Программа второго дня корпоративного тренинга 8 глава
Это впечатлительный сотрудник, с «переливами» эмоций, которые меняются в течение одного дня. Из-за перепадов настроения о нем говорят: «Семь пятниц на неделе!» Он быстро думает и принимает решения, бывает, ошибается. Тем не менее движение и динамика для него — ценности, и он не захочет тормозиться и перепроверять свои выводы. Во время стресса его поспешность и суетливость усиливаются. Может проявить раздражение и вспыльчивость. В молодые годы имеет слабый самоконтроль, поэтому мгновенно возбуждается. С накоплением жизненного опыта становится более уравновешенным. Хотя он имеет высокую чувствительность, долго помнить обиды и разочарования не будет. Может вспылить, но через минуту успокоится. Про него говорят: «Вспыльчивый, но отходчивый!» Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 103 ] Холерик — открытый, прямой и общительный человек, с активным интересом к людям и к внешнему миру. Имеет высокую работоспособность и выносливость, нередко амбициозный и честолюбивый. Стремится к лидерству и доминированию. Часто — максималист в оценках людей и событий, особенно и молодые годы. Управленческий стиль руководителя-холерика Такой руководитель нередко имеет директивный стиль управления с высоким контролем и критикой в адрес сотрудников, допускающих ошибки. Позволяет себе вспыльчивость, может накричать на подчиненного. Руководителю-холерику нравится, когда его сотрудники похожи на него. Если он сам проводит собеседование с кандидатами, то принимает на работу преимущественно холериков. Холерик — активный и энергичный руководитель, с высокой мотивацией и «горящими глазами». Его подчиненные должны быть такими же. Он заядлый трудоголик, такой же преданности по отношению к работе требует от своих подчиненных. Правда, набрав команду холериков, часто удивляется тому, что между сотрудниками начинаются конфликты. А чего он ожидал? Холерики — конкурентные люди!
Он работает в высоком темпе, напряженно и интенсивно. Быстро анализирует информацию и принимает решения. Стремится к экономии рабочего кремени, требует говорить лаконично и по существу. Постепенно большинство его подчиненных сами «ускоряются» и на работе становятся почти холериками. А те сотрудники, которые не смогли «ускориться», грустно говорят про своего руководителя: «Он за километр бежит впереди, а мы плетемся позади», — или увольняются. Постепенно происходит «стихийный отбор». Мне довелось проводить предтренинговое интервью в одной из российских компаний с работниками подразделения, руководителем которого был -чистый- холерик. Я запланировала время для беседы с каждым, как обычно, 40-45 минут. Но уже через 15 минут я получала полную информацию по интересующим меня вопросам. Никто не опаздывал на встречу, сотрудники быстро и четко отвечали на мои вопросы. Несмотря на то что опрашивать нужно было большое количество людей, за два дня я получила полный материал для разработки адаптированной программы корпоративного тренинга. [ 104 J Эффективная мотиваиия персонала „тчт^пч-колерика можно «вычислить» сразу же, как только Rnnfiuie руководителя al",w* * . и* сотрудники бегают с напряженными лицами япйлешь в офис если «-»** иг пабочими папками 0 РУ*ах, ооясь потерять даже минуту рабочего вре- -плпгп в кябинетесидитхолерик.0н,какдинамо-машина,1на-мени, скорее всего, о rov _ кручиваег» и ускоряет» сотрудников, задавая им высокий темп работы. Мотиваторы мл руководителя-холерика. • Линейного менеджера с таким темпераментом отличает стремление к вертикальной карьере, его мотивируют условия для карьерного роста в компании.
• Предпочитает свободу и самостоятельность, давление и контроль со стороны топ-менеджера окажутся для него демотиваторами. • Его мотивирует интересная работа с высокой интенсивностью, любит работать с полной самоотдачей и драйвом. • Привлекает креативная работа, в которой нужно принимать нестандартные решения. • Ему правится профессиональная конкуренция с руководителями такого же уровня, и он провоцирует ее, «заводя» себя и других. • Он любит ставить высокие, амбициозные цели и достигать их, может разумно рисковать, успех для такого руководителя — сильный мотиватор. • Застой и «болото» в компании будут для него демотиваторами. • Мотиватором для него выступает также сплоченная команда единомышленников, в которой «один - за всех и все — за одного». Профессиональный почерк под чиненного-хол ерика Для непосредственного начальника подчиненный с таким темпераментом — удача, с одной стороны, и испытание на прочность — с другой. Сотрудник-холерик — активный, инициативный и энергичный. Его не нужно подгонять, проверять и специально мотивировать па работу: он самомотивиронан на успех и достижения. Это амбициозный специалист. Его недутая потребность — в новой информации и новом опыте. Любит учиться и исегда стремится к повышению компетентности. Однако для руководителя такой сотрудник со временем становится серьезным конкурентом. Один руководитель так сказал про своего Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 105 ] подчинениого-холерика: «Я чувствую за спиной его горячее дыхание». Мотиваторы для подчиненного-холерика. • Самостоятельность в работе мотивирует сотрудника с холерическим темпераментом. • Его мотивирует участие в инновационных проектах. • Работа на прорывах — хороший мотиватор. • Нравятся частые командировки, завязывание новых контактов, интенсивное общение с разными людьми. • Мотиватором может выступить работа на выставках. • Хорошим продавец. • Директивный стиль управления со стороны непосредственного руководителя — демотиватор для специалиста линейного уровня, имеющего холерический темперамент. • Публичная похвала за успехи в присутствии персонала компании — сильнейший мотиватор.
