Оценивание выполнения заданий на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста (25)
Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о различных аспектах общественного явления, обобщенного в данном понятии, предъявляются на позиции 25. Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготовки выпускников: 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков); 2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.); 3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания). Требования структурированы и пронумерованы. Абсолютно очевидно, что ответ состоит из двух компонентов – текста, раскрывающего смысл понятия (это может быть одно или несколько предложений), и двух предложений об определенных аспектах понятия. Всего в ответе на данное задание должно быть написано не менее трех предложений. Сделан важный акцент на использование обществоведческих знаний, т.е. не принимаются рассуждения бытового характера. Обратим внимание на чётко зафиксированное требования к структуре предложений в п.2): предложения должны быть распространенными, то есть в их составе, помимо главных членов, имеются второстепенные члены предложения, служащие для пояснения и уточнения подлежащего и сказуемого. Кроме того, в качестве правильных элементов ответа не будут приниматься словосочетания. Полагаем, что использование межпредметных связей с курсом русского языка позволит выпускникам выполнить это требование.
Критерий 25.1 – раскрытие смысла понятия – связан с качеством приведённого объяснения смысла / определения понятия. На максимальный балл о бъяснение смысла / определение понятия должно быть дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно, т.е. должны быть указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия и отличающие его от других понятий. Условие получения 1 балла по критерию 25.1 рассматривается как способ поддержки выпускников, уровень подготовки которых позволяет им приступить к выполнению данного задания – правильно указать один из существенных признаков, но пробелы в системе знаний не дают возможности сформулировать полный правильный ответ (например, указаны несколько существенных признаков, но при этом допущены неточности). Критерий 25.1 является определяющим: если за раскрытие смысла понятия выставлено 0 баллов, то по критерию 25.2 также выставляется 0 баллов. Критерий 25.2 связан с наличием и качеством предложений, содержащих информацию о двух заданных в условии аспектах понятия. Обращаем внимание на то, что содержание предложений должно быть корректным с точки зрения научного обществознания.Предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов /раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний, не засчитываются. Такое же правило распространяется на ответы в форме словосочетаний / нераспространённых предложений.
Выполнение задания 25 оценивается от 0 до 4 баллов. Пример 2.
25 |
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о трёх любых видах инфляции в зависимости от темпов;
− одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.
|
|
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: инфляция – это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о трёх любых видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, высокую и гиперинфляцию. (Ответ может быть засчитан только при указании трёх или более видов инфляции в зависимости от темпов.) (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о трёх любых видах инфляции в зависимости от темпов.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники. Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции |
№ | Критерии оценивания ответа на задание 25 | Баллы | |
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 | |
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | ||
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | ||
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | ||
Указания по оцениванию:
1. Не засчитывается: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию. 2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется | |||
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 | |
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | ||
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | ||
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | ||
Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; – словосочетания, нераспространённые предложения | |||
Максимальный балл | 4 |
Ниже приводятся фрагменты из работ экзаменуемых.
Ответ 1
Критерий | Балл | Комментарий. |
25.1 | 1 | Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия /отличающих его от других понятий |
25.2 | 2 | Составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
|
|
Ответ 2
Критерий | Балл | Комментарий. |
25.1 | 2 | Правильно раскрыт смысл понятия |
25.2 | 1 | Составлено предложение, содержащее информацию о видах инфляции. (Последствие инфляции не раскрыто). |
Ответ 3
Критерий | Балл | Комментарий. |
25.1 | 1 | Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия /отличающих его от других понятий |
25.2 | 0 |
Ответ 4
Критерий | Балл | Комментарий. |
25.1 | 0 | Смысл понятия не раскрыт |
25.2 | 0 | Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов |
|
|