Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В развитии слухового восприятия




Развивающий характер обучения в педагогике рассматривается как развитие психических функций ребенка, его мыслительной деятельности, активизация познавательных интересов, воспитание самостоятельности в овладении ЗУН, формирование способностей к саморазвитию и саморефлексии.

Развивающий характер упражнений в РСВ понимается как восприятие речи в связи с использованием упражнений, направленных на развитие мышления, психических функций, творческого воображения. В авторской программе Л. П. Назаровой предусматривается включение развивающих упражнений в процесс развития слухового восприятия. Пятилетний опыт применения таких упражнений показал повышенный интерес учащихся к ним, позитивное влияние как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность учащихся в целом.

Названные упражнения были включены в учебный процесс по РСВ начиная с первого класса и в последующие годы обучения. В этой работе участвовали учителя-дефектологи школы глухих № 31 Санкт-Петербурга. По результатам работы учителями опубликован ряд статей. При изложении этого материала можно воспользоваться ими и собственными разработками, наблюдениями за работой учителей. В процессе занятий по РСВ использовались упражнения из пособий для родителей и педагогов по развитию психических операций и мышления следующих авторов: Л. Ф. Тихомировой, А. В. Басова(1995), Л. Ф. Тихомировой (1996), А. Э. Симановского (1996), Л. В. Черемошкина (1996) и др.

Одной из психических функций, которая имеет отклонения в развитии глухих детей по сравнению со слышащими, является осязание.

Роль осязания для глухих детей имеет важное значение, т. к. благодаря осязанию у ребенка происходит знакомство с окружающими его предметами, осязание оказывает влияние на процесс овладения устной речью. Мы связали развитие названной функции с РСВ.

Детям предлагались игры "Волшебный мешочек", "Чудесный ящик" и др., куда помещались предметы или их муляжи по темам "Овощи", "Фрукты", "Игрушки", "Школьные вещи", "Мебель" и др. Учащемуся предлагалось на слух задание: "Что тут?", "Назови предмет", "Выбери яблоко (грушу и т. п.)".

Ученик воспринимал вопрос, задание на слух, выполнял задание, на ощупь находил предмет и оформлял ответ речью: "Вот яблоко".

Эта работа проводилась с учащимися первых классов. Во втором классе предлагалось более сложное задание: выбрать на ощупь предмет среди похожих, например яблоко в соседстве со сливой, персиком, нектарином и др.

Развитие слухового восприятия можно связать с таким психическим процессом, как внимание. Внимание не является самостоятельным психическим процессом, как считает ряд психологов. Они полагают, что внимание включается в любой вид психической деятельности. Отсюда в авторской программе внимание связано с такими психическими процессами, как зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

Сначала предлагаются упражнения на выявление непроизвольного внимания: перед ребенком лежат две картинки, на которых нарисованы две девочки, у одной бант красный, у другой — синий. Предлагается посмотреть на картинки, затем учитель переворачивает их и задает на слух часть вопроса: [Что различного] в одежде девочек?

Можно предложить занимательную картинку зеленого леса, где в ветвях замаскированы фигурки животных, птиц. На слух задается вопрос: [Что (кто) нарисовано на картинке?]

Учитель предлагает ребенку закрыть глаза, отстукивает ритм, взяв его ладоши в свои, предлагает воспроизвести этот ритм. На слух дается задание: {Сделай так же.] [Отстучи этот ритм.] [Повтори.]

Эти и другие упражнения предлагаются для выявления непроизвольного внимания у учащихся 1-го класса.

Часть вопроса (в квадратных скобках) задается на слух, а часть вопроса — слухо-зрительно. Объясняется это тем, что не накоплен слуховой словарь, объем словарного запаса тоже небольшой, поэтому та часть вопроса, которая знакома детям, часто встречается в общении на общеобразовательных уроках, предлагается на слух. Причем учащиеся и эту часть вопроса сначала воспринимают слухо-зрительно, а затем на слух.

После упражнения по восприятию речи в связи с выявлением на. слух состояния непроизвольного внимания можно переходить к упражнениям по восприятию речи на слух в сочетании с развитием произвольного внимания. С этой целью можно рекомендовать следующие упражнения.

