Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональный почерк подчиненного-реалиста




Подчиненным реалист бывает редко и только в первые годы пос­ле поступления на новое место работы. Он быстро становится лиде­ром — при организации рабочих групп, при подготовке презентации компании на выставке, при подборе материалов для служебной ко­мандировки.

Руководство компании быстро замечает активного специалиста и выдвигает его в начальники, повышая не только его заработную пла­ту, но и ответственность. Реалист охотно соглашается. Выигрывают обе стороны. Компания получает хорошего управленца, реалист — удовлегворенность и стремление работать на благо компании.

Мотиваторы для подчиненного-реалиста.

• Перспектива вертикальной карьеры — главный мотиватор для ре­алиста.

• Возможность заниматься организацией и управлением — веду­щий мотиватор.

• Его привлекает перспектива войти в группу линейного менедж­мента и топ-менеджмента, быть вхожим в закрытую «тусовку» руководства компании.

• Бонус, социальный пакет не только для него, но и для членов его семьи — важные мотиваторы.

• Реалиста мотивирует участие во внешних контактах с партнера­ми, клиентами и поставщиками.

Критик

По поводу присутствия в компании критика идут споры: нужен ли он в команде или от него одни проблемы? Разберемся в этом непро­стом вопросе.

Критики бывают конструктивные и деструктивные. Последний — нередко конфликтный человек. Имеег невысокую компетентность, но слишком завышенную самооценку. Демонстративный, обладает холе­рическим темпераментом — вспыльчивый и раздражительный. Про­воцирует сценарные (повторяющиеся) конфликты в подразделении. Иногда такого сотрудника лучше уволить, потому что он провоцирует повышенный конфликтный фон.

Мы будем говорить здесь о конструктивном критике. Это компе­тентный специалист, обладающий критическим складом ума. Он спо-


[ 130 ] Эффективная мотивация персонала

собен видеть недостатки и ошибки в работе раньше других, поэтому к его мнению полезно прислушаться.

Такой сотрудник любит парадоксы и противоречия. Считает, что конструктивные конфликты — источник развития и движения впе­ред. Уверен, что если в новом проекте допущена ошибка, ее сразу же нужно выявить и устранить. Согласитесь, это правильная позиция!

С коллегами критик общается своеобразно, любит подкалывания, иронические шутки. Сотрудники относятся к критику по-разному. Одни уважают его за прямоту и любовь к истине, другие побаиваются и избегают.

Критик нередко ведет себя подчеркнуто иначе, чем другие сотруд­ники. Проявляет скепсис и неприятие точки зрения, отличающейся от его мнения. Может нарисовать безрадостную перспективу провала нового проекта или направления в работе.

Говорит сложно и витиевато: «Вероятно...», «В сущности...», «Глав­ным образом...» Строит мысленные эксперименты, предполагает, те­оретизирует: «А что будет, если...», «Какого результата можно ожи­дать, если...», «Предположим, что...», «Давайте представим...»

Нередко после разрушительной критики, например, нового проекта такой человек не предлагает конструктивных решений. За это на него нередко обижаются коллеги: «Ругать легче всего, ты лучше предложи свое решение...» Несмотря на правильность такого упрека, следует иметь в виду, что предназначение критика - выявлять ошибки. Это его, если хотите, «мыслительная специализация». А доработать проект в свете этих критических замечаний — дело других сотрудников, име­ющих иной склад ума, например аналитиков.

Каждой команде нужно иметь своего критика. Слушатели семина­ров часто спрашивают, какова «экологическая норма» наличия кри­тиков в команде? Сколько критиков должно быть в подразделении без риска для его атмосферы? Трудно ответить на этот вопрос: все зависит от корпоративной культуры и направления деятельности компании. Но можно говорить, что в эффективной команде из 30-35 чело­век должен работать хотя бы один сотрудник, имеющий критическое мышление.

Управленческий стиль руководителя-критика

Руководитель с критическим складом ума проявляет высокую эф­фективность в кризисный период развития компании. Он способен


Глава 4.Индивидуальность сотрудникам мотивация [ 131 ]

точно указать на недостатки и «слабые места», с тем чтобы сотрудники занялись их устранением.

