Профессиональный почерк подчиненного-реалиста
Подчиненным реалист бывает редко и только в первые годы после поступления на новое место работы. Он быстро становится лидером — при организации рабочих групп, при подготовке презентации компании на выставке, при подборе материалов для служебной командировки. Руководство компании быстро замечает активного специалиста и выдвигает его в начальники, повышая не только его заработную плату, но и ответственность. Реалист охотно соглашается. Выигрывают обе стороны. Компания получает хорошего управленца, реалист — удовлегворенность и стремление работать на благо компании. Мотиваторы для подчиненного-реалиста. • Перспектива вертикальной карьеры — главный мотиватор для реалиста. • Возможность заниматься организацией и управлением — ведущий мотиватор. • Его привлекает перспектива войти в группу линейного менеджмента и топ-менеджмента, быть вхожим в закрытую «тусовку» руководства компании. • Бонус, социальный пакет не только для него, но и для членов его семьи — важные мотиваторы. • Реалиста мотивирует участие во внешних контактах с партнерами, клиентами и поставщиками. Критик По поводу присутствия в компании критика идут споры: нужен ли он в команде или от него одни проблемы? Разберемся в этом непростом вопросе. Критики бывают конструктивные и деструктивные. Последний — нередко конфликтный человек. Имеег невысокую компетентность, но слишком завышенную самооценку. Демонстративный, обладает холерическим темпераментом — вспыльчивый и раздражительный. Провоцирует сценарные (повторяющиеся) конфликты в подразделении. Иногда такого сотрудника лучше уволить, потому что он провоцирует повышенный конфликтный фон.
Мы будем говорить здесь о конструктивном критике. Это компетентный специалист, обладающий критическим складом ума. Он спо- [ 130 ] Эффективная мотивация персонала собен видеть недостатки и ошибки в работе раньше других, поэтому к его мнению полезно прислушаться. Такой сотрудник любит парадоксы и противоречия. Считает, что конструктивные конфликты — источник развития и движения вперед. Уверен, что если в новом проекте допущена ошибка, ее сразу же нужно выявить и устранить. Согласитесь, это правильная позиция! С коллегами критик общается своеобразно, любит подкалывания, иронические шутки. Сотрудники относятся к критику по-разному. Одни уважают его за прямоту и любовь к истине, другие побаиваются и избегают. Критик нередко ведет себя подчеркнуто иначе, чем другие сотрудники. Проявляет скепсис и неприятие точки зрения, отличающейся от его мнения. Может нарисовать безрадостную перспективу провала нового проекта или направления в работе. Говорит сложно и витиевато: «Вероятно...», «В сущности...», «Главным образом...» Строит мысленные эксперименты, предполагает, теоретизирует: «А что будет, если...», «Какого результата можно ожидать, если...», «Предположим, что...», «Давайте представим...» Нередко после разрушительной критики, например, нового проекта такой человек не предлагает конструктивных решений. За это на него нередко обижаются коллеги: «Ругать легче всего, ты лучше предложи свое решение...» Несмотря на правильность такого упрека, следует иметь в виду, что предназначение критика - выявлять ошибки. Это его, если хотите, «мыслительная специализация». А доработать проект в свете этих критических замечаний — дело других сотрудников, имеющих иной склад ума, например аналитиков. Каждой команде нужно иметь своего критика. Слушатели семинаров часто спрашивают, какова «экологическая норма» наличия критиков в команде? Сколько критиков должно быть в подразделении без риска для его атмосферы? Трудно ответить на этот вопрос: все зависит от корпоративной культуры и направления деятельности компании. Но можно говорить, что в эффективной команде из 30-35 человек должен работать хотя бы один сотрудник, имеющий критическое мышление.