• Мотивируют корпоративные знаки отличия за успехи. • Вертикальная карьера и возможность власти мотивируют его больше, чем заработная плата. • Направление на обучение может выступить серьезным мотиватором. Флегматик Если активный и энергичный холерик не всегда нравится окружающим за свою резкость и несдержанность, то флегматика любят все. Это спокойный, миролюбивый и сдержанный человек. У него мягкие и неторопливые движения, негромкий голос. Он никогда не перебивает собеседника, умеет внимательно выслушать и кивает в знак согласия. Правда, никто не знает, слушает ли он... Но это не главное: всем же хочется высказаться! Флегматик — медленный человек. Он долго усваивает новую информацию, долго думает» когда принимает решение. Иногда его называют человеком «ждите ответа». Но он имеет надежную память, которая его не подводит: если запомнил, то никогда не забудет. Так же и в решениях. Если после тщательного анализа всех «за» и «против» флегматик принял решение, оно будет продуманным, взвешенным и без риска. От принятого решения не отступает, проявляет настойчивость и упрямство. [ 106 ] Эффективная мотивация персонала Внешне нередко — плотный и полноватый человек, любит хорошо поесть. Неравнодушен к жизненным удовольствиям, предпочитает пассивный отдых. Хорошо восстанавливается в уединении. Даже на самом скучном и длинном совещании сидит спокойно, внимательно смотрит на выступающих, проявляет лояльность к руководству и стремление выполнить распоряжения. Вообще это вдумчивый и основательный человек. Надежный друг и партнер. Стабильный, устойчивый. В стрессовой ситуации не волнуется, сохраняет самообладание и ясную голову. Правда, в условиях запредельного стресса может затормозиться и вообще отказаться от общения, решений и действий. Неконфликтный, старается избегать столкновений с людьми. Малообщительный, молчаливый, немногословный. Закрытый, без особого интереса к неформальным отношениям в компании. Имеет друга, одного и на всю жизнь.
Флегматик не имеет склонности к лидерству. Может работать и в команде, и самостоятельно. В работе проявляет себя либо как ведомый (подчиненный), либо как независимый эксперт. Однако если его назначают руководителем, например, линейного уровня, будет предан своим подчиненным. Не любит инноваций. Консервативный. К новому привыкает долго, нередко — мучительно. Хорошо работает в условиях однообразия и монотонности. Там, где нужны выдержка, терпение и усидчивость, — ищите флегматика. Несмотря на то что флегматик — спокойный и сдержанный человек, у него есть одна неожиданная особенность: если ему что-нибудь не нравится на работе, он способен незаметно накапливать неудовлетворенность. Обычно она появляется при невнимании со стороны руководства или нарушении принципа справедливости. Б подобных случаях такой сотрудник может неожиданно «взорваться» и написать заявление об уходе. И остановить его будет невозможно. Управленческий стиль руководителя-флегматика Такой руководитель чаще реализует лояльный стиль с низким контролем. Предпочитает принимать на работу профессионалов и старается не вмешиваться в их работу. Часто делегирует полномочия, поскольку хорошо знает, что, кому и когда следует перепоручать. Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 107 ] Если нужно взять ответственность на себя, может стать директивным и властным. С молодежной командой проявляет родительский стиль: строгий, но справедливый. Неконфликтный, выдержанный, солидный. Без суетливости. Хороший деловой политик. Нередко «закрывает своей спиной» первого руководителя. При необходимости занимает позицию «теневого» лидера, хотя личного стремления к лидерству не имеет. Гуманный, внимательный к людям. Стремится реализовать принцип справедливости. Подчиненные его уважают. Однако бывает так, что он затягивает принятие решений и сопротивляется инновациям. Консервативный. Присутствует стремление удержать достигнутые позиции. • К к.1 ' t > I VI,<ll Hi •*■ ->-* в* •*" ■ ««ЛИГ - - •». ■»**-» *~1Л а-П» Л1.»«.: в^^.П На совещании, если руководитель-флегматик выступает с докладом или речью, говорит медленно, основательно, с паузами. Когда выступают подчиненные, спокойно сидит и слушает, может прикрыть глаза и как бы задремать, но неожиданно резко задает важные вопросы по недостаткам. Не любит поспешности и неряшливости в работе подчиненных. Отчеты просматривает от первой до последней страницы. Может проявить оаздражение за плохое оформление документов. Мотиваторы для руководителя-флегматика.