1. Восприятие речи в сочетании с развитием зрительного внимания:

— Обведи карандашом, назови число: 1 1 3 7.

— Посмотри на цифры 2, 1, 7, 9, 10.

— Отвернись (убрать одну из них): [Какой не хватает?]

— Посмотри на картинки: волк, медведь, лиса, заяц, тигр, лев. Отвернись (переставить 1—2 картинки). [Что изменилось?]

2. На развитие слухового внимания:

— Буду называть части тела человека. Слушай: голова, ноги, туловище, руки. Послушай второй раз: голова, туловище, руки. [Чего я не назвала?]

— Отгадай, кого я нарисовала: [длинные ушки, короткий хвост, красные глазки, прыгает].

3. На развитие тактильного восприятия, связанного с вниманием:

— [Угадай, что я нарисовала] на ладошке:

           
   
   

 


(кружок, треугольник, прямоугольник)

— [Какие буквы я написала] на ладошке:

а, к, з, ш, о

В упражнениях на развитие внимания можно предложить упражнения на нахождение изменений в объектах, определение предметов, частей этих предметов, лишних деталей, составление по образцу, нахождение ошибок, несоответствий, выбор одинаковых объектов по цвету, величине, форме и др.

Однако развитие психических функций ребенка не является самоцелью, т.к. основная цель индивидуальных занятий — это развитие слухового восприятия и формирование произношения. Включение упражнений по развитию психических процессов выполняет две задачи — развивает, совершенствует психические процессы ребенка и выполняет свою основную задачу по РСВ: пополняет слуховой словарь, улучшает слуховое восприятие речи.

Вначале учащимся предъявляется на слух часть задания, вопросов, которая ранее опознавалась, остальная часть вопроса, менее знакомая детям, предлагается слухо-зрительно. Затем на слух предлагаются вопросы и задания полностью, а слухо-зрительно воспринимаются задания и вопросы, ранее не воспринимаемые на слух.

В связи с восприятием речи на слух и развитием непроизвольного и произвольного внимания можно рекомендовать упражнения, которые использовали в работе учителя школы глухих № 31 Санкт-Петербурга Т. А. Букато, Н. Н. Красикова, Г. А. Слесарева, И. А. Тоноян, Л. Г. Цветкова.

1. Дается рисунок ушей зайца и лисы. Задается вопрос на слух: Отгадай, чьи это уши.

2. Предлагается рисунок с двумя табличками. Одна табличка заполнена цифрами. Каждая цифра первой таблички соединена с пустой клеткой второй таблички. В задачу учащегося входит — вписать в каждую клетку второй таблички соответствующую цифру.

 

 

 

 

       

 

 

На слух предлагается задание: [Впиши число в свою клетку].

3. Дается занимательный квадрат, куда вписаны числа от единицы до десяти. На слух дается задание: "Назови и покажи числа по порядку от пяти до десяти; от десяти до пяти".

 

  *    
       
      *

4. Даются таблички с цифрами от единицы до десяти в беспорядке. Учитель называет цифры, складывает их лицевой стороной вниз. При этом предлагается на слух задание: Послушай и повтори цифры так, как сказала я. Для проверки карточки с цифрами перевертываются, чтобы ученик контролировал себя.

5. Предлагается карточка, на которой простыми карандашами изображены геометрические фигуры, наложенные друг на друга (квадрат, круг, треугольник, ромб, овал). На слух дается задание: Начерти красным карандашом овал, синимкруг...

Обведи красным карандашом треугольник и т. д. Ученик оформляет ответ речью: Я обвел красным карандашом треугольник.

6. Предлагается найти похожую фигуру (квадрат, круг, прямоугольник и др.) среди окружающих предметов: прямоугольник — шкаф, доска; квадрат — окно, стол; круг — зеркало. При этом дается на слух задание: [Покажи прямоугольник. Найди похожую фигуру] из окружающей обстановки. Можно предложить задание, когда отправным объектом будут фрукты, овощи, к которым нужно подобрать геометрическую фигуру.

7. Дается на слух, слухо-зрительно 10 знакомых слов по темам: "Овощи", "Фрукты", "Посуда", "Школьные вещи" и др. На слух предлагается задание: Послушай и повтори. Ученик может назвать слова в любом порядке.

