Часть 2.Очень много философии и, как ни странно, еще больше математики.
О системах координат. Давайте теперь для удобства анализа выйдем за пределы эмоций и рассмотрим «миры» отдельных людей, как уникальные системы координат. Вообще применение четкого математического языка для анализа таких трудно уловимых вещей, как человеческие эмоции и моральные категории, очень облегчает понимание их истинной сущности. Итак, поскольку мы согласились с тем, что наши оценки и эмоции имеют достаточно типовую основу и относительно легко предсказуемы, выразим каждую из них в виде вектора в многомерном пространстве координат. Пространство координат будет отображать абсолютную (подчеркиваем, абсолютную, т.е. не зависящую от нас) реальность, в которой мы пребываем. Образно можно представить это пространство в виде мыльного пузыря, который может растягиваться только в одну сторону. В сторону увеличения координат. Координат очень много и сюда входит все, что позволяет нам точно идентифицировать внешний мир: физические условия и менталитет нации, ценности общества и уровень экономики. Перечислять можно бесконечно. Но нам сейчас важно одно. Координаты находятся вне нас и не зависят от нас. В совокупности они образуют реальность, в которой мы существуем. В ответ на любой внешний раздражитель мы оцениваем его, выплескиваем свои эмоции и предпринимаем определенные действия. Другими словами, если мы получили извне определенный набор раздражителей, наша реакция также будет совершенно определенна. При таком подходе, каждая наша эмоция, каждое действие получит четкое описание и связь с исходными раздражителями. Можно сказать, что в такой достаточно сложной, но все-таки описываемой системе, определенному набору параметров внешнего воздействия будет соответствовать конкретный вектор нашей реакции.
Напомню, что изображение вектора похоже на стрелу. Он характеризуется направлением и величиной. Что мы в итоге имеем. Внешний раздражитель рождает вектор нашей реакции. Другой раздражитель рождает другой вектор. Наша личность, таким образом, будет сосредоточена в точке начала всех наших векторов. Морской еж в иглах эмоций и оценок, в центре которого находится наше «я». У каждого вектора будет свое направление и длина. Можно считать, что под длиной мы подразумеваем силу реакции, а под направлением - ее соответствие тому, что можно расплывчато назвать «путем развития мира». Или, если точнее, «увеличением стабильности системы». Также можно говорить о ее глобальном векторе развития. Чтобы яснее представить себе это понятие, примем во внимание, что каждая система стремится сохранить свое равновесие и «поощряет» процессы, направленные на увеличение своей стабильности. Вот это направление развития и будет ее глобальным вектором. Если говорить о пространстве, как о пузыре, растягивающемся только в одну стороны, то это как раз будет направление глобального вектора. Любое движение в эту сторону приветствуется миром, т.к. увеличивает его стабильность и не прокалывает стенку. Разумеется, внутри каждой системы есть как стабилизирующие, так и дестабилизирующие процессы. Не всегда процессы, работающие на систему, одерживают верх. Но мы сейчас рассматриваем устойчивую систему координат на коротком интервале времени. Вектор нашей реакции, идущий в сторону увеличения координат, совпадающий с глобальным вектором, будет работать на систему. В обратную сторону – дестабилизировать ее. Для упрощения модели не будем пока говорить об экстремальных ситуациях и состояниях измененного сознания. Будем считать, что речь идет о повседневной, обыденной жизни. Оглядимся кругом.
Совсем рядом с нами находится еще один «еж». Наши реакции почти совпадают. Соответствующие вектора направлены в одну стороны и равны. Мы чувствуем к такому человеку симпатию, поскольку его взгляды и оценки идентичны нашим. Фактически это наше «второе я». Далеко в стороне разместился «еж», соответствующие иглы которого прямо противоположны нашим. С таким человеком мы не сойдемся ни по одному вопросу и вряд ли сможем ужиться в одной комнате. А теперь, глядя на всю эту картину с высоты существа, видящего в нашем мире не больше чем систему координат, спросим себя: «На основании чего я могу сказать, что именно мои взгляды являются верными? Ведь они не больше, чем моя реакция на набор раздражителей». У другого человека другая реакция, а все вместе это лишь набор формально описываемых параметров. Это очень серьезный вопрос, так как его логическим продолжением будет вопрос о добре и зле, о морали и допустимости тех или иных действий. Слишком велик соблазн разрешить все, если любой поступок – не больше чем вектор в абстрактной математической модели. Мы недаром упоминали о направлении вектора и устойчивости системы. В любой системе устанавливаются моральные ценности, которые позволяют дать четкое определение «добра». «Добро» - это то, что способствует увеличению стабильности системы. В советское время позорным считалось спекулировать и копить, т.к. это разрушало государственную систему тотального регулирования экономики. Казалось бы, какое отношение может иметь экономика к понятию «стыд». Но, я думаю, многие еще помнят, как стыдно было признаться в «вещизме». Сменились экономические условия, и для стабильности новой системы необходимо участие каждого в рыночных отношениях. Признаком «лоха» становится уже игнорирование «вещизма» и не участие в общей гонке за «просперити». В коммуне хиппи «положителен» дарящий любовь, а на зоне – умеющий подчинить себе. Т.о. можно сказать, что мораль и нравственные понятия напрямую связаны с поддержанием устойчивости нашего мира и не имеют ценности сами по себе. Все, что работает на рассматриваемую систему, воспринимается как «добро». Все, дестабилизирующее ее – это «зло». Сами же в себе категории «добра» и «зла» неопределимы. При этом следует всегда помнить, что под понятием «система» мы не имеем в виду только государство или политический режим.