Управленческий стиль руководителя-критика Руководитель с критическим складом ума проявляет высокую эффективность в кризисный период развития компании. Он способен Глава 4.Индивидуальность сотрудникам мотивация [ 131 ] точно указать на недостатки и «слабые места», с тем чтобы сотрудники занялись их устранением. Если компанию необходимо вывести из «застоя», критик со своей командой будет здесь необходим. Он проведет критический анализ. покажет возможности и риски, поставит вопросо поиске принципиально новых подходов и решений. В построении системы мотивации руководитель-критик актилно применяет преимущественно «кнут», нередко забывая о «прянике». Он увлекается негативными средствами воздействия: критикует подчиненных за допущенные ошибки, избегая хвалить за достижения. Он рассуждает так: «Зачем хвалить, если все нормально? Сотрудник должен работать хорошо! Это его обязанность! А за ошибки нужно наказывать!» Критичность такого руководителя нередко приводит к тому, что самостоятельные и профессиональные сотрудники не выдерживают давления и начинают поиск нового места работы. Повышается текучесть персонала, и в конце концов остаются лишь послушные и неуверенные в себе люди. А всегда ли такие сотрудники бывают хорошими профессионалами? Это еще вопрос! Мотиваторы для руководителя-критика. • Серьезный мотиватор для такого руководителя — понимание и поддержка со стороны высшего руководства. Критику всегда приходится выдерживать сопротивление коллег, и только поддержка ведущего руководителя обеспечивает ему благоприятные условия для работы. • Проведение внутреннего аудита в компании по направлениям работы, соответствующим специальности критика, — важный мотиватор для руководителя-критика. • Командная корпоративная культура и низкий фон конфликтности — условия для работы конструктивного критика. В команде с благоприятным климатом тот факт, что критик выявляет ошибки, не вызывает конфликтов: все понимают, что это пойдет на пользу компании.
• Повышение профессиональной компетентности и обучение на консалтинговых семинарах — хороший мотиватор. Однако нужно помнить, что критик — требовательный слушатель и его следует посылать на семинары известных и признанных консультантов. [ 132 ] Эффективная мотивация персонала Профессиональный почерк подчиненного-критика Итак, мы договорились, что конструктивный критик нужен в команде. Он вовремя замечает ошибки в работе и тем самым снижает риски. Несмотря на то что критик общается с коллегами с долей сарказма и скепсиса и некоторые его избегают, многие понимают, что наличие умного и профессионального критика — скорее, благо. Критик необходим п условиях кризиса и проблем, а также если Предстоит выявить риски в новых проектах. Такой сотрудник способен открыто критиковать руководителя, поэтому, если необходимо ограничить зарвавшегося начальника, это сумеет сделать именно он. В этом случае критик способен возглавить оппозицию неэффективному руководителю, что иногда бывает необходимо. Но если команде нужны стабильность и устойчивость, активность критика может* помешать. Чтобы не сталкиваться с ним, некоторые сотрудники могут подать заявление об уходе, и в подразделении возникнет повышенная текучесть кадров. Деятельность критика в команде повышает конфликтный фон в отношениях между сотрудниками. Нередко это может способствовать снижению общей эффективности работы команды. Конечно, при сильном и авторитетном руководителе, который контролирует действия критика, эти риски не допускаются. Руководитель может «погасить» критика своим спокойствием и лояльностью, если он действительно признает его конструктивную роль в своем подразделении. Мотиваторы для подчиненного-критика. • Правильное «использование» его активности для своевременного выявления ошибок в новых проектах и работе сотрудников — фактор, вызывающий удовлетворенность критика.