8. Прямоугольник произвольно делится прямыми линиями так, чтобы внутри него образовались треугольники, квадраты, прямоугольники меньшего размера. На слух дается задание: Сосчитай, сколько треугольников. Ученик очерчивает указкой фигуру, называет ее и ведет счет этих фигур.

9. Предлагается прослушать названия животных и из их числа выделить названия со звуком [р]. На слух дается задание: Послушай слова, выбери со звуком [р]. Слова: коза, тигр, лев, зебра, свинья, слон, корова, лошадь, кенгуру.

10. Предлагается две картинки с изображением клоунов. У одного есть на колпаке кисточка, у другого — нет. На слух дается задание: Чего не хватает у второго клоуна?

11. Дается изображение на рисунках овощей. Предлагается найти среди них одинаковые. На слух дается задание: Найди одинаковые морковки.

Эти и другие упражнения можно использовать при восприятии речи на слух в связи с развитием внимания.

Иллюстрацией может служить фрагмент индивидуального занятия в 3-м классе школы глухих № 31 Санкт-Петербурга, проведенного учителем И. А. Тоноян.

Учитель. [Послушай.] [Я буду называть слова] парами, [а ты найди ошибку: собакащенок, курицацыпленок, кошкателенок, коровакотенок.]

Ученик. Собакащенок, курица — цыпленок, кошкателенок — неверно, кошкакотенок — верно; коровакотенок — неверно, корователенок — верно.

Учитель. [Посмотри на картинку внимательно, найди три слова на звуки] д,с,к. (Дается занимательная картинка "Скотный двор", где нужно отыскать среди завуалированных предметов предметы с этими звуками, входящими в названия.)

Ученик. д — двор, дорога;

с — свинья сено;

к — корова, коза.

Учитель. [Послушай и повтори: двор, дорога, дверь; свинья, сено, сорока; корова, коза, курица.] (Ученик повторяет вслед за учителем по три слова.)

Учитель. [Посмотри на картинки, угадай, чей это нос]

(На картинке нарисован нос-пятачок свиньи, нос с усами кошки, клюв курицы.)

Ученик. Это нос свиньи, кошки, клюв курицы.

Учитель. Правильно. Молодец. Ты внимательный мальчик.

В жизни неслышащего и слабослышащего ребенка роль принадлежит памяти. Благодаря памяти совершается мышление, интеллектуальная, познавательная деятельность, овладение речью и произношением, а это в свою очередь положительно влияет на процесс интеграции детей с нарушением слуха в среде слышащих людей. Психологи отмечают существование специфических особенностей в развитии памяти. В частности, у неслышащих в отличие от слышащих отмечают трудности длительного запоминания, точности, объема памяти и другие особенности. Включая в индивидуальные занятия упражнения по развитию памяти, мы преследовали две задачи — развитие слухового восприятия в ходе восприятия речи, сопровождающей упражнения по развитию памяти, и сам процесс развития памяти. Эти две задачи направлены на реализацию единой цели — развитие личности неслышащего ребенка.

Упражнения были ориентированы на восприятие на слух речи в связи с развитием точности, объема и длительности запоминания.

1. При развитии точности запоминания предлагались следующие упражнения:

— [Послушай и повтори слова в том же порядке: яблоко, груша, слива, персик, виноград, абрикос];

— [Запомни порядок цифр и восстанови его:

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


.]

 

(Учитель предлагает ученику закрыть глаза, меняет порядок табличек с цифрами и предлагает восстановить прежний порядок);

— [Повтори предложение], не изменяй порядок слов: [Дети купили большой, полосатый, красный, сладкий арбуз]; Запомни и воспроизведи порядок табличек:

 

● ● ● ● ● ● ● ● ●  
● ● ● ● ● ● ● ● ●

 

 

(Учитель меняет порядок табличек, ученик его восстанавливает.)

2. При развитии объема памяти предлагались следующие упражнения и восприятие речи на слух в связи с ними:

— [Посмотри на рисунок, запомни и нарисуй] такой же:

Λ∆ V ∏ ()

 

— [Послушай, запомни и назови] слова парами: [столстул, мыломочалка, волосырасческа, рукиноги, простыняподушка, одеялопододеяльник, ножвилка, ложкатарелка, маслосыр, чайсахар].

