Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Киренаики. Стоики




Киренаики

В полную противоположность с кинической школой развивается [школа] киренская с основателем ее Аристиппом. Если киники исходили из принципа подавления удовольствий и наслаждений чувственности, то киренаики, напротив, видели цель жизни в удовольствии, но для того, чтобы продлить и вообще сделать наибольшим наслаждение, необходимо разумное поведение, разумная умеренность, в которой выражается мудрость. Одному из основателей школы, Аристиппу, приписывают характерное выражение, сказанное им про его подругу гетеру Лаису: «Я ею обладаю, а не она мною обладает»[116]. По отношению к богатству отсюда вытекает та же мораль умеренного и благоразумного пользования. Киренская школа не отрицает богатства, но в то же время и не порабощается ему, соблюдая свободу и меру. Дальнейшее развитие киренская школа получает в эпикуреизме.

В это время в самой греческой жизни происходит довольно крупная перемена, несомненно, повлиявшая и на развитие социальной мысли. Самостоятельность греческих демократий — полисов, мелких государств — рухнула. Политическая свобода исчезает сначала под игом македонского владычества, а затем под железною властью римлян. Исчезает и самостоятельная общественная деятельность, ибо полис разрушается. На греческой почве не могут уже больше явиться учения об устройстве этого полиса, не могут возникнуть те вопросы, которые так волновали Платона и Аристотеля, потому что утрачена политическая самостоятельность. Независимой остается лишь область частных отношений, регулируемая частным правом и моралью. Поэтому в дальнейшем развитии углубляется главным образом моральная сторона общественных вопросов. Этому содействует и дальнейшее обострение морального и религиозного кризиса, который начался в эпоху софистов и продолжается неудержимо все время. Эта эпоха порождает философскую школу, получившую очень громкую известность и имевшую очень большое значение в жизни античной древности и в позднейшее время, именно стоическую школу.

Стоики

Стоическая школа, хотя и возникает сначала в Греции, но не приурочивается в такой степени к чисто греческим местным условиям, как учение Сократа, Платона и Аристотеля. Здесь не чувствуется уже шума афинской демократии, красоты греческого города. Большинство основателей стоицизма происходят с востока, и этот восточный универсализм, который связан отчасти и с размерами восточного государства, они вносят и в социальную мысль. Стоическая школа находит выдающихся представителей и среди римлян, из которых достаточно упомянуть всемирно известные имена философа Сенеки, царя Марка Аврелия, раба Эпиктета. Основатель стоицизма Зенон родился в 366 г. в Кирене. Переселившись в Афины, он основал школу в портике Итосс, откуда школа получает название стоической. Согласно принципам школы, Зенон кончил жизнь самоубийством. От него сохранились одни отрывки, по которым реконструируют его мировоззрение. Результаты этой реконструкции чрезвычайно интересны в том отношении, что они позволяют видеть в Зеноне античного провозвестника нравственного анархизма, имеющего такое распространение и значение в позднейшее время и, в частности, в нашу эпоху[117].

Зеноновский анархизм связывается с общими идеями естественного состояния, появившимися, как мы видели, еще у киников. Первое стремление человека, по мнению Зенона, есть самосохранение, второе — общение с людьми. Из этих двух качеств вытекает справедливость и любовь к людям. Жить в согласии с природой и в согласии с людьми — вот идеал общества. В развитии этого идеала Зенон сознательно переходит границы нации и провозглашает космополитическое учение. Он не хочет при этом слышать о всемогуществе государства, о государственной опеке и регламентации, которую он переносит внутрь человека, в его нравственный мир. Насколько человек будет предусмотрителен и захочет развить естественные стремления, настолько он будет полон любви, справедливости, гармонии. Естественный закон повелевает любить ближнего, поэтому все, кто носит человеческое лицо, должны быть связаны любовью, как бы в некотором эротическом союзе. Там, где царит любовь, отпадает полиция, суд и все трудные и сложные проблемы хозяйства и распределения. Здесь не нужно ни гимназий, ни наук, ни брака, ни вообще учреждений культурных и государственных. Не нужно государственной религии, раз найдено истинное отношение к Богу, не нужно денег и меновых средств, раз найдена внутренняя основа для хозяйственного единения. Одним словом, в идеале Зенона провозглашены любовь и свобода. Подобно Платону, по–видимому, и он стоит на точке зрения равенства полов, как можно заключить из его пожелания, чтобы мужчины и женщины одинаково одевались. В этом учении Зенона предвосхищены нравственные идеи, которые потом полнее и решительнее выражала стоическая школа. Последняя в своих учениях касается метафизики, физики, нравственности, общественных вопросов, но основной ее интерес — религиозно–нравственный, и главное значение имеет именно эта ее проповедь.

