Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Очерки по истории экономических учений. Выпуск I




Очерки по истории экономических учений. Выпуск I

Введение. Задача курса: история экономических мировоззрений или философии хозяйства

В основу настоящих очерков положен курс лекций по «истории экономических учений», читаемый мной студентам Московского Коммерческого Института. Это издание имеет задачей, в первую очередь, удовлетворить потребности слушателей в печатном руководстве (взамен существующего литографированного курса), а затем и других лиц, нуждающихся в подобном пособии. Считаю нужным заметить, что указатели литературы, прилагаемые к каждой главе, менее всего притязают на полноту, но составлены «прагматически»: именно они имеют в виду указать, прежде всего, самое необходимое для знакомства с вопросом (и притом, по возможности, на русском языке), а затем заслуживающее упоминания по разным соображениям (в силу доступности данных сочинений, новизны или оригинальности точки зрения и т. п. ).

Настоящий, первый выпуск очерков обнимает эпоху от древности до нового времени и доводит изложение до господства меркантилизма.

Москва, январь 1913.

Неизбежность специализации

М[илоствые] г[осудари],

При вступлении в высшую школу большинству из вас приходится решать одну из трудных жизненных задач, именно — делать выбор специальности, чем, быть может, предопределится ваш дальнейший жизненный путь. Строй современной жизни и научный опыт одинаково убеждают в том, что жизнь требует от каждого из нас специализации; только будучи специалистом, хорошо зная что–нибудь узкоспециальное, но зато вполне определенное, можем мы вложить свою лепту в сокровищницу общенационального и общечеловеческого труда. Только имея определенную и ограниченную задачу в жизни, можем мы избежать опасности дилетантизма, который подстерегает каждого из нас, в особенности в молодые годы, и который, надо сказать откровенно, представляет собою как бы какое–то проклятие, тяготеющее над русским обществом. Да сохранит вас судьба от этого несчастья! Поэтому, намечая себе крут специального изучения в области экономических наук, те, которые пойдут этим путем, тем самым предрешают, что рано или поздно и им придется обратиться к специальным, чисто техническим проблемам в этой области, изучить, грубо выражаясь, то или иное экономическое ремесло. Называя эту выучку ремесленною, я, конечно, не хочу этим умалять достоинство науки и научных методов, но лишь имею в виду оттенить, что цель и экономической науки, и науки вообще — практическая, прикладная, как и ремесла, которое явно проследует практические цели. Поэтому тот план изучения, который предлагается вам в стенах высшей специальной школы, ведет вас от общего к специальному: переходя от младших курсов к старшим, вам придется все больше и больше замыкаться в специальные вопросы, суживаться в них, если только вы хотите выйти в жизнь из этих стен вооруженными знанием. Поэтому и те общие перспективы, которые открываются на вступительных лекциях, будут заволакиваться и суживаться по мере того, как мы будем углубляться в изучение. Мы наблюдаем это не только в экономической науке, но и решительно во всякой научной области. В настоящее время наука настолько раздробилась, дифференцировалась, что у людей нет сил объединить в себе всю науку, приходится довольствоваться обломками ее и, чтобы быть полезным для общества, надо ограничивать себя, т. е. заниматься какими–нибудь специальными задачами. Таким образом, задача жизни, как техническая задача, требует от нас сужения себя, выработки из себя личности, которая по своим задачам должна быть лишь частью целого и ограничиваться специальной определенной задачей. Но эта необходимость специализации влечет за собой чрезвычайно чувствительную духовную опасность. Опасность эта ясна: она состоит в сужении духовного горизонта, в превращении целостной человеческой личности в какой–то обломок; это есть то, что неизбежно связано со специализацией, та духовная жертва, которую мы вынуждены принести, чтобы накопить энергию и получить возможность сделаться полезным членом общества. Поэтому одновременно приходится думать не только о том, чтобы специализироваться, но и о том, чтобы бороться по возможности с этой опасностью иссыхания личности, духовной узости; приходится между Сциллой специализации и Харибдой дилетантизма находить тропу, на которой соединялась бы наибольшая полнота специальных знаний с сознательным отношением к жизни, причем специальные задачи жизни подчинялись бы общим и ими бы осмысливались. Вот почему, вступая в здание экономической науки, необходимо спрашивать себя не только о том, какова техника этого знания, но и каков его общий смысл, высшая ценность, идеальная его задача. Поэтому рядом с техническими дисциплинами, содействующими приобретению технических знаний, высшая школа должна давать и общие, общечеловеческие или, что то же, общефилософские дисциплины, которые раскрывали бы смысл и значение технических проблем при свете общих идеалов жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...