[Запомни слова и узнай их] среди других: [списать, написать, выписать, записать, расписать, дописать].

Затем дается табличка, где эти слова включены в беспорядке среди других: нарисовать, списать, срисовать,записать, разрисовать, вписать, зарисовать, дописать, выписать, дорисовать.

Для развития длительности запоминания можно использовать стихотворения, ранее выученные наизусть, загадки, пословицы. Учитель читает за экраном начало, а ученик продолжает по памяти эти строчки.

При работе по восприятию речи в связи с развитием памяти можно использовать следующие упражнения.

1. Учитель называет картинки, на которых изображены животные (овощи, фрукты, мебель, школьные вещи, одежда, обувь и т. д.), показывает их ученику, складывает стопкой лицевой стороной вниз (кошка, зебра, рысь, собака, коза, жираф, волк, корова, тигр, лиса). На слух дает задание: Запомни слова и повтори в том же порядке. Затем переворачивает стопку и, не показывая их ребенку, раскладывает картинки в ряд, вслед за называнием их учеником. Последнее действие учителя служит проверкой правильности запоминания порядка слов учеником.

2. Ученику предлагаются палочки, геометрические фигуры, спички и образец объекта, сделанного из этого материала учителем: дом, многоугольник и др. Образец убирается. На слух дается задание: Запомни. Сделай как у меня. Сделай так же. Повтори как было.

Из геометрических фигур можно составить фигуры Петрушки, Снегурочки, зайца. Из палочек можно построить человечка, дом, дерево и другие фигуры.

3. Предъявляются пары слов слухо-зрительно: тапкишапка, дождьтуча, ложкакошка, мышкамишка, столскатерть. Затем на слух дается задание: [Послушай. Запомни]. Я буду называть первое слово, а ты назови второе.

4. Ученику предлагается рисунок шкафа с набором посуды на полках. Предъявляется на слух задание: Посмотри и запомни. Ученик рассматривает картинку 15—20 с. Затем учитель задает вопросы на слух: Что стоит на первой (второй, третьей) полке? Где стоят тарелки (чашки, чайник, масленка)? Назови предметы, которые стоят в шкафу. Какого цвета чашки, блюдца? Сколько тарелок (чашек) в шкафу?

Можно предложить конструктивную картинку, чтобы ученик соответственно расставил посуду по полкам, сопровождая свои действия речью: На первой полке стояли три чашки.

5. Ученику предлагаются различные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник), различные по цвету и величине. Ученик рассматривает их 15—20 с. Затем учитель задает вопросы на слух: Сколько больших (маленьких) квадратов? Сколько красных (зеленых) фигур? Сколько всего фигур?

6. Дается картинка, разрезанная на несколько частей, например изображение рыбки, лошади. Предлагается ее собрать, а затем нарисовать по памяти. При этом даются следующие задания на слух:

— Собери картинку.

— Что изображено на картинке?

— Какого цвета рыбка (лошадь), рисунок?

7. Ученику предлагаются для слухо-зрительного восприятия рифмованные строки.

Воробей живет под крышей, В теплой норке — домик мыши, У лягушки дом — в пруду, Домик пеночки — в саду. Эй, цыпленок, где твой дом? — Он у мамы под крылом.

Затем стихотворение убирается, остаются только словосочетания и слова: под крышей, домик мыши, в пруду, в саду, под крылом. Они располагаются в беспорядке. На слух дается задание: Я буду читать начало предложения, а ты подбирай конец.

Учитель за экраном читает:

— Воробей живет...

Ученик слушает и подбирает соответствующий конец строчки.

8. Учитель предъявляет для различения на слух 10—15 слов, которые читает по порядку. После каждого слова делается перерыв на 2—3 секунды. Ученику предлагается зарисовать услышанные слова любым схематическим знаком, рисунком. Затем ученик называет те слова, которые услышал и помог себе запомнить с помощью своих значков. Количество слов может постепенно увеличиваться. Так развивается объем памяти.

В качестве иллюстрации можно предложить фрагмент урока, проведенного в 5-м классе школы глухих № 31 Санкт-Петербурга учителем Н. Н. Красиковой.