• Применение сил критика в проведении внутреннего аудита соответственно его специализации. • Поддержка и лояльность со стороны руководителя. • Стабильная, устойчивая атмосфера в команде и отсутствие повышенного конфликтного фона. Идеалист В эффективной команде всегда есть сотрудник, который способен уравновесить критика, смягчить углы и шероховатости и тем самым стабилизировать атмосферу. Это идеалист. Как правило, это добро- Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 133 ] желательный и приветливый человек с располагающей улыбкой. Общается внимательно и заинтересованно, проявляет доверие к собеседнику. Нередко идеалист обращается к консультанту с таким вопросом: «Скажите, почему меня всегда спрашивают, как найти нужную улицу? Почему у меня всегда просят денег взаймы? Я предполагал. что это— только в России. Но сейчас мне приходится ездить в командировки, в том числе и зарубежные. В других странах ко мне тоже обращаются с просьбами. Недавно я стоял за билетом в аэропорту одной из западных стран. Рядом со мной находилось человек десять, но непонятно откуда взявшийся нищий подошел с просьбой о деньгах именно ко мне!» Действительно, к идеалисту часто обращаются за поддержкой и помощью, потому что у него открытое лицо и мягкий, внимательный взгляд. Он не любит конфликтов и противоречий и уступает только для того, чтобы сохранить отношения. В общении задает мягкие, деликатные вопросы, поддакивает и кивает п знак согласия. Если ои не может согласиться с мнением собеседника, то не выскажет противоположной точки зрения, а промолчит. Идеалист — прекрасный слушатель. Если вы смущаетесь и теряете в себе уверенность при выступлении на совещании, найдите глазами сотрудника-идеалиста и начните рассказывать только ему. Вы почувствуете, с каким искренним интересом он слушает, и, конечно, обретете уверенность в себе. Идеалист любит рассуждать о морально-этических ценностях, общественной пользе, экологии, добре и зле. Увлекается чтением философов и моралистов, в разговоре приводит длинные цитаты из книг. Гуманизм — нравственный закон идеалиста. Он хочет любить всех и жить в ладу со своей совестью. Если на деловом совещании выступает идеалист, его речь — длинная и пространная, с «лирическими отступлениями» и призывами «быть хорошими» и «любить друг друга». Нередко критики и прагматики покидают заседание, как только идеалист начинает свое выступление. Мне пришлось наблюдать ситуацию на совещании водной компании, когда идеалист вспоминал свою первую учительницу. Многие сотрудники потихоньку покидали помещение, а идеалист все увлеченно рассказывал и рассказывал о своей школьной жизни...
[ 134 ] Эффективная мотивация персонала Управленческий стиль руководителя-идеалиста В команде руководитель-идеалист стоит между конкурирующими группировками и имеет влияние как в одной из них, так и в другой. Нередко по этой причине высшее руководство может упрекать его в излишней мягкотелости, нерешительности и желании «угодить и нашим, и вашим». Он заботится об атмосфере в команде, помнит о праздниках и днях рождения сотрудников, устраивает коллективные выезды на природу, приглашает писателей и артистов дли выступления на корпоративных «тусовках». Идеалист влияет на подчиненных при помощи позитивных средств воздействия: хвалит, поощряет, говорит приятные слова. Руководителя-идеалиста уважают и любят. К нему идут за помощью и поддержкой. Но его мягкий стиль со временем провоцирует возникновение в команде агрессивного неформального лидера, который «перехватывает власть». Идеалист не ввязывается в схватку, и от высшего руководителя зависит, кто победит — идеалист или жесткий неформальный лидер, чье горячее дыхание он чувствует у себя за спиной. В противоположность руководителю-критику, мотивирующему подчиненных при помощи негативной оценки, руководитель-идеалист применяет поощрение за достижения и успехи. Критических оценок в адрес сотрудников, которые проявляют безответствен!