По общему воззрению стоиков, миром управляет божество, которое есть абсолютное начало как мира, так всех форм, свойств и отношений. Вселенная есть некоторая физическая субстанция, из которой созданы все тела, но вместе с тем она содержит в себе начало логоса, универсального разума, который определяет собою формы, свойства, отношения и законы воодушевления природы и сознательности организмов. Это божество есть, с одной стороны, мировая субстанция, а с другой стороны, разумное начало, благое Провидение. Мировоззрение стоиков отличается одновременно и фатализмом, при котором нет ничего случайного, все предопределено, а вместе и оптимизмом, поскольку они признают, что эта связь устанавливается разумом. Человек подчиняется этому року, определяющему судьбу всей вселенной, он не может уйти от его власти, но он может, познав его, ему подчиниться, и в этой резиньяции пред необходимостью и заключается человеческая свобода. Так как человеческая душа есть частица или истечение мировой души, следовательно, самого логоса, го она способна познавать истину и жить в ней. И если человек основывает общежитие, то общежитие это должно быть построено на тех же началах высшей мудрости, а вместе с тем и высшей свободы. Тот, кто следует разуму и его велениям, есть истинный мудрец, тот один свободен, ибо внутренне солидарен с мировым логосом. Исходя из общего убеждения о разумности всего сущего, стоическая философия ставит человеку задачу сознательно определить свое место в мире и жить в нем сообразно с природой. Учение о естественном состоянии и о естественном праве, которое нужно найти и осуществить в обществе, жить согласно природе — ό μ ο λ ο γ ο υ μ έ ν ω σ τ η φ ύ σ ε ι ζ η ν, — является основным учением стоиков. Человек есть (говорят они с Аристотелем) существо общежительное, стало быть, он должен жить как органический член социального тела. Наивысшее для мудреца благо есть добродетель, а зло — порок, все же остальное, чем так дорожат люди: жизнь, здоровье, честь, имущество, богатство — не есть самостоятельное благо, это есть вещи безразличные (ά δ ι ά φ ο ε ρ ), они получают то или иное значение в зависимости от того морального коэффициента, которым сопровождаются; следовательно, в зависимости от того, на что употребляется эта жизнь, на что расходуется богатство, на что расходуется здоровье[118] [119]. Поэтому все, что обыкновенно считается злом: несчастье, болезнь, бесчестье, бедность, — вовсе не есть зло, потому что мудрецом они могут быть переносимы в сознательной покорности судьбе. В этом своем учении о безразличных вещах стоики не заходят так далеко, как киники, потому что они дают сравнительную расценку благ жизни, но все–таки прежде всего они спрашивают об их моральной ценности. Стоицизм был широко распространен в обществе как популярная моральная философия, оказавшая большое и притом положительное влияние на древний мир.

В эпоху около нашей эры были обычны философы–учителя, исполнявшие роль как бы домашних духовников, учителей мудрости, старцев. Стоические писатели оставили миру много возвышенных настроений, непосредственно приближающихся к настроениям христианского мира. Таковы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и другие. Для нас наиболее интересны, конечно, те стороны учения стоиков, которые непосредственно затрагивают социальные отношения. Здесь учение стоиков отличается высоким гуманизмом. Стоическая философия призывает к свободе и вместе с тем заставляет признавать в людях братьев как детей одного отца. Очевидно, что такое возвышенное понимание человека и его природы довершало освобождение от замкнутости древнегреческого полиса и римского urbs[120] и подготовляло христианский универсализм. Mundus est nobis patria, — мир нам отечество, учили стоики. Человек чувствует себя в стоицизме гражданином вышнего города. Мудрец не принадлежит государству или городу, он принадлежит обществу мудрецов как член града Божия, или как член стоической церкви философов: Dei socii sumus et membra[121]. Поэтому идея универсального града Божия, которая получает всемирно–историческое выражение в творении Августина «De civitate Dei», до известной степени подготовляется в стоицизме. Такое учение располагало к сознательному отрицанию рабства, и действительно стоическая философия, как мы еще увидим, много сделала для смягчения рабства и для духовной борьбы с ним. — Впрочем, говоря о положительных сторонах стоицизма, нельзя не упомянуть и об отрицательных, напр[имер], о том выводе, который сами стоики делали из учения о свободе мудреца, доходящей до права располагать своею жизнью. Это учение в связи с настроением упадочности, утомления жизнью, свойственного эпохе, приводило к систематической проповеди самоубийства. Самоубийство у стоиков возводится вообще в нормальный исход жизни. Почитайте Сенеку: как много красноречивых страниц у него посвящено апофеозу самоубийства (и сам он, как и многие стоики, покончил жизнь самоубийством).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...