Если компанию необходимо вывести из «застоя», критик со своей командой будет здесь необходим. Он проведет критический анализ. покажет возможности и риски, поставит вопросо поиске принципи­ально новых подходов и решений.

В построении системы мотивации руководитель-критик актилно применяет преимущественно «кнут», нередко забывая о «пряни­ке». Он увлекается негативными средствами воздействия: критикует подчиненных за допущенные ошибки, избегая хвалить за достижения. Он рассуждает так: «Зачем хвалить, если все нормально? Сотрудник должен работать хорошо! Это его обязанность! А за ошибки нужно наказывать!»

Критичность такого руководителя нередко приводит к тому, что са­мостоятельные и профессиональные сотрудники не выдерживают дав­ления и начинают поиск нового места работы. Повышается текучесть персонала, и в конце концов остаются лишь послушные и неуверенные в себе люди. А всегда ли такие сотрудники бывают хорошими профес­сионалами? Это еще вопрос!

Мотиваторы для руководителя-критика.

• Серьезный мотиватор для такого руководителя — понимание и под­держка со стороны высшего руководства. Критику всегда приходит­ся выдерживать сопротивление коллег, и только поддержка веду­щего руководителя обеспечивает ему благоприятные условия для работы.

• Проведение внутреннего аудита в компании по направлениям работы, соответствующим специальности критика, — важный мотиватор для руководителя-критика.

• Командная корпоративная культура и низкий фон конфликтно­сти — условия для работы конструктивного критика. В команде с благоприятным климатом тот факт, что критик выявляет ошиб­ки, не вызывает конфликтов: все понимают, что это пойдет на пользу компании.

• Повышение профессиональной компетентности и обучение на консалтинговых семинарах — хороший мотиватор. Однако нужно помнить, что критик — требовательный слушатель и его следует посылать на семинары известных и признанных консуль­тантов.


[ 132 ] Эффективная мотивация персонала

Профессиональный почерк подчиненного-критика

Итак, мы договорились, что конструктивный критик нужен в коман­де. Он вовремя замечает ошибки в работе и тем самым снижает рис­ки. Несмотря на то что критик общается с коллегами с долей сарказма и скепсиса и некоторые его избегают, многие понимают, что наличие умного и профессионального критика — скорее, благо.

Критик необходим п условиях кризиса и проблем, а также если Пред­стоит выявить риски в новых проектах.

Такой сотрудник способен открыто критиковать руководителя, по­этому, если необходимо ограничить зарвавшегося начальника, это су­меет сделать именно он. В этом случае критик способен возглавить оппо­зицию неэффективному руководителю, что иногда бывает необходимо.

Но если команде нужны стабильность и устойчивость, активность критика может* помешать. Чтобы не сталкиваться с ним, некоторые сотрудники могут подать заявление об уходе, и в подразделении воз­никнет повышенная текучесть кадров.

Деятельность критика в команде повышает конфликтный фон в от­ношениях между сотрудниками. Нередко это может способствовать снижению общей эффективности работы команды.

Конечно, при сильном и авторитетном руководителе, который кон­тролирует действия критика, эти риски не допускаются. Руководитель может «погасить» критика своим спокойствием и лояльностью, если он действительно признает его конструктивную роль в своем подраз­делении.

Мотиваторы для подчиненного-критика.

• Правильное «использование» его активности для своевремен­ного выявления ошибок в новых проектах и работе сотрудни­ков — фактор, вызывающий удовлетворенность критика.

• Применение сил критика в проведении внутреннего аудита соот­ветственно его специализации.

• Поддержка и лояльность со стороны руководителя.

• Стабильная, устойчивая атмосфера в команде и отсутствие повы­шенного конфликтного фона.

Идеалист

В эффективной команде всегда есть сотрудник, который способен уравновесить критика, смягчить углы и шероховатости и тем самым стабилизировать атмосферу. Это идеалист. Как правило, это добро-


Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 133 ]

желательный и приветливый человек с располагающей улыбкой. Об­щается внимательно и заинтересованно, проявляет доверие к собе­седнику.

