Если действие является положительным для одной системы, не являясь объективно отрицательным для другой – с любой точки зрения оно нейтрально или положительно.
Даже такой спорный вопрос, как наличие любовника или любовницы, необходимо рассматривать с точки зрения объективного состояния семьи. Если связь на стороне не уменьшает количества тепла и любви в семье и не вредит ее финансовому положению - мы не сможем привести объективных причин, по которым такая связь должна считаться отрицательной. Разумеется, после такого утверждения вы, наверняка, ощутили внутренний протест. Наглядный пример срабатывания социальных установок. Живи вы полигамном обществе - такой вывод был бы для вас единственно возможным. В свете этого примера, не будем забывать, что ревность объективно имеет в своей основе комплекс неполноценности и чувство собственности. Если я не уверен в себе и не могу допустить, чтобы близкий человек был свободен – я буду ревновать его ко всем. Если я понимаю, что делаю для него все, чтобы он был счастлив, обладаю для этого достаточными силами и рассматриваю партнера как самостоятельного свободного человека – места для ревности не остается. Т.о. объективно само по себе наличие еще одного партнера не является угрозой системе семьи. Все проблемы, вызванные этим, коренятся в наших психологических установках и стереотипах. Действие, увеличивающее количество «добра» в одной системе и не уменьшающее его в остальных, не может иметь отрицательную оценку. Камень преткновения в этом утверждении – слова «не уменьшающее в остальных». Но, согласитесь, что выполнение данного условия зависит только от нас и не имеет отношения к сущности самого действия. О свободе Теперь, когда мы четко выяснили для себя природу моральных ценностей, которыми нам приходится оперировать, можно попытаться сделать первый реальный шаг к свободе и обретению контроля над своей жизнью.
Но сначала попробуем договориться о том, что мы будем считать свободой. Определение: «Свобода – это осознанная необходимость» является достаточно точным и нам остается только слегка расширить его. Свобода – это четкое понимание всех причин, заставляющих нас принимать то или иное решение, и осознанное претворение этого решения в жизнь. Если мы знаем, почему мы поступаем именно так, если все скрытые мотивы появления даже самого слабого нашего желания или незначительного поступка нам известны – мы свободны. Если, принимая решение, мы находимся под влиянием пусть даже неосознаваемых мотивов, комплексов, страхов – мы в тюрьме. Наши решения уже не являются нашими, а продиктованы теми, кто вызвал у нас эти эмоции, комплексы и т.п. Осознание причин дает силы для претворения решения в жизнь. Нас уже не смогут сбить с курса случайные помехи, так же как океанский лайнер не сносит с курса слабый ветерок. Это связано с тем, что понимание всех причин делает наш выбор однозначным и единственно верным. Мы твердо знаем, что альтернатив у нас просто нет, а, значит, нет и причин колебаться. Говоря словами Дона Хуана: «Воин может колебаться до принятия решения. После принятия он не колеблется и выполняет его любой ценой». На первый взгляд может показаться, что, говоря о единственно возможном решении, мы как раз отрицаем свободу. Но следует помнить, что выбираем мы по-прежнему из бесчисленного множества вариантов. Только, если раньше мы выбирали вслепую, зачастую не осознавая, чем руководствуемся, то теперь перед нашим взором остается только тот путь, который ведет нас точно к намеченной цели. Свобода подразумевает возможность выбора. Но, если мы не знаем истинных причин нашего выбора, то становимся слепыми игрушками в руках неосознаваемых сил. Решение принимают уже они, а не мы. Подобно крысе на дудочку, мы идем на зов неосознанных желаний и подсознательных побуждений.
«Вы получите знание, и знание сделает вас свободными».