• Стабильность, надежность компании — сильнейший мотиватор для руководителя-флегматика. • Угроза немотивированного увольнения - сильный демотиватор. • Корпоративные традиции — мотиваторы для такого руководителя. • Работа, требующаяусидчивости, внимания, тщательности и скрупулезности - хороший мотиватор. • Необходимость интенсивного общения с разными людьми, в том числе и незнакомыми, — демотиватор. • Невозможность сосредоточиться в большом рабочем помещении или при частых звонках и вызовах высшего руководителя — де мотиваторы. • Признание успехов и похвала за достижения — мотиваторы. • Отражение в заработной плате выслуги лет и стажа работы в ком -пании — мотиваторы. [ 108 ] Эффективная мотивация персонала Профессиональный почерк подчиненного-флегматика Про такого подчиненного говорят: «Человек и работник — хороший, обязательный и ответственный, но без инициативы». Он много знает и умеет, компетентный и образованный, но ориентирован на исполнительскую работу и предлагать новые идеи и проекты не будет. Такого сотрудника лучше использовать на монотонных участках работы, где нужны тщательность и основательность. Он хорошо будет справляться с задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые и рутинные действия. При формулировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения, записи. Ему нужно предоставлять достаточно времени для понимания задания и его выполнения. Торопить не нужно. На участки работы, где необходимы высокая скорость и общительность, лучше не ставить. Темперамент любого подчиненного «ломать» вообще нет смысла: все равно ничего не получится. Холерик будет торопиться и делать ошибки, флегматик — медленно, но тщательно выполнять. Так «решила» природа, задав каждому человеку свой генотип. Искусство управления состоит -втом, чтобы найти правильную нишу для сотрудников и эффективно использовать их сильные качества на пользу компании. Флегматика, который нередко бывает- «человеком процесса», нужно контролировать и стимулировать к получению конкретного результата. Говорите так: «Я жду от вас выполнения задания к 11 марта. Помните об этом! Уже 14-15 марта вы получите новое задание». Ответственный и обязательный флегматик будет стремиться закончить первое задание и приступить к следующей задаче. Сдержанные и спокойные флегматики — ценный ресурс для компании. Да, они не «революционеры» и не новаторы, как холерики. Однако именно они составляют контингент стабильных сотрудников, преданных компании. Когда компания будет переживать «не лучшие времена», именно флегматики будут терпеливо ждать выхода из кризиса и радоваться вместе с руководством новым успехам. Мотиваторы для подчиненного-флегматика. • Основными мотиваторами выступают стабильность и устойчивость компании на рынке. Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 109 ] • Высокий заработок для флегматика — не главное: ему важнее зарабатывать средние деньги, но регулярно и без задержек. • Спокойная работа, «без дерготни», в рамках компетенции флегматика — сильный мотиватор. • Хорошая экология помещения, кондиционер, удобное рабочее место и наличие фиксированного обеденного перерыва — мотиваторы для флегматика, • Удобное расположение офиса и наличие корпоративного транспорта — мотиваторы. • Уважение со стороны руководителя — мотиваторы для такого подчиненного, особенно если он старше своего начальника. Меланхолик На первый взгляд может показаться, что меланхолик — самый сложный психотип человека. Он — чувствительный, обидчивый и очень ранимый. Легко расстраивается даже при мелких неудачах. Любит жаловаться на судьбу. Искренне верит, что самая «тяжелая доля» и «самые тяжкие испытания» из всех возможных на Земле выпали именно ему. Считается, что это — «женский» темперамент, однако многие мужчины тоже имеют подобный характер. Мы просто привыкли нормально воспринимать женские жалобы, но когда жалуется мужчина, его упрекают в слабости. Женщина легко проявляет свою меланхоличность; это признак женственности. Всем известна формула: «Сила женщины — в ее слабости». Мужчина контролирует свой меланхолический темперамент, стараясь не показывать его в общении и поведении. Он избегает упреков: «Ну что ты раскис, как баба!» Меланхолик нередко сверхосторожен, потому что многого боится. Страхи перед неудачами, неожиданными переменами, непониманием со стороны окружающих, одиночеством, несостоятельностью, болезнями и т. п. - далеко