Учитель. Я буду читать текст, а ты будешь его зарисовывать значками. [Большая темная туча закрыла полнеба. Сверкнула молния, ударил гром. Зашумели, закачались деревья. Закружились сорванные листья. Упали первые тяжелые капли. И хлынул теплый проливной дождь.] Что ты сделал?

Ученик. Я зарисовал текст.

Учитель. Расскажи текст, используй свою зарисовку.

Ученик. Большая туча закрыла небо. Сверкнула молния, ударил гром. Зашумели деревья. Закружились листья. Упали тяжелые капли. Пошел теплый дождь.

Учитель. Ты не совсем верно запомнил текст. Слушай снова и записывай рядом со значками слова, которые ты пропустил. Словосочетания с этими словами я буду повторять по три раза.

[Большая темная туча закрыла полнеба.

Сверкнула молния, ударил гром.

Зашумели, закачались деревья.

Закружились сорванные листья.

Упали первые тяжелые капли.

И хлынул теплый проливной дождь.]

Повтори слова.

(Ученик повторяет текст, пользуясь значками и словами, записанными после повторного чтения.)

Учитель. Ты хорошо запомнил текст. Послушай слово [зашумели] и составь из него новые слова.

Ученик. Я составил новые слова: шум, мел, зал, шмели, земли.

Учитель. Молодец!

Наиболее сложный познавательный процесс — мышление. Отличительной особенностью мышления является его связь с речью. Мышление и речь находятся в единстве, т. е. мышление без языка невозможно, так же как речь неотделима от мышления. Речь у детей с нарушенным слухом не развита, они овладевают ею в процессе обучения. Существует несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Они сопровождают человека всю его жизнь и связаны с речью. Детей с нарушением слуха нужно обучать всем видам мышления. Эта задача всего образовательного процесса. РСВ — составная часть этого процесса. Поэтому в авторской программе по РСВ предусмотрены упражнения по решению невербальных мыслительных задач, приемам мыслительной деятельности с помощью операций анализа и синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения и т. д.

С этой целью проводятся следующие упражнения по решению невербальных мыслительных задач.

Так, выбор геометрических фигур среди других предметов проводится следующим образом. Ученику предлагается выбрать прямоугольник, круг, треугольник, квадрат среди других похожих объектов — колесо, обруч, дверь, окно квадратной, треугольной формы,— изображенных на картинках. При этом сначала предлагается часть задания на слух: [Выбери] круг (треугольник, прямоугольник), затем: [Выбери круг] (квадрат, прямоугольник), а позднее: [Выбери геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник] и др.

Постепенно можно переходить к нахождению предметов из окружающей действительности, похожих на геометрические фигуры. Позднее выбрать домашних и диких животных, зимующих и перелетных птиц среди других изображений животных. Все эти упражнения связаны с содержанием того материала, который изучается в классе на уроках математики, ознакомления с окружающим миром, природоведения, развития речи. Можно предложить следующие упражнения.

1. Даются различные геометрические фигуры по величине и цвету. Предлагается выбрать разные, одинаковые фигуры по величине, цвету; разные по величине, но одного цвета и наоборот, раскрасить, сложить из имеющихся фигур другую геометрическую фигуру, другой объект (цветок, клоуна и т. д.), разложить фигуры по размеру от большой к маленькой и наоборот, найти аналогию в окружающей обстановке. На слух даются задания: Выбери одинаковые треугольники по цвету (величине). Сложи фигуру клоуна...

2. Даются картинки с изображением деятельности людей: повар режет ножом овощи, девочка шьет на швейной машинке, строитель работает мастерком и др. Отдельно даются картинки с изображением инструментов: нож, ножницы, мастерок. Задается вопрос на слух: Кто чем работает? Учащиеся должны соотнести инструмент с деятельностью людей, изображенных на рисунке.