Нередко идеалист обращается к консультанту с таким вопросом: «Скажите, почему меня всегда спрашивают, как найти нужную улицу? Почему у меня всегда просят денег взаймы? Я предполагал. что это— только в России. Но сейчас мне приходится ездить в ко­мандировки, в том числе и зарубежные. В других странах ко мне тоже обращаются с просьбами. Недавно я стоял за билетом в аэропорту одной из западных стран. Рядом со мной находилось человек десять, но непонятно откуда взявшийся нищий подошел с просьбой о деньгах именно ко мне!»

Действительно, к идеалисту часто обращаются за поддержкой и по­мощью, потому что у него открытое лицо и мягкий, внимательный взгляд. Он не любит конфликтов и противоречий и уступает только для того, чтобы сохранить отношения.

В общении задает мягкие, деликатные вопросы, поддакивает и ки­вает п знак согласия. Если ои не может согласиться с мнением собесед­ника, то не выскажет противоположной точки зрения, а промолчит.

Идеалист — прекрасный слушатель. Если вы смущаетесь и теряете в себе уверенность при выступлении на совещании, найдите глазами сотрудника-идеалиста и начните рассказывать только ему. Вы почув­ствуете, с каким искренним интересом он слушает, и, конечно, об­ретете уверенность в себе.

Идеалист любит рассуждать о морально-этических ценностях, об­щественной пользе, экологии, добре и зле. Увлекается чтением фило­софов и моралистов, в разговоре приводит длинные цитаты из книг.

Гуманизм — нравственный закон идеалиста. Он хочет любить всех и жить в ладу со своей совестью. Если на деловом совещании выступает идеалист, его речь — длинная и пространная, с «лирическими отступ­лениями» и призывами «быть хорошими» и «любить друг друга». Нередко критики и прагматики покидают заседание, как только идеа­лист начинает свое выступление.

Мне пришлось наблюдать ситуацию на совещании водной компании, когда идеалист вспоминал свою первую учительницу. Многие сотрудники потихоньку покидали помещение, а идеалист все увлеченно рассказывал и рассказывал о своей школьной жизни...


[ 134 ] Эффективная мотивация персонала

Управленческий стиль руководителя-идеалиста

В команде руководитель-идеалист стоит между конкурирующими группировками и имеет влияние как в одной из них, так и в другой. Нередко по этой причине высшее руководство может упрекать его в излишней мягкотелости, нерешительности и желании «угодить и на­шим, и вашим».

Он заботится об атмосфере в команде, помнит о праздниках и днях рождения сотрудников, устраивает коллективные выезды на природу, приглашает писателей и артистов дли выступления на корпоративных «тусовках».

Идеалист влияет на подчиненных при помощи позитивных средств воздействия: хвалит, поощряет, говорит приятные слова.

Руководителя-идеалиста уважают и любят. К нему идут за помощью и поддержкой. Но его мягкий стиль со временем провоцирует возник­новение в команде агрессивного неформального лидера, который «пе­рехватывает власть». Идеалист не ввязывается в схватку, и от высшего руководителя зависит, кто победит — идеалист или жесткий неформаль­ный лидер, чье горячее дыхание он чувствует у себя за спиной.

В противоположность руководителю-критику, мотивирующему под­чиненных при помощи негативной оценки, руководитель-идеалист применяет поощрение за достижения и успехи. Критических оценок в адрес сотрудников, которые проявляют безответствен!гость, немного или нет совсем,

Нередко в результате такой политики сотрудники «разбалтываются», нарушают дисциплину, позволяют себе опаздывать на работу и за­тягивать сроки выполнения заданий. Персонал может «избаловать­ся» и проявлять недовольство имеющимися бонусами и социальными пакетами. Людям не нравятся бесплатные обеды, хотя оплачивают питание не во всех компаниях. Сотрудники недовольны обычной ме­дицинской страховкой, обсуждая, что в «других компаниях персонал прикрепляют к элитным больницам типа ОАО "Медицина"».

Следует сказать, что руководитель-идеалист вовсе не мягкотелый че­ловек. Как только дело касается нравственных принципов, в которые он непоколебимо верит, идеалист становится упрямым и твердым. За свою идею он будет бороться до конца, пойдет за нее «на амбразуру», вынесет все лишения, преодолеет все преграды.

