Традиционная китайская медицина
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Понятие «традиционная китайская медицина» (вернее, «традиционное китайское искусство врачевания») включает традиционный метод чжэнь-цзю терапии (zhen — иглоукалывание, лат. acupunctura; jiu — прижигание, лат. cauterisatio, англ. moxibustion), систему дыхательных упражнений (ци-гун), точечный массаж (ань-мо), лекарственное врачевание, диететику, традиционную китайскую гимнастику, т. е. весь комплекс китайской традиционной системы поддержания здоровья. Методы лечения избираются после тщательного обследования и определения диагноза. Искусство диагностики в Древнем Китае основывалось на приведенных выше положениях традиционной китайской философии. «Врач, совершенный в искусстве постановки диагноза, с серьезной внимательностью изучит состояние пяти органов-цзан и шести органов-<Ду, определит прямую и обратную последовательность циркуляции. Уточнит отношения между субстанциями инь и ян, между поверхностным и глубинным уровнями, между мужским и женским началами», — говорится в трактате «Ней цзин»2. При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследования — сы-чжэнь (si zhen): 1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного — ван (wang); 2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека и определение его запахов — вэнь (wen); 3) подробный опрос больного — вень (wen); 4) ощупывание — че (che), которое включает исследование пульса и давление на активные точки. (Для сравнения заметим, что методы диагностики, которыми владели врачи классического периода истории Греции V— IV вв. до н. э., в значительной степени схожи с перечисленными выше древнекитайскими методами.) Согласно преданию эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в VI—V вв. до н. э. и известным под псевдонимом Бянь Чюэ, или Бянь
1 Трактат Желтого Императора о внутреннем: Пер. с древнекит. — М.: ООО «ЧИТРА», 2002. — 2 Там же. — С. 37. Цяо (Bian Chue, что означает «Маленькая сорока»); его подлинное имя — Цинь Юэжэнь (Chin Yue-jen)1. По всей вероятности он был современником либо Алкмеона из Кротона (VI—V вв. до н.э.), либо Гиппократа, Эврифона, Эмпедокла и Демокрита (V—IV вв. до н.э.). Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Чюэ и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. Бянь Чюэ считается также основоположником пульсовой диагностики — в «Исторических записках» о нем пишут как о первом врачевателе, который ставил диагноз, исследуя пульс больного. Учение о пульсе стало вершиной искусства диагностики в Древнем Китае: «Умеющий ставить диагноз изучает цвет, щупает пульс, в первую очередь различая действия субстанций инь и ян, исследует чистое и мутное, и устанавливает, в какой части тела локализуется болезнь...»2. Китайские врачеватели изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов (характеристик) пульса; из них основными считались 10: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный. На основе длительных эмпирических наблюдений за пульсом они пришли к заключению о том, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое пульсовое выражение на периферии: «Если пульс резкий—ускоренный, значит у больного грыжа, внутреннее затвердение, боли в нижней части живота». В трактате «Нэй цзин» говорится также и о значении пульсового движения крови: «Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам... Именно пульс обусловливает круговорот крови и «пневмы»... Посмотришь вперед, оглянешься назад — все идет от пульса. Пульс — это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа»3.
Пульсовая диагностика тесно связана с представлением о круговом движении крови, которое является одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая. В трактате «Нэй цзин» говорится: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно... а сердце хозяйничает над кровью»4. Заметим, что в Европе научно-обоснованная теория кровообращения была сформулирована в 1628 г. У. Гарвеем, который математически обосновал и экспериментально доказал поступательное движение крови по большому и малому кругам кровообращения (см. с. 276). Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное 1 Fu Wei-Kang. The story of Chinese acupuncture and moxibustion. — Peking, 1975. — P. 5 — 7, a 2 Трактат Желтого Императора о внутреннем: Пер. с древнекит. — М.: ООО «ЧИТРА», 2002. — 3 Вогралик В. Г., Вяземский Э. С. Очерк китайской медицины. — М.: Медгиз, 1961. — С. 76. 4 Вогралик В. Г. Слово о китайской медицине. — Горький: Кн. изд-во, 1959. — С. 23. учение, которое наиболее полно изложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухэ «Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.) (рис. 44). Этот трактат стал одним из основных фундаментальных трудов традиционного китайского искусства врачевания. Ван Шухэ написал также комментарий в трактату «Ней цзин», который и по сей день не утратил своей ценности. За пределами Древнего Китая учение о пульсе распространилось относительно поздно. В древних индийских трактатах Чараки (I —II вв.) и Сушруты (IV в.) о пульсе не упоминается. Это объясняется относительно поздним установлением взаимных контактов между Китаем и Индией (первые века нашей эры). В Средние века метод пульсовой диагностики проник на территорию Средней Азии, — диагностические характеристики пульса в «Каноне медицины» выдающегося врача Средневекового Востока Ибн Сины (980— 1037 гг.) во многом сходны с положениями традиционной китайской медицины.