Использование невербальных мыслительных задач способствует развитию абстрактного мышления. Этому же способствуют упражнения по развитию анализа и синтеза. Причем эти две операции не существуют изолированно друг от друга. Анализ всегда сопровождает синтез. В процессе развития анализа и синтеза учитель развивает слуховое восприятие ребенка, т. е. упражнения по развитию анализа и синтеза являются средством развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. Эта работа проводится следующим образом. Перед учеником лежат два набора карандашей. В одном наборе карандашей больше, в другом — меньше. За экраном задается вопрос: Покажи, где карандашей больше (меньше)? Затем предлагается одинаковое число предметов, а вопрос задается тот же. Ученик оформляет ответ речью: Тут карандашей больше (меньше). Одинаково. Можно предложить такие задания на слух, как: Возьми большую и маленькую куклу (кубики, карандаши и т. д.). Возьми одинаковые кубики (карандаши). Найди на картинке разные (одинаковые) предметы. Все эти задания могут быть предложены на слух в полной или частичной формулировке. Например: Возьми большую и маленькую куклу или: [Возьми] большую и маленькую [куклу].

Для знакомства ребенка с существенными и несущественными признаками можно предложить следующие игры, упражнения.

1. Отгадывание загадок. С этой целью ученику предлагается загадка в полной или частичной формулировке за экраном, а ученик анализирует ее содержание, находит мысленно отгадку, т. е. синтезирует решение в ответе:

Зимой спит, летом ульи ворошит.

Через речку лег, пробежать помог.

У кого глаза на рогах, а дом на спине?

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет и др.

2. Проведение игр.

Игра "Съедобное-несъедобное". Перед учеником лежит лист бумаги с расчерченными клетками, "классами" и цифровым обозначением от единицы до десяти, а также две таблички со словами съедобное, несъедобное. Учитель поясняет, что будет называть разные слова; если слово обозначает съедобный предмет, то ученик поднимает табличку или отвечает: "Да", "Нет", "Едят", "Не едят", "Можно есть", "Нельзя есть", "Съедобное", "Несъедобное". Формулировка ответа зависит от уровня развития речи ученика. На слух, за экраном учитель называет слова: хлеб, сыр, мел, яблоко, кукла, груша, апельсин, книга, лимон, лук и т. д.

В том случае, если ученик отвечает правильно, то он продвигается из "класса" в "класс" по клеточкам после каждого правильно воспринятого на слух и правильного ответа. Любая ошибка исключает продвижение из "класса" в "класс".

По этому же типу может быть проведена игра "Летает — не летает".

3. Можно предложить упражнения, чтобы ученик по определенным признакам узнал предмет. Например, учитель за экраном называет признаки предмета: красное, гладкое, сладкое, твердое. Что это? Ученик по названным признакам определяет, что это яблоко.

В качестве упражнений предлагаются следующие признаки предметов:

— желтый, кислый, сочный (лимон);

— оранжевый, сладкий, сочный (апельсин);

— большой, зеленый, полосатый, сочный, внутри красный, сладкий (арбуз).

По этому же признаку можно подобрать упражнения для определения домашних животных (ест траву, дает молоко, живет в хлеву), или диких животных (любит ягоды и мед, зимой спит в берлоге) и неодушевленных предметов (это неживой предмет, имеет четыре ножки, на нем едят, пишут, и т. д.).

Эти и другие упражнения будут способствовать развитию анализа и синтеза.

С анализом и синтезом связана мыслительная операция сравнения. Чтобы сравнить предметы, устанавливается сходство или различие в предметах по существенным или несущественным признакам.

Упражнения, направленные на сравнения, служат средством развития слухового восприятия. Учитель при подборе соответствующих упражнений определяет для себя, как и какие вопросы будут заданы ребенку, исходя из уровня его речевого развития, его знаний и успешности выполнения упражнений. При выполнении упражнений на сравнение по высоте, ширине, толщине, весе, количестве предлагаются задания и вопросы типа: сравни, которое дерево выше. Скажи, которая лента шире. Какая стена толще? Какой предмет тяжелее? и др. Все эти задания и вопросы сопровождаются рисунками, подбором соответствующих картинок, выполнением действия. Например, предлагаются картинки, где изображены для сравнения высокая и низкая березка, ель и другие предметы; визуальный обзор предмета — толстой и тонкой книги; сравнение представляемого предмета по весу (слона и мыши), сравнение в процессе выполнения действия (вес булочки и батона) и др.

После определения различий в сравниваемых объектах можно перейти к отыскиванию сходства.