Именно поэтому на первых этапах становления команды, когда сотрудников нужно сплотить и вдохновить для решения важной, об­щекорпоративной задачи, руководитель-идеалист может быть эффек-


Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 135 ]

тивным: он зажигается идеей сам и зажигаег других. Принципы вза­имовыручки и взаимоподдержки в команде руководителя-идеалиста обеспечивают общий успех.

В переговорах, если необходимо вызвать доверие и расположение клиента, руководитель-идеалист — лучшая кандидатура. Он умеет слу­шать и слышать партнера, позитивно его поддерживает, идет на разум­ные уступки, сохраняет контакт.

Мотиваторы для руководителя-идеалиста.

• Руководителя-идеалиста мотивирует вдохновляющая корпора­тивная миссия. Миссия помощи обществу, общественная полез­ность бизнеса компании, служение России — вот идеи, которые вдохновляют такого руководителя и его команду.

• Гуманная направленность бизнеса — очень важный мотиватор для руководителя-идеалиста. Он будет внутренне страдать, если ему приходится заниматься, например, добыванием природных ресурсов, поскольку такой бизнес портит природу его страны.

• Поддержка со стороны высшего руководства и подчиненных — хорошие мотиваторы.

• Наличие в компании ресурсов для позитивной материальной и, главное, нематериальной системы мотивации подчиненных — от­личный мотиватор для руководителя-идеалиста.

• Сплоченная команда с позитивной атмосферой — мотиватор для руководителя - идеалиста.

Профессиональный почерк подчиненного-идеалиста

Подчиненный-идеалист — это эмоциональный лидер в команде, не­формальный лидер-миротворец. Его социальная функция — фор­мировать позитивную атмосферу в подразделении. Он настроен всех поддерживать и примирять. Идеалист — внутрикорпоративный дип­ломат.

С удовольствием занимается организацией корпоративных празд­ников, проявляя при этом креативность и выдумку. Поздравляет со­трудников с днями рождения. Если у кого-нибудь случилась беда, идет к руководителю с просьбой о помощи. Идеалист — своеобразный со­временный «профсоюзный деятель».

Всегда поддерживает руководство, разъясняет сотрудникам непопу­лярные решения руководителя. Хорошо улаживает конфликты, ори­ентирован на поиск компромиссов, устраивающих всех.


[ 136 ] Эффективная мотивация персонала

Идеалист эффективен во взаимодействии с клиентами, потому что они по-человечески хорошо к нему относятся. Он легко завязывает контакты, например при открытии новых региональных представи­тельств. Всюду и со всеми быстро становится «своим парнем».

Как и руководитель-идеалист, он успешно ведег переговоры, вы­зывая доверие у партнера. Однако если переговоры требуют жесткой позиции, такой сотрудник может быть неэффективным, поскольку идет на уступки для сохранения отношений.

В условиях конкурентной борьбы подчиненные-идеалисты не эф­фективны, потому что стремятся найти миртам, где нужно бороться и отстаивать свою позицию.

Идеалист нуждается в поддержке и уважении непосредственного на­чальника. Критику со стороны руководства переживает тяжело и сни­жает свою эффективность.

Мотиваторы для подчиненного-идеалиста.

• Важнейший мотиватор для идеалиста — позитивная атмосфера в подразделении, в котором он работает. Если коллеги относятся друг к другу с уважением, а в команде принята взаимоподдержка, идеалист никогда не уйдет из компании.

• Из команды с повышенным конфликтным фоном идеалист уйдет одним из первых. В этом случае его не удержит повышение в за­работной плате или карьерная перспектива.

• Поддержка со стороны руководителя — хороший мотиватор.

• Идеалист чувствителен к позитивной системе мотивации и сни­жает эффективность, если в компании принята только негатив­ная, «карательная» мотивация.

• Если идеалист принимает участие в подготовке корпоративных праздников, это приносит ему эмоциональное удовольствие.

• Завязывание новых контактов с позитивными людьми (а для иде­алиста все люди — хорошие и приятные) — тоже мотиватор.


Глава 5

Методы выявления

потребностей персонала

Кула полезнее изучать не книги, а людей.