Рис. 44. Теория пульса. Иллюстрация к трактату Ван Шухе «Мо цзин» (III в. н.э.). Париж. Национальная библиотека Так, в разделе «Распознавание болезней сердца» Ибн Сина (Авиценна) пишет: «Существует несколько признаков, по которым можно распознать заболевания сердца. Это можно сделать по пульсу... быстрота, большая величина и частота пульса указывают на чрезмерную теплоту сердца, а противоположные качества — на холодность. Мягкость пульса указывает на влажность сердца, а твердость его — на сухость. Сила и ровность пульса, а также его упорядоченность говорят о здоровом сердце, в то время как противоположные качества указывают на какую-то болезнь»'. Чжень-цзю. Первые письменные свидетельства об иглоукалывании содержатся в «Исторических записках» Сыма Цяня (см. выше) и труде «Цзо чжу-ань», который составил Цзо Чиу Мин, живший между V и III вв. Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда в Восточном Китае было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы. На основе длительных многовековых наблю- 245. 1 Авиценна. Канон врачебной практики: Пер. с лат. — Минск: ООО «Попурри», 2000. — С. 244— дений философы и врачеватели Древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек» (кит. shu хие), раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов.
Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие инь-ян: начало ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего утраченное равновесие восстанавливается, и болезнь исчезает. Исторические хроники династии Хань (И в. до н. э.) сообщают о случаях успешного применения иглоукалывания
ч*> | врачевателями Бянь Чюэ (VI—V вв. до Jb |J н. э.) и Фу Вэн (II — I вв. до н. э.). Этим методом искусно владел и Хуа То — выдающийся хирург II в. н. э.
Первое подробное изложение теории и практики метода чжень-цзю приведено в трактате «Нэй цзин» (III в. до н.э.), — в его второй части «Лин шу» (см. с. 102) описано 295 жизненных точек, 12 каналов (меридианов), вдоль которых они расположены, 15 основных коллатералей каналов, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания. (В настоящее время известно более тысячи точек, из них в широкой практике используются около 100.) В каждом случае имеются свои методики, соответствующие данному заболеванию и ситуации. Учитывается даже сезон лечения: весной, летом, осенью и зимой укалывание производится в определенных для каждого времени года зонах. В III в. н.э. врач Хуанфу Ми (Huang-fu Mi, 215 — 282 гг.) систематически обобщил достижения в области чжэнъ-цзю за предшествующие 4 — 5 столетий и составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Zhenjiu jia yijing») — «Классический трактат по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI в. и был известен за пределами Китая, начиная с V в. Первые иглы для акупунктуры были каменными (кит. Ыап shi, англ. stone acupuncture needls). Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется активное начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра (рис. 45), золота, платины и нержавеющей стали. Хроники Ханьской династии сохранили один из указов императора Хуан-ди (III в. до н.э.), в котором говорится: «Мне прискорбно, что мой народ, отягощенный бременем болезней, не рассчитывается с податями и оброками, которые он мне задолжал. Моя воля — не назначать ему больше лекарств, лишь отравляющих его, и не пользоваться больше древними каменными остриями. Мне угодно, чтобы применялись только таинственные иглы из металла, которыми направляется энер-
гия» Древние металлические иглы для акупунктуры, относящиеся ко II в. до н.э., были впервые обнаружены в провинции Хопей при раскопках погребения Лиу Шена и его жены (Западная Ханьская династия). Среди прочих вещей, найденных в гробнице, были четыре золотые и пять серебряных игл, причем золотые прекрасно сохранились, а серебряные подверглись коррозии.
С развитием метода наметилась специализация игл и их деление на виды. Описано девять разновидностей игл (каменных и металлических): игла с наконечником для поверхностного укалывания, закругленная игла для массажа, тупая игла для постукивания и давления, острая трехгранная игла для венозной пункции, саблеобразная игла для удаления гноя, острая круглая игла для быстрого введения, нитевидная игла (используемая наиболее часто), длинная игла (до 20 см) для прокалывания толстых мышц, большая игла для лечения суставов2. Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания тлеющими сигаретами, т.е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений (рис. 46). Наиболее часто в этих целях использовалось растение мокса (кит. тоха; лат. Artemisia vulgaris; русск. полынь обыкновенная). Причем считалось, что эффективность моксы возрастает с годами хранения. Так, для лечения прижиганием болезни, которая возникла семь лет назад, рекомендовалась мокса, собранная три года назад. В Древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало и иглотерапию и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом, достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения). Лекарственное врачевание в Древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из расте- 1 Вогралик В. Г. Основы китайского лечебного метода чжень-цзю. — Горький: Кн. изд-во, 1961. — 2 Fu Wei-Kang. The story of Chinese acupuncture and moxibustition. — Peking, 1975. — P. 10. ний — женьшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения — панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т.д. В одном из ханьских погребений конца II в. до н. э. обнаружены рукописи медицинских сочинений, которые содержат 280 предписаний для лечения 52 болезней (в том числе лихорадок, нервных расстройств, грыж, женских и детских болезней). Прописи включают более 200 ингредиентов лекарственных средств, прижигание и иглоукалывание, лечебную гимнастику и рекомендации разных диет1.
