Показатели вариации в статистике
Цель работы – закрепить теоретические знания и приобрести самостоятельные навыки расчёта абсолютных и относительных показателей вариации и анализа полученных результатов. Литература: Толстик Н.В., Матегорина Н.М. «Статистика», стр. 84-94 Для оценки вариации используются абсолютные и относительные показатели. К относительным показателям относятся: коэффициент осцилляции отражает относительную колеблемость крайних значений признака вокруг средней и рассчитывается по формуле:
относительное линейное отклонение характеризует долю усреднённого значения абсолютных отклонений от средней величины и вычисляется по формуле:
коэффициент вариации является наиболее распространённым показателем колеблемости, используемым для оценки типичности средних величин и рассчитывается по формуле:
Чем больший коэффициент вариации, тем менее однородная совокупность и тем менее типична средняя для данной совокупности. Установлено, что совокупность количественно однородна, если коэффициент вариации не превышает 33 %. К абсолютным показателям относятся: рамах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия и среднее квадратическое отклонение. Абсолютные показатели вариации
Примеры решения задач
Задача. Имеются следующие данные о чистой прибыли, полученной предприятиями:
Вычислите размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации. Решение Для решения задачи воспользуемся вспомогательной таблицей:
Вычислим среднюю прибыль: Размах вариации: Среднее линейное отклонение: Дисперсия:
Среднее квадратическое отклонение: Коэффициент вариации: Средний размер чистой прибыли составляет 30,6 млн. руб. При этом прибыль отдельных предприятий отличается от среднего размера в среднем на 7,5 8млн. руб. Данная совокупность является однородной, поскольку коэффициент вариации не превышает 33%. Задания для самостоятельной работы. Задача 1. Имеются следующие данные о чистой прибыли, полученной предприятиями:
Вычислите размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации. Задача 2. Определите среднюю длину пробега автофургона торгово-посреднической фирмы и вычислите: дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации
Задача 3. В трёх партиях продукции, представленных на контроль качества, было обнаружено: а) первая партия – 1000 изделий, из них 800 годных, 200 бракованных;
б) вторая партия – 800 изделий, из них 720 годных, 80 бракованных; в) третья партия – 900 изделий, из них 855 годных и бракованных 45 единиц продукции. Определите в целом для всей партии следующие показатели: 1) средний процент годной продукции и средний процент брака; 2) дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации годной продукции. Задачи 4. Имеются данные о времени обработки деталей рабочими двух бригад.
1. Определите показатели центральной тенденции (среднюю величину и медиану). 2. Определите показатели вариации. Задача 5. Сравните вариацию урожайности зерновых культур и картофеля в хозяйствах региона по средним арифметическим взвешенным на основе следующих данных.
Задача 6. Имеются данные о распределении рабочих предприятий по возрасту.
1. Определите показатели центральной тенденции. 2. Определите показатели вариации. Задача 7. Сравните вариацию урожайности зерновых культур и картофеля в хозяйствах региона на основе следующих данных.
Задача 8. Имеются следующие данные об успеваемости 20 студентов группы по теории статистики в зимнюю сессию 2010 г.:
Постройте:
а) ряд распределения студентов по баллам оценок, полученных в сессию; б) ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: неуспевающие (2 балла), успевающие (3 балла и выше); в) укажите, каким видом ряда распределения (вариационным или атрибутивным) является каждый из этих двух рядов. Задача 9. Известны следующие данные о результатах сдачи 28 абитуриентами вступительных экзаменов на 1-й курс колледжа в 1999 г. (баллов):
Постройте: а) ряд распределения абитуриентов по результатам сдачи ими вступительных экзаменов, выделив 4 группы абитуриентов с равными интервалами; б) ряд, делящий абитуриентов на поступивших и не поступивших в ВУЗ, учитывая, что проходной балл составил 15 баллов. Укажите, по какому группировочному признаку построен каждый из этих рядов распределения: атрибутивному или количественному. Задача 10. По данным обследования получено следующее распределение студентов-заочников по возрасту на разных факультетах.
Рассчитайте на каждом факультете: ♦ средний возраст студента-заочника; ♦ моду; ♦ медиану; ♦ показатели вариации. 2. Сформулируйте соответствующие выводы. Задача 11. В результате выборочного обследования трех ткацких фабрик получено распределение рабочих по выполнению норм выработки. 1. Рассчитайте по каждой фабрике: ♦ в среднем процент выполнения нормы выработки; ♦ модальное значение; ♦ медиану; ♦ показатели вариации. 2. Сформулируйте соответствующие выводы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|