Франсуа Ларошфуко,

философ, политик

Анализ биографических фактов

При приеме нового сотрудника руководитель и кадровый работник знакомятся с его резюме, в котором указаны пол, возраст и образова­тельный уровень специалиста. Уже на этапе знакомства с резюме кан -дидата можно прогнозировать наличие у него определенных потреб­ностей и интересов и, следовательно, выстраивать ориентированную на него систему мотиваторов в случае позитивного решения вопроса о приеме на работу,

Возраст как фактор мотивации

Возьмем за основу анализа три возрастные группы кандидатов и пос­троим прогноз возможных мотиваторов для каждой из них (30).

Первую группу кандидатов в возрасте от 16-17 до 22-23 лет со­ставляют студенты, практиканты, стажеры в период профессиональ­ного обучения в средне-специальном или высшем учебном заведении, а также на рабочем месте.

Вторая группа кандидатов в возрасте от 23-24 до 35 лет — моло­дые специалисты после окончания учебных заведений, в начале про­фессиональной карьеры.


[ 138 J Эффективная мотивация персонала

Третья группа кандидатов в возрасте от 36 до 60 лет — зрелые и опытные профессионалы.

Можно с уверенностью прогнозировать, что молодой кандидат, возраст которого находится в пределах от 16-17 до 22-23 лет, про­явит интерес к усвоению новой информации и получению начального профессионального опыта. Ему будет интересно поработать по ре­шению различных задач и, вероятно, даже в разных подразделениях компании, чтобы иметь возможности для поиска себя в профессии и профессионального самоопределения-Молодой сотрудник будет мотивирован на работу и стабилизирован в компании, если возможно создать условия обучения его навыкам практической работы.

При приеме кандидата данной возрастной группы его необходимо «прикрепить» к наставнику, который решит следующие мотиваци-онные задачи.

• Предоставление профессиональной практической информации.

• Создание условий для профессионального поиска и самоопреде­ления.

♦ Помощь в формировании практических навыков работы.

* Известию также» что молодой сотрудник заинтересован в актив­ном общении с коллегами своей возрастной группы. Поэтому серьезными мотиваторами для него будут выступать регулярные тренинги по Team building, организуемые в игровой форме с вы­ездами на природу.

В возрастном периоде от 23-24 до 35 лет молодой специалист мо­тивируется условиями работы, которые будут способствовать его про­фессиональному самоутверждению и росту. Если в компании присут­ствует возможность сделать успешную карьеру, как вертикальную, так и горизонтальную, такой сотрудник будет лоялен и стабилен.

В компании Shell с целью мотивации молодых специалистов созданы ус­ловия для самостоятельного построения карьеры. В момент приема кан­дидат проходит детальный Assessment, затем формулирует, какие цели он ставит перед собой в процессе работы в компании в определенный временной период, какой должностной уровень или решение каких про­фессиональных задач его привлекает. Проводится сравнительный анализ результатов оценки и карьерных планов сотрудника, в результате чего он получает список задач, которые должен решить для достижения своих це-


Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 139 ]

лей (какие навыки он должен освоить, на каких конкретных тренингах пройти обучение и т. п.).

Молодой кандидат дан ной возрастной группы будег заинтересован в понижении квалификации и в дальнейшем профессиональном обу­чении. Он хороша понимает, что чем больше он знает и умеет, тем более востребован на рынке труда и тем больше стоит.

Кроме того, для него серьезным мотиватором выступит работа в инновационной команде, разрабатывающей и внедряющей в ком­пании новый, амбициозный проект. Креативная, содержательная де­ятельность увлечет его и повысит производительность.

Наконец, молодые работники данной возрастной группы заинтере­сованы в заработке, поскольку именно в этот период своей жизни они женятся или выходят замуж и нуждаются в достижении материальной независимости от родителей.

Итак, мотиваторы для кандидата второй возрастной группы.

• Построение вертикальной или горизонтальной карьеры.

• Повышение профессиональной компетентности.

• Заработная плата.

• Интерес к инновациям, новым методам работы.

• Работа в команде по разработке и внедрению нового, амбициоз­ного проекта.

