрого введения, нитевидная игла (используемая наиболее часто), длинная игла (до 20 см) для прокалывания толстых мышц, большая игла для лечения суставов2.

Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древ­ности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезбо­ливания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом при­жигания тлеющими сигаретами, т.е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекар­ственных растений (рис. 46). Наиболее часто в этих целях использовалось расте­ние мокса (кит. тоха; лат. Artemisia vulgaris; русск. полынь обыкновенная). Причем считалось, что эффективность моксы возрастает с годами хранения. Так, для лечения прижиганием болезни, которая возникла семь лет назад, рекомендо­валась мокса, собранная три года назад.

В Древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое при­жигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоя­нии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться ле­карственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало и иглотерапию и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом, достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Лекарственное врачевание в Древнем Китае достигло высокого совершен­ства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из расте-

1 Вогралик В. Г. Основы китайского лечебного метода чжень-цзю. — Горький: Кн. изд-во, 1961. —
С. 26.

2 Fu Wei-Kang. The story of Chinese acupuncture and moxibustition. — Peking, 1975. — P. 10.


ний — женьшень, лимонник, камфо­ра, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения — панты оленя, печень, желатина; из мине­ральных веществ — железо, ртуть, сера и т.д.

В одном из ханьских погребений конца II в. до н. э. обнаружены рукопи­си медицинских сочинений, которые содержат 280 предписаний для лече­ния 52 болезней (в том числе лихора­док, нервных расстройств, грыж, жен­ских и детских болезней). Прописи включают более 200 ингредиентов ле­карственных средств, прижигание и иглоукалывание, лечебную гимнасти­ку и рекомендации разных диет1.

Рис. 47. Хуа То извлекает стрелу из плеча военачальника в то время, когда тот увле­чен игрой. Лондон. Коллекция сэра Генри Уэллкома

В Древнем Китае уже существовали учреждения, которые сегодня называ­ются аптеками. Первой дошедшей до нас «фармакопеей» является «Книга лекарственных средств Шень нуна» («Шень нун бэн цао цзин»), составлен­ная между II в. до н. э. и II в. н. э. и став­шая основой для всех последующих китайских фармакопеи. Ее автор Шень нун собрал более 300 прописей простых и сложных лекарственных средств, ис­пользуемых в его время в Китае2.

Однако все дошедшие до нас фундаментальные труды о китайских лекар­ственных средствах были составлены значительно позже — не в древнем (ра­бовладельческом), а в феодальном Китае, т.е. в Средние века — период бурно­го расцвета традиционной китайской культуры и искусства врачевания (см. с. 240).

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в Средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в Древнем Китае (как и вскрытие человечес­ких трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до нашей эры в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом Древнего Китая считается Хуа То (Ниа Т'о, ПО — 208 гг.), который прославился как искусный диагност, знаток чжэнь-цзю и изобретатель обезболивания (при помощи игл и лекарственных настоев). Он был современником Галена. К сожалению, трактат Хуа То не сохранился, но хрони­ки с большим пиететом сообщают о его успешном лечении травм (рис. 47) и переломов, об операциях на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из

1 История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. — 3-е изд., пере-
раб. и доп. — М.: Высш. шк., 2002. — С. 412.

2 Палош Ш. Китайское искусство целительства: Пер. с англ. — М.: Центрполиграф, 2003. — С. 22.


древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан (та fo sari), мандрагору и метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл. Раненым воинам он давал вино, в котором настаивал обезболивающие лекарственные средства (рецепт не сохранился). Хуа То разработал основы знаменитой китайской лечебной гимнастики у чин ши (wu с 'Ып shi) — игра пяти зверей, основанной на подра­жании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю.

Предупреждение болезней было сильной стороной древней китайской меди­цины. Для китайцев «настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь».

В трактате «Нэй цзин» по этому поводу говорится:

«Совершенномудрый лечит болезнь, когда она еще не появилась. Он приводит орга­низм в порядок не во время смуты, а когда ее еще нет... Если же принимаешь лекар­ства, когда болезнь возникла, если начинаешь наводить порядок во время смуты, это очень похоже на рытье колодца во время жажды, похоже на изготовление оружия, когда битва уже началась. На этом этапе уже поздно принимать такие меры»1.

Среди важнейших лечебно-профилактических мероприятий в Древнем Ки­тае издавна были массаж, лечебная гимнастика (у чин ши) и дыхательная гим­настика (ци-гун) — одна из основных составляющих китайской традиции, ко­торая всегда использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с се­редины 1-го тысячелетия до н.э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Име­ются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения забо­левания оспой. Так, по преданию, в XII в. до н.э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам — в правую ноздрю, мальчикам — в левую).

Итак, в основе традиционного китайского искусства врачевания лежат тра­диционная китайская философия (учение об окружающем мире и природе человека) и многовековой эмпирический опыт китайского народа (народное врачевание) (см. табл. 4). Основные теоретические положения древней китай­ской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение почти трех тысячелетий.

Традиционное китайское искусство врачевания — классический пример стабильности. Долгое время оно развивалась изолированно от других систем врачевания и культур земного шара. В Европу первые сведения о традиционной китайской медицине проникли лишь в XIII в. (см. с. 243).

Многие достижения традиционного китайского искусства врачевания — ис­следование пульса за две тысячи лет до открытия У. Гарвея, обезболивание за два столетия до нашей эры, вариоляция почти за два тысячелетия до Э. Джен-нера — показывают, что по ряду позиций древняя китайская медицина имеет важные приоритеты в истории науки.

1 Трактат Желтого Императора о внутреннем: Пер. с древнекит. — М.: ООО «ЧИТРА», 2002. — С. 29.


В современном мире традиционное китайское искусство врачевания играет все возрастающую роль. Научное изучение его наследия имеет важное практи­ческое значение для дальнейшего развития научной медицины.

Вопросы для самоконтроля

1. Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира.

2. Мифология и врачевание в Древней Месопотамии.

3. Древнейшие шумерские тексты медицинского содержания.

4. «Библиотека Ашшурбанапала» — древнейшее собрание текстов.

5. Представления о причинах болезней в Древней Месопотамии.

6. Два направления врачевания в Древней Месопотамии: асуту (искусство врачева­
телей) и ашипуту (искусство заклинателей).

7. Врачебная этика Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи о правовом положе­
нии врачевателей.

8. Характерные черты древнеегипетской культуры и медицины.

9. Бальзамирование умерших и накопление знаний о строении человеческого тела в
Древнем Египте.

 

10. Древнеегипетские папирусы о лекарственном и оперативном врачевании.

11. Гигиенические традиции в Древнем Египте. Шистозомоз.

12. Врачебная этика в Древнем Египте. Обучение врачеванию («Дома жизни»).

13. Древнейшие санитарно-технические сооружения Индской цивилизации: сточ­
ная система, колодцы, бассейны.

14. Аюрведа — традиционная система древнеиндийского врачевания.

15. «Сушрута самхита» о строении человеческого тела и развитии хирургии в Древ­
ней Индии классического периода.

16. Организация медицинского дела в Древней Индии классического периода.

17. Врачебная этика в Древней Индии классического периода. «Чарака самхита» о
требованиях к врачевателям.

18. Философские основы традиционной китайской медицины. Представления о здо­
ровье и болезни.

19. Методы диагностики заболеваний в Древнем Китае; учения о пульсе.

20. Традиционное китайское искусство врачевания чженъ-цзю; философские осно­
вы и методы лечения.

21. Предупреждение болезней в Древнем Китае. Вариоляция.

22. Различия между традиционными системами медицины Китая и Индии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...