гость, немного или нет совсем, Нередко в результате такой политики сотрудники «разбалтываются», нарушают дисциплину, позволяют себе опаздывать на работу и затягивать сроки выполнения заданий. Персонал может «избаловаться» и проявлять недовольство имеющимися бонусами и социальными пакетами. Людям не нравятся бесплатные обеды, хотя оплачивают питание не во всех компаниях. Сотрудники недовольны обычной медицинской страховкой, обсуждая, что в «других компаниях персонал прикрепляют к элитным больницам типа ОАО "Медицина"». Следует сказать, что руководитель-идеалист вовсе не мягкотелый человек. Как только дело касается нравственных принципов, в которые он непоколебимо верит, идеалист становится упрямым и твердым. За свою идею он будет бороться до конца, пойдет за нее «на амбразуру», вынесет все лишения, преодолеет все преграды. Именно поэтому на первых этапах становления команды, когда сотрудников нужно сплотить и вдохновить для решения важной, общекорпоративной задачи, руководитель-идеалист может быть эффек- Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 135 ] тивным: он зажигается идеей сам и зажигаег других. Принципы взаимовыручки и взаимоподдержки в команде руководителя-идеалиста обеспечивают общий успех. В переговорах, если необходимо вызвать доверие и расположение клиента, руководитель-идеалист — лучшая кандидатура. Он умеет слушать и слышать партнера, позитивно его поддерживает, идет на разумные уступки, сохраняет контакт. Мотиваторы для руководителя-идеалиста. • Руководителя-идеалиста мотивирует вдохновляющая корпоративная миссия. Миссия помощи обществу, общественная полезность бизнеса компании, служение России — вот идеи, которые вдохновляют такого руководителя и его команду. • Гуманная направленность бизнеса — очень важный мотиватор для руководителя-идеалиста. Он будет внутренне страдать, если ему приходится заниматься, например, добыванием природных ресурсов, поскольку такой бизнес портит природу его страны. • Поддержка со стороны высшего руководства и подчиненных — хорошие мотиваторы. • Наличие в компании ресурсов для позитивной материальной и, главное, нематериальной системы мотивации подчиненных — отличный мотиватор для руководителя-идеалиста. • Сплоченная команда с позитивной атмосферой — мотиватор для руководителя - идеалиста. Профессиональный почерк подчиненного-идеалиста Подчиненный-идеалист — это эмоциональный лидер в команде, неформальный лидер-миротворец. Его социальная функция — формировать позитивную атмосферу в подразделении. Он настроен всех поддерживать и примирять. Идеалист — внутрикорпоративный дипломат. С удовольствием занимается организацией корпоративных праздников, проявляя при этом креативность и выдумку. Поздравляет сотрудников с днями рождения. Если у кого-нибудь случилась беда, идет к руководителю с просьбой о помощи. Идеалист — своеобразный современный «профсоюзный деятель». Всегда поддерживает руководство, разъясняет сотрудникам непопулярные решения руководителя. Хорошо улаживает конфликты, ориентирован на поиск компромиссов, устраивающих всех. [ 136 ] Эффективная мотивация персонала Идеалист эффективен во взаимодействии с клиентами, потому что они по-человечески хорошо к нему относятся. Он легко завязывает контакты, например при открытии новых региональных представительств. Всюду и со всеми быстро становится «своим парнем». Как и руководитель-идеалист, он успешно ведег переговоры, вызывая доверие у партнера. Однако если переговоры требуют жесткой позиции, такой сотрудник может быть неэффективным, поскольку идет на уступки для сохранения отношений. В условиях конкурентной борьбы подчиненные-идеалисты не эффективны, потому что стремятся найти миртам, где нужно бороться и отстаивать свою позицию. Идеалист нуждается в поддержке и уважении непосредственного начальника. Критику со стороны руководства переживает тяжело и снижает свою эффективность. Мотиваторы для подчиненного-идеалиста. • Важнейший мотиватор для идеалиста — позитивная атмосфера в подразделении, в котором он работает. Если коллеги относятся друг к другу с уважением, а в команде принята взаимоподдержка, идеалист никогда не уйдет из компании. • Из команды с повышенным конфликтным фоном идеалист уйдет одним из первых. В этом случае его не удержит повышение в заработной плате или карьерная перспектива. • Поддержка со стороны руководителя — хороший мотиватор. • Идеалист чувствителен к позитивной системе мотивации и снижает эффективность, если в компании принята только негативная, «карательная» мотивация. • Если идеалист принимает участие в подготовке корпоративных праздников, это приносит ему эмоциональное удовольствие. • Завязывание новых контактов с позитивными людьми (а для идеалиста все люди — хорошие и приятные) — тоже мотиватор. Глава 5 Методы выявления потребностей