№
п/п
| Название упражнения
| Описание упражнения
| Изображение
|
КОМПЛЕКС 1
Упражнения для развития кинестетической основы движений руки (выполняются без речевого сопровождения)
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
|
1.
| Колечко
| Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
|
|
№
п/п
| Название упражнения
| Описание упражнения
| Изображение
|
| Думающая шляпа
| Мягко расправить и растянуть одноименной рукой каждый внешний край уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха – пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз пять раз.
|
На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а так же лучше слушать и говорить.
|
3.
| Корзинка
| Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
|
|
4.
| Очки
| Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
|
|
5.
| Зеркальное рисование
| Взять чистый лист бумаги, в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
|
|
6.
| Ухо – нос
| Правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.
|
|
КОМПЛЕКС 2
|
1.
| Цепочка
| Большой и указательный пальцы левой руки в кольце.
Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой средний и т. д. В этом упражнении участвуют все пальчики.
|
|
2.
| Домик
| Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
|
|
3.
| Дом-ёжик-замок
| Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить,
Ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки,
Замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести
|
|
4.
| Гусь-курица-петух
| Гусь – ладонь согнуть под прямым углом, пальцы вытянуть и прижать друг к другу, указательный палец согнут и опирается на большой;
Курочка – ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении;
Петух– ладонь поднять вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок
|
|
5.
| Лезгинка
| Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
|
|
КОМПЛЕКС 3
|
1.
| Кулак - ребро-ладонь
| Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10раз
|
Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).
|
2.
| Фонарик
или
Лягушка
| Исходное положение: две ладони лежат на столе. Затем на одной руке пальцы сжимаются в кулачок, вторая ладонь остается без изменений. Потом ладони меняются. Так продолжать 20-30 сек, постепенно увеличивая темп.
|
|
3.
| Зайчик-колечко-цепочка
| Вышел зайка На крылечко. Потерял Своё колечко. Зайку мы приободрили И цепочку в дар купили.
*Зайчик на крылечке Отыскал колечко, А свою цепочку Приберёг для дочки.
|
|
4.
| Мышка
| Исходное положение.
Мизинец и указательный палец согнуты — это «ушки». Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после — двумя руками одновременно. Перед тем как хрумкать сушки, Ты, мышонок, вымой ушки, Чтоб услышать шорох кошки, Что крадётся по дорожке.
|
|
5.
| Перекрестные шаги
| 1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.
2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе.
Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, возможно, вы выполняете его неправильно – либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.
|
|
6.
| Змейка
| Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
|
|
КОМПЛЕКС 4
|
1.
| Флажок- рыбка- лодочка
| Плавничок, Как флажок У рыбки-малютки Словно лодочка плывет - Говорю без шутки. *** Что за красный флажок Рыбка увидала? Это лодочка к ней Тихо подплывала.
|
|
2.
| Птичка летит
| Исходное положение.
Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести — это «голова» птицы. Остальные пальцы — «крылья». Помахать ими. Птички летели, (помахать «крыльями») Сели — посидели, (прижать ладони к груди) Дальше полетели.
|
|
3.
| Цветок
| Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе. Солнце поднимается — Цветочек распускается! Солнышко садится — Цветочек спать ложится.
|
|
4.
| Сарай - дом с трубой – пароход
| *Пальцы рук соединить под большим углом – «крыша»
*Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».
*Обе ладони соединены «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это «труба»
|
|
5.
| Симметричные рисунки
| Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время " рисования" на свою руку).
|
|
6.
| Зайчик-колечко-цепочка
| Вышел зайка на крылечко.
Потерял Своё колечко. Зайку мы приободрили
И цепочку в дар купили.
**** Зайчик на крылечке Отыскал колечко,
А свою цепочку Приберёг для дочки.
|
|
7.
| Ножницы-собака-лошадка
| « Ножницы-собака-лошадка» Катя ножницы берёт И собачку подстрижёт, А потом с лошадкой Поиграет в прятки. **** Ножницы стригут без брака: Вот подстрижена собака, Налысо - лошадка! Ей пришлось несладко. Улыбнулись куклы дружно: Поменять ей имидж нужно.
|
|
Глазодвигательные упражнения
Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие, позволяют расширить поле зрения.
Разнообразные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
|
1.
| Упражнение «Восьмерки для глаз»
| Исходное положение: сидя, держать голову прямо и расслабленно. Следить глазами за движущимся большим пальцем, описывающим «8-ку» (как знак бесконечности) в горизонтальном поле видения. Выставить руку вперед, поднять большой палец на уровне
переносицы и начать движение по форме «Восьмерки». Движения должны быть медленными. Следить за движением большого пальца только глазами. Выполнить упражнение 3-4 раза.
|
|
2.
| “Взгляд влево вверх”
| Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек. ). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
|
|
3.
| Глаз – путешественник
| Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный психологом.
|
|
4.
| “Глазки”
| Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
|
|
Из представленных выше упражнений можно придумать целую историю (сказку), при этом эффективность коррекционно-развивающей работы увеличится в несколько раз.