Например, что общего между елью и березкой (это деревья), между слоном и лошадью (это животные). Возможно более глубокое выявление различий и сходства: Какие животные слон и лошадьдомашние или дикие? Доводятся до сведения, что лошадь может быть и домашним и диким животным, так же как и слон. А в чем еще их различие? В том, где они живут и чем питаются? Это многоаспектный анализ объектов, который связан со сравнением, сопоставлением. Процесс анализа, спектр сравнения как мыслительные операции требуют больших знаний по объему, глубине, прочности и более обширного речевого запаса. Поэтому многоаспектный анализ и упражнения по развитию слухового восприятия, связанные с ними, проводятся после большого количества упражнений в анализе, синтезе, сравнении и в связи с содержанием материала, с которым дети познакомились на общеобразовательных уроках.

Ученику могут быть предложены рисунки, где заложены несоответствия, явные ошибки: на картинке заяц нарисован большой, а слон — маленький, на весах арбуз легче яблока, карандаш толще электрического столба. При этом задаются на слух вопросы: Посмотри на картинку. Сравни. Какая ошибка? Найди ошибку].

На нахождение различия и сходства могут быть предложены следующие упражнения.

1. Даются квадрат и разного цвета треугольники. В одном случае квадрат вписан в треугольник, в другом — треугольник вписан в квадрат. Задаются следующие вопросы на слух:

— Назови геометрические фигуры.

— Какого цвета (размера) геометрические фигуры?

— Что в них различного, общего?

— Сделай из них еще две фигуры (два домика).

— Что в них общего, различного?

2. Для сравнения предъявляются два изображения предмета на картинке: большой дом и избушка. При этом предлагаются вопросы на слух:

— Что это? (Дом, избушка.)

— В чем их различие? (Большой и маленькая.)

— В чем их сходство? (Помещения для жилья.)

— В каком доме ты живешь — в большом, в маленьком? Для сравнения можно предложить такие пары картинок, а

позднее слов: стол и стулья, книга и тетрадь, топор и молоток, ручка и карандаш, нож и ножницы, стол и парта, шкаф и кровать, диван и кровать, молоко и вода, писать и рисовать, играть и учиться, мыть и умываться и т. д.

3. Ученику дается несколько картинок, среди которых нужно выявить лишний объект. Например, картофель, капуста, свекла, яблоко. Предлагаются на слух задания и вопросы:

— Назови, что это. (Картошка, капуста, свекла, яблоко.)

— Что тут лишнее? (Яблоко.)

— Почему яблоко? (Яблоко — фрукт.)

— Что различного в предметах? (Это овощи и фрукт.)

— Что общего в предметах? (Они все круглые, съедобные.) Можно предложить следующие ряды картинок или слов:

арбуз, огурец, яблоко и мяч; заяц, лиса, медведь и кошка; кукла, машина, коньки и сачок; сорока, ворона, воробей и лиса; шапка, пальто, варежки и платье; нож, вилка, ложка и хлеб; простыня, подушка, одеяло и мыло; шкаф, диван, стол и парта и др.

4. Предлагаются упражнения на нахождение отличий между двумя одинаковыми чашками с разным рисунком или в разном цветовом оформлении. При этом на слух задается вопрос: Чем отличаются эти чашки? Можно предложить найти 2—3 различия в предметах: в рисунке, в цвете, в форме чашки, в размерах и т. д. Дается на слух задание: Найди четыре отличия в чашках.

5. Для определения количественных и качественных отношений при сравнении предметов используются такие категории, как больше — меньше, ближе — дальше, выше — ниже, уже — шире, короче — длиннее. С этой целью подбираются ряды картинок с изображением: две корзины с грибами: больше-меньше; в лесу растут две ели: ближе — дальше; летит стая птиц,среди них одна птица летит выше, другая — ниже; лежат две линейки, одна короче, другая — длиннее; на столе лежат две ленты, одна из них уже, другая — шире и т. д. При этом на слух предлагаются вопросы и задания типа:

— Что здесь нарисовано? Что лежит на столе? Что это?

— Сравни, которая корзина больше (меньше). Покажи большую (маленькую) корзину. Определи, где грибов больше (меньше). Найди корзину с большим (меньшим) количеством грибов и др.