персонала Кула полезнее изучать не книги, а людей. Франсуа Ларошфуко, философ, политик Анализ биографических фактов При приеме нового сотрудника руководитель и кадровый работник знакомятся с его резюме, в котором указаны пол, возраст и образовательный уровень специалиста. Уже на этапе знакомства с резюме кан -дидата можно прогнозировать наличие у него определенных потребностей и интересов и, следовательно, выстраивать ориентированную на него систему мотиваторов в случае позитивного решения вопроса о приеме на работу, Возраст как фактор мотивации Возьмем за основу анализа три возрастные группы кандидатов и построим прогноз возможных мотиваторов для каждой из них (30). Первую группу кандидатов в возрасте от 16-17 до 22-23 лет составляют студенты, практиканты, стажеры в период профессионального обучения в средне-специальном или высшем учебном заведении, а также на рабочем месте. Вторая группа кандидатов в возрасте от 23-24 до 35 лет — молодые специалисты после окончания учебных заведений, в начале профессиональной карьеры. [ 138 J Эффективная мотивация персонала Третья группа кандидатов в возрасте от 36 до 60 лет — зрелые и опытные профессионалы. Можно с уверенностью прогнозировать, что молодой кандидат, возраст которого находится в пределах от 16-17 до 22-23 лет, проявит интерес к усвоению новой информации и получению начального профессионального опыта. Ему будет интересно поработать по решению различных задач и, вероятно, даже в разных подразделениях компании, чтобы иметь возможности для поиска себя в профессии и профессионального самоопределения-Молодой сотрудник будет мотивирован на работу и стабилизирован в компании, если возможно создать условия обучения его навыкам практической работы. При приеме кандидата данной возрастной группы его необходимо «прикрепить» к наставнику, который решит следующие мотиваци-онные задачи. • Предоставление профессиональной практической информации. • Создание условий для профессионального поиска и самоопределения. ♦ Помощь в формировании практических навыков работы. * Известию также» что молодой сотрудник заинтересован в активном общении с коллегами своей возрастной группы. Поэтому серьезными мотиваторами для него будут выступать регулярные тренинги по Team building, организуемые в игровой форме с выездами на природу. В возрастном периоде от 23-24 до 35 лет молодой специалист мотивируется условиями работы, которые будут способствовать его профессиональному самоутверждению и росту. Если в компании присутствует возможность сделать успешную карьеру, как вертикальную, так и горизонтальную, такой сотрудник будет лоялен и стабилен. В компании Shell с целью мотивации молодых специалистов созданы условия для самостоятельного построения карьеры. В момент приема кандидат проходит детальный Assessment, затем формулирует, какие цели он ставит перед собой в процессе работы в компании в определенный временной период, какой должностной уровень или решение каких профессиональных задач его привлекает. Проводится сравнительный анализ результатов оценки и карьерных планов сотрудника, в результате чего он получает список задач, которые должен решить для достижения своих це- Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 139 ] лей (какие навыки он должен освоить, на каких конкретных тренингах пройти обучение и т. п.). Молодой кандидат дан ной возрастной группы будег заинтересован в понижении квалификации и в дальнейшем профессиональном обучении. Он хороша понимает, что чем больше он знает и умеет, тем более востребован на рынке труда и тем больше стоит. Кроме того, для него серьезным мотиватором выступит работа в инновационной команде, разрабатывающей и внедряющей в компании новый, амбициозный проект. Креативная, содержательная деятельность увлечет его и повысит производительность. Наконец, молодые работники данной возрастной группы заинтересованы в заработке, поскольку именно в этот период своей жизни они женятся или выходят замуж и нуждаются в достижении материальной независимости от родителей. Итак, мотиваторы для кандидата второй возрастной группы. • Построение вертикальной или горизонтальной карьеры. • Повышение профессиональной компетентности. • Заработная плата. • Интерес к инновациям, новым методам работы. • Работа в команде по разработке и внедрению нового, амбициозного проекта. Кандидат из третьей группы (36-60 лет) заинтересован в получении должностного статуса, соответствующего его квалификации, а также в позитивном отношении к нему со стороны руководства компании. Он, безусловно, оценит серьезный социальный пакет, предлагаемый компанией, особенно если в него будут входить мероприятия по поддержанию здоровья (оплата обедов, медицинская страховка, оплата занятий спортом и фитнесом и др.). Его привлечет стабильная компания с хорошей атмосферой и отсутствием тяжелых, изматывающих конфликтов. В определенный возрастной период его обрадует возможность передачи накопленного профессионального опыта, т.