Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава IV. Этические учения послесократовской эпохи




Глава IV. Этические учения послесократовской эпохи

Литература: Zeller. Die Philosophic der Griechen, III. Th., I. Abth. Wendland. Die hellenistisch–romische Kultur in ihren Beziehungen zum Christentum und Iudentum. Tubingen, 1907. Целлер, цит. соч. Кн. С. Н. Трубецкой, цит. соч. Арним, цит. соч. Stoicorum veterum fragmenta, coll. I. v. Arniniy vol. III. Senecaeopera, III. Сенека. Письма к Луцилию (изд. Суворина). Марк Аврелий. К самому себе (то же). Эпиктет. Афоризмы (то же).

Учениями Платона и Аристотеля, собственно, и исчерпывается материал, непосредственно относящийся к экономической теории и оставленный нам древностью. Однако, кроме этого, и в системах чисто этических школ древности содержатся такие стороны, которыми этика поворачивается к хозяйственной жизни и которые приобретают поэтому интерес для экономического мировоззрения. С необходимою краткостью остановимся и на этих мыслях.

Ксенофонт

Кроме большой прямой философской дороги, которая ведет от Сократа к Платону, а от Платона к Аристотелю, от Сократа пошел еще ряд школ, именующихся сократическими и основанными большей частью его учениками. Из этих учеников, прежде всего следует упомянуть Ксенофонта не потому, чтобы он выделялся философской значительностью, но потому, что его перу принадлежит трактат под заглавием «Экономика». Однако этот трактат не имеет народно–хозяйственного содержания, скорее он содержит указания относительно домоводства, частного хозяйства и преимущественно практического характера. Там высказывается, между прочим, предпочтение земледелию перед обрабатывающей промышленностью. Ксенофонт — консерватор, и так как развитие промышленности сопровождалось в Афинах большими социальными и политическими осложнениями, то он хочет возвратиться к прежнему, более простому, аграрному строю жизни, в котором, впрочем, он допускает и промышленность. Вместе с другими современниками Ксенофонт признает и рабство, причем даже советует клеймить рабов во избежание их бегства.

Киники

Ксенофонт не основал своей философской школы, как многие другие ученики Сократа, из которых на первом месте должен быть поименован Антисфен, основатель так называемой кинической школы. Более известен другой представитель кинической школы, знаменитый Диоген Синопский, «сумасшедший Сократ», или же, как его звали, «пес» (отсюда и название кинической школы, от слова kuov — собака). Из последователей Диогена заслуживает упоминания Кратес из Фив, который отказался от значительного богатства и вел кинический образ жизни с супругой Гиппархией. В дальнейшем своем развитии она совершенно поглощается более значительной школой стоиков. Что касается положительного содержания их учения, то, равнодушные к области теоретической философии, они сосредоточивают свое внимание на вопросах практической, нравственной философии. Высшее благо они видят во внутренней свободе человека, в силе его духа. Этой силой духа является добродетель, причем проявляется она в способности воздерживаться от всяких наслаждений. Добродетель выражается в нечувствительности к страданиям и в способности подавления страстей. Отсюда совершенно отрицательное отношение этой школы к богатству, к наслаждению богатством и, следовательно, к какому бы то ни было планомерному хозяйству и ведению промышленности. Их хозяйственное мировоззрение можно охарактеризовать поэтому как аскетический нигилизм. Богатство они считают не только ненужным, но прямо вредным, и идеалом киников является многотрудная жизнь Геркулеса, который всю свою жизнь переходит от подвига к подвигу, подвергаясь бедности и осмеянию. Такой идеал нельзя было только проповедовать, его нужно было воплощать в жизни, и воплотителями этого идеала и являлись выдающиеся представители этой школы, а прежде всего сам Диоген. Образ жизни Диогена вошел в пословицу. Он доводил свое пренебрежение к внешним благам до цинизма, понятие которого непосредственно и связано с кинической школой. Отрицая стыд, он удовлетворял все свои потребности публично, бросая вызов естественному чувству стыдливости. Согласно основному учению кинической школы, мудрец живет не по писаному, а по внутреннему закону мудрости и добродетели. Противоположность неписаного и писаного закона, созревшая у стоиков[114] [115], появляется уже здесь. Этот внутренний закон не совпадает с писаным законом, поэтому у киников появляется идея естественного права, существующего рядом с положительным правом и стоящего выше его, а в случае конфликта его отвергающего. Киники относятся отрицательно к государству, в своем стремлении к природе последовательно приходя к опрощению. Этот идеал опрощения и выражал в своей жизни учитель кинизма. Исходя из противопоставления природы и искусственности, киники отрицают все общественные установления и культуру, причем иногда заходят так далеко, что ставят в образец людям животных, которые живут по естественным законам. Киники отвергают не только государство и культуру, но и брак, семью и все вообще формы организованного человеческого общежития. Вместо организованного государства идеалом для них является хаотическое стадо, полная социальная аморфность. Отсюда отрицание всяких гражданских обязанностей. Диоген впервые назвал себя космополитом и всю землю считал своим отечеством. Если вспомнить, насколько греческая мысль была связана с полисом, с национальной и местной ограниченностью, то можно понять, как знаменательна эта мысль, потом получающая дальнейшее развитие в стоической философии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...