На этом месте нужно остановиться и перевести дух. Нашей психике настолько претит идея рассматривать моральные ценности с точки зрения четкой математической формулировки, что это вызывает немедленное отторжение и обвинение в цинизме. Постараемся, однако, на время смирить наши защитные механизмы и продолжим рассматривать систему с точки зрения существа, стоящего вне ее. В приведенном примере с советским и постсоветским пространством можно легко увидеть, что изменение системы координат создает новый мир, с новыми ценностями. Ясно, что таких миров может быть бесконечно много. Вместо одного мыльного пузыря мы теперь имеем множество взаимопроникающих сфер. Вы же знаете, что мыльные пузыри могут проникать друг в друга так, что стенки одного окажутся внутри другого. При этом все они сохранят свою «индивидуальность», в сумме, однако, образуя совершенно новую форму. В каждом из этих миров наши вектора реакций будут выглядеть по-другому. Так же, как шар, в проекции на плоскость, выглядит кругом, так же и длина (направление) одного и того же вектора в разных системах будут различными. Просто в качестве забавной иллюстрации представим себе мир рафинированно-утонченных интеллигентов, в котором любая вспышка эмоций будет восприниматься, как кощунство. Соответствующий этой вспышке эмоциональный вектор в данной системе будет иметь очень большую длину. Но этот же вектор в проекции на безудержный мир «дикого запада» будет казаться немногим больше точки. А вектор, являющийся длинным даже по меркам «дикого запада», просто выйдет за пределы системы координат мира интеллигентов. Зайдя в отрицательную область, он настолько дестабилизирует систему, что его обладатель будет немедленно выкинут из ее пространства и станет маргиналом. Образно говоря, стенка мыльного пузыря нашей реальности будет проколота и, чтобы не допустить разрушения, он вытеснит из себя опасный объект.
Более сложный случай, блестяще проиллюстрированный Булгаковым в «Белой гвардии». Как можно дать оценку поведению солдат различных воющих сторон? С точки зрения каждой стороны противник изверг и в корне неправ. Как же ответим на этот вопрос мы, стоя ВНЕ обеих систем координат? В «Белой гвардии» Най-Турс попав в рай, видит комнату, в которой находятся и красные и белые. Он спрашивает Бога, как такое может быть. Бот отвечает: «Все вы для меня в бою убиенные». Я думаю, после таких слов, все уже понятно. Системы каждой стороны имеют свои собственные моральные критерии. Они могут быть противоположны критериям другой системе, но обе системы ценностей оказываются одинаковыми в пространстве координат более высокого уровня. Вот об различных уровнях координат и стоит теперь поговорить.
Поднимемся выше.
Мы рассматривали систему, которую можно приблизительно сопоставить с государством или этносом. Но так же как государство состоит из структурных образований, так и наша система координат будет включать в себя более мелкие системы (города, учреждения, семьи). В свою очередь, она сама входит составляющей частью в более глобальную систему (человечество, геосфера). Все системы вложены друг в друга и взаимопроникают, так как используют ряд общих координат. Разумеется, для различных систем количество таких общих координат будет разным. В зависимости от объема совпадающих координат мы будем воспринимать «миры» либо как похожие (те, где действуют одинаковые системы ценности), либо же, как совершенно непривычные. Возвращаясь к нашему предыдущему примеру - это страны соц.лагеря и капитализм. Из сказанного ясно, что на самом высоком уровне, включающем в себя абсолютно все системы и координаты, будут находиться абсолютные ценности. Такие ценности будут признаваться всеми людьми, независимо от страны проживания, этноса и даже религии. Выше мы уже говорили, что добро и зло не имеют ценности сами в себе. Теперь мы вплотную подошли к тому, чтобы дать определение практически абсолютных добра и зла.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|