е. работа коуч-руководителем (или коу ч - спе циалистом). Следовательно, мотиваторы для этой возрастной группы кандидатов такие. • Должностной статус. • Позитивное отношение со стороны руководства. • Социальный пакет. [ 140 ] Эффективная мотивация персонала • Стабильная работа. • Работа в позиции наставника» Пол как фактор мотивации Считается, что в профессиональной сфере половой фактор не имеет ведущего значения (30), и тем не менее с некоторой вероятностью можно прогнозировать определенные различия в мотивации мужчин и женщин в компании. Молодые мужчины и женщины предпочтут работать в гетерогенном команде, преимущественно состоящей из своих сверстников. Таким образом, работа в команде коллег своего возраста будет иметь для них мотивационное значение. Зрелые мужчины чаще заинтересованы в карьере и заработной плате, женщины — в стабильности, позитивной атмосфере и возможности соблюдать своевременное окончание рабочего дня. Данные факторы также следует иметь в виду при построении мотивационной схемы для работников этой возрастной категории и половой принадлежности. Образование как фактор мотивации Выше мы уже обсуждали, что если на работу в компанию приходит молодой специалист в возрасте до 35 лет, его потребность в постдипломном образовании будет высока. Кроме того, если в резюме мы увидим, что сотрудник регулярно получал дополнительное образование на профессиональных семинарах и бизнес-тренингах, то скорее всего это человек с индивидуальной потребностью в обучении и повышении своего профессионального уровня. Таких сотрудников становится все больше и больше. Россия приближается к мировым стандартам постдипломного обучения, при которых в США до Q0 % персонала проходят регулярные семинары и тренинги, а в Европе — до 60-70 % работающего персонала (20). ■ *™#ии ma mi:яшл.и1ыаиН11 nnmnri ininaiii 'iMB-eki tn*>imiii \.. •■ш |«ипи»"«1»»'И щ В последнее время наиболее популярной стала форма обучения взрослых людей в формате МВД (продолжительностью 2,5-3 года) и Mini MBA (продолжительностью немногим более полугода). Особенно необходимо отметить формат Mini MBA, обучение по которому проводится в компании Русская Школа маркетинга. В процессе обучения МВА и Mini MBA участники структурируют свой опыт и знания, развивают навыки стратегического видения будущего своего Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 141) бизнеса. Кроме того, в учебных группах возникает конструктивная атмосфера, способствующая формированию новых деловых контактов в разных отраслях. Большинство слушателей МВА и Mini MBA учатся за счет компаний; это говорит о том. что такое обучение считается руководством одним из эффективных мотиваторов для перспективных сотрудников. Но после получения дипломов многие выпускники МВА и Mini МВА испытывают сложности в профессиональном росте и начинают искать новое место работы. Следовательно, чтобы повышение образовательного статуса не выступало демотиватором для сотрудника, в компании должны быть предусмотрены условия для его вертикальной или горизонтальной карьеры к моменту окончания им обучения. Интервью как метод выявления потребностей сотрудников Интервью — это беседа руководителя или кадрового работника с кои -кретным сотрудником (или кандидатом) с целью выявления его интересов и потребностей. Интервью может быть индивидуальным (с одним сотрудником1* и групповым (с группой сотрудников). Различают формализованное (стандартизованное, структурированное) интервью и неформализованное (свободное) интервью. В первом случае беседа проводится с использованием одинаковых, стандартных вопросов, во втором случае она протекает в свободной форме. Если выдержаны все необходимые этапы беседы, в ходе стандартизованного и свободного интервью можно получить достоверную информацию об интересах