Задания с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по обществознанию
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Москва 2019
Авторы-составители: Лискова Т.Е., Котова О.А., Лазебникова А.Ю.
Рецензент: Файзуллина Альбина Раисовна, доцент кафедры отечественной истории, отделения "Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия" Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, председатель региональной предметной комиссии по обществознанию, кандидат политических наук
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2019 г. по обществознанию подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений». Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию. В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2019 г. по обществознанию, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по обществознанию, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.
Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
© Лискова Т.Е., Котова О.А., Лазебникова А.Ю., 2019. © Федеральный институт педагогических измерений. 2019.
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Задания с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по обществознанию... 4 2. Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзаменуемых.. 7 2.1. Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (21–24) 7 2.2. Оценивание выполнения заданий на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста (25) 18 2.3. Оценивание выполнения заданий на конкретизацию какого-либо теоретического положения (понятия) с помощью примеров (26) 23 2.4. Оценивание ответов на проблемные познавательные задачи (27) 27 2.5. Оценивание выполнения заданий, требующих составления плана развернутого ответа по заданной теме(28) 31 2.6. Оценивание выполнения альтернативных заданий, требующих написания мини-сочинения (29) 37 Приложения.. 60 Задания с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по обществознанию Структура и содержание КИМ, типы и уровень сложности заданий экзаменационной работы соответствуют целям единого государственного экзамена (ЕГЭ) – обеспечить объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы. КИМ по обществознанию ЕГЭ позволяют дифференцировать выпускников школы по уровню предметной подготовки. Задания с кратким ответом первой части экзаменационной работы направлены на распознавание и сравнение признаков, черт, элементов описания социальных объектов, соотнесение теоретического материала с жизненными реалиями, оценивание истинности суждений о социальных явлениях. Задания первой части также проверяют умения выявлять структурные элементы обществоведческого знания с помощью схем и таблиц, соотносить видовые понятия с родовыми, классифицировать социальные объекты и их признаки, осуществлять выбор нескольких верных позиций (характеристик, проявлений) из предложенного списка, дифференцировать в социальной информации факты, оценочные суждения и теоретические утверждения, использовать термины и понятия в предлагаемом контексте, конкретизировать теоретические знания.
Задания с развёрнутым ответом значительно увеличивают дифференцирующую способность экзаменационной работы, тем самым помогая выявить экзаменуемых с наиболее высоким уровнем обществоведческой подготовки. Разные типы заданий с развёрнутым ответом в совокупности позволяют проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений. К их числу относятся умения целостно формулировать, логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы, определять оптимальные способы практической деятельности, использовать полученные знания в смоделированных жизненных ситуациях, конкретизировать теоретические знания, выражать и аргументировать собственную позицию по поводу значимой социальной проблемы, применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов. Отдельные умения из этого ряда проверяются в ходе ЕГЭ с помощью нескольких разновидностей заданий с развернутым ответом. Каждая из них основана на определенном виде познавательной деятельности: · перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.д.; · применять обществоведческие понятия в заданном контексте; · раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; · приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
· решать познавательные и практические задачи, отражающие актуальные проблемы жизни человека и общества; · осуществлять поиск, анализ и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); · формулировать на основе приобретенных общест воведческих знаний собственные суждения и аргументы по социальным проблемам. В структуре работы все задания с развёрнутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разновидности занимает определенное отведенное ей место. Так 21–24 представляют собой составное задание, или так называемый мини-тест. Онвключает фрагмент источника и четыре вопроса-задания на его анализ иинтерпретацию. Задание 25 направлено на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте. Задание 26 требует приведения примеров или раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере. Задание 27- задача, содержащая условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к ним. Задание 28 требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме / проблеме обществоведческого курса. Задания 29.1–29.5 – альтернативные. Они требуют от экзаменуемых написания мини - сочинения на основе выбора одного из пяти предложенных высказываний. Задания 21 и 22 являются двухбалльными. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе – 1 балл. Задания 23, 24, 26 и 27 – трехбалльные. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 3 балла. При неполном правильном – в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл. Задания 25 и 28 являются четырёхбалльными. К каждому из них прилагается обобщенная схема оценивания по двум критериям. Задание 29 является шестибалльным. К нему прилагается обобщенная схема оценивания по четырём критериям.
Задания с развёрнутым ответом требуют от выпускников осуществления определенного вида познавательной деятельности, основанного на применении полученных в результате изучения курса знаниях и выработанных умениях. В различных экзаменационных вариантах на той или иной позиции части 2 представлено различное содержание обществоведческих знаний. Так, в одном варианте задание 25 экономического содержания, в другом – политического, в третьем – правового и т.д. Аналогичным образом представлено содержание курса в различных вариантах по остальным заданиям. Альтернативное задание 29 охватывает все базовые науки. Незыблемым по каждой позиции остается проверяемое умение. Безусловно, владение содержанием влияет на результат выполнения того или иного задания, однако объектом проверки в первую очередь является овладение тем или иным умением. Это дает основание для систематизации заданий с развернутым ответом, целостного анализа статистических материалов и определения тенденций в овладении необходимыми умениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|