Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кинезиологическая сказка для детей «Две обезьянки»




Кинезиологическая сказка для детей «Две обезьянки»

(способ организации – сидя за столом)

Жили-были две веселые обезьянки (Упражнение «ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборо). Обезьянки очень любили кончить рожицы (Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз). И показывать языки друг другу язык (Упражнение «язык». Вытянуть язык, спрятать его). Однажды они увидели на высокой пальме ((Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны), большой и спелый кокос (Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести). Обезьянки наперегонки побежали к пальме (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).

Они стали смотреть на пальму, какая она высокая (Упражнение для глаз «Вверх-вниз»). Затем обезьянки полезли на пальму (Руки поставить перед лицом, ладонями от себя. Одна ладонь зажата в кулак, другая распрямлена, происходит смена положения рук). Они сорвали большой и спелый кокос (Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести). Обезьянки очень обрадовались и затанцевали (Руками встряхнуть. Кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз).

Заключение

Методы кинезиологии положительно влияют как на здоровых детей, так и на детей с нарушениями в развитии. Данный опыт работы – часть системной предшкольной подготовки, которая построена на ведущей деятельности дошкольника – игре. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога основывается на принципах личностно-ориентированного подхода к ребенку, способствует созданию между взрослым и ребенком атмосферы сотрудничества, учитывает индивидуальные характеристики детей.

Кинезиологические упражнения, игры и сказки «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс. В результате системного использования педагогами ДОУ методов кинезиологии у дошкольников с ТНР улучшается зрительно-моторная координация, развивается общая и мелкая моторика, познавательные психические процессы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь), повышается способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю, снижается психоэмоциональное напряжение. Так, при наименьших затратах достигается положительная динамика в развитии интеллектуальных способностей детей через движение.

 

Список литературы

1. Голомазов, С. В. Кинезиология точностных действий человека / С. В. Голомазов. - М: СпортАкадемПресс, 2003.

2. Деннисон, П. Программа «Гимнастика ума» / П. Деннисон, Г. Деннисон; пер. с анг. С. М. Масагутовой. – М, 1997.

3. Сазонов, В. Ф. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: учебно-методическое пособие / В. Ф. Сазонов, Л. П. Кириллова, О. П. Мосунов. – Рязань: изд-во РГПУ, 2000.

4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебное пособие для высших учебных заведений / А. В. Семенович. – М, 2002.

5. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников / А. Л. Сиротюк. - М., 2002.

6. Сиротюк, А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей / А. Л. Сиротюк. - М: ТЦ Сфера, 2001.

7. Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие / А. Л. Сиротюк. – М: Аркти, 2008.

8. Шанина, Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков / Г. Е. Шанина. - М, ВНИИФК, 1999.

9. Ханнафорд, К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой / К. Ханнафорд. - М., «Восхождение», 1998.

 

Применение эффективных практических психологических техник с использованием метафорических ассоциативных карт в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Э. А. Гиниятулина,

педагог-психолог МБДОУ «ДС №257 г. Челябинска»,

Т. Ю. Солодкова,

 педагог-психолог МБДОУ «ДС №283 г. Челябинска»

 По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе.

Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности ребёнка, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения его развития, способностей к самообслуживанию, к передвижению, ориентации, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением.

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование).

С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих МБДОУ, увеличивается, перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми и их родителями.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г. Л. Аксарина, Н. Ю. Иванова, В. Н. Касаткин, Н. Л. Коваленко, А. Г. Румянцев и др. ) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

По результатам анализа родительских обращений к педагогу-психологу детского сада были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ:

▪ Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

▪ Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

▪ Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

▪ Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Почему для работы с родителями выбрана техника – метафорические ассоциативные карты (МАК) и в целом метафорический подход?

Метафорические ассоциативные карты (сокращённо МАК) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.

Эти карты – особые, не игральные и не гадальные. Представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что-то своё. Таким образом, МАК поднимают из глубины нашего подсознания бессознательные впечатления, которые определяют нашу реакцию на те или иные жизненные ситуации.

Другое название МАК – терапевтические карты, поскольку они помогают исцелять душу.

Как и зачем применять метафорические ассоциативные карты?

Метафорические ассоциативные карты могут помочь взаимопониманию между людьми особенно в случаях, когда трудно обсудить какую-то проблему. МАК помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче.