Кандидат из третьей группы (36-60 лет) заинтересован в полу­чении должностного статуса, соответствующего его квалификации, а также в позитивном отношении к нему со стороны руководства ком­пании. Он, безусловно, оценит серьезный социальный пакет, предла­гаемый компанией, особенно если в него будут входить мероприятия по поддержанию здоровья (оплата обедов, медицинская страховка, оплата занятий спортом и фитнесом и др.).

Его привлечет стабильная компания с хорошей атмосферой и от­сутствием тяжелых, изматывающих конфликтов. В определенный возрастной период его обрадует возможность передачи накопленно­го профессионального опыта, т.е. работа коуч-руководителем (или коу ч - спе циалистом).

Следовательно, мотиваторы для этой возрастной группы канди­датов такие.

• Должностной статус.

• Позитивное отношение со стороны руководства.

• Социальный пакет.


[ 140 ] Эффективная мотивация персонала

• Стабильная работа.

• Работа в позиции наставника»

Пол как фактор мотивации

Считается, что в профессиональной сфере половой фактор не имеет ведущего значения (30), и тем не менее с некоторой вероятностью можно прогнозировать определенные различия в мотивации мужчин и женщин в компании.

Молодые мужчины и женщины предпочтут работать в гетерогенном команде, преимущественно состоящей из своих сверстников. Таким образом, работа в команде коллег своего возраста будет иметь для них мотивационное значение.

Зрелые мужчины чаще заинтересованы в карьере и заработной пла­те, женщины — в стабильности, позитивной атмосфере и возможности соблюдать своевременное окончание рабочего дня. Данные факторы также следует иметь в виду при построении мотивационной схемы для работников этой возрастной категории и половой принадлежности.

Образование как фактор мотивации

Выше мы уже обсуждали, что если на работу в компанию приходит молодой специалист в возрасте до 35 лет, его потребность в постдип­ломном образовании будет высока.

Кроме того, если в резюме мы увидим, что сотрудник регулярно получал дополнительное образование на профессиональных семина­рах и бизнес-тренингах, то скорее всего это человек с индивидуальной потребностью в обучении и повышении своего профессионального уровня. Таких сотрудников становится все больше и больше. Россия приближается к мировым стандартам постдипломного обучения, при которых в США до Q0 % персонала проходят регулярные семинары и тренинги, а в Европе — до 60-70 % работающего персонала (20).

■ *™#ии ma mi:яшл.и1ыаиН11 nnmnri ininaiii 'iMB-eki tn*>imiii \.. •■ш |«ипи»"«1»»'И щшиглшчшgw.nJuurnn'

В последнее время наиболее популярной стала форма обучения взрос­лых людей в формате МВД (продолжительностью 2,5-3 года) и Mini MBA (продолжительностью немногим более полугода). Особенно необходимо отметить формат Mini MBA, обучение по которому проводится в компании Русская Школа маркетинга.

В процессе обучения МВА и Mini MBA участники структурируют свой опыт и знания, развивают навыки стратегического видения будущего своего


Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 141)

бизнеса. Кроме того, в учебных группах возникает конструктивная атмо­сфера, способствующая формированию новых деловых контактов в раз­ных отраслях.

Большинство слушателей МВА и Mini MBA учатся за счет компаний; это го­ворит о том. что такое обучение считается руководством одним из эффек­тивных мотиваторов для перспективных сотрудников. Но после получения дипломов многие выпускники МВА и Mini МВА испытывают сложности в профессиональном росте и начинают искать новое место работы. Сле­довательно, чтобы повышение образовательного статуса не выступало демотиватором для сотрудника, в компании должны быть предусмотрены условия для его вертикальной или горизонтальной карьеры к моменту окончания им обучения.

Интервью как метод выявления потребностей сотрудников

Интервью — это беседа руководителя или кадрового работника с кои -кретным сотрудником (или кандидатом) с целью выявления его инте­ресов и потребностей.

Интервью может быть индивидуальным (с одним сотрудником1* и групповым (с группой сотрудников).

Различают формализованное (стандартизованное, структурирован­ное) интервью и неформализованное (свободное) интервью. В первом случае беседа проводится с использованием одинаковых, стандартных вопросов, во втором случае она протекает в свободной форме.

Если выдержаны все необходимые этапы беседы, в ходе стан­дартизованного и свободного интервью можно получить достовер­ную информацию об интересах и предпочтениях сотрудника (кан­дидата).