Личность и система. Теперь мы знаем, что все наши моральные критерии оценки определяются только системой отсчета, из которой мы их рассматриваем. Мы знаем, что наши желания и поступки имеют под собой скрытую основу, которую мы можем вычислить и учесть при принятии решения. Но каким образом это поможет нам стать счастливыми и свободными, если мы по прежнему остаемся в рамках системы, которая на каждом шагу навязывает нам правила и нормы поведения? Миллионы людей задавались этим вопросом. Достаточно вспомнить движение хиппи, которое поставило своей задачей выйти за рамки системы и достичь абсолютной свободы или панков, демонстративно «будирующих» обывателей своим внешним видом и поведением. Отказ от всяческих общепринятых норм поведения, нарочитое игнорирование социальных условностей со стороны действительно могут произвести впечатление свободы и даже вызывать зависть. Мы уже говорили об этом, когда обсуждали героев «блокбастеров». Усмешка нашего мира заключается в том, что нарочитое игнорирование одних норм, немедленно приводит к появлению других. Человек просто переходит из одной системы в другую, но не становится от этого свободнее. Тот, кто продел кольцо в нос, покрыл себя татуировками и «принципиально» отказывается от ношения костюма с галстуком, так же несвободен, как и любой клерк, не снимающий этот костюм. Все различие между ними в том, что каждый находится в своей системе. Но никто из них не находится ВНЕ всяческих систем. Как справедливо заметила группа «Зоопарк»: «Куда ни плюнь – системы, и ты уже как-то назван». Какая разница, кто и как тебя «назовет», если это закроет для тебя часть путей. А для панка свободных путей ничуть не больше, чем для законопослушного бухгалтера. Настоящая свобода заключается не в отбрасывании одной системы ради другой. Такая свобода – это свобода перехода из одной тюрьмы в другую. Настоящая свобода – это возможность жить сразу во всех системах. При этом человек по своему желанию осознанно переходит из системы в систему и так же легко возвращается обратно. Если на выходные вы без всяких проблем можете присоединиться к байкерам или, повязав голову цветным платком, весь отпуск прожить среди хиппи, а потом так же легко вернуться к работе в банке – вы свободны по-настоящему.
Одно важное условие. При переходе из системы в систему необходимо полностью и без насилия над собой принимать ее ценности. В коммуне хиппи вы хиппи до мозга костей. В банке вы стопроцентный банкир. Переход должен быть абсолютно органичным и естественным. Ни одна система не должна выглядеть более важной, чем другая. Мы вплотную подошли к формулировке дона Хуана: «Контролируемая глупость – это когда ты знаешь, что все в мире равнозначно и поэтому ничто не имеет значения. Но это не мешает тебе выполнять свои действия с полной самоотдачей. Так, как если бы они были неизмеримо важны». Когда ты понимаешь, что ни одна система не может быть важнее другой, то нормы любой из них превращаются всего лишь в правила игры, которую ты выбираешь в этой жизни. Но согласитесь, что правила игры – это не ограничение свободы, а лишь упорядочивание игрового пространства. А игру мы всегда выбираем сами. На этом месте можно остановиться и задать вопрос: «Чуть раньше мы осуждали всяческие сценарии. А сейчас приходим к их полному оправданию и даже ставим в основу идеи свободы. Как такое может быть?» Мы осуждали сценарии, которые управляют нами без нашего желания. Которым мы подчиняемся, не понимая, что заставляет нас делать это. Если выбор сценария находится целиком в нашей власти, то сам сценарий власти над нами уже не имеет. Если мы захотим – мы придем на работу в банк в шортах и бандане и не почувствуем при этом внутреннего дискомфорта. Но сейчас мы не хотим, т.к. органично играем по правилам выбранной нами системы. При этом мы полностью отдаем себе отчет, что это не больше, чем придуманные кем-то правила. Мы свободны в нашем выборе.
Об экстриме При долгом пребывании в какой-то одной системе человек склонен полностью ассоциировать ее со всем возможным миром. Проблемы и ценности этой системы приобретают в его глазах поистине вселенскую значимость.
Мир замыкается в рамках отдельной организации, семьи, школьного класса и т.п. В случае возникновения тупиковой ситуации в данной системе, зачастую становится невозможно найти из нее выход. Невозможно просто потому, что человек подсознательно не допускает мысли о наличии других систем, где он может успешно существовать. Как пример могу привести одну знакомую женщину, которая работала на почте и хотела покончить с собой из-за незначительных проблем, возникших на работе. Любому здравомыслящему человеку ясно, что это не повод для суицида, но 20 лет работы на одном месте сделали свое дело. Женщина просто не допускала мысли, что может быть существование вне системы «почта». Разумеется, после увольнения все произошедшее стало выглядеть в ее глазах смехотворным. Ценности каждой системы во многом являются искусственными и надуманными. Они призваны обеспечить существование конкретной, очень маленькой, структуры и не больше. В рамках структуры более высокого уровня они зачастую вызывают недоумение. Но для того, чтобы осознать их нелепость, необходимо взглянуть с высоты высшей системы. В обыденной жизни это сделать не так просто, т.к. жизнь рядового человека редко связана с системами наивысших уровней (государство, человечество…). В связи с этим становится понятным увлечения многих людей экстремальными видами спорта. Многие говорят, что им нравится получать адреналин. Позволим себе усомниться в том, что все сводится только к выбросу в кровь некоего химического вещества. При занятиях экстремальными видами спорта человек автоматически переходит в структуру самого высокого уровня, связанную с биологическим выживанием. Ценности этой структуры являются настолько безотносительными и всеобщими, что, столкнувшись с ними, человек автоматически переосмысливает свое отношение к ценностям всех систем более низшего уровня. Уверяю вас, что за минуты свободного падения с парашютом или погружения на большую глубину, вы поймете, что главное в этой жизни вовсе не деньги или запись в трудовой книжке, а купол над вами или запас воздуха. Пребывание в системе, где единственными ценностями являются ценности наивысшего уровня, меняет человека навсегда. С этой минуты, где бы он ни был, он всегда будет ощущать рядом с собой нечто большее, что делает неважными и разрешаемыми любые проблемы обыденной жизни. Это знание дает ощущение, сравнимое с возможностью дышать полной грудью. В плане решения проблем такое ощущение снимает шоры, сужающие «поле зрения». Мы говорили о них в предыдущих главах.