и предпочтениях сотрудника (кандидата). В начале беседы необходимо установит!» коммуникативный контакт с человеком, с которым проводится интервью. Обычно общение начинается с доброжелательного приветствия и объяснения цели беседы. Важно, чтобы в начале разговора была установлена доверительная атмосфера общения и сотрудник открыто ответил на вопросы. «Здравствуйте! Мы проводим собеседование со всеми ведущими и перспективными сотрудниками компании (подразделения). Мы хотим выяснить ваши интересы и предпочтения относительно работы в нашей компании. Мы будем рады, если вы искренне ответите на наши вопросы. Ваши [ 142 ] Эффективная мотивация персонала ответы помогут нам разработать эффективную систему мотивации дли пеосонала», ■Доброе утро! Наше руководство заинтересовано в стабилизации ценных сотрудников в компании. С этой целью проводится собеседование с персоналом. Я буду задавать вопросы по выяснению вашей оценки существующих условий работы. После обработки результатов ответов большинства сотрудников е компании будет разработана эффективная система мотивации». «Добрый день! Вы — один из ключевых сотрудников нашей компании. Мы заинтересованы в том, чтобы вы работали у нас с удовольствием. Недавно на совещании было принято решение опросить всех ценных работников компании с целью разработки их более эффективной мотивации». В случае стандартизованного интервью с сотрудником компании рекомендуется обсуждать такие вопросы. • Довольны ли вы работой в нашей компании? • Что вам больше всего правится в нашей компании? • Какие условия своей работы вы оценили бы позитивно? • Как вы планируете свою карьеру? • Какие перспективы роста были бы для вас привлекательными? • Какие цели вы определили для себя в следующем году? • Какие новые проекты и задачи вас привлекают? • Что бы вам хотелось улучшить? • Какие условия работы вам не нравятся и почему? • Какие меры по изменению негативных условий работы вы могл* бы предложить? Подобные вопросы могут быть заданы как при индивидуальном. так и при групповом интервью. В последнем случае обсуждение проводится с сотрудниками подразделения. В конце интервью необходимо поблагодарить сотрудников за общение. Кроме того, важно обозначить конкретные сроки, в течение которых сотрудник может ждать улучшения мотивационной средь компании (подразделения). Интервью с кандидатом строится на основе других вопросов (он> приведены в главе 2). Для фиксации получаемой информации в ходе интервью необходимо вести запись беседы в записной книжке. В случае искреннее и действительно доверительной атмосферы общения можно записывать разговор на диктофон. Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 143 ] Интервью - эффективный и достаточно простой метод сбора информации об интересах и потребностях сотрудников, применяемый с целью разработки системы мотивации. Однако он требует затрат времени и усилий, поэтому в практической работе с персоналом используется не часто. Типичные ошибки при проведении интервью. 1. Метод интервью не будет эффективным и не даст достоверной информации при выявлении значимых мотиваторов, если интервьюер поспешил, засуетился и не поздоровался е сотрудником. Отсутствие приветствия — это нарушение коммуникативного контакта в самом начале беседы. Кроме того, если интервьюер сам проявляет закрытость и недоверие, опрашиваемый сотрудник также будет закрыт и не даст откровенных ответов. 2. Важно также правильно сформулировать цели интервью для сотрудника. Они должны быть привлекательными именно для него и содержать обещание улучшения системы мотивации в компании. Разумеется, А^ичое обещание необходимо выполнять! 3. Не стоит формулировать цели интервью такими словами: «Отдел персонала проводит интервью сотрудников нашей компании. Нам это нужно для составления годового отчета руководству». 4. Правильной будет формулировка цели интервью, способствующая проявлению открытости и доверия со стороны сотрудника: «Отдел персонала проводит интервью сотрудников нашей компании. Результаты всех собеседований будут обработаны и положены в основу системы мотивации персонала. Ваши интересы обязательно будут отражены в рекомендациях, которые мы предложим руководству по разработке эффективной системы мотивации. Руководство заинтересовано в стабилизации и удержании ценных сотрудников компании».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|