не полный перечень. Интересно, что именно зга черта его характера, стимулирует развитие у него интуиции и способности к предвидению- Если меланхолик- компетентный специалист, он первый заметит кризисные явления в компании и забьет тревогу. Не отмахивайтесь от его предчувствий: они могут быть верными! Меланхолик обладает проницательностью и хорошо чувствует людей. Берите его на переговоры. Пусть он молчит и наблюдает, как ведут [ 110 ] Эффективная мотивация персонала себя ваши партнеры. После первого раунда обсуждений сотрудник даст точную оценку каждому из участников: где они говорят одно, а думают — другое, что они задумали, в чем их уязвимые стороны. Меланхолик нередко не умеет отказывать в просьбе, а потом долго переживает, что выполнил за другого работу и не успел решить свою задачу. На тренингах именно меланхолики проявляют интерес к формуле отказа: «Плюс-минус-плюс». Содержание этой формулы основано на принципе -Мягко с человеком, но жестко и решительно по проблеме (делу)». Сначала следует сказать человеку, который о чем-то просит тебя, что ты хорошо к нему относишься. Потом необходимо проговорить отказ и его объективные причины. В конце нужно еще раз сказать нечто позитивное. Например: «Я бы с удовольствием помогтебе. Мы давно работаем вместе, и я очень хорошо к тебе отношусь (варианты: уважаю тебя, ценю наши хорошие отношения). Но сегодня помочь тебе, к сожалению, не смогу: должен доделать этот отчет (варианты: оформить документы, просчитать таблицу). В следующий раз я обязательно тебе помогу, если у меня будет такая возможность!» Имеет высокую утомляемость. Перерабатывать и работать с максимальной самоотдачей неспособен: может «выгореть». Лучше, если он будет регулярно отдыхать, чем часто болеть и брать больничные листы, которые компании придется оплачивать. В стрессовой ситуации меланхолик — не работник. Начинает переживать, бояться, имеет склонность к самообвинениям. Будет говорить так: «Это я виноват! Если бы я сделал по-другому, этого кошмара не было 6ы\» Иногда от внутреннего перенапряжения и переживаний может обвинять окружающих: «Вы все виноваты! Не прислушались вовремя к тому, что я говорил! Я предупреждал! Я говорил, что у нас ничего не получится!» Управленческий стиль руководителя-меланхолика На управленческой работе меланхолики встречаются редко. Даже если они имеют такой природный темперамент, то научились себя «маскировать». Внешне это никак не проявляется или проявляется почти незаметно. «Маскировка» — это внешний контроль над своими переживаниями. Человек внешне — решительный, сдержанный и уверенный в се- Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 111 ] бе. Однако после работы, дома в общении с близкими он может дать волю своим эмоциям: жаловаться на судьбу, жалеть себя и т. п. 1-".Ч(*. 11ГЛ **i»^4 i^y^ Женщина средних лет, успешный руководитель, сказала мне на консультации: «Я — замаскированный меланхолик!» Следует признать, что внешне это никак не проявлялось. Даже я, профессионально наблюдательный человек, почти ничего не заметила. Если такой человек работает начальником, обычно он бережно относится к своим подчиненным: не кричит на них, не унижает и не оскорбляет. По себе он хорошо знаег, как болезненно переживают подчиненные такое якобы «управление» при помощи крика. В одном среднерусском городе на корпоративном тренинге участница сказала своему руководителю: «Вы только кричите и ругаете, а не руководите!» Руководитель-меланхолик хорошо знает разницу между криком и управлением. Как любой человек, меланхолик имеет уязвимые стороны. Это высокая утомляемость (о чем мы уже говорили) и опасность неосознанно попасть под влияние подчиненного или неформального лидера-манипулятора. В компании, руководителем и собственником которой была женщина в возрасте 48 лет, ее главный бухгалтер все время жаловалась ей. То не хватает денег на оплату обучения сына, то мама заболела, то дом начали строить, а денег не хватает... После каждого такого визита заработная плата главбуха поднималась. Если руководитель была вынуждена отказать в повышении зарплаты своему главному бухгалтеру, та сначала убегала, потом прибегала обратно и в слезах бросала на стол заявление об увольнении по собственному желанию! Руководитель извинялась и шла ей навстречу. Конечно, после такого демарша главбух опять получала повышение зарплаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|