Вина, обида и Фредерик Перлз
Абсолютистские убеждения и нереалистические ожидания в отношении себя, других, окружающего мира лежат в основе двух основных групп негативных чувств. Это — чувство обиды и чувство вины. Многие жители Больших Городов испытывают эти чувства не только по отношению к своим ближайшим родственникам, но и по отношению к своим начальникам, представителям власти, судьям и разным чиновникам. Два этих переживания очень разрушительны для психики и поэтому их надо уметь нейтрализовать. Обида обычно обращена на социальное окружение, когда человек не получает в нем того, чего хочет. — «Как же так, профессор, я всю ночь учил эту вашу психологию, а вы мне хотите поставить только тройку!» Обвинения и претензии с разной степенью агрессивности могут направляться как на конкретного человека, так и на все общество в целом. Вина возникает в случае невозможности следовать своим собственным идеалам, при не оправдании ожиданий, которые исходят от значимых близких людей. В случае вины агрессия направляется на самого себя и связана с самообвинениями. Впоследствии в обоих случаях и агрессия, и гнев сменяются депрессией. Но те, кто слишком сильно сердится или на себя, или на других, на уровне мышления преувеличивают как свои, так и чужие недостатки. И таким образом сами же подкрепляют сформировавшиеся у них ранее разрушающие их чувства. Для того, чтобы чувства обиды и вины не возникали основатель гештальттерапии Фредерик Перлз придумал для своих клиентов специальную молитву, цель которой — освободить человека от чувств вины и обиды, которые проистекают от чрезмерных требований к самому себе и к окружающим. «Я делаю свое дело, и ты делаешь свое. Я здесь не для того, чтобы, жить согласно твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы жить согласно моим ожиданиям. Ты есть Ты и Я есть Я. И если случайно мы найдем друг друга — это прекрасно. Если нет, с этим ничего нельзя поделать».
Взрослый человек развивается и движется от инфантильной зависимости от окружения и поддержки близких к нахождению внутренней опоры в самом себе. Став взрослыми, мы признаем, что другие взрослые и зрелые люди способны также отвечать за себя, как мы стремимся отвечать за себя. И таким образом, по Перлзу, зрелость предполагает утерю ответственности за кого бы то ни было другого. В нашей христианской культуре, основанной на долге и ответственности перед ближними, подобные заявления встречаются с недоверием. Но это — единственный путь избавления от разрушающего чувства вины. Другие знают себя лучше и поэтому способны управлять своей жизнью без наших советов и руководства. Мы позволяем другим находить опору в самих себе, а не в нас и позволяем себе не вмешиваться в их жизнь. Здоровая личность не должна обременяться социальными ролями, которые есть всего лишь средство для финальной цели — быть счастливым и свободным. За подобные мыслиобщественность Америки здорово критиковала Перлза, но он продолжал идти своим путем, пытаясь освободить своих клиентов от ярма социальных требований и ограничений, которые делали их несчастными. Помимо обычного чувства вины существует так же вина и экзистенциальная, связанная с самим существованием человека. Ролло Мэй назвал следующие три ее источника. • Вина вследствие недостаточной самореализации. Она вызвана тем, что нам не дано полностью реализовать все заложенные в нас от природы потенциальные способности. Выбирая что-то одно, мы должны отказаться от реализации другого. • Вина вследствие невозможности до конца понять и прочувствовать своих близких. Мы всегда обречены смотреть на них через призму собственной личности.
• Вина вследствие утраты связи с Абсолютом. Паскаль говорил, что «ветви не суждено знать назначение дерева». Так и нам бывает трудно понять: зачем и почему мы явились на свет. Но, «если звезды зажигаются на небе, — писал Маяковский, — значит это кому-то было нужно!» Экзистенциальной вины невозможно избежать. Поэтому человек вынужден жить с ней, принимая как свое собственное несовершенство, так и несовершенство окружающего его мира. Депрессивная тюрьма Сегодня в мире депрессия выходит на второе место после сердечно-сосудистых заболеваний. Сложность жизни в Большом Городе часто вызывает у его жителей это тяжелое состояние. Депрессию легко почувствовать, но ее бывает трудно выразить словами. Она, по описаниям клиентов, страдающих от нее, представляет собой смесь душевной угрюмости, подавленности, опустошенности и тревоги. При таких переживаниях резко снижается интерес и вкус к жизни и энергетический потенциал организма. Когда человек видит, что он не справляется с теми требованиями и обязательствами, которые он наложил сам на себя, он разочаровывается в самом себе, в окружающих и впадает в депрессию. Отличительная черта депрессивной личности — склонность к самобичеванию и самонаказанию. При депрессии искажается в худшую сторону восприятие прошлого, настоящего и будущего. Ничего хорошего не видится в прошлом и ничего хорошего не ожидается от будущего. Клиент может сердиться на родственников, на друзей, на плохое обращение врачей и возмущается теми, у кого в жизни все хорошо и удачно складывается. Психотерапевты, работающие с лицами, страдающими от депрессии, обращают внимание на одну, весьма характерную для них черту характера, а именно — гордость, превратившуюся в гордыню. Гордость — это когда человек реально оценивает свои возможности, успехи и достижения. Гордыня — когда он не может снизить планку своих притязаний в случае неудачи и принять свою жизнь такой, какая она есть. Эллис не уставал повторять своим клиентам, что основным содержанием психологической поддержки должна «тать помощь в овладении философией принятия, вместо философии требования.
