Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценивание ответов на проблемные познавательные задачи (27)

 

Задание 27 представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифицированы в зависимости от содержания условия или характера требований.

В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт или явление. По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подводить данные условия под общее понятие (от частного к общему); объяснять существующие взаимосвязи.

Существующие подходы в системе оценивания заданий 27 связаны с отдельными разновидностями заданий.

Подход первый.

1. Количество баллов определяется количеством названных содержательных элементов ответа.

1.1. Требование задачи представляет собой систему взаимосвязанных вопросов. В этом случае оцениваемыми элементами являются ответы на поставленные вопросы (в соответствующем количестве).

1.2. Условие задачи содержит некое суждение, опровергнуть или поддержать которое необходимо с помощью нескольких аргументов (доказательств, обоснований). Оцениваемые элементы ответа - заданное требованием количество суждений (аргументов), соответствующих анализируемому суждению.

Подход второй.

2. Количество баллов определяется по принципу качественных накоплений.

2.1. Условие задачи предполагает формулирование четкого ответа на вопрос по тексту условия и его аргументацию. Оценивается наличие четкого ответа на поставленный вопрос и заданное количество аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.).


Рекомендации по оцениванию данной группы заданий следующие:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) вывод о том, что спрашивается; 2) приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) Обязательно приводятся примеры возможных аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.)  
Сделан вывод и приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования). 3
Сделан вывод и приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование). ИЛИ Вывод не сформулирован, но понятен в контексте двух приведенных аргументов 2
Сделан вывод, аргументы (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) не приведены. ИЛИ Вывод не сформулирован, но понятен в контексте приведенного аргумента 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

 

2.2. Задача ориентирована на интерпретацию данных условия. Она может производиться по следующим сценариям:

Направление интерпретации Оцениваемые элементы ответа
- сформулировать несколько доказательств и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы - N доказательств и ответ на вопрос
- определить социальный объект и привести несколько доказательств - четкое указание социального объекта и N доказательств
- определить социальный объект и привести несколько групп признаков (имеющиеся в тексте и не упомянутые в тексте) - четкое указание социального объекта и N признаков требуемых групп
- сделать несколько выводов - N выводов

 

Обратимся к рекомендациям по оцениванию задач, требующих на основе интерпретации данных условия сформулировать два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования и т.п.) и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы, которой конкретная задача посвящена.


Рекомендации по оцениванию данной группы заданий следующие:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должны содержаться следующие позиции: 1) приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) Обязательно приводятся примеры возможных аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.); 2) раскрыт аспект проблемы  
Приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) и раскрыт аспект проблемы. 3
Приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования), но не раскрыт аспект проблемы. ИЛИ Приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование) и раскрыт аспект проблемы. 2
Приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование). ИЛИ Раскрыт аспект проблемы, но не приведены аргументы (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

 

Рассмотрим конкретный пример.

Пример 4.

 

Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.


 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос: да / действия нотариуса правомерны и т.п. 2) пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; 3) два аспекта: супруги могут определить в брачном договоре: - свои права и обязанности по взаимному содержанию; - способы участия в доходах друг друга; - порядок несения каждым из них семейных расходов; - определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; - любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. Пояснение и аспекты могут быть даны в иных формулировках  

 

Дан  правильный ответ на вопрос, приведено пояснение, названы два аспекта (всего четыре элемента) 3
Дан правильный ответ на вопрос, приведены любые два других элемента ответа 2
Дан правильный ответ на вопрос, приведен любой один другой элемент ответа 1
Дан только правильный ответ на вопрос. ИЛИ Дан неправильный ответ на вопрос (или ответ на вопрос отсутствует) независимо от наличия/отсутствия других элементов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Ответ 1

Эксперты оценили этот ответ 2 баллами

 

Комментарий Дан правильный ответ на вопрос, приведены два других элемента ответа (пояснение, один аспект (позиция о выборе фамилии относится к личным неимущественным правам супругов)

 

Ответ 2

 

Эксперты оценили этот ответ 3 баллами

Комментарий Правильно дан ответ, приведено пояснение, названы два аспекта

 

2.5. Оценивание выполнения заданий, требующих составления плана развернутого ответа по заданной теме(28)

 

Данный тип заданий требует составления сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме / проблеме обществоведческого курса.