Возвращаясь к Кастанеде, можно вспомнить слова: «Когда ты научишься постоянно видеть смерть за своим правым плечом, ты поймешь, что единственное, что имеет значение в этом мире – это ее прикосновение.»
Более продвинутые итоги. При подведении предварительных итогов мы выяснили, что все в мире зависит от нас, но мы практически никогда не воспринимаем адекватную картину мира, а, значит, и не можем принимать по настоящему правильных решений. Задачей второго этапа было научиться видеть мир со стороны и понимать, что все в нем относительно и равнозначно. Ни одно мнение не может быть лучше другого, потому что достаточно сделать шаг в сторону и все изменится. Ни одна система не может претендовать на звание «свободной», просто потому, что требует отрицание других систем. Поэтому же ни одна система не может претендовать на обладание единственно правильной моралью. И только очень немногие нравственные оценки, затрагивающие масштабы всего человечества и земного шара, могут претендовать на универсальность. Поняв это, можно принять ценности всех систем сразу и увидеть их достоинства и недостатки, без привычных шор на глазах. Это значительно обогащает внутренний мир и позволяет находить общий язык с людьми, которых вы раньше совершенно не могли воспринимать из-за различных точек зрения. Теперь вы сможете выбирать точку зрения по своему желанию, так как сможете понять и принять любую. Больше того. Принимая ценности и точку зрения других систем, вы сознательно принимаете их моральные ценности. Отныне мораль любой системы, кроме наивысшей, для вас относительна. Анализируя любые моральные установки, вы вправе сами решать, являются ли они необходимыми для вас или просто отражают давно забытые нормы, которые только сковывают ваши действия. Будет ли их нарушение иметь фатальные последствия или они не больше, чем возведенный в ранг морали предрассудок. И не надо подобно страусу прятать голову в песок и ужасаться получившемуся выводу. Он следует с такой же неизбежностью, как таблица умножения. Мы просто так привыкли к запрету обсуждения норм морали, что наша защитная реакция срабатывает автоматически при приближении к этой теме. Сделанный вывод вовсе не является безнравственным и беспринципным соглашательством. Ведь, как бы широко не простиралось ваше поле восприятия, абсолютные ценности, тем не менее, остаются неизменными. Зная, что каждое ваше действие имеет проекцию на связанные системы, вы, в любом случае, воздержитесь от действий, которые могут привести к выбросу вас из других, значимых для вас слоев реальности. Какую бы часть времени вы не проводили в параллельных системах, вы все равно выбираете для себя постоянное место пребывания в одной из них. Там, где ваш основной источник подпитки энергией, ваша семья, работа, друзья. Основа вашего настоящего «Я» останется неизменной. Ведь ее в принципе ничто не может изменить. Вы просто приобретете дополнительные силы и гибкость восприятия. Получите в распоряжение бесконечное количество миров, вместо одного. Согласитесь, что такой результат стоит любых затраченных усилий. Все вместе позволит вам стать по настоящему свободными, оставаясь, при всей свободе выбора, глубоко человечным. Гораздо более человечным, чем большинство обывателей, которые свято блюдут супружескую верность и рассуждают о любви, но не поднимут пьяного, замерзающего на морозе. Иметь возможность принять ценности всех систем, значит видеть человека в каждом, а не только в представителе своего класса, своей страны или нации. Принять мораль любой системы, значит, иметь возможность творить добро не только для соседей по подъезду, а для любого. Слово «брат» перестанет быть просто вежливым обращением. Возможность оценки обстановки сразу с нескольких, часто противоположных направлений, позволит вам увидеть все пути, которые возможны для решения проблемы. Увидеть и органично выбрать наилучший, не насилуя себя. Любую сложную ситуацию вы сможете оценить с точки зрения сразу всех ее участников. А это значит понять и предложить пути выхода из кризиса, устраивающие всех. Постоянно тренируясь в определении системы, с точки зрения которой вы сейчас воспринимаете действительность, вы постепенно научитесь увидеть «вещи в себе». Вы сможете оценивать обстановку с точки зрения сразу всех систем. А это будет практически равносильно видению абсолютной реальности. Для вас откроются все возможности окружающего вас мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|