На картинках может быть зарисовано несколько предметов по убывающему, увеличивающемуся размеру, длине, количеству и т. д., чтобы ученику можно было задать на слух такое задание или вопрос: Найди самую маленькую (большую, среднюю) корзину с грибами. Найди одинаковые по размеру корзины. Какая корзина средней величины?

Эти и другие упражнения можно использовать при развитии слухового восприятия на материале упражнений по нахождению различия и сходства.

Более сложные мыслительные операции — это классификация, систематизация, абстрагирование и обобщение. Они требуют определенного объема знаний, речевого запаса, уровня развития речи, речевой практики общения.

При классификации выделяют существенные признаки в каждом из предметов и находят ту категорию, в основе которой лежат эти признаки. Например, дом, стол, мама, папа — это существительные, так как отвечают на вопрос что? или кто?

Систематизация — это группировка предметов и явлений более мелких подгрупп и разрядов. Например, мама, папа — это одушевленные существительные, так как отвечают на вопрос кто?, а стол, дом — неодушевленные, так как отвечают на вопрос что?

Абстрагирование — это отвлечение от второстепенных, несущественных признаков. Например, собаки разной породы, величины, окраса абстрагируются до одного общего понятия "собака".

Обобщение — это объединение сходных предметов по случайным, общим для них признакам. Например, ложка, тарелка, чашка, вилка, нож и др. — все это посуда, предназначенная для питания.

Наша задача — использовать эти упражнения для развития слухового восприятия речи. Эти упражнения одновременно выполняют и функцию развития мышления неслышащих и слабослышащих детей.

Для реализации поставленных задач используются следующие упражнения.

1. С целью классификации обобщения можно использовать упражнения "Я знаю..." Например, учитель предлагает задание на слух: Назови пять имен девочек. При этом ученик хлопает в ладоши в процессе называния имен: Я знаю пять имен девочек: Нинараз, Ирадва, Юлятри, Яначетыре, Настяпять. Если ученику трудно, то можно счет отменить.

Для этой игры можно использовать такие понятия, как имена мальчиков, названия деревьев, птиц, животных, улиц города, фруктов, овощей, продуктов, мебели, одежды и др.

2. С целью систематизации и обобщения можно использовать такие упражнения, которые выявляют видо-родовые отношения. Учитель на слух называет род, а ученик подбирает соответствующее видовое понятие. Например, рыба — окунь, птица — воробей, цветок — роза, ягоды — смородина, дерево — береза, домашнее животное — корова и др.

одежда Посуда
? ?
? ?
? ?
? ?
? ?

Для этой игры можно использовать такие понятия, как одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, ягоды, деревья, времена года, время суток и т. д.

3. Для работы по развитию абстрагирования можно предложить упражнения для выявления существенных признаков,

отделения главных от несущественных. Перед учеником лежит карточка с заданиями, где выделено слово и несколько слов в скобках. К выделенному слову ученик должен подобрать те из списка слов в скобках, которые раскроют первое, выделенное слово. Например, ягода (лес, сад, земля). Ответ: "К слову ягода подбираются слова лес, сад".

При этом учитель на слух называет любое упражнение из предложенных на карточке, называя выделенное слово. Ученик на слух должен услышать слово и ответить, выбрав для него два наиболее существенных. Ответы на карточку не вписываются.

— Река (берег, вода, рыба). Ответ: берег, вода.

— Лес (дерево, кустарник, листья). Ответ: дерево, кустарник.

— Город (автомобиль, улица, здание). Ответ: улица, здание.

— Больница (лекарство, больные, помещение). Ответ: помещение, больные.

— Книга (рисунок, текст, бумага). Ответ: текст, бумага.

По этому принципу учитель сам может составить карточки для работы.

4. Упражнения на обобщение могут быть предложены следующие.

Ученику даются таблички с двумя графами:

? ?
яблоко свекла
апельсин лук
лимон капуста
груша морковь
банан картофель

 

В одном случае учитель за экраном читает вразбивку слова из первой графы, ученик их отмечает, а затем подписывает карандашом общее родовое понятие. Аналогичная работа проводится по второй графе.

Во втором случае учитель за экраном читает слова: тарелка, пальто, вилка, нож, шапка, шарф, чашка, варежки, блюдце, платье. Ученик вписывает

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...