В начале беседы необходимо установит!» коммуникативный контакт с человеком, с которым проводится интервью. Обычно общение на­чинается с доброжелательного приветствия и объяснения цели беседы. Важно, чтобы в начале разговора была установлена доверительная ат­мосфера общения и сотрудник открыто ответил на вопросы.

«Здравствуйте! Мы проводим собеседование со всеми ведущими и пер­спективными сотрудниками компании (подразделения). Мы хотим выяс­нить ваши интересы и предпочтения относительно работы в нашей компа­нии. Мы будем рады, если вы искренне ответите на наши вопросы. Ваши


[ 142 ] Эффективная мотивация персонала

ответы помогут нам разработать эффективную систему мотивации дли пеосонала»,

■Доброе утро! Наше руководство заинтересовано в стабилизации ценных сотрудников в компании. С этой целью проводится собеседование с пер­соналом. Я буду задавать вопросы по выяснению вашей оценки существу­ющих условий работы. После обработки результатов ответов большинства сотрудников е компании будет разработана эффективная система моти­вации».

«Добрый день! Вы — один из ключевых сотрудников нашей компании. Мы заинтересованы в том, чтобы вы работали у нас с удовольствием. Недавно на совещании было принято решение опросить всех ценных работников компании с целью разработки их более эффективной мотивации».

В случае стандартизованного интервью с сотрудником компании рекомендуется обсуждать такие вопросы.

• Довольны ли вы работой в нашей компании?

• Что вам больше всего правится в нашей компании?

• Какие условия своей работы вы оценили бы позитивно?

• Как вы планируете свою карьеру?

• Какие перспективы роста были бы для вас привлекательными?

• Какие цели вы определили для себя в следующем году?

• Какие новые проекты и задачи вас привлекают?

• Что бы вам хотелось улучшить?

• Какие условия работы вам не нравятся и почему?

• Какие меры по изменению негативных условий работы вы могл* бы предложить?

Подобные вопросы могут быть заданы как при индивидуальном. так и при групповом интервью. В последнем случае обсуждение про­водится с сотрудниками подразделения.

В конце интервью необходимо поблагодарить сотрудников за об­щение. Кроме того, важно обозначить конкретные сроки, в течение которых сотрудник может ждать улучшения мотивационной средь компании (подразделения).

Интервью с кандидатом строится на основе других вопросов (он> приведены в главе 2).

Для фиксации получаемой информации в ходе интервью необ­ходимо вести запись беседы в записной книжке. В случае искреннее и действительно доверительной атмосферы общения можно записы­вать разговор на диктофон.


Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 143 ]

Интервью - эффективный и достаточно простой метод сбора ин­формации об интересах и потребностях сотрудников, применяемый с целью разработки системы мотивации. Однако он требует затрат времени и усилий, поэтому в практической работе с персоналом ис­пользуется не часто.

Типичные ошибки при проведении интервью.

1. Метод интервью не будет эффективным и не даст достоверной информации при выявлении значимых мотиваторов, если интервьюер поспешил, засуетился и не поздоровался е сотрудником. Отсутствие приветствия — это нарушение коммуникативного контакта в самом начале беседы. Кроме того, если интервьюер сам проявляет закрытость и недоверие, опрашиваемый сотрудник также будет закрыт и не даст откровенных ответов.

2. Важно также правильно сформулировать цели интервью для сотрудника. Они должны быть привлекательными именно для него и содержать обещание улучшения системы мотивации в компании. Ра­зумеется, А^ичое обещание необходимо выполнять!

3. Не стоит формулировать цели интервью такими словами: «Отдел персонала проводит интервью сотрудников нашей компании. Нам это нужно для составления годового отчета руководству».

4. Правильной будет формулировка цели интервью, способству­ющая проявлению открытости и доверия со стороны сотрудника: «Отдел персонала проводит интервью сотрудников нашей компании. Результаты всех собеседований будут обработаны и положены в осно­ву системы мотивации персонала. Ваши интересы обязательно будут отражены в рекомендациях, которые мы предложим руководству по разработке эффективной системы мотивации. Руководство заинте­ресовано в стабилизации и удержании ценных сотрудников компа­нии».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...