Когда человек поставил себе в жизни чересчур высокие требования и к себе, и к окружающей жизни, тогда он становится особенно уязвим для самокритики и самообвинений при недостижении желаемой цели. В этом случае он чересчур сильно расстраивается. Далее, как только люди стали несчастны, они склонны углублять свои страдания. «Я сегодня получил плохую оценку на экзамене. Это ужасно, ведь я — должен преуспеть. И я не должен себя чувствовать плохо! Разве это не ужасно, что я так мучаюсь?!» В следующем моменте как следствие таких мыслей появляется затяжная депрессия со всеми вытекающими из нее последствиями. При этом клиенты вступают в порочный круг. Они тревожатся по поводу своей тревоги и испытывают депрессию в связи с депрессией. Эллис называл это самовольным заточением в депрессивную тюрьму. Ей предшествует стиль мышления, в котором преобладает: • зависимость от социальных норм и установок, требований значимых других; • отсутствие самодостаточности и желание постоянно на кого-то опираться, отсутствие внутренней точки опоры; • недостаточная стойкость при встрече с неизбежными неприятностями; • неспособность видеть связи между своими эмоциями и мыслями. Для своих клиентов А. Эллис сочинял веселые песенки, в которых показывал им всю нелепость их инфантильных желаний и притязаний: Будь хорошим, сильным, умным. Все мои желанья выполняй! Отдавай свои все деньги, Мне обид не причиняй! Ну, а если ты не будешь Делать все, как я хочу, Я тогда надую губы. И надолго замолчу. Такая психология и подобный строй мыслей ведут клиента ко многим проблемам, как с окружающими, так и со своим здоровьем. Например, при анорексии отказ от еды связан с глубоким разочарованием в значимых людях, которые не дают или не давали в свое время клиенту столько любви и внимания, сколько ему бы хотелось. Но при анализе может выясниться, что ожидания клиента в отношении этого значимого другого были чрезмерными и завышенными. В моей практике одна молодая девушка заболела анорексией, когда узнала, что ее разведенная мама хочет устроить свою судьбу и вторично выйти замуж.
Для того, чтобы человек научился позитивно мыслить, ему необходимо, говорил А. Эллис, понять три важные вещи: 1. Причина плохого настроения — не в том, что произошло, а в том, как человек объяснил самому себе и оценил возникшую ситуацию. Как говорил Сенека, «горек не урон, а мнение о нем». 2. Эмоции, которые человек испытывает в данный момент, основаны на догматических иррациональных установках долженствования, которые, если провести логический эксперимент, окажутся необоснованными. 3 Все можно исправить и вернуться в нормальное эмоциональное состояние только в том случае, если клиент согласен на тяжелую и упорную работу по перестройке своего мышления. Любимыми писателями и философами А. Эллиса были Эпиктет, Марк Аврелий и Луций Сенека, исповедовавшие философию стоицизма в трудные времена античной Греции. Видимо, поэтому у своих клиентов А. Эллис пытался сформировать стиль мышления, схожий с мировоззрением стоиков: «У меня все и не должно быть лучше, чем у остальных людей, — так уж происходит в жизни! Чертовски плохо, да! Но даже если все это так и будет продолжаться, и даже если я никогда не получу многое из того, что хотелось бы иметь, то, возможно, так тому и следует быть. Это чертовское невезение, но это не конец света Я могу не брать все это в голову и принять мир таким, каков он есть, пусть и неприятным!» {Цат. по: Соколова ЕЛ. Общая психотерапия. М.,2001.) Главным моментом в когнитивной терапии является замена жесткого мышления, основанного на требованиях долженствования, предпочитающим стилем мышления. Скажем: «Да, я бы предпочел, чтобы у меня была хорошая автомашина, допустим, «Мерседес». Но и на своем «Жигуленке» я тоже буду чувствовать себя неплохо». Когнитивные терапевты рекомендуют своим клиентам становиться более рациональными и отказываться от инфантильной требовательности — главного элемента эмоционального нарушения. Предпочитающий стиль мышления тесно связан с наличием альтернативных путей удовлетворения какой-либо потребности. Если я, например, хочу пить, то я могу выпить стакан воды или сока, или кока-колы. Но если я буду думать и требовать, что «я могу утолить жажду колой и только ей, и я умру, если я не выпью ее», то тогда человек может действительно умереть, если не физически, то во всяком случае для начала — морально, потому что в своих словах он себя на это уже настроил. У практичных американцев на этот счет есть поговорка «Не клади все яйца в одну корзину», которую надо понимать так, что надо всегда иметь в запасе альтернативный вариант решения проблемы. «Зависая» на каком-то одном варианте, человек попадает в тяжелую психологическую зависимость и теряет при этом свободу.