 Метафорические ассоциативные карты – это инструмент профессионального психолога, применяемый в диагностике, коррекции и развитии способностей. Они экономят массу времени при диагностике и выявлении проблемы клиента. Они оказывают неоценимую помощь для работы с рационализированным клиентом и с плохо осознающим свои чувства.

Метафорические ассоциативные карты обладают следующими достоинствами:

● МАК интернациональны и могут использоваться во всех культурах, для всех возрастов;

● Работая с ассоциативными картами, мы обходим рациональную часть мышления;

● МАК помогают нам реализовать диалог между внутренним и внешним, вывести глубинный материал на поверхность;

● МАК – это трамплин для нашей фантазии, запускающей причудливые ассоциации, приводящие нас к неожиданным открытиям;

● МАК помогают убрать защитные барьеры психики;

● МАК создают людям условия для саморазвития и самопознания;

● МАК создают безопасную и комфортную обстановку для доверительных отношений в паре или в группе, помогают «выйти из своей скорлупы» и «разбить лед» в тревожной обстановке;

● МАК помогаю найти ресурс для решения проблемы.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили:

Цель работы с родителями: повышение психологической компетентности родителей детей с ОВЗ, посредством использования метафорического подхода и метода МАК.

Задачи работы с родителями:

➢ дать возможность отреагировать свои чувства;

➢ осознать и принять ситуацию, сложившуюся в семье в связи с появлением особенного ребенка;

➢ способствовать выработке активной родительской позиции, снятию чувства вины, повышению самооценки участников;

➢ получение ресурса родителями, психологическая поддержка и помощь.

Цель и задачи в работе с родителями решались в ходе цикла встреч в течение года в рамках «Клуба для родителей детей с ОВЗ». Родители посещали данные мероприятия с периодичностью 4-5 раз в год. Каждая встреча длилась по времени два часа. Данные мероприятия проводились на базе центра «Коррекции и развития детей и взрослых», куда родители приводили своих детей на индивидуальные и групповые занятия. Отдельные техники и методики с применением МАК были использованы на родительских собраниях и практикумах в детских садах № 283 и №257.

По результатам цикла встреч с родителями достигается:

▪ снижение уровня тревожности родителей;

▪ разрешение некоторых личностных проблем, осознание и оптимизация своей родительской позиции;

▪ осваиваются новые методы и формы взаимодействия с ребенком;

▪ родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему;

▪ происходит обмен опытом, получение групповой поддержки (даёт родителям ощущение, что «они не одиноки»). Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;

▪ убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Используемые в работе метафорические и проективные техники направлены в большей степени на поиск родителями ресурсов для того, чтобы справиться со сложной жизненной ситуацией, проживать полноценную жизнь, исключая, тем самым, созависимые отношения между родителями и ребенком.

Приведем некоторые практические примеры о результатах применения описанной технологии. Используя в работе авторские карты «Искусство быть родителем» (подборка афоризмов и притч о воспитании, в сопровождении подходящего фоторяда) – у родителей появляются инсайты, откровения о воспитании детей, о том, как по-новому они могут выстраивать взаимоотношения со своим ребенком, как решать наболевшие вопросы, такие как поощрение-наказание, стили воспитания, как влияет собственный пример на поведение ребенка.

Такое диагностическое упражнение, как «Социограмма семьи», наглядно показывает родителям о месте каждого члена семьи, его роли, самочувствии, принятии-непринятии ребенка родителями, эмоциональном комфорте-дискомфорте всех членов семьи. У родителей появляются представление о семье, как о системе, и о взаимосвязи всех ее членов, о взаимовлиянии.

Другое упражнение с применением МАК «Три самых приятных воспоминания из детства» – дает возможность родителям вспомнить и осознать самые значимые моменты в воспитании из собственного детства, которые можно эффективно использовать во взаимодействии со своими детьми в настоящем времени. Данное упражнение становится настоящим открытием для родителей в плане решения сложных жизненных ситуаций, возникающих в семейных отношениях.  

А благодаря широкоизвестному упражнению «Коллаж – Я и мой ребенок», родителям удается изменить созависимые отношения с ребенком с ОВЗ на здоровые, где каждый из членов семьи является индивидуальностью и знает, откуда брать силы, энергию и позитивные эмоции для дальнейшей полноценной жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...