С помощью данного задания проверяется целый комплекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определенной темы курса в единстве ее различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана.

План – четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

Прежде чем приступить к оцениванию задания необходимо четко уяснить сущность требования, из которого вытекают оцениваемые элементы ответа. Выполнение этого задания предполагает: а) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; б) наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу; в) корректность формулировок пунктов плана.

 

Указание в критериях оценивания на пункты приведённого образца, наличие которых позволит раскрыть содержание данной темы по существу, направлено на повышение качества оценки содержательной стороны плана. При этом формулировки, данные выпускником, не обязательно должны дословно совпадать с теми, что приводятся в модельном образце, но они должны четко отразить необходимую сторону явления, признак понятия, характеристику процесса и т.п.: «Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.»

 

!!!Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Пример 5.

  Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание».  План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы, согласно предлагаемому варианту верного ответа, может быть таким:

1. Научное познание – один из видов познания объективного мира.

2. Особенности научного познания:

а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);

б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;

в) особые процедуры проверки результатов.

3. Уровни научного знания:

а) эмпирическое знание;

б) теоретическое знание.

4. Методы научного познания:

а) научное наблюдение;

б) описание;

в) классификация;

г) научный эксперимент;

д) мысленный эксперимент;

е) выдвижение гипотез;

ж) научное моделирование.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Задания этого типа оцениваются в соответствии с универсальными, обобщенными критериями (28.1, 28.2).

 

Критерий 28.1 – раскрытие темы – связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Это принципиальный момент. Не будут засчитаны никакие абстрактные "введение", "понятие...", "перспективы развития...", "будущее...", "заключение" и т.п. Следует понимать, что пособия для подготовки к ЕГЭ, рекомендующие общие схемы составления плана с подобными пунктами, дезориентируют читателя.

Максимальный балл выставляется, если сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. В примерном варианте ответа, действительно, отмечены такие пункты. Например, для раскрытия темы "Политические партии" "обязательными" пунктами взяты особенности политических партий как общественных организаций, функции политических партий и классификация / типы политических партий. Данные пункты могут быть приведены в плане участника ЕГЭ данной или близкой по смыслу формулировке. И именно эти пункты должны быть раскрыты в подпунктах. Выпускник может привести большее, чем требуется, количество пунктов, раскрыть все их в подпунктах, но обязательный для получения максимального балла по данному критерию объем ответа очерчен.

В 2019 г. критерий 28.1 будет трехбалльным.

В некоторых случаях ответы выпускников по форме не являются планом, а представляют собой сплошной текст, или схему, или таблицу. В критерий 28.1 в 2019 г. вносится следующее положение: если «ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)», то он оценивается 0 баллов.

Критерий 28.1 является определяющим: если по критерию 28.1 (раскрытие темы), выставляется 0 баллов, то и по критерию 28.2 выставляется 0 баллов.

Критерий 28.2 (в 2018 г. – критерий 28.3) – корректность формулировок пунктов и подпунктов плана, – сохранил своё значение. В соответствии с ним ответ без ошибок и неточностей в формулировках пунктов и подпунктов плана оценивается 1 баллом. В данном случае реализован бонусный принцип, планы с ошибками и неточностями оцениваются 0 баллов.


Ответ 1

 

Критерий Балл Комментарий.
28.1 3 Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу
28.2 0  Оглавление п. 3.1 – некорректное употребление слова «критерии»; Формулировка п 3.1 представлена как исчерпывающий перечень характеристик /признаков научного познания

Ответ 2

 

Критерий Балл Комментарий.
28.1 0 Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла: план не раскрывает указанной темы
28.2 0 Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов

Ответ 3

 

Критерий Балл Комментарий.
28.1 3 Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу  
28.2 0  Оглавление п. 3. – некорректное употребление слова «виды»; Формулировка п. 2 представлена как исчерпывающий перечень характеристик /признаков научного познания

 

При оценке ответов испытуемых или еще на этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями их оценивания целесообразно спроектировать следующие позиции: а) представить возможные логические пути раскрытия заданной темы в развернутом плане сложного типа; б) определить круг необходимых для полноценного раскрытия темы позиций плана.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...