В Древнем Китае уже существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками. Первой дошедшей до нас «фармакопеей» является «Книга лекарственных средств Шень нуна» («Шень нун бэн цао цзин»), составленная между II в. до н. э. и II в. н. э. и ставшая основой для всех последующих китайских фармакопеи. Ее автор Шень нун собрал более 300 прописей простых и сложных лекарственных средств, используемых в его время в Китае2. Однако все дошедшие до нас фундаментальные труды о китайских лекарственных средствах были составлены значительно позже — не в древнем (рабовладельческом), а в феодальном Китае, т.е. в Средние века — период бурного расцвета традиционной китайской культуры и искусства врачевания (см. с. 240). Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в Средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных. Развитие оперативного лечения в Древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до нашей эры в связи с утверждением конфуцианства. Крупнейшим хирургом Древнего Китая считается Хуа То (Ниа Т'о, ПО — 208 гг.), который прославился как искусный диагност, знаток чжэнь-цзю и изобретатель обезболивания (при помощи игл и лекарственных настоев). Он был современником Галена. К сожалению, трактат Хуа То не сохранился, но хроники с большим пиететом сообщают о его успешном лечении травм (рис. 47) и переломов, об операциях на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из 1 История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. — 3-е изд., пере- 2 Палош Ш. Китайское искусство целительства: Пер. с англ. — М.: Центрполиграф, 2003. — С. 22. древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан (та fo sari), мандрагору и метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл. Раненым воинам он давал вино, в котором настаивал обезболивающие лекарственные средства (рецепт не сохранился). Хуа То разработал основы знаменитой китайской лечебной гимнастики у чин ши (wu с 'Ып shi) — игра пяти зверей, основанной на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю. Предупреждение болезней было сильной стороной древней китайской медицины. Для китайцев «настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь». В трактате «Нэй цзин» по этому поводу говорится: «Совершенномудрый лечит болезнь, когда она еще не появилась. Он приводит организм в порядок не во время смуты, а когда ее еще нет... Если же принимаешь лекарства, когда болезнь возникла, если начинаешь наводить порядок во время смуты, это очень похоже на рытье колодца во время жажды, похоже на изготовление оружия, когда битва уже началась. На этом этапе уже поздно принимать такие меры»1. Среди важнейших лечебно-профилактических мероприятий в Древнем Китае издавна были массаж, лечебная гимнастика (у чин ши) и дыхательная гимнастика (ци-гун) — одна из основных составляющих китайской традиции, которая всегда использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия. В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины 1-го тысячелетия до н.э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию, в XII в. до н.э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам — в правую ноздрю, мальчикам — в левую). Итак, в основе традиционного китайского искусства врачевания лежат традиционная китайская философия (учение об окружающем мире и природе человека) и многовековой эмпирический опыт китайского народа (народное врачевание) (см. табл. 4). Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение почти трех тысячелетий. Традиционное китайское искусство врачевания — классический пример стабильности. Долгое время оно развивалась изолированно от других систем врачевания и культур земного шара. В Европу первые сведения о традиционной китайской медицине проникли лишь в XIII в. (см. с. 243). Многие достижения традиционного китайского искусства врачевания — исследование пульса за две тысячи лет до открытия У. Гарвея, обезболивание за два столетия до нашей эры, вариоляция почти за два тысячелетия до Э. Джен-нера — показывают, что по ряду позиций древняя китайская медицина имеет важные приоритеты в истории науки. 1 Трактат Желтого Императора о внутреннем: Пер. с древнекит. — М.: ООО «ЧИТРА», 2002. — С. 29. В современном мире традиционное китайское искусство врачевания играет все возрастающую роль. Научное изучение его наследия имеет важное практическое значение для дальнейшего развития научной медицины. Вопросы для самоконтроля 1. Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира. 2. Мифология и врачевание в Древней Месопотамии. 3. Древнейшие шумерские тексты медицинского содержания. 4. «Библиотека Ашшурбанапала» — древнейшее собрание текстов. 5. Представления о причинах болезней в Древней Месопотамии. 6. Два направления врачевания в Древней Месопотамии: асуту (искусство врачева 7. Врачебная этика Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи о правовом положе 8. Характерные черты древнеегипетской культуры и медицины. 9. Бальзамирование умерших и накопление знаний о строении человеческого тела в
10. Древнеегипетские папирусы о лекарственном и оперативном врачевании. 11. Гигиенические традиции в Древнем Египте. Шистозомоз. 12. Врачебная этика в Древнем Египте. Обучение врачеванию («Дома жизни»). 13. Древнейшие санитарно-технические сооружения Индской цивилизации: сточ 14. Аюрведа — традиционная система древнеиндийского врачевания. 15. «Сушрута самхита» о строении человеческого тела и развитии хирургии в Древ 16. Организация медицинского дела в Древней Индии классического периода. 17. Врачебная этика в Древней Индии классического периода. «Чарака самхита» о 18. Философские основы традиционной китайской медицины. Представления о здо 19. Методы диагностики заболеваний в Древнем Китае; учения о пульсе. 20. Традиционное китайское искусство врачевания чженъ-цзю; философские осно 21. Предупреждение болезней в Древнем Китае. Вариоляция. 22. Различия между традиционными системами медицины Китая и Индии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|