«Круг радости» - современная форма организации детей
«Круг радости» - современная форма организации детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении Педагог – психолог МБДОУ «ДС № 367 г. Челябинска» Оспищева И. Ю……………………73
Детско-родительская группа как форма психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с расстройством аутистического спектра и генетическими нарушениями Педагог-психолог МБДОУ «ДС № 448г. Челябинска» Синицына Е. Н…………………….. …77
Применение цветных резинок в совместной деятельности с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья Педагог-психолог МБДОУ «ДС № 267 г. Челябинска» Синицына Е. Н………………………80
Система работы по профилактике и реабилитации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Педагог-психолог МБДОУ «ДС №35 г. Челябинска» Тубулбаева Д. Х………………………... 83
Особенности адаптации детей с расстройством аутистического спектра к условиям дошкольного образовательного учреждения Педагог-психолог МБДОУ «ДС № 304 г. Челябинска» Чумейкина Т. Б………………………86 От редактора
Приветствую Вас, читатель, на страницах первого сборника статей I Городского Фестиваля педагогов-психологов детских садов города Челябинска. Сборник является продолжением участия в Фестивале и одновременно его завершением. Проблема психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей является актуальной, а значит не решенной, требующий внимания и профессиональных усилий. Во всех детских садах города есть дети с особыми образовательными потребностями и, следовательно, каждому педагогу-психологу необходимо оказывать им психологическую помощь. Пытаясь решить проблему, специалисты обучаются разным психологическим подходам, методам, пробуют использовать известные методики в современных условиях, разрабатывают и применяют новые технологии. Кто-то только находится в начале пути, а кто-то уже готов поделиться опытом.
В сборнике, который вы видите, как раз и опубликованы результаты профессиональных поисков наших коллег. Предлагая участвовать в Фестивале с публикацией, мы просили педагогов-психологов не только описать свой практический опыт, но и попытаться проанализировать его, осмыслить с точки зрения того подхода, метода, который психолог практикует. На этапе принятия статей мы обнаружили, что в них есть описание опыта, но нет анализа. Возможных причин такого явления может быть много. Мы подумали, что недостаточно четко и ясно было сформулировано требование к статьям, а также о готовности, желании, умении специалистов анализировать свои профессиональные действия. Мы планируем и дальше делать сборники со статьями, и призываем авторов публиковать собственные размышления о целесообразности, эффективности используемых профессиональных действий. Другими словами, описывать не только, ЧТО и КАК делаете, но ЗАЧЕМ делаете, ПОЧЕМУ выбираете делать именно так, в это время и с этими людьми. Мы благодарны всем психологам, кто написал статьи и решился показать свою работу, за смелость, открытость и готовность делиться. Большинство статей публикуются в том виде, в каком они были присланы. Содержание статей полностью сохранено из-за уважения к коллегам. Все предлагаемые изменения касались только формы, лишь для того, чтобы Вам, читатель, было удобнее знакомиться с материалом.
Руководитель Городского профессионального сообщества
педагогов-психологов г. Челябинска О. Л. Асташкина
Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи И. В. Бурова, педагог-психолог МАДОУ «ДС № 36 (СП) г. Челябинска»
Материал из данного опыта работы накапливался в течение двух лет в результате работы с воспитанниками подготовительных к школе групп в МАДОУ № 36 СП г. Челябинска (структурное подразделение). Данное учреждение посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Опыт создан на основе апробации методов кинезиологии в условиях ДОУ. Количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается [4]. Для детей с ТНР характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения. Кроме того, среди психологических характеристик особо выделяются быстрая истощаемость, замедленный темп развития, низкая продуктивность и произвольная регуляция [7]. В условиях детского сада укрепление психофизического здоровья дошкольников с ТНР, поддержание познавательной активности, развитие мыслительных процессов, преодоление имеющихся нарушений возможно при проведении комплексной психокоррекционной работы с использованием методов кинезиологии. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения [5]. Современные кинезиологические методы направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, на развитие связей между правым и левым полушарием, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы [2]. В условиях ДОУ наиболее доступны для использования следующие методы кинезиологии: кинезиологические упражнения, сказки и игры. Основу работы составляют кинезиологические упражнения - комплексы движений, позволяющие создать новые нейронные сети и активизировать межполушарное взаимодействие. Они включают в себя упражнения для развития мелкой моторики, глазодвигательные и телесныеупражнения. Специально подобранные кинезиологические упражнения, объединенные единым сказочным сюжетом или игровой ситуацией, которые имеют дальнейшее развитие и направлены на активизацию мыслительной и речевой деятельности детей входят в структуру кинезиологических игр и сказок.
Результатом работы ДОУ по апробации методов кинезиологии стало создание проекта: «Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи». Цель проекта: создание психолого-педагогических условий, для интеллектуального развития детей с тяжелыми нарушениями речи, при помощи методов кинезиологии. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: 1. Подобрать систему кинезиологических упражнений, способствующих коррекции речевых нарушений и развитию мыслительной деятельностии детей старшего дошкольного возраста. 2. Улучшить зрительно-моторную координацию. 3. Способствовать развитию общей и мелкой моторики. 4. Способствовать развитию познавательных психических процессов у воспитанников (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь). 5. Повысить способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю. Участники проекта - воспитанники подготовительных к школе групп детского сада, педагоги, родители. Тип проекта – долгосрочный. Вид проекта - практико-ориентированный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|