Когда-то популярная певица Эдита Пьеха пела песенку, в которой были слова: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу». Эту песню можно было назвать «кодексом невротика». Человек придумывает себе образ идеального возлюбленного, образ мира, в котором ему хочется жить и затем расстраивается из-за того, что и то, и другое оказываются не такими, какими бы их хотелось видеть. В другой популярной песенке героиня ищет такого жениха, чтобы тот «не пил, не курил, чтоб цветы всегда дарил, тещу мамой называл» и т. д. От невесты с такими запросами ожидать можно только семейных скандалов. Здоровая личность Приступая к оказанию психологической помощи, каждый психотерапевт имеет в своем представлении некий идеал здорового человека, к которому своего клиента ему надо приблизить. Разрабатывая свою концепцию рациональной терапии, А. Эллис видел идеал когнитивно зрелого и эмоционально здорового стабильного человека в таком свете. Личный интерес. Принимая во внимание интересы других (прежде всего социума), тем не менее, надо ценить собственные интересы и жертвовать ими до некоторой степени, но не во всем и только ради тех, кто для них небезразличен. Социальный интерес. Эмоционально здоровый и позитивно мыслящий человек заинтересован в социальном выживании, и поэтому в удовлетворении потребностей других людей. Поэтому он всегда готов к сотрудничеству и испытывает заинтересованность в благополучии других. Независимость и самоуправление Здоровый человек готов взять на себя первичную ответственность за свою жизнь. Ему небезразлично мнение окружающих, но он не будет ставить свою жизнь в зависимость от общественного мнения, хотя выдерживать критику бывает нелегко. Толерантность. Зрелый человек позволяет себе и другим ошибаться. Даже если мне кто-то не нравится, нужно воздерживаться от порицания его как личности. Гибкость. Готовность к изменениям. Способность относиться к переменам не со страхом, а как к новым возможностям для роста и развития. Не разрабатывать жестких правил для себя и других людей. Не быть рабом прежних решений. Способность принимать новые решения на основе новой информации. Принятие неопределенности. Зрелый человек признает то, что мир не стабилен и в нем может быть много случайностей. Можно быть склонным к поддержанию порядка, но не требовать его. В стабильном и абсолютно предсказуемом мире жить более безопасно, но зато жизнь в неопределенном мире несет в себе больше азарта, приключений и открытий. Принятие обязательств. Зрелая личность стремится иметь обязательства перед чем-то, что находится за пределами ее самой Стремление достигать максимальной реализации своих возможностей и счастья, испытывая при этом постоянный всепоглощающий интерес к жизни. Творческий потенциал и оригинальность. Зрелая личность новаторски подходит к решению как каждодневных, так и профессиональных проблем У нее есть главный творческий интерес, который она стремится осуществить в этой жизни. Научное мышление. Рациональность и объективность. Думая о каком-то вопросе, зрелый человек придерживается правил логики Самопринятие. Зрелая личность принимает себя безусловно. Она не стремится оценивать свой внутренний мир с внешней точки зрения и не уделяет чрезмерное внимание тому, что думают о ней другие. Такие люди стараются получать удовольствие, а не показывать себя. Отсутствие перфекционизма и приверженности утопиям. Здоровый человек спокойно принимает отсутствие в этом мире совершенства как у самого себя, так и у других Это не мешает ему иметь идеалы, но он видит, что путь к ним тернист и долог. Риск. Готовность пойти на рассчитанный риск, чтобы добиться желаемого. Перспективный гедонизм. Поддержание баланса между перспективной и сиюминутной выгодой. Нет одержимого стремления к получению немедленного вознаграждения. Формированию позитивного мышления на занятиях по групповой арт-терапии помогают музыкально-психотерапевтические формулы, наподобие нижеследующих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|