Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели вариации в статистике

Цель работы – закрепить теоретические знания и приобрести самостоятельные навыки расчёта абсолютных и относительных показателей вариации и анализа полученных результатов.

Литература: Толстик Н.В., Матегорина Н.М. «Статистика», стр. 84-94

Для оценки вариации используются абсолютные и относительные показатели.

К относительным показателям относятся:

коэффициент осцилляции отражает относительную колеблемость крайних значений признака вокруг средней и рассчитывается по формуле:

                                                                                                      

относительное линейное отклонение характеризует долю усреднённого значения абсолютных отклонений от средней величины и вычисляется по формуле:

                                                                                                    

коэффициент вариации является наиболее распространённым показателем колеблемости, используемым для оценки типичности средних величин и рассчитывается по формуле:

                                                                                              

Чем больший коэффициент вариации, тем менее однородная совокупность и тем менее типична средняя для данной совокупности. Установлено, что совокупность количественно однородна, если коэффициент вариации не превышает 33 %.

К абсолютным показателям относятся: рамах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия и среднее квадратическое отклонение.

Абсолютные показатели вариации

Показатели

Расчётная формула

Данные не сгруппированы Данные сгруппированы
Размах вариации             
Среднее линейное отклонение
Дисперсия где где
Среднее квадратическое отклонение

Примеры решения задач

Задача.

Имеются следующие данные о чистой прибыли, полученной предприятиями:

№ предприятия 1 2 3 4 5
Чистая прибыль, млн. руб. 20 25 30 38 40

 

Вычислите размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации.

Решение       

Для решения задачи воспользуемся вспомогательной таблицей:

№ предприятия Чистая прибыль, млн. руб.
1 20 10,6 112,36
2 25 5,6 31,36
3 30 0,6 0,36
4 38 7,4 54,76
5 40 9,4 88,36
Итого: 153 33,6 287,2

 

Вычислим среднюю прибыль:

       Размах вариации:   

Среднее линейное отклонение:

Дисперсия:

      

Среднее квадратическое отклонение:

       Коэффициент вариации:

Средний размер чистой прибыли составляет 30,6 млн. руб. При этом прибыль отдельных предприятий отличается от среднего размера в среднем на 7,5 8млн. руб.

Данная совокупность является однородной, поскольку коэффициент вариации не превышает 33%.

Задания для самостоятельной работы.

Задача 1.

Имеются следующие данные о чистой прибыли, полученной предприятиями:

№ предприятия 1 2 3 4 5
Чистая прибыль, млн. руб. 30 35 40 48 50

 

Вычислите размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации.

       Задача 2.

Определите среднюю длину пробега автофургона торгово-посреднической фирмы и вычислите:  дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации

 

Длина пробега за один рейс, км. 30-50 50-70 70-90 90-110 110-130 130-150
Число рейсов за квартал 20 25 14 18 9 6

 

Задача 3.

В трёх партиях продукции, представленных на контроль качества, было обнаружено:

а) первая партия – 1000 изделий, из них 800 годных, 200 бракованных;

б) вторая партия – 800 изделий, из них 720 годных, 80 бракованных;

в) третья партия – 900 изделий, из них 855 годных и бракованных 45 единиц продукции.

Определите в целом для всей партии следующие показатели:

1) средний процент годной продукции и средний процент брака;

2) дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации годной продукции.

Задачи 4.

Имеются данные о времени обработки деталей рабочими двух бригад.

Бригады

Время обработки деталей, мин

I - я бригада 74 86 112 116 132 134 155 183 - -
II - я бригада 108 113 114 121 122 126 130 132 135 139

1. Определите показатели центральной тенденции (среднюю величину и медиану).

2. Определите показатели вариации.

Задача 5.

Сравните вариацию урожайности зерновых культур и картофеля в хозяйствах региона по средним арифметическим взвешенным на основе следующих данных.

 

№ хозяйства

Урожайность, ц/га

Посевная площадь, га

зерновых У картофеля X зерновых У картофеля X
1 15 170 20 10
2 20 90 30 20
3 13 130 10 50
4 17 150 90 40
5 25 120 50 30
6 14 80 20 25
7 16 60 32 20
8 27 160 48 45
9 33 140 25 70
10 30 100 30 35
Итого     355 345

Задача 6.

Имеются данные о распределении рабочих предприятий по возрасту.

Группы рабочих по возрасту, лет Число рабочих f, Накопленные частоты S
18-20 1 1
20-22 3 4
22-24 6 10
24-26 10 20
26-28 5 25
28-30 3 28
30-32 2 30
32-34 2 32
Итого 32  

 

1. Определите показатели центральной тенденции.

2. Определите показатели вариации.

Задача 7.

Сравните вариацию урожайности зерновых культур и картофеля в хозяйствах региона на основе следующих данных.

 

№ хозяйства

Урожайность, ц/га

Посевная площадь, га

зерновых У картофеля X зерновых У картофеля X
1 15 170 20 10
2 20 90 30 20
3 13 130 10 50
4 17 150 90 40
5 25 120 50 30
6 14 80 20 25
7 16 60 32 20
8 27 160 48 45
9 33 140 25 70
10 30 100 30 35
Итого     355 345

 

Задача 8.

Имеются следующие данные об успеваемости 20 студентов группы по теории статистики в зимнюю сессию 2010 г.:

 

Порядковый номер студента Балл
1 5
2 3
3 5
4 5
5 5
6 5
7 4
8 5
9 2
10 5
11 3
12 4
13 2
14 5
15 3
16 2
17 5
18 4
19 4
20 5

Постройте:

а) ряд распределения студентов по баллам оценок, полученных в сессию;

б) ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: неуспевающие (2 балла), успевающие (3 балла и выше);

в) укажите, каким видом ряда распределения (вариационным или атрибутивным) является каждый из этих двух рядов.

Задача 9.

Известны следующие данные о результатах сдачи 28 абитуриентами вступительных экзаменов на 1-й курс колледжа в 1999 г. (баллов):

10 8 7 10 7 9 10
8 5 10 9 8 5 9
7 9 6 5 10 10 8
8 6 9 7 9 7 9

 

Постройте:

а) ряд распределения абитуриентов по результатам сдачи ими вступительных экзаменов, выделив 4 группы абитуриентов с равными интервалами;

б) ряд, делящий абитуриентов на поступивших и не поступивших в ВУЗ, учитывая, что проходной балл составил 15 баллов. Укажите, по какому группировочному признаку построен каждый из этих рядов распределения: атрибутивному или количественному.

Задача 10.

По данным обследования получено следующее распределение студентов-заочников по возрасту на разных факультетах.

Возраст студента, лет

Число студентов на факультетах

    экономический юридический естествознания исторический
20-25 200 300 100 50
26-30 900 800 300 150
31-35 700 850 320 230
36-40 70 100 80 250
> 45 10 5 3 8

 

Рассчитайте на каждом факультете:

♦ средний возраст студента-заочника;

♦ моду;

♦ медиану;

♦ показатели вариации.

2. Сформулируйте соответствующие выводы.

Задача 11.

В результате выборочного обследования трех ткацких фабрик получено распределение рабочих по выполнению норм выработки.

1. Рассчитайте по каждой фабрике:

♦ в среднем процент выполнения нормы выработки;

♦ модальное значение;

♦ медиану;

♦ показатели вариации.

2. Сформулируйте соответствующие выводы.

 

Выполнение
дневной нормы
выработки, %

Число рабочих на фабриках

I II III
До 1000 9 10 12
100-105 14 22 35
105- по 28 35 20
110-115 31 